Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме
В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициативе и творчеству.
Рабочая программа предназначена для познания и расширения кругозора детей, ознакомления их с космическими планетами, созвездиями, миром и различными явлениями неба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_kosmonavty.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.
В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициативе и творчеству.
Постоянное участие родителей в процессе работы только увеличивают интерес детей к неизведанному космосу, совместные задания детей и родителей развивают творчество, фантазию, побуждая детей к познанию.
Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Рабочая программа предназначена для познания и расширения кругозора детей, ознакомления их с космическими планетами, созвездиями, миром и различными явлениями неба.
Была определена цель и задачи программы.
- Расширять представления детей о действии Вселенной, познакомить с достижениями человечества в космическом пространстве.
- Формировать представления детей о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы (расположение относительно Солнца, орбиты движения планет, зодиакальные созвездия).
- Формировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Формировать нравственные и патриотические качества.
- Увеличить интерес к астрономическим явлениям.
Для решения поставленных задач были выполнены ряд педагогических условий:
- Построение развивающей предметно-пространственной среды.
- Разнообразие наглядного материала (модель Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии)
- Использование технических средств (гуашь, мелки, блёстки, карандаши, бумага, пластилин)
- Фонетика и литературное слово.
Программа рассчитана на два года, для детей 5-7 летнего возраста.
- Построение доступности изучаемого материала.
- Эмоционально насыщенная тематика наглядного материала, дидактических игр, бесед.
- Проблемно-исследовательский характер заданий.
Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование:
- Различных видов бесед.
- Занятия по изобразительной деятельности, конструирование.
- Занятий-путешествий.
- Занятий-игр.
- Проведение опытов.
- Чтение литературы.
В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчивое, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью в качестве отдыха использую подвижную игру, где много смеха и движений. Задания на занятии могут повторяться, усложняться, в зависимости от индивидуально-психологических способностей детей.
Перспективное планирование кружка «Юные космонавты» подготовительная группа.
- Диагностика детей по выявлению первоначальных знаний о космосе.
- Тема: «Жизнь на планете Земля»
- Занятие с проведением опыта «Воздух и его свойства»
- Чтение О.Чусовитина «Земля-шар»
Работа с родителями:
Ширма: «Солнечная система. Где она?»
Октябрь.
Тема: «Жизнь на планете Земля»
- Беседа: «Земля-наша планета» (о материках, морях, океанах, полюсах, экваторе)
- Занятие: «Планета Земля»
- Рассматривание глобуса (макет Земли)
- «Моя голубая планета» (рисование Земли)
Работа с родителями:
Ширма: «Почему ребёнок не похож на свой знак зодиака?!»
Тема: «Тайны звёздного неба»
- Беседа: «Что такое звёзды и созвездия?»
- Опыт: «Звёзды светят постоянно»
- Чтение: «Легенда о большой и малой медведице»
- Беседа: «Солнце – самая близкая к земле звезда»
- Чтение стихотворения Р.Алдонина «Пояс Зодиака»
- Коллективная аппликация «Большая медведица»(из отдельных маленьких звёздочек)
Работа с родителями:
Ширма: « Тайны звёздного неба»
Тема: «Путешествие на Луну»
- Занятие-сказка: «Луна-спутник Земли»
- Иллюстрации Луны (вид из космоса, поверхность Луны)
- Беседа: «Что увидит космонавт прилетев на Луну?»
- Загадывание загадок о луне
- Лепка: «Летающие тарелки и пришельцы» (использование природного и бросового материала)
Работа с родителями:
«Сладкое развлечение» (с музыкой)
Тема: «В гости к Солнцу»
- Беседа: «Солнце и планеты»
- П/игра: «Планеты по местам»
- «Веселые планеты» (обвести по точкам и раскрасить)
- Беседа: «Свет и тень»
- Опыт: «Солнце-источник света»
- Игра: «Догони свою тень»
Работа с родителями:
Ширма: «Астрономия и планеты»
Тема: «Жизнь на других планетах»
- Занятие «Наши соседи во Вселенной»
- Игра: «Волшебные превращения»
- «Отгадай загадку»
- Занятие: «Земля – планета Солнечной системы»
- «Планета для каждого» (ручной труд)
- Игра: «Горячее солнце»
- Рассматривание иллюстраций «Солнечная система»
Работа с родителями:
«Наша Вселенная» (выставка рисунков родителей и детей)
Тема: Освоение космоса людьми»
- Беседа: «На чём и зачем люди летают в Космос?»
- Чтение стихов
- Рассматривание иллюстраций
- Беседа: «О жизни космонавтов в космосе»
- С/р игра: «Мы космонавты»
- Изготовление атрибутов к игре (шлемы, телескопы)
Работа с родителями:
Ширма: « История космонавтики. Научные достижения»
Тема: «Жизнь на планете Земля»
- Праздник: «День Земли»
- Пение песен о солнце, весне
- Украсить макет Земли цветами, насекомыми
- «Объёмные бабочки и цветы для любимой планеты»
- Чтение стихотворения С.Маршака «Радуга-дуга»
- Слушание записи: шум моря, пение птиц, шум дождя.
Работа с родителями:
Фотоколлаж «Мы в космосе»
Тема: Жизнь на планете Земля»
- Занятие: «В гостях у Царицы Радуги»
- Загадывание загадок, чтение стихов о радуге
- «Радужное коромысло через реку повисло» (объёмная аппликация)
- Опыт: «Радуга-дуга»
Работа с родителями:
Совместное посещение планетария
Беседа о космонавтах
Цель: расширять знания детей об окружающем, дать понятие о космосе, о подготовке к полёту, одежде, питании космонавтов; воспитывать любовь к Родине. К её людям, гордость за свою родину; желание расти похожим на лётчиков-космонавтов.
Рассмотреть иллюстрации лётчиков-космонавтов.
— На чём летают лётчики-космонавты в космос? (на космических кораблях)
— Космические корабли запускают с космодрома (показать иллюстрацию), там устраивают стартовую площадку, на которой устанавливают космические корабли. И вот нажимают кнопку «пуск» и начинают работать все приборы, аппараты, поднимается огненный столб и корабль летит с бешенной скоростью ввысь, в космическое пространство.
Взвилась ракета в небеса
И в тот же миг умчалась
Лишь в синем небе полоса
Как снег белеть осталась.
— Каких людей отправляют в космос? (ответы детей)
— В космос надо отправить самых здоровых, закалённых, умных, бесстрашных. Тренированных людей. Поэтому для этой профессии отбирают людей самых лучших. Перед полётом они много тренируются, готовятся: занимаются спортом, проходят испытания в камерах. (рассмотреть иллюстрации). Для них создают здесь, на земле те же условия, что и в космосе.
— Что надевают на лётчика перед полётом в космос?
— Вот это скафандр (показать иллюстрацию) – костюм для космонавта. Это не одежда, а отдельная индивидуальная кабина. Сделана она не из металла, а из мягкого, прочного, надёжного материала.
— Может ли обойтись космонавт в космосе без скафандра?
— Нет, не может, потому что скафандр спасёт космонавта от жары, холода и перегрузок. В нём не жарко и не холодно, температура как в комнате и дышится в нём легко. Если солнце светит слишком ярко и слепит глаза, то можно в гершлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, космонавт может разговаривать с друзьями, которые остались дома, на земле. Если стало холодно, то есть кнопка, которая быстро приведёт всё в норму. Другая кнопка спасёт космонавта от мокрой одежды или запотевшего стекла.
— Почему космонавт не может находиться в обычной одежде в космосе?
— Космонавтам приходится выходить в открытый космос: осмотреть станцию снаружи, провести наблюдения.
— Здесь, на земле, летом мы одеваем какую одежду? (лёгкую)
— А зимой, что мы надеваем, чтобы не замёрзнуть? (шубу, валенки,…)
— Правильно. Здесь в открытом космосе одновременно жуткий мороз, и невыносимая жара: в тени всё замерзает, на солнце – печёт. А в скафандре комнатная температура и космонавт находится в безопасности. Или представьте, что в космосе в корабль попал метеорит. Пусть пробоина небольшая, но опасность смертельная. Так, как в космосе нет кислорода, то через пробоину воздух улетучится и людям нечем будет дышать. А в скафандре никакого несчастья не произойдёт, там есть запас воздуха.
— Нужна ли космонавтам вилка, ложка?
— А как космонавты питаются в космосе? Что из продуктов они берут?
— Вся пища упакована в тубы и пакеты. Все пудинги, супы и каши они выдавливают себе в рот. Потому что любая жидкость в космосе приобретают форму шара, потому что в космосе невесомость Но даже в космосе у космонавтов есть стадион, где они занимаются спортом. Есть кухня, где хранят продукты и питаются. Медицинский кабинет, где лечатся и проверяют своё здоровье.
— А вот есть ли спальня?
— Космонавты, конечно, спят, но спальни нет. Спят они по-походному: в спальных мешках, которыё пристёгивают ремнями к стенам станции.
— Сегодня мы говорили о профессии лётчика-космонавта. Теперь мы знаем, чтобы стать космонавтом, надо обладать какими качествами? (ответы детей)
— Что вы должны сделать сейчас, чтобы вырасти настоящими лётчиками-космонавтами (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш.
Пояснительная запискаВажным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в проц.
Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с большой любовью и огромной надеждой посвящаю вам свою работу: «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда.
программа кружка «Юный эколог» предполагает тесное общение воспитанников с природой, что доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, зву.
Программа кружка «Юные космонавты».
Пояснительная записка.Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка. Стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного .
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, про.
Источник
Программа кружка по астрономии «Космос»
Разделы: Астрономия
Структура программы:
- Пояснительная записка
- Содержание программы I этапа обучения
- Учебно-тематический план I этапа обучения
- Содержание программы II этапа обучения
- Учебно-тематический план II этапа обучения
- Список литературы
Пояснительная записка.
Школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Такими знаниями должен владеть любой человек. Например, каждый знает, что солнце утром восходит, а вечером заходит, время восхода и захода изо дня в день меняется, не удивляет нас и то, что луна бывает то тонким месяцем, то круглой. Нас не только не удивляют такие перемены, но мы можем точно сказать, когда они произойдут. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях.
Для того, чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию. Это одна из немногих наук, при изучении которой учащиеся могут сами делать открытия, заниматься научными исследованиями. Программа астрономического кружка нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.
Программа кружка призвана выработать у школьников:
- Стремления к приобретению новых знаний,
- Творческого отношения к делу,
- Умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, телескопом, лабораторным оборудованием,
- Умения наблюдать и делать выводы,
- Умения анализировать материалы наблюдений.
Цель программы:
- расширить и углубить основы знаний, приобретаемые на уроке физики;
- получить дополнительные знания в области естественных наук;
- изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;
- изучить влияние небесных объектов на Землю;
- повысить эрудицию и расширить кругозор.
- воспитывать самостоятельность и ответственность;
- воспитание нетерпимого отношения к невежественным суждениям о мире;
- воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу
- развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;
- развивать умение работать в коллективе, выслушать и объективно оценить суждение товарища;
- развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст учащихся 7-8 класс. Количество часов – 34 в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, практические занятия – 2-3 раза в четверть.
Необходимые условия для реализации программы:
- Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.
- Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, использовании телескопа, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа составлена согласно педагогической целесообразности перехода от изучения физики к раннему изучению астрономии, использования любознательности, пытливости ума младших школьников
В работе используются следующие методы:
- лекция;
- беседа;
- семинар;
- практические наблюдения;
- решение практических задач;
- подготовка и представление докладов.
Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.
Формы контроля за обучением:
- Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний детей.
- Представление детьми своих результатов работы в виде сообщений, докладов, рефератов или научных работ.
- В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.
- При проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск правильных решений.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.
Учащиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
7 класс.
1. Земная наука о небесных телах.
Ознакомление с предметом астрономии, способами изучения, особенностями изучения. Знакомство со строением и принципом действия телескопа.
2. Астрономия начинается с Земли.
Ранние представления о нашей Земле. Становление мировоззрения. Способы измерить форму и размеры Земли.
3. Наши ближайшие соседи.
Солнечная система. Планеты и их спутники. Луна. Влияние Луны на Землю. Малые тела Солнечной системы.
4. Солнце.
Что представляет из себя Солнце. Откуда у него столько тепла.
5. Звездное небо над головой.
Мифы о созвездиях. Далеко ли до звезд. Звездное небо в различные времена года.
6. Это странное слово – галактика.
Начальные сведения о многообразии мира галактик. Строение Вселенной.
Календарное планирование.
7 класс, 34 часа, 1 час в неделю
Дата | № | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
Сентябрь | 1. | Что и зачем изучает астрономия? Техника безопасности на занятиях. | 1 | |
2. | Особенности астрономических наблюдений. Небесная сфера в точках и линиях. | 1 | ||
3. | Устройство и принцип действия телескопа. Роль телескопа в астрономических наблюдениях. | 1 | ||
4. | Астрономические инструменты и их использование. | 1 | ||
5. | Изготовление астролябии. | 1 | ||
Октябрь | 1. | Земля в представлении древних. Птолемей и Коперник . | 1 | |
2. | Джордано Бруно, Галилео Галилей. | 1 | ||
3. | Они решили измерить Землю. Где верх и низ у Земли. | 1 | ||
4. | Наблюдение осеннего неба. Осенние созвездия. | 1 | ||
Ноябрь | 1. | Солнечная система – состав и особенности. | 1 | |
2. | Наблюдение в телескоп ближайших планет. | 1 | ||
3. | Земля — особенная планета. Почему на Земле есть жизнь? | 1 | ||
4. | Луна простая и загадочная. | 1 | ||
5. | Наблюдение луны в телескоп. | 1 | ||
Декабрь | 1. | Метеориты, метеоры, кометы. Есть ли падающие звезды? | 1 | |
2. | Окольцованные планеты. | 1 | ||
3. | Астероиды: осколки или недостроенная планета? | 1 | ||
4. | Наблюдение зимнего неба. Мифы о зимних созвездиях. | 1 | 1 | |
Январь | 1. | Солнце – звезда или божество. Что мы знаем о нем? | 1 | |
2. | Пусть всегда будет Солнце. | 1 | ||
3. | Наблюдение зимнего неба. | 1 | ||
Февраль | 1. | Мифы о созвездиях. Что на самом деле представляют собой созвездия. | 1 | |
2. | Звездное небо в различные времена года. Почему оно меняется? | 1 | ||
3. | Далеко ли до звезд. | 1 | ||
4. | Наблюдение зимнего неба, луны, планет. | 1 | ||
Март | 1. | Что такое Млечный путь? | 1 | |
2. | Много ли во Вселенной галактик. | 1 | ||
3. | Наблюдение весеннего неба. Весенние созвездия. | 1 | 1 | |
Апрель | 1. | Подготовка сообщений по различным темам. | 1 | |
2. | Подготовка празднования дня космонавтики. | 1 | ||
3. | Наблюдение весеннего неба. Планет. | 1 | ||
Май | 1. | Летние созвездия. | 1 | |
2. | Задание на лето | |||
Итого | 23 | 11 |
2-ой этап обучения.
8 класс.
1. Астрономия – звездная наука.
Особенности астрономических наблюдений. Основные точки и линии небесной сферы. Зодиак и эклиптика. Изучение строения и принципа действия телескопа.
2. Наша Земля.
Закон всемирного тяготения в жизни. Знания о Земле и небе. Различные модели Земли и небесной сферы. Птолемей и Коперник.
3. Мир солнечной системы.
Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники планет и Луна. Малые тела, орбиты и периодичность комет .
4. Солнце.
Ближайшая звезда. Пятна и факелы на солнце. Вращение солнца и обращение вокруг центра Галактики.
5. Звезды и галактики близкие и далекие.
Мифы о созвездиях. Звездное небо в различные времена года. Виды и характеристика звезд. Черные дыры и белые карлики. Галактика Млечный путь. Строение и возраст Вселенной.
6. Освоение Вселенной.
Происхождение Солнечной системы. «Есть ли жизнь на Марсе?» Открытие реактивного движения и его роль в полетах в космос. Существуют ли доказательства существования инопланетян.
Календарное планирование.
8 класс, 34 часа, 1 час в неделю
Дата | № | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
Сентябрь | 1. | Особенности астрономических наблюдений. Техника безопасности на занятиях. | 1 | |
2. | Основные точки и линии небесной сферы. Зодиак и эклиптика. | 1 | ||
3. | Устройство и принцип действия телескопа. Виды телескопов. | 1 | ||
4. | Древние и современные астрономические инструменты. | 1 | ||
Октябрь | 1. | Открытие Ньютоном закона Всемирного тяготения. | 1 | |
2. | Птолемей и Коперник. Чья модель правильна? | 1 | ||
3. | Законы Кеплера. | 1 | ||
4. | Наблюдение осеннего неба. Осенние созвездия. | 1 | ||
Ноябрь | 1. | Солнечная система – состав и особенности. | 1 | |
2. | Планеты Земной группы. Наблюдение Венеры и Меркурия. | 1 | 1 | |
3. | Планеты Гиганты. Наблюдение Юпитера и его спутников. Сравнение групп планет. | 1 | 1 | |
Декабрь | 1. | Земля и Луна. Наблюдение Луны в телескоп | 1 | 1 |
2. | Сколько раз человек может увидеть одну и ту же комету? | 1 | ||
3. | Астероиды: есть ли опасность столкновения? | 1 | ||
4. | Наблюдение зимнего неба. Мифы о зимних созвездиях. | 1 | 1 | |
Январь | 1. | Солнце – ближайшая звезда. | 1 | |
2. | Пятна и факелы на Солнце. Движение Солнца. | 1 | ||
3. | Особенности наблюдения Солнца. | 1 | ||
4. | Наблюдение зимнего неба. | 1 | ||
Февраль | 1. | Мифы о созвездиях. Звездное небо на других планетах и в других мирах. | 1 | |
2. | Измерение расстояний до звезд. | 1 | ||
3. | Наблюдение зимнего неба, луны, планет. | 1 | ||
Март | 1. | Виды галактик. Млечный путь. | 1 | |
2. | Черные дыры и белые карлики. Возраст Вселенной. | 1 | ||
3. | Наблюдение весеннего неба. Весенние созвездия. | 1 | 1 | |
Апрель | 1. | Подготовка пресс-конференции «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 1 | |
2. | Подготовка празднования дня космонавтики. | 1 | ||
3. | Наблюдение весеннего неба. Планет. | 1 | ||
Май | 1. | Летние созвездия. | 1 | |
2. | Задание на лето | |||
Итого | 22 | 12 |
Литература:
- Дорожкин Н.Я. «Космос», ООО «Издательство Астрель», 2004
- Карл Саган «Космос», С-Петербург, ЗАО ТИД Амфора, 2004
- Бердышев С., «Законы космоса» , М., РИПОЛ КЛАССИК, 2002
- Я.И. Перельман «Занимательная астрономия», — Д., ВАП, 1994
- А. Шимбалов. Атлас созвездий. Москва. 2005
- Н. Д. Козлова. Я иду на урок астрономии. Москва. 2001
- Методика преподавания астрономии в школе. Под редакцией Л. Мордовцева. Москва. 1973
Источник