Что такое космический туризм?
Туристическим трендом 2019 года National Geographic, Lonely Planet и другие издания на пару с астротуризмом называют космические путешествия. Из необозримого будущего это направление перекочевало в реальность. А значит – пора начинать подготовку. Что такое космический туризм, какой туроператор самый надежный, как паковать чемодан и в каком тюбике брать суборбитальную ссобойку? Готовим тебя к правильному выходу из атмосферы.
Один или несколько путешественников летят на околоземную орбиту, МКС или в принципе в космос – по своей сути такой туризм мало отличается от земного. Дело в деталях: во-первых, вояжеру лучше бы владеть не только пухлым кошельком, но и завидным здоровьем, во-вторых, как минимум полгода уйдут на подготовку полета и его участника. Главное, наконец, то, что только космическое путешествие гарантирует неповторимый опыт: презрев гравитацию, можно парить в межпланетном пространстве и в шаттле, и без него.
Не совсем. Да, одна из главных фишек космического туризма – ощущения от полета: невесомое тело, смена цветов за иллюминатором от голубого к черному, вид Земли в окружении созвездий, мелкие песчаные бури и извергающиеся вулканы и рассвет, который случается 16 раз в сутки. Но на этом не все. Одна из дополнительных опций, которая все еще находится в разработке – выход путешественника в открытый космос. Такой полет будет иметь дополнительные требования: $ 15 млн, близкое знакомство со скафандром и прокачанную подготовку (правила перемещения в открытом космосе и действия в аварийных ситуациях).
Другой вариант – облет Луны. Стартовав с МКС, за 5 суток можно увидеть ту часть луны, о которой пели Pink Floyd, и вернуться обратно. Правда, ни дата, ни стоимость первой миссии пока не оглашены.
А если тебе и на борту хорошо – многие компании в поте лица трудятся над тем, чтоб как можно скорее перенести сферу услуг класса люкс в космос. Свадьбы, юбилеи, корпоративы на космическом корабле – в перспективе возможен любой каприз.
Примерно 100 километров (можно выше) вверх. Условно именно это расстояние от уровня моря – линию Кармана, где рождается северное сияние, – принято считать границей, после которой полет становится космическим.
Для суборбитальных путешествий (например таких, что можно совершить на космическом аппарате SpaceShipTwo) высота может быть и меньшей: от 80 километров вверх.
Пока большинство компаний только тестируют свои предложения (хотя, к примеру, фирма Space Adventures уже отправляла людей в космос). Но, кажется, 2019 год будет тем самым, когда космический туризм станет относительно массовым. После того как испытания Virgin Galactic вывели космоплан в мезосферу, первый коммерческий полет на SpaceShipTwo с пассажирами на борту случится в марте нынешнего года. Если что, мистер Маск запланирова запуск ракеты BFR в аккурат на начало 2020-х годов.
Коммерческие полеты в космос сегодня обеспечивают или разрабатывают компании Blue Origin, SpaceX, Space Adventures, Boeing и Virgin Galactic. Степень готовности их проектов разная, но схема работы бесхитростно схожа: оплата, подготовка, полет.
В ближайшем будущем у некоторых «туроператоров» стартуют тестовые полеты. На март 2019 намечен беспилотный запуск космического корабля Starliner CST-100, который разрабатывает компания Boeing вместе с NASA. А на август – уже с экипажем. Чуть позже стартует миссия SpaceX. А другие проекты можно уже увидеть в действии.
Space Adventures, партнер корпорации «Роскосмос», предлагает полет вокруг Луны, визит на МКС, выход в открытый космос, полет на специальном Boeing 727-200, G-FORCE ONE™, с нулевой гравитацией и несколько вариантов наземных тренингов. У этой организации самый внушительный опыт в организации туристических полетов c Байконура – с 2001 года, а среди отправленных на орбиту туристов первый – руководитель Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Цены на услуги Space Adventures зависят от продолжительности миссии и ее компонентов, в число которых попадает медицинское освидетельствование будущего туриста, обучение, подготовка к полету в Звездном городке, сам полет и следующая за ним реабилитация.
Компания Blue Origin работает над многоразовым космическим кораблем New Shepard, который появился именно для космического туризма. А именно, самостоятельных вертикальных взлетов и посадок в суборбитальном пространстве. Симпатичный трехместный корабль уже прошел девять испытаний, в том числе с манекеном Скайуокером на борту. Подробности туристических полетов пока не опубликованы, и бронирование не началось, но уже можно оставить свои данные в форме для регистрации, чтоб застолбить себе место у окошка и получать космические новости быстрее, чем виляет хвостом комета.
Радужные перспективы космическому туризму обеспечивает компания Virgin Galactic: билеты на 2,5-часовой суборбитальный полет на борту «SpaceShipTwo» раскуплены уже на 2-3 года вперед, но можно записаться и на потом.
Цена на туристический полет в космос зависит от нескольких факторов, среди которых главные – продолжительность миссии и ее план. Так, например, несколько дней на МКС стоят $ 58-75 млн. За дополнительные развлечения космотуристам приходится платить больше. Хочешь в открытый космос? Готовь $ 15 млн.
Да! Прокатиться на ракете со сверхзвуковой скоростью можно за $ 1 млн. Еще вариант – вылет в космическое пространство на 2,5 часа, который Virgin Galactic предлагает всего-то за $ 250 000.
Будь здоров(а). Селекционный механизм запускают не только твой кошелек и кредитная история, но, прежде всего, состояние здоровья. Физическое и психологическое состояние космического туриста должно быть хорошим. Перед полетом каждый проходит специальное обучение, которое длится 6-9 месяцев: тренировки на невесомость, выживание, почти полный комплект подготовки профессионального космонавта. Но решение о допуске тебя к полету примут только перед стартом, когда последнее медицинское заключение окажется положительным.
В космосе организм человека работает иначе: за сутки подвергается почти годовой дозе радиации и получает сильное ослабление иммунитета. Правда, биологические часы в космосе притормаживают.
Вариантов немного: все возможности космотуристической дислокации принадлежат Международной космической станции. Номер выберут за тебя, здесь же накормят и проведут экскурсию. Путешественников располагают в российском сегменте станции, в модуле «Звезда». 46 кубометров на 2 профессиональных космонавтов и одного новоиспеченного вмещают индивидуальные каюты, фитнес-зал, кухню со столовой, энергоустановку и клозет.
Для шикарного вида стоит наведаться в гости к итальянцам. В модуле «Cupola», созданном в 2010 году, находится смотровая площадка, откуда можно увидеть космос во всей красе через стекла 7 иллюминаторов.
Создание жилья для космических туристов сейчас на повестке дня. К 2021 году «Bigelow Aerospace» планирует открыть отель в космической капсуле. Но вместе с тем разные компании работают над тем, чтоб перенести весь спектр земных услуг в новое пространство и обеспечить путешественникам комфортное проживание в невесомости. Не ловить же зубную пасту по всему отсеку.
Ни шуба, ни купальник, ни зонтик не пригодятся. Температура за бортом (до +150 °C или -150 °C в зависимости от стороны) на тебе не отразится никак. А внутри МКС – бессменно комфортные +23-25 °C.
Оказывается, космическая еда не только в тюбиках. Есть еще ваакумные упаковки, консервы и блистеры. Но упаковка – далеко не первая забота внеземной гастрономии. За безопасностью еды следят особенно: чтоб провиант был абсолютно натуральным, а никаких растительных и (или) скоропортящихся компонентов не содержал. Причина кроется бок о бок с научной фантастикой: того и гляди, от высокой радиации завтрак мутирует и превратит МКС в Звезду смерти.
Рационом занимаются на земле. Для тех едоков, что стартуют с Байконура, – это спецпредприятие Звездного городка. Полноценные трапезы (от закусок до десертов) оказываются на орбите полностью обезвоженными. Но меню даже в спрессованном виде остается завидно богатым. У состоятельных путешественников есть свои бонусы: к примеру, после специальной обработки «Роскосмос» может дать разрешение захватить с собой что-то вкусное. Главное, чтобы не шевелилось.
Источник
Космический туризм
Сколько стоит полететь в космос? Предложения операторов частных космических путешествий и новости космического туризма. В этой рубрике вы найдете актуальную информацию, новости, фото, видео и другие материалы о туристических полетах в космос.
Астронавт НАСА Трейси Колдуэлл Дайсон, бортинженер экспедиции 24, смотрит в окно в куполе Международной космической станции. Сине-белая часть Земли и чернота космоса видны через окна.
2021 год становится поворотным для развития космического туризма. Сразу несколько операторов после многолетних испытаний начинают предоставлять услугу туристического полета в космос.
Суборбитальные полеты
Речь идет о суборбитальных полетах операторов Blue Origin и Virgin Galactic. Имея одинаковую стоимость полета в $ 250 000, эти два оператора предоставляют возможность 15 минутного полета на высоту 100 километров. Время в невесомости: до 5 минут.
Полеты на МКС
Единственный оператор, доставивший 7 космических туристов начиная с 2001 года, Space Adventures готовится запустить восьмого туриста на МКС после многолетнего простоя. Время в невесомости: 7-14 дней.
Полеты вокруг Луны
Где-то в параллельной вселенной Илон Маск готовится отправить японского миллиардера и еще 8 человек в полет вокруг Луны. Время в невесомости: 7 дней.
Стратосферные полеты
И наконец, операторы самого дешевого вида космических путешествий — стратосферного туризма, цены на который стартуют от 70 000 долларов, готовы принимать заказы. Время в невесомости: 1 минута (предполагаемо).
На сегодняшний день всего 600 человек побывало в космосе. Компании-операторы созданы для того, чтобы предоставить эту возможность всем желающим. А вы готовы полететь в космос?
Источник
Космический туризм: что надо знать
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Как появился космический туризм
Первым непрофессионалом в космосе должна была стать американка Шэрон Крист Маколифф. Она победила в конкурсе «Учитель в космосе» и вошла в состав экипажа шаттла «Челленджер» в 1986 году. Однако Маколифф не суждено было стать первым космическим туристом: на 73 секунде полета у шаттла взорвался внешний топливный бак, что привело к разрушению корабля и гибели всей команды.
Первый успешный космический туристический полет состоялся в 2001 году. Тогда американец Деннис Тито совершил на неделю слетал на МКС за $20 млн. В следующем году российский корабль «Союз» доставил на МКС еще одного туриста — южноамериканского миллионера Марка Шаттлворта.
«Турагентством» в обоих случаях выступала компания, которая отправляет в космос частных лиц, финансирующих полет из собственных средств, — Space Adventures.
Пионер космического туризма
Всего по программе космического туризма в космосе побывали семь человек. Один из них — американец Чарльз Симони — даже дважды.
«Всех наших предыдущих клиентов мы отправили в космос на российских кораблях «Союз». На данный момент мы организовали восемь космических полетов на Международную космическую станцию. У нас также есть соглашения с компаниями Boeing и SpaceX для полетов наших клиентов на американских кораблях Starliner и Dragon соответственно», — рассказала РБК Трендам Стейси Тирн, вице-президент по коммуникациям Space Adventures.
Ближайший туристический полет в космос на Crew Dragon назначен на октябрь 2021 года. Цена путевки — $55 млн за человека. Путешествие стало возможным благодаря открытию на Международной космической станции секции SpaceX. За логистику поездки частных граждан будет отвечать новый игрок рынка космического туризма — стартап Axiom Space. В общей сложности туристы проведут два дня в пути и восемь дней на борту с космонавтами, которые работают на орбитальной станции.
Туристические полеты NASA
В середине 2019 года NASA анонсировало открытие своей секции на Международной космической станции для туризма и других деловых мероприятий. NASA планирует отправлять туристов на МКС за $58 млн, что на $3 млн выше ценника Axiom Space.
По словам Робина Гейтса, заместителя директора МКС, в год будет проводиться до двух коротких частных миссий. Частным астронавтам будет разрешено оставаться на МКС на срок до 30 дней, путешествуя на американских космических кораблях Crew Dragon и, а CST-100 Starliner. Первый корабль уже прошел сертификацию NASA и стал первым коммерческим космическим лайнером с лицензией. Испытания корабля CST-100 Starliner от Boeing задерживаются.
Впрочем, в рамках предстоящей миссии непрофессионалов — миллиардера, поставщика медицинских услуг и случайно выбранного счастливчика — NASA предоставит только космодром. За выбор космонавтов, их экипировку и обучение будет отвечать SpaceX. Запуск запланирован на четвертый квартал 2021 года.
Полеты на Луну и около нее
Space Adventures предлагают и окололунный полет. В нем будут использованы проверенные в полете российские космические аппараты. Запланировано участие двух частных лиц и одного профессионального космонавта для полета по свободной траектории вокруг обратной стороны Луны. Они окажутся в нескольких сотнях километров от ее поверхности. Любой турист, который решит присоединиться к окололунной миссии, увидит освещенную дальнюю сторону спутника, а затем станет свидетелем восхода Земли, поднимающейся над поверхностью Луны.
До конца 2021 года Space Adventures планируют отправить на МКС двух туристов на российском корабле «Союз МС». В 2023 году Space Adventures и РКК «Энергия» также отправят на МКС двух космонавтов. В ходе экспедиции один из участников космического полета совместно с профессиональным российским космонавтом совершит выход в открытый космос, следует из пресс-релиза «Роскосмоса». Планируется, что космический турист выйдет в открытый космос на 90–100 минут, что соответствует одному витку вокруг Земли.
Обучение такому космическому полету будет длиться несколько недель в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке. Подготовка к выходу в открытый космос предполагает ознакомление с работой скафандра «Орлан» и с тем, как проводится выход в открытый космос. Лучшее место для моделирования открытого космоса — подводная среда, поэтому большая часть обучения будет проходить в плавучем комплексе Звездного городка, куда погружен макет модулей МКС в полную величину. Каждый шаг процесса выхода и входа на космическую станцию в скафандре «Орлан» тщательно репетируется. Пребывание в космосе продлится примерно две недели, чтобы дать время для подготовки и выхода в открытый космос.
В 2023 полет вокруг Луны планирует совершить и миллардер Юсаку Маэдзава. Ранее бизнесмен выкупил все места на корабле SpaceX Starship для первого полета вокруг Луны и пригласил всех желающих подать заявку на отбор у себя в Twitter. Цель проекта dearMoon— позволить нескольким талантливым людям совершить полет вокруг Луны бесплатно, что, по задумке Миэдзава, должно вдохновить их на создание новых произведений искусства.
Помимо Space Adventures, планы по освоению рынка космического туризма есть у компаний Virgin Galactic (принадлежит Ричарду Брэнсону) и Blue Origin (принадлежит Джеффу Безосу). В 2019 году NASA выбрало Blue Origin и еще десять других компаний для производства прототипов космических аппаратов для высадки на Луну.
«Бюджетные полеты» в невесомости
В мире есть несколько проектов, которые на коммерческой основе предлагают туристические полеты с 2004 года на специальных самолетах во Франции, США и России — Airbus A300 Zero-G, Boeing 727 G-Force One и Ил-76 MKД. Невесомость достигается с помощью пилотажных маневров, их называют «параболы». Специально обученные пилоты выполняют пилотажные параболы и пассажиры испытывают настоящую невесомость.
Перед началом параболы самолет летит горизонтально на высоте 7,3 км. Пилот начинает направлять судно вверх, постепенно увеличивая угол наклона до 45 градусов, до высоты 9,7 км. Во время такого подъема пассажиры чувствуют тягу в 1,8 Гс. Затем самолет «отталкивается», чтобы создать невесомый сегмент параболы. В течение следующих 20-30 секунд в самолете — невесомость. Затем начинается плавный сегмент, который позволяет пассажирам стабилизироваться на полу самолета. Этот маневр повторяется 13-15 раз, каждый из которых занимает около 16 км для выполнения. В самолетах нет иллюминаторов, поэтому пассажиры не могут понять, что самолет меняет углы полета.
Для такого полета в невесомости у желающих не должно быть синусита, астмы, гипертензии, недавних операций на сердце. В процессе полета также не рекомендуется трясти головой — надо смотреть только вперед, иначе вас стошнит.
В дополнение к невесомости все компании включают в туры параболы, разработанные, чтобы почувствовать лунную гравитацию (одна шестая человеческого веса) и марсианскую гравитацию (одна треть человеческого веса). Это создается за счет более длинного пролета дуги на вершине параболы.
Сколько стоит полет в невесомости
Стоимость полетов в российской компании ООО «Страна Космического Туризма» на Ил-76 MKД:
- Одно место в невесомом полете (включает 10-15 параболических маневров) — 280 тыс. руб. на русскоязычной версии сайта и €5 тыс. — на англоязычной;
- Корпоративная вечеринка или групповой полет (для 14 человек) с арендой всего самолета — €56 тыс.
Ближайший полет в невесомости состоится 12 апреля 2021 года.
Стоимость полетов в американской компании Zero Gravity Corporation (включая все налоги) на Boeing 727 G-Force One:
- Одно место в невесомом полете (включает 15 параболических маневров) стоит $6,7 тыс. В сумму также включен обязательный тест на COVID-19, обед, экипировка, сертификат о полете в невесомости, фотосъемка, а также сувениры от ZERO-G. Для больших компаний компания предлагает групповые полеты. Стоимость организации такой перевозки оговаривается отдельно.
Когда ждать массовых полетов на космических кораблях
По прогнозу UBS, к 2030 году объем рынка космического туризма достигнет $3 млрд. Одно из перспективных направлений в этой области — использование космических аппаратов для дальних перелетов, например, из Лондона в Шанхай. SpaceX планирует заменить самолеты шаттлами и сократить время в пути с 15 часов в самолете до 40 минут на космическом корабле в ближайшие десять лет.
Однако аналитики UBS отмечают: чтобы бизнес стал успешным, компаниям придется снизить цену такого полета до цены билета бизнес-класса или даже ниже, чтобы заинтересовать клиентов.
Пока все космические туристы отправлялись с Земли на МКС, но в будущем полеты могут стать короче и дешевле. Компании Blue Origin и Virgin Galactic работают именно в таком направлении. Blue Origin планирует отправлять туристов в космос за $200–300 тыс. (вместо $55 млн) и специализироваться на суборбитальных полетах. При этом скорость летательного аппарата меньше первой космической — то есть, ее недостаточно для того, чтобы выйти на орбиту. Такие полеты дешевле и технически проще — необходимая скорость для суборбитального полета в восемь раз меньше, чем орбитальная скорость. К тому же туристам не нужно терпеть изнурительные тренировки перед полетами. В ближайшие годы именно такие полеты могут послужить толчком к росту популярности космического туризма.
Источник