Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Космос»
Марина Викторовна Собянина
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Космос»
Тема: «Космос».
1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: картинка с изображением ракеты, счетные палочки для выкладывания ракеты, карточки для игр «Найди отличия» и «Объясни, что это», мяч («метеорит»).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
— Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас кажущихся маленьких звезд. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.
2. Сообщение темы.
— А вы хотели бы отправиться в космическое путешествие? Но прежде, чем мы отправимся с вами в космическое путешествие, я проверю, насколько вы сообразительны и внимательны. Я вам загадаю космические загадки.
а) В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Меньше, чем комарики.
б) Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост —
Понесется до звезд.
в) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
г) Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (космонавт)
д)Вокруг земли она летает,
А вот зачем – сама не знает. (Луна)
3. Основная часть.
1. Игра «Постой ракету».
— А на чем же можно отправиться в космос? (На ракете).
— Правильно, чтобы отправиться в космическое путешествие, мы построим с вами ракеты. (Дети выкладывают ракеты из палочек).
2. Игра «Найди отличия».
— Ребята, а каким должен быть настоящий космонавт?
— Вот сейчас мы посмотрим, насколько вы внимательны.
Дети находят отличия между двумя картинками.
3. Игра «Один – много».
— Наши ракеты готовы, космонавты очень внимательны и сосредоточены. Можем отправляться в путь. Но в космосе могут случиться самые непредвиденные происшествия. Ребята вот и мы с вами пролетаем сейчас в зоне метеоритного дождя.
— Чтобы благополучно преодолеть эту зону, мы должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты. Дети встают в круг.
Игра с «метеоритом» «Один – много». Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, ракета, инопланетянин, скафандр, орбита, станция, метеорит.
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
4. Игра «Четвертый лишний»
Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.
Упражнение «Четвертый лишний»
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
Планета, план, планетный, планетарий.
— А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники).
5. «Сосчитай, что увидел».
— Ребята, пока мы летели, мы много чего увидели. Давайте посчитаем, что мы увидели.
Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий.
Одна далёкая планета, две… .
Один искусственный спутник… .
6. «Познакомь инопланетянина с земными словами».
Детям предлагаются картинки с изображение различных предметов. (Н-р, гайка – болт и др.)
— Ребята, расскажите инопланетянину, как называются эти предметы, чем ни похожи, чем отличаются.
— Ребята, наше космическое путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться на нашу планету. А о чем же мы сможем рассказать нашим близким, вернувшись обратно, на планету Земля?
«Зачем летают в космос?» Планирование занятий в тематический день 12 апреля Интегрированное занятие. 12.04.13. Воспитатели: Русинова Т. Н. Одинцова Т. А. 1 половина дня: Дети входят в музыкальный зал и один из воспитателей.
Презентация: «Космос» Тема » Космос» очень интересна для детей. В преддверии дня космонавтики будет логично провести занятие по развитию речи на космическую тему.
Источник
Конспект логопедического занятия «Космос» (подготовительная группа)
Мария Наумова
Конспект логопедического занятия «Космос» (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия «Космос» подготовительная группа.
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме, образование однокоренных слов).
Коррекционно-развивающне цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, ориентировки в пространстве, мышления, воображения, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: конверты по количеству детей в которые вложены буквы разной величины, образующие слово «Космос»; портрет Ю. Гагарина, 5 предметных картинок: ракета, космонавт (самая крупная, звезды, солнце, планета; картины космической тематики для оформления группового помещения (звездное небо, космонавт в скафандре, планеты, запуск ракеты, мягкий мяч.
Предварительная работа: Беседа с воспитателем на тему «Космос», о первых космонавтах, о празднике «День космонавтики», рассматривание иллюстраций в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
1. Организационный момент:
Логопед приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
логопед: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть в этот солнечный весенний день! Солнышко уже ласково согревает нас своими лучиками и мне хочется чтобы мы все тоже согрелись добрыми словами. Давайте сегодня назовем друг друга по имени ласково, я начну, а вы продолжите по кругу.
(Дети называют друг друга ласково по цепочке: Юленька, Костенька, Егорушка и т. д.)
логопед: Молодцы! А теперь, садитесь на свои места.
2. Сообщение темы занятия:
логопед: Ребята, посмотрите внимательно на ваши столы, у каждого из вас есть красивый конверт. Откройте конверты и посмотрите, что там?
логопед: Правильно, буквы! Обратите внимание, что все буквы разной величины. Расположите буквы по порядку от самой большой к самой маленькой и когда вы прочитаете получившееся слово, то узнаете о чем мы будем сегодня говорить.
логопед: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о космосе. А что такое космос, как вы думаете?
логопед: Оказывается вы уже очень много знаете о космосе! Космос- это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля.
3. Игра «Открой портрет»
На магнитной доске закреплен портрет Ю. Гагарина который закрыт 5 предметными картинками: ракета, космонавт, звезды, солнце, планета.
логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Открой портрет»!
Посмотрите внимательно на доску, портрет закрыт картинками, чтобы снять каждую картинку нужно подобрать к ней слова-признаки (какой? какая? какие) и тогда мы узнаем кто же изображен на потрете.
логопед: Что изображено в правом верхнем углу?
логопед: Ракета какая?
дети: Быстрая, красивая, космическая. (логопед снимает картинку закрывающую часть портрета)
логопед: Молодцы! Что изображено в нижнем левом углу?
логопед: Солнце какое?
дети: Яркое, горячее, лучистое. (логопед снимает картинку)
логопед: Очень хорошо, не догадались еще кто изображен на портрете?
дети: ответы детей
логопед: Давайте еще откроем картинки. Что изображено в нижнем правом углу?
логопед: Звезды какие?
дети: Далекие, мерцающие, красивые. (убирается картинка)
логопед: Давайте теперь подберем признаки к слову «планета»
дети: Неизвестная, большая, обитаемая. (убирается картинка)
логопед: Очень хорошо, у нас осталась самая большая картинка, кто на ней изображен?
логопед: Космонавт какой?
дети: Смелый, выносливый, сильный.
(логопед убирает последнюю картинку закрывающую потрет Ю. Гагарина)
логопед: Ребята, знаете ли вы кто этот человек?
логопед: Это потрет Ю. Гагарина этот человек первый побывал в космосе. 12 апреля 1961 года впервые совершил полет в космос на космическом корабле-спутнике «Восток-1». В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается праздник «День космонавтики»!
4. Физкультминутка «Астрономическая считалка»
логопед: Что-то мы с вами засиделись, давайте отдохнем! Встаньте рядом со своим местом и задвиньте стульчики, чтобы они вам не мешали.
На Луне жил звездочет, (складываем руки так чтобы получился телескоп, смотрим в него)
Он планетам вел учет. («считаем» указательным пальцем правой руки)
Меркурий – раз, (описываем круг руками)
Венера – два-с, (хлопаем в ладоши)
Три – Земля, (приседаем)
четыре – Марс. (встаем)
Пять – Юпитер, (наклон вправо)
шесть – Сатурн, (наклон влево)
Семь – Уран, (наклон вперед)
восьмой – Нептун, (наклон назад)
Девять – дальше всех – Плутон. (прыжок на месте)
Кто не видит – выйди вон. (развести руки в стороны).
логопед: молодцы! (дети садятся на свои места)
5. Упражнение «Семейка слов» (с мячом)
логопед: Ребята, когда вы мне в начале занятия рассказывали что вы знаете о космосе, вы сказали,что в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам мяч, а вы образовавать слово.
Как можно назвать звезду ласково?
логопед: Правильно! Если на небе много звезд, то оно какое?
логопед: Молодцы! Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова «звезда».
логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это. Вспоминайте считалочку.
логопед: Умники! А как называется явление, когда звезды «падают» с неба?
логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
логопед: Молодцы! Вот видите какая большая «семейка» получилась у нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.
дети: звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
6. Релаксация.
логопед: А теперь ребята, давайте немного пофантазируем! Давайте, сядем ровно на стульчики, и закроем глаза, руки опустим вниз.
Представьте, что вы пассажир космического корабля, который находится в космическом путешествии и в большой иллюминатор вы видите далекие звезды и чудесные планеты, давайте полюбуемся ими.
А теперь мы открываем глаза, потягиваемся и медленно встаем.
Молодцы! Я предлагаю вам в свободное время нарисовать то, что вы увидели во время этого путешествия.
Конспект логопедического занятия «Весна» (подготовительная группа) Цель: закреплять умение детей заучивать стихотворение, опираясь на картинки-символы (Мнемотехника). Задачи: Учить пользоваться.
Конспект занятия «Путешествие в космос» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и обогащать знания детей о космосе. Воспитывать интерес к космосу, строению «Солнечной системы». Материал: планета Солнечной.
Источник
конспект логопедического занятия «Космос»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
конспект логопедического занятия для детей с ОНР на тему «Космос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект логопедического занятия на тему «Космос» | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Цели: Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, тонкой моторики. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности.
Оборудование. Магнитная доска, контейнер с карточками для составления схемы предложений; камни, песок, земля в контейнерах, банка с песком и буквами, подносы для работы с манкой.
Сегодня мы полетим в путешествие в космос, а на чем мы полетим , вы узнаете отгадав загадку.
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
2.Упражнение на дыхание.
Чтобы полететь, нам нужно потренировать наше дыхание. Встанем у стены, ровно, спину прижимаем к стене. Руку положите на животик. Делаем вдох через нос- животик надувается, делаем выдох- раздувается.
3.Упражнение «Подели на слоги»
Чтобы занять места нам нужно поделить на слоги слова (кос-мос, ра-ке-та, кос-мо-навт, пла-не-та, спут-ник, звез-да).
Уважаемые пассажиры, займите места в кабине космического корабля. Сейчас наш корабль отправится в полет. Командиру приготовить ключ на старт.
Командир (ребенок). Есть ключ на старт.
Логопед. Ключ на пуск!
Командир. Есть ключ на пуск!
Командир. Есть пуск!
Командир. Есть подъем! Поехали!
Логопед. Одна минута- полет нормальный. Две минуты- полет нормальный. Три минуты- полет нормальный.
4.Рассматривание картины «Космонавты» и беседа по ней.
Уважаемые пассажиры! Посмотрите, пожалуйста, в иллюминаторы. Кого вы там видите? (Мы видим космонавта)
Что делает космонавт? (Он работает в открытом космосе)
Чем он занят? (Он монтирует оборудование)
Во что одет космонавт? (на нем серебристый скафандр)
Для чего нужны скафандры? (они защищают космонавтов от холода, ветра)
Что вы видите вдалеке? (мы видим звезды)
Расскажите о планетах, которые вы видите (мы видим планету Земля) .
Расскажите о космосе, который окружает космонавта. Какой он? ( Космос необъятный, бездонный. В нем много звезд. В космосе очень красиво)
5. Подвижная игра «В открытом космосе».
А теперь нам предстоит выйти в открытый космос. Вы уже знаете, что здесь безвоздушное пространство, невесомость. Все движения в невесомости замедленные и плавные. Попробуйте изобразить, как двигаются космонавты в невесомости, как они бегут, прыгают.
6. Рассказ ребенком о Белке и Стрелке.
Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. В космическом пространстве много разных планет и звезд, которые объединены в созвездия и млечный путь. И задумал Константин Эдуардович Циолковский сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. К сожалению, у него не было возможности его построить.
И только через много лет группа ученых под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник и запустили его в космическое пространство.
Затем они решили повторить полет, но уже с животными и отправили в космос две собаки-лайки: Белку и Стрелку, которые благополучно вернулись на Землю. О них расскажет . (заранее подготовленное сообщение ребенком с родителями)
7. Упражнение на развитие слуха «Узнай, что внутри». Мы оказались на спутнике Земли, Луне. Космонавты исследуют планеты. Мы сейчас тоже попробуем исследовать почву . Но необычным способом, попробуем узнать на слух, по звучанию, что находится внутри- песок, камни или земля.
8. Упражнение «Составь слово из букв» (космос)
А теперь найдите в контейнере с песком буквы и составьте из букв слово.
(дети составляют слово космос). А теперь попробуем написать это слово на подносе с манной крупой.
9. Рассказ ребенка о Ю.А.Гагарине
В небе звезды ярко светят
Словно бусинки блестят,
Наш Гагарин – знают дети
Раньше всех людей на свете
Побывал у звезд в гостях
О нем расскажет… (заранее подготовленное сообщение ребенком с родителями)
10. Игра «Скажи наоборот»
В солнечный день очень светло, а в космосе…. Темно.
Летом на солнце очень жарко, а в космосе…. Холодно
На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе… медленно.
На Земле работать легко, а в космосе… тяжело.
11. Рассказ о Валентине Терешковой.
Вскоре покорять космическое пространство стали и другие космонавты, вначале они летали по одиночке, и е даже женщины летали в космос и о первой космонавтке Валентине Терешковой , которая совершила одиночный полет в космос. О ней расскажет… (заранее подготовленное сообщение ребенком с родителями)
12. Отгадывание загадок.
*Блин в окошко виден Тане.
То он в масле, то в сметане.
Кто-то уже отъел…
Поделиться не хотел!
* В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…(Комета)
*В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Знаю, то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
*Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин. (Сатурн)
*Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал. (Спутник)
13. Составление предложений по картинке, схем предложений.
14. Окончание занятия.
Космонавты — это люди, которые испытывают космическую технику и работает на ней в Космосе. Первым космонавтом Земли был… Юрий Алексеевич Гагарин. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в Космосе. Сейчас космонавты по многу месяцев, и больше года проводят на космических научных станциях. Космонавты — мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях — в невесомости, в безмолвном и опасном Космосе. В истории космонавтики еще много белых страниц. И, может, кому-то из вас предстоит их заполнить.
Начинается посадка молодцом у нас пилот:
Прилетели, точно сели, вот и кончился полет.
- http://www.maam.ru/detskijsad/-den-kosmonavtiki.html
- Н.В. Нищева «Конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Логопедическая разминка» — ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп.
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований .
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна.
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко».
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление .
Источник