Меню

Космос когда появился термин

Космос когда появился термин

КОСМОС

КОСМОС (греч. κόσμος, лат. mundus) – понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Первоначально термин «космос» употреблялся для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя» и т.д. Семантически наиболее близки в русском языке «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота». Греческое сознание соединяло в понятии «космос» две функции – упорядочивающую и эстетическую, что во многом предопределило все дальнейшее развитие учения о космосе – космологии.

Философская ассимиляция термина «космос» относится к периоду становления первых философских школ Древней Греции. Впервые в значении «целого космоса» термин «космос» встречается в милетской школе у Анаксимена: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» (13 В2 DK). Первое философское употребление термина «космос» не просто как «порядка», или красоты, а в значении всего мира принадлежит Пифагору: «Пифагор первый назвал Вселенную «космосом» по порядку (ταξις), который ему присущ». Первое упоминание термина «космос» в философском значении относят к Анаксимандру: «Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из т.н. элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы» (12 А9 DK). Упоминание термина «космос» зафиксировано и у Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

Термин «космос» получает широкое употребление у Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и у других философов-досократиков. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид применил понятие «космос» по отношению к небесам, Эмпедокл – к комбинации четырех элементов, Демокрит – к физической структуре мира. Заслугой Парменида можно считать осознание им различия между космосом физическим и его мысленной конструкцией. Эта идея позднее воспринимается Платоном и открывает путь для рациональной реконструкции устройства космоса.

В своем учении о космосе Платон опирался на воззрения пифагорейцев Филолая, Аристоксена и др. В «Тимее» Платон излагает учение о космосе как гармоническом целом. В этом диалоге он формулирует «космологический принцип», согласно которому космос есть живой, одушевленный и соразмерный организм и человек является родственной частью (органом) этого организма (Tim. 29 e, 30 с, 89 а). Вся дальнейшая история понимания устройства космоса вплоть до 20 в. являлась либо его отрицанием («принцип Коперника–Бруно»), либо попыткой его ассимиляции и развития («антропный принцип»).

Согласно Платону, видимый космос создается Демиургом в соответствии с Первообразом (Tim. 30 c-d) из «небытия» – бесформенной материи (μη ov). Однако прежде тела космоса Демиург создает космическую душу, которая призвана управлять самим космосом: «тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне» (Tim. 34 b). Разумная душа космоса, составленная из «тождественного» – предела и «иного» – беспредельного, имеет математически упорядоченную структуру, что позволяет поддерживать космос в надлежащем порядке (Tim, 34 с-37 с). Космической душе подчиняется жизнь как космического, так и общественного и индивидуального организмов. Общественный организм состоит из ума, души и тела. Аналогичным образом устроен и человеческий организм, для которого космос служит образцом «для подражания» (Tim. 88 c-d). В «Тимее» (69с-71а) Платон описывает отдельного человека как минимизированную модель государства. Человек состоит из трех слоев, соответствующих трем классам идеального общества. Только созерцая совершенные круговращения космоса и подражая во всем его вечно сущей природе, человек может достигнуть того состояния, которое связывалось в античном сознании с доступным человеку совершенством – калокагатией.

В стенах Академии было впервые осознано затруднение в объяснении устройства космоса: космос является божественным и поэтому движение всех небесных тел должно быть круговым и равномерным, однако наблюдения показывают, что движения планет неравномерны: Сатурн, Юпитер, Марс и Луна вращаются с неодинаковой скоростью (Tim. 39 а) и совершают «попятные движения». Евдокс решает эту проблему, построив гомоцентрическую модель космоса, состоящую из двадцати семи сфер с Землею в центре. Гераклид Понтийский считал, что Земля движется вокруг оси, по другим сведениям (согласно Халкидию), что «внутренние планеты» (Меркурий и Венера) движутся вокруг Солнца, а не Земли. Аристотель отказывается от платоновского учения о космической душе. Качествами и функциями космической души Аристотель наделяет космический Ум, который выступает как перводвигатель, управляющий космосом. Космос Аристотеля, состоящий из 56 сфер, является, в отличие от математического космоса Евдокса и Калиппа, физически связанным. Выступив с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, Аристотель сам оказался несвободным от затруднений. Напр., в одном случае он говорит о «неподвижности» перводвигателя (Физика, III, 1, 201 а 26–27), а в другом – о присущности богу «вечного движения» (О небе, II, 3, 286 а 10–12). Однако безупречная (с логической точки зрения) аргументация Аристотеля и его опора на чувственно постигаемый очевидный мир определили господство геоцентрической модели с учетом видоизменений, совершенных в эллинистическую эпоху (Гиппархом, Птолемеем и др.) вплоть до 16 в.

Читайте также:  Краткосрочный проект космос младшая группа

Согласно учению стоиков, космос является находящимся в бесконечной пустоте одушевленным, разумным, сферическим, цельным телом. Космос рождается из огня и в огонь превращается, пройдя свой цикл развития. Космосом правит Зевс-Логос. Согласно неоплатоникам, космос есть жизнь мировой Души и движется под ее воздействием. В центре космоса находится Земля, вокруг которой вращаются планетные сферы и сфера неподвижных звезд. Космос есть иерархически упорядоченное целое: от высших тончайших слоев эфира до неподвижной и тяжелой Земли.

Многие идеи античного учения о космосе были восприняты и развиты в работах средневековых схоластов. Восточная христианская традиция, особенно в лице представителей каппадокийской школы (Василий Великий, Григорий Нисский и др.), испытала значительное влияние платонизированной космологии. Григорий Нисский пытался совместить платоновское учение о происхождении космоса с ветхозаветной концепцией творения мира «из ничего». Латинская традиция первоначально ассимилировала античный космос как mundus и ornatus, выделив его упорядочивающую и эстетическую функции, и лишь впоследствии развила учение об «Универсуме» как собственно христианском представлении о мире в целом. Идеи античной, преимущественно платоновской, космологии проникают в западное богословие и схоластику через Иоанна Скота Эриугену, Ансельма Кентерберийского и др.

Античное учение получает развитие в эпоху Возрождения. Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоган Кеплер и др. космологи 16–17 вв. сознательно опирались на Пифагорейско-платоновские представления о космосе. В основании гелиоцентрической модели Коперника лежат основные принципы античной космологии: Вселенная должна быть сферичной, а движение тел по небосводу – равномерным. Кеплер полагал, что размеры планетных орбит и расстояния между ними подчиняются гармоническим соотношениям, о которых учили пифагорейцы.

В Новое и новейшее время понятие «космос» окончательно вытесняется из научного употребления понятием «Вселенная», сохраняя за собой историко-культурное и философское употребление. Некоторые идеи античной космологии (одушевленность природы и др.) находят отклик в кругу немецких философов кон. 17 – нач. 18 в. (И.В.Гёте, Ф.В.Шеллинг и др.).

Современная космология воспроизводит некоторые положения античного учения о космосе: космологический принцип, антропный космологический принцип и др.

1. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890;

2. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927;

3. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988;

4. Diels H. Zum Kosmos des Anaximanders. – Archiv für Geschichte der Philosophie. 10, 1897;

5. Cassirer E. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie. – Acta Univers. Go-toburgensis, 47, 1941;

6. Mugler Ch. Deux thèmes de la cosmologie grecque: devenir ciclique et pluralité des mondes. P., 1953;

7. Kranz W. Kosmos. – Archiv für Begriffsgeschichte, Bd II, I, 1955;

8. Kerschensleiner J. Kosmos. Quellenkritische Untersuchungen zu den Vorsokratikern. Münch., 1962;

9. Lovell B. Das Unendliche Weltall: Geschichte der Kosmologie von der Antike bis zur Gegenwart. Münch., 1983.

Источник

Космос. История появления слова и его исконное значение

Поднимите голову в небо, и вы увидите солнце и облака, ночью – луну и звезды. А что же дальше — там, высоко! Вселенная, космос, неизведанные миры, тайны и загадки.

Читайте также:  Исследовательская работа космос для принтера

Слово «космос» в современном русском языке имеет значение космического пространства, пустых участков вселенной, которые находятся вне очертаний небесных тел. Есть еще одно определение: «космос» — это порядок, противоположный хаосу, это мироздание; космосом называют внутренний мир человека, его индивидуальность, характер. Недаром говорят, что каждый человек – это космос, отдельный мир, такой же неизученный и загадочный, как целая вселенная.

Слово «космос» греческого происхождения. Древние греки назвали космосом систему мироздания, порядка, жизненное устроение, которое развивается по определенным канонам и традициям, а еще греки ассоциировали космос с красотой, гармонией в противовес хаосу.

Древние греки придумали целую систему, в которой изложили свою космическую теорию. Космос у них состоит из трех важнейших частей: верхнего, среднего и нижнего миров. Это сложилось потом в целую философию, названную мифологией. Верхний мир представлял собой небо, на котором жили боги Олимпа. Конечно, фактически гора Олимп находилась на севере Греции, но она, недосягаемая для человека, часто ассоциировался с небом, залитым облачным зефиром.

Средний мир – носил имя Ойкумена. Его населяли люди.

Где – то под землей находится царство Аида – это нижний мир. Там обитают тени умерших, над ними сыновья Зевса – Минос, Эак и Радамант вершат суд. Царство мертвых, по легенде, охраняет страшное трехголовое существо – пес Цербер.

В самых недрах космоса находится Тартар – глубокая черная бездна, там обитает богиня ночи, туда отправляются души умерших грешников.

Интересно, что в языке иногда появляются слова, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Например, слову «космос» есть родственное слово «косметика». Казалось бы – это странно, но посмотрите на определение: космос имеет еще одно значение – «украшать». Так и косметика используется для украшения, преображения. Мужское имя Кузьма тоже связано с космосом. Это греческое имя образовано от Косма, обозначает: «вселенная», «украшенный», а также «кузнец».

Источник

Откуда слово «космос»?

В эти дни все разговоры — об удачном полете ракеты Crew Dragon, доставившей двух американских астронавтов на МКС. Что же, событие, и правда, очень важное и интересное.

А мы предлагаем вам узнать о том, откуда происходят и что означают слова связанные с космическими полетами и космосом вообще.

Начнем с самого важного слова: «космос».

» Косм ос» заимствован из греческого языка, где » kosm os» означает одновременно и «мир», «вселенную», и «порядок». От него же происходит глагол » kosm ein» — «украшать». Известные своей любовью к гармоничным и правильным формам, греки искренне считали, что красоту лишенному всякой формы хаосу может придать только упорядочивание.

Отсюда же и слово » косм етика», попавшее к нам через французское » cosm etique», но происходящее от того же корня. В греческом » kosm ētikē» означает буквально «искусство украшать».

А вот слово «космо навт » — это наше собственное изобретение, хотя и полностью собранное из греческих корней. Про «космос» мы уже знаем, а что такое «- навт «?

Эта часть происходит от » naut es», означающего «плаватель», «моряк». А » naut es» происходит в свою очередь от » naus » — корабль. «Арго навт ы», которых мы знаем по одноименному древнегреческому мифу — это «те, кто плывут на Арго», то есть на корабле с таким именем.

Другой не совсем очевидный пример применения этой же основы — название вида моллюска и вымышленного подводного корабля капитана Немо: » Наут илус». А еще есть очень редко, но все же используемое слово «аква навт «, дословно означающее «плавающий в воде», и насмешливо-просторечное «алко навт «, то есть «покоритель алкогольной стихии».

Само слово «космонавт» было изобретено специально для новой, доселе неизвестной профессии покорителя космоса в 1960 годах, в СССР.

Конечно же, во времена холодной войны, противостояние шло во всех сферах, в том числе, и в языковой. Поэтому своих первых покорителей космоса NASA назвали » астро навтами», подчеркивая их особый статус и главное отличие: если космонавт стремится в космос, то астронавт — к другим звездам.

Читайте также:  Мертвый космос для андроид

Именно «звезду» дословно означает греческое слово «aster», попавшее в русский язык через латынь в качестве названия цветка » астра «. Если подумать, то ведь и правда что-то общее в них есть?

Другие примеры слов с этим корнем, заимствованных из греческого многими веками ранее: «астро ном ия» (наука «дающая имена звездам»), «астро лог ия» (наука «описывающая звезды»), «астро ляб ия» (прибор «берущий звезды»).

Для «плаванья» необходим корабль. Американцы так его и назвали: «космическим кораблем».

Слово » кораб ль» в русском языке появилось тоже из греческого, где » karab os» означает «судно». А изначальный корень этого слова — » krab «, который означает то же самое, что и современное русское «краб». Где связь? Она во внешнем сходстве остова судна, который затем обтягивался кожей, с крабьими ножками.

О том, что мы заимствовали его из греческого через латынь, а не из других европейских языков, говорит корневая согласная «б». В европейских, прежде всего, романских языках, на этом месте «в». И в итальянском, например, слово выглядит так: » carav ella», что дало русское » карав елла», но уже для обозначения конкретного класса судна.

Советские же конструкторы «космических кораблей» не выдумывали, а использовали слово «ракета». Ведь по принципу действия «Восток-1», на котором взмыл ввысь Юрий Гагарин, мало чем отличался от ракет для фейерверков и шутих, которые завезли в Россию еще во времена Петра I.

» Ракет а» к нам попало из любимых Петром голландского ( Raket ) или немецкого ( Raket e), а в них — из итальянского » rоссhеtt а», означавшего «веретено». Снаряд для фейерверка так был назван исключительно из-за внешнего сходства.

Забавно, но во французском языке ракета называется словом » fus éе», и происходит оно от французского же названия для веретена: » fus eau». От этого переноса произошло огромное количество терминов во многих языках, но об этом расскажем как-нибудь в другой раз. Сейчас же просто отметим, что сходство веретена со снарядом заметили не только итальянцы.

Но вернемся к морской тематике.

Для обеспечения жизни в космосе человеку требуется специальный костюм. В русском языке он получил название «скафандр», которое взяли из французского. Но мы же без труда угадываем и здесь греческие корни, верно?

Особенно хорошо видится здесь «- андр «, который означает «мужчина», «человек». Попасть к » андр ологу» — событие не из веселых, но кто-то же должен лечить мужские проблемы? Другой пример мы находим в имени «Ихти андр » главного героя «Человека-амфибии», которое так и переводится.

Ну а » скаф- » — это еще один корень, обозначающее судно. В данном случае, » skaph os» означает «челнок». Этот корень встречается пореже, но есть, например, в слове «бати скаф «, где » bat os» означает «глубокий».

Итак, «скафандр» — это «лодка для человека». И именно так назывался специальный костюм для обучения плаванью, который изобрели французы. Вот как он описывается в толковом словаре:

Корсет или камзол из пробкового дерева, с помощью которого человек может держаться на воде

Затем этим словом начали называть костюм для погружений под воду, а при разработке скафандра космического, его назвали по аналогии с уже существующим костюмом для водолаза. Тем более, что конструктивно они очень похожи и выполняют схожие функции.

На корсет или камзол одеяние космонавта не похоже вовсе, но и некрасивым его назвать нельзя.

Заканчивается полет и космонавта, и астронавта, удачным раскрытием парашюта. И у этого слова происхождение очень простое: французы взяли итальянскую приставку » para -«, означающую «защищай», и добавили к французскому слову «chute», означающему «падение». Падать стало безопасно, а удачное название по-настоящему революционного изобретения мы заимствовали в русский язык.

На этом все, надеемся, что вам было интересно, а в статье нашлось что-то, чего вы не знали. Ведь именно со знаний начинается путь к далекому космосу. Если этот выпуск вам понравился — ставьте ему лайк, и подписывайтесь.

Источник

Adblock
detector