Меню

Космос как произведение искусства

Космос как искусство: далекие галактики в творчестве художников и музыкантов

12 апреля 1961 года — один из лучших моментов в истории человечества. Юрий Гагарин полетел в космос.

Первым. Первым увидел красоту нашей планеты, первым провел в космосе эксперименты и первым вернулся на Землю, улыбаясь своей доброй улыбкой.

Сегодня в нашем городе в Музее космонавтики имени Глушко не только вспоминают полет Гагарина, но и приступают к празднованию собственного юбилея — музею исполняется 45 лет. В апреле 1973-го выставочное пространство было открыто в залах Иоанновского равелина, где до этого, в 1930-е годы, размещался II отдел газодинамической лаборатории — первой отечественной организации по разработке ракетных двигателей. Историю музея можно проследить на только что открывшейся выставке «От секретной лаборатории к полетам в космос».

Космос — это то, что объединяет физиков и лириков. Одни стремятся туда, ради научных экспериментов, достижений, прогресса. Другие о космосе, неизведанных мирах и цивилизациях мечтают. В честь дня космонавтики мы решили вспомнить некоторых художников, которые не могли жить без космоса.

Space art

Те, кто не мог представить свою жизнь без космоса, а также красок, придумали space art, или астрономическое искусство. Художники этого направления иллюстрируют научные достижения и космические технологии, но не чураются и экспериментов. Папой space art’а считается американец Чесли Боунстелл. Мальчишкой рисовал увиденное через телескоп. Затем работал на «фабрике грез», был художником «Горбуна из Нотр-Дама» и «Гражданина Кейна».

Космическая одиссея Стэнли Кубрика

Рисунки Боунстелла повлияли на режиссера Стэнли Кубрика. Когда в 1964-м в Нью-Йорке он встретил писателя Артура Кларка, знал — хочет снять фильм об отношении человека и Вселенной. «Космическая одиссея» — психоделический видеоряд, ницшеанство, Штраус и Лигети — до сих пор остается лучшим сай-фаем в истории.

Миры братьев Стругацких

«Не в громе космической катастрофы и не в пламени атомной войны. А в сытой, спокойной тишине кончается история человечества». Писали Аркадий и Борис Стругацкие, и сами эту кончину отодвигали — братьям принадлежит более трех сотен изданий. Стругацкие предостерегают: будущее поставит нас перед выбором между плохим и очень плохим. За этим братья будут уже наблюдать из космоса, их именем названа одна из малых планет.

Starman Дэвид Боуи

В 1968-м весь мир смотрел «Космическую одиссею» Кубрика, а в 1969-м слушал Space oddity юноши по имени Дэвид Боуи. Ему было всего 22, но он понял, космические трипы — это то, что нужно публике. Так появились его герои — потерянный майор Том, Зигги Стардаст, изможденный Белый Герцог. Символично, что сын Боуи — кинорежиссер Данкан Джонс — своим первым фильмом снял также фантастику. Любовь к космосу — это в крови.

Источник

3. Космос как совершенное произведение искусства

3. Космос как совершенное произведение искусства

У Платона идея творит свое инобытие. А это значит, что боги создают все отдельные участки космоса и космос в целом. Платоновские боги и являются не чем иным, как космическими умами, которые как бы загружены космосом и тут же его вечно творят. Тут искусство тоже не отличается от жизненного творчества. Но тут оно относится, во–первых, ко всему космосу в целом – а он же и есть предельно выраженная жизнь. А во–вторых, это творчество космической жизни понимается диалектически. В этом самая существенная специфика платоновского понимания искусства.

Читайте также

Жизнь как произведение искусства

Жизнь как произведение искусства В известном изречении Ницше «Дионис против Распятого» Дионис предстает сверхчеловеком — лицом, наделенным мощными инстинктивными желаниями, который непрерывно преобразует их в нечто более высокое. Тем внушительнее выглядит здесь

Мифология. О начале развития искусства и его основном противоречии. Истоки декоративно-прикладного искусства

Мифология. О начале развития искусства и его основном противоречии. Истоки декоративно-прикладного искусства Видимо, человечество нелегко расставалось с тем способом освоения мира, в котором в качестве наивысшей – хотя и неосознанной – цели полагался сам человек, а

2. Совершенное государство Платона

2. Совершенное государство Платона Позднее, уже в конце жизни, в диалоге «Законы» Платон вернулся к теме коллективистического устройства общества и характерного для такого общества «обнаженного человека».Платон исходит из идеи подчиненности индивида интересам целого,

Читайте также:  Космос гравитация пространство время

a. Абстрактное произведение искусства

a. Абстрактное произведение искусства Первое произведение искусства, будучи непосредственным, есть произведение абстрактное и единичное. С своей стороны, оно должно двигаться из непосредственного и предметного модуса навстречу самосознанию, как, с другой стороны, это

b. Живое произведение искусства

b. Живое произведение искусства Народ, в культе художественной религии приближающийся к своему богу, есть нравственный народ, который знает свое государство и действия его как собственную волю и свое собственное осуществление. Этот дух, противостоя народу, обладающему

c. Духовное произведение искусства

c. Духовное произведение искусства Народные духи, осознающие форму своей сущности в каком-либо особом животном, сходятся в один дух; так соединяются отдельные прекрасные народные духи в один пантеон, стихия и обитель которого — язык. Чистое созерцание себя самого как

XII ШТУРМ ВЕНЫ. ПРЕДАТЕЛЬСТВО, СОВЕРШЕННОЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЕНЕ

XII ШТУРМ ВЕНЫ. ПРЕДАТЕЛЬСТВО, СОВЕРШЕННОЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЕНЕ Когда, наконец, армия Виндишгреца, сконцентрировавшись, начала наступление на Вену, силы, которые могли быть выставлены для обороны, оказались совершенно недостаточными для этой цели. Только некоторую часть

1. Произведение искусства есть организм

1. Произведение искусства есть организм Само собой разумеется, что произведение искусства как организм предполагалось в античности и раньше, включая Платона, Аристотеля, и осталось в античности навсегда. Тем не менее как предмет непосредственной ощутимости организм

2. Произведение искусства есть человек

2. Произведение искусства есть человек Но что такое эта непосредственная ощутимость организма? Она, конечно, предполагает существование человека, и она требует признания человека как максимально совершенного и в то же время непосредственно ощутимого организма. Тут,

Прошедшее совершенное время

Прошедшее совершенное время «Научно-фантастическая литература особым образом преобразует научные и технологические концепции в метафоры, благодаря чему эти концепция приобретают культурное значение. В одном отношении она действует весьма сходно с историческими

Жизнь как произведение искусства

Жизнь как произведение искусства — Вы уже много раз комментировали творчество Фуко. Зачем эта книга, спустя два года после его смерти?— Она необходима мне самому и вызвана восхищением им, эмоциями по поводу его смерти, прервавшей его работу. Да, раньше я писал статьи о

Глава 2. Произведение искусства

Глава 2. Произведение искусства Мы не станем рассматривать здесь проблему произведения искусства в целом. Хотя она напрямую связана с проблемой воображаемого, для того чтобы ее обсудить, потребовалось бы специальное исследование. Но кажется, пришло время сделать

Источник

Космическая тема в работах советских художников

Идея освоения человеком Вселенной не могла обойти стороной изобразительное искусство. Тема большая и красивая, живописных работ, с ней связанных, очень много, и многие из них прекрасны. Вот некоторые из них.

Таир Салахов. «Тебе, человечество!» 1961

Поскольку холст размером 180×594 см не умещался в мастерской Салахова, художник писал картину в помещении соседней школы. Символично, что эта работа впервые была выставлена 12 апреля 1961 года. Таир Салахов о своей работе: «Писал я это большое полотно размером два на шесть метров не по заказу, а по внутреннему, оптимистическому велению души. Мои предчувствия, как оказалось, опередили время: буквально в этот день все услышали сообщение о полете в космос Юрия Гагарина».

В том же 1961 году Александр Дейнека создал эскиз к мозаичному панно, которое должно было украсить московский Дворец съездов — «Покорители космоса». Дворец предполагалось украсить ещё несколькими большими мозаиками, объединёнными в цикл «Люди Страны Советов», который показывал бы историю СССР от гражданской войны до покорения космоса.

Александр Дейнека «Покорители космоса» 1961

Творчество советских художников передаёт ощущение сбывающегося счастья и того, что завтрашний день будет ещё лучше сегодняшнего. Это счастье человека-творца, созидателя и победителя.

А. Мазитов «Чайка» 1964. Холст, темпера. 169 x 264,5 см

Валентина Терешкова совершила полёт в космос в июне 1963 г. Картина «Чайка» была написана Амиром Мазитовым по горячим следам — в 1964 году. Терешкова занималась в Ярославском аэроклубе с 1959 по 1961 гг., и художник изобразил её на лётном поле с парашютом, картина пронизана предчувствием полёта.

Читайте также:  Как рисуется космос планеты

Герои того времени — космические путешественники, учёные, первооткрыватели.

Леонид Тихомиров, ОльгаТихомирова «Во имя человечества»

Рубен Гевондян «Бюракан» 1971 (Бюракан — место, где расположена обсерватория в Армении)

В своей работе «Звёдный час» Рубен Гевондян вводит, подчёркивая связь времен, идущие от средневековья символы трёх стихий — водной, земной и воздушной, властелином которых стал человек на своем пути в космос.

Рубен Гевондян «Звёздный час» 1970-е

На картине Камиля Муллашева «Утро» запечатлен момент возвращения на Землю: спускаемый космический аппарат приземлился в казахской степи.

Камиль Муллашев «Юность» из триптиха «Земля и время» 1978

И конечно, главный герой времени:

В. С. Василенко «Юрий Гагарин»

Владимир Фельдман «Звёздам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин» 1961

Источник

Космос как галерея искусства: арт-объекты на орбите Земли

Автор фото, AMKK

Должен ли космос быть территорией только для ученых и военных? Несколько представителей мира искусства решительно заявили о правах сказать свое слово в исследовании космического пространства.

Исследование космоса — лишь мгновение в истории человечества. Но задолго до того, как мы запустили спутники за пределы земной атмосферы, художники представляли побег с нашей скромной планеты в вечном стремлении достичь звезд.

Космические исследования проводят ученые и военные, однако движущей силой нашего стремления заглянуть в неизвестное всегда были писатели и художники. Потому что они представляют будущее раньше, чем оно станет реальностью — как говорится, жизнь имитирует искусство.

Сегодня художники становятся полноправными участниками космической гонки, считая таинственную пустоту за пределами нашей атмосферы следующим музейным или галерейным пространством.

Художник и музыкант Нахум уверен, что космос — это не только площадка для завоевания богатых наций. Чтобы человечество не повторило ошибок колониализма прошлого, в дискуссиях об исследовании космического пространства, должны участвовать художники.

Кто является владельцем земли на Луне или комете и имеет право добывать минералы и драгоценные металлы на них? Как только мы покинем нашу планету, перед нами сразу появятся фундаментальные аспекты цивилизации, например, право собственности и границы.

«Если художники имеют другой взгляд на мир, они должны обогатить дискуссию», — отметил Нахум.

Автор фото, Nahum

Работа Нахума «Контур присутствия», запущенная с мыса Канаверал во Флориде

Впервые с тех пор, как ученые смогли преодолеть земное притяжение и вырваться из атмосферы Земли, художники начали задумываться о космосе как о новой художественной площадке.

29 июня 2018 года, мечта Нахума, над которой он работал много лет, наконец осуществилась. На борту ракеты SpaceX Falcon 9, которая направлялась к Международной космической станции, на орбиту попала уникальная интерактивная скульптура.

Перформансы, устроенные с Земли, позволили зрителям взаимодействовать с арт-объектом на орбите, показывая им, что космос на самом деле гораздо ближе и доступнее.

Есть ли место искусству в космосе?

За разработку космических художественных проектов взялись и другие художники, например, Тревор Паглен, Таварес Страхан и Макото Азума.

После нескольких неудачных попыток 3 декабря 2018 года наконец на орбиту отправили еще два произведения искусства.

Это — «Орбитальный отражатель» (Orbital Reflector) Тревора Паглена, созданный в сотрудничестве с Музеем искусств Невады, и «Енох» (Enoch) Страхан, разработанный совместно с Музеем искусств округа Лос-Анджелеса (LACMA).

Обе работы полетели в космос и на борту SpaceX.

Скульптура Тревора Паглена похожа на спутник, но на самом деле ее цель сугубо эстетическая и философская. Проект вызвал протесты среди астрономов, которые утверждали, что объект с такой высокой отражательной силой будет препятствовать научным наблюдениям.

Автор фото, Courtesy of the artist and Nevada Museum of Art

Скульптура Тревора Паглена похожа на спутник, но на самом деле ее цель сугубо эстетическая и философская

Нахум отрицает их утверждения. Однако проект является одним из первых, задающих вопрос о том, кто имеет право запускать объекты в космос или кто владеет орбитой Земли.

Почему ученые имеют неограниченную власть в космосе, а художники или кто-то другой — нет?

Космическая скульптура Страхана больше похожа на то, что можно увидеть в музее. Это — бюст Роберта Генри Лоуренса-младшего, первого афроамериканца, избранного для участия в космической программе США.

Читайте также:  Человек который прыгал с космоса

Лоуренс погиб в авиакатастрофе еще во время учений и не осуществил свою мечту попасть в космос, пока Страхан не отправил туда его бюст.

Запуск космических экспонатов Нахума, Паглена и Страхана стали поворотным моментом во взаимодействии искусства с космосом. Сейчас три работы трех разных художников вращаются вокруг нашей планеты.

Автор фото, Strachan, the Los Angeles County Museum of Art

Бюст Роберта Генри Лоуренса-младшего вращается вокруг Земли, осуществив мечту астронавта после его смерти

Иными словами, эти проекты, хотя и находятся за пределами планеты, имеют целью объединить людей.

Каждый спутник, когда запущен в космос, направлен к Земле. Первая фотография, сделанная из космоса, была фотографией нашей планеты, а не звезд.

«В космических исследованиях мне больше всего нравится то, что они прежде всего касаются Земли.

Проблемы миграции и национализма сразу исчезают, если представить будущее, когда мы сможем просто сказать: «Я — с Земли», — объясняет Нахум.

Наряду с наукой и научной фантастикой искусство открывает новые способы взглянуть вдаль на звезды и одновременно внутрь нашего коллективного сознания.

Автор фото, Courtesy of Space Affairs

Нахум и другие художники в российском космическом центре, куда они прибыли, чтобы испытать состояние невесомости

50 лет искусства в космосе

Нахум, который родом из Мехико, а сейчас работает в Берлине, исследует космос как предмет и цель искусства уже в течение почти десяти лет.

Перед выставкой «Вопрос невесомости» в 2015 году в Мехико Нахум вместе с небольшой группой художников поехал в Россию, чтобы в параболическом полете испытать приближенное к невесомости состояние на Земле.

Нахум и его единомышленники стали первыми, кто провел художественные эксперименты в условиях невесомости. Их результаты были представлены во Дворце изящных искусств в Мехико в виде аудио- и видеоинсталляций и скульптур.

Автор фото, AMKK

В 2017 году Макото Азума запустил букет цветов на гигантских воздушных шарах на высоту 30 км над пустыней штата Невада

В 2017 году японский художник Макото Азума отправил во внешние слои атмосферы первый космический натюрморт.

Художник привязал букет живых цветов к гигантским воздушным шарам, которые подняли его на высоту 30 км над пустыней штата Невада. При температуре -60 градусов по Цельсию цветы начали крошиться и опадать на Землю ярким конфетти.

Его произведение было намеренно непрочным, чтобы показать хрупкость и преходящесть всего живого и органического, даже нашей планеты, в большом космосе.

И, таким образом, космическое художественное исследование снова, в первую очередь, касалось жизни на Земле.

Проект, названный «Экзобиотаника», предлагает поэтический взгляд на исследование космоса, как бы говоря: если мы и собираемся окунуться в неизвестное, мы должны взять с собой красоту.

Автор фото, Alamy

«Звуки Земли» — это, по мнению Карла Сагана, «дар одного острова цивилизации другому в безграничном космическом океане»

Впрочем, история искусства в космосе охватывает чуть больше времени, чем последние несколько лет.

Двумя самыми известными аэрокосмическими миссиями стал запуск идентичных космических аппаратов «Вояджер-1» и «Вояджер-2», на борту каждого из которых были два золотых диска с произведениями искусства.

С момента их запуска в 1977 году они продолжают свой путь в неизвестное, с каждой секундой становясь самыми отдаленными объектами в космосе, созданными людьми.

«Вояджер-1» покинул пределы Солнечной системы в 2012 году, а «Вояджер-2» в декабре прошлого года, теперь он летит на расстоянии 18 млрд км от Земли.

Каждый золотой диск содержит сообщения потенциальной внеземной цивилизации — фото, музыку и приветствия на многих языках мира. Это — послание человечества о красоте и творчестве.

Сверхсложную задачу составить содержание диска, который представлял бы всю человеческую цивилизацию, поручили Карлу Сагану.

Ученый назвал его «даром одного острова цивилизации другому в безбрежном океане космоса».

Наше исследование космоса, будь то художественное или по-научному отстраненное, — это исследование нашей души и взаимосвязи Вселенной.

Прочитат ь оригинал этой статьи на английском в ы можете на сайт е BBC Culture

Источник

Adblock
detector