Меню

Космос леонов время первых

Алексей Леонов: «После просмотра «Времени первых» мне стало страшно»

В День космонавтики в ТАСС состоялась презентация книги космонавта Алексея Леонова «Время первых». Премьера одноименного фильма прошла в начале апреля. О реалистичности сюжета, об образе Сергея Королева и космических тайнах рассказывает главный герой фильма и первый человек в открытом космосе Алексей Леонов.

О книге

Это автобиографическая повесть. Я и раньше писал книги: первая вышла не у нас, к сожалению, а за рубежом, в Испании, Англии, Франции («Two sides of the moon» в соавторстве с Дэвидом Скоттом, прим. «Футуриста»). Потом были художественные альбомы. Я сам писал и иллюстрировал книжки для детей: «Выхожу в открытый космос» и «Солнечный ветер». Материал накапливался, но я бы с ним ничего не сделал – если бы не вмешалась в эту историю Оксана, моя дочь. Оказывается, все эти годы она собирала и систематизировала материал. Это стало для меня полной неожиданностью. Книга «Время первых» стала дополнением к фильму.

О реалистичности фильма

Кадр из фильма «Время первых»

Я считаю, что фильм удался. После просмотра кадров, которые напомнили мне о том, что происходило в космосе, мне стало страшно. Но в полете было гораздо страшнее. Воспроизводить все, как было в реальности, было бы нудно и долго. Есть законы зрительского восприятия. Нужно было сделать так, чтобы зритель проникся и сопереживал тому, что происходило.

Мы все время были на грани: авария за аварией. Там прошли по лезвию, здесь прошли по лезвию. “Когда это уже кончится?” – было состояние. Стало грустно, когда не произошло разделение приборного отсека и спускаемого аппарата при посадке: это означало, что мы неправильно выполнили ориентацию. Корабль умный, не давал разделяться, чтобы мы не погибли. Пирозамки сработали лишь при вхождении в атмосферу, при температуре в 480 градусов, и мы, как гантель, начали вращаться.

Впервые во “Времени первых” показали динамику возвращения корабля с орбиты: как происходит отделение орбитального отсека от приборно-агрегатного, как его части вспыхивают и летят, как болиды. Вся эта трехтонная масса при температуре 3000 градусов, раскаленная, несется к земле со страшным грохотом. Посадочная капсула входит в плотные слои атмосферы на огромной скорости, и это сопровождается шумом. В фильме очень точно это изобразили. Добились этого, установив камеры на ракете и сделав прямую трансляцию происходящего. Кто мешал раньше это сделать?

Для фильма воссоздали полноразмерный и точный макет корабля. Однако пришлось создать условия для съемки внутри. На самом деле, в “Восходе” невозможно снимать с таких ракурсов: шлюзовая камера в 20 сантиметрах от головы.

Об образе Королева

Владимир Ильин в образе генерального конструктора ракетно-космической промышленности СССР Сергея Королева

Что касается игры актеров , тут никаких сомнений: они мастера. Когда мы смотрели фильм “Укрощение огня” с Кириллом Лавровым, мы боялись сказать, что он играет Королева – это был обобщенный образ. Королев-то был закрытый! Здесь все наоборот: Владимир Ильин просматривал все фотографии и кинозаписи Королева, чтобы повторить его походку, манеры, его солидность: как он мог, к примеру, сидеть на совещании и показывать пальцем.

Как ни пытались Королева сбить, что-то ему запретить, он всегда все делал по-своему. И он всегда оказывался прав. Ему открыто говорили: придется отстрелить шлюз со мной, живым человеком, чтобы спасти корабль и командира, Павла Беляева. Ручное управление кораблем было и вовсе не предусмотрено: все корабли, начиная с гагаринского, садились в автоматическом режиме. Все были убеждены, что автоматический спуск – стопроцентный. Но при отстреле шлюза был закопчен датчик, который позволял кораблю ориентироваться по Солнцу – и все. Ориентация “Восхода” была смещена на 90 градусов, и считалось, что выполнить переорентирование невозможно. Но Королев стоял на своем: “Я знаю экипаж. Они все сделают, чтобы спасти себя и корабль”.

Читайте также:  Будут сносить гск космос

О космических тайнах

Нас вывели не на высоту 320-350 километров в апогее, а на 498,9 километра. Обычно орбита выбирается так, что в случае отказа системы спуска естественное торможение должно произойти в течение 9 суток, и ресурсы корабля по жизнеобеспечению все это время работают. А у нас: высота – 500, ресурс – три дня, ресурс корабля на орбите – год. Мы не знали, что нас так высоко забросили. До сих пор это рекорд для орбитальных кораблей.

О самом страшном эпизоде

Кадр из фильма «Время первых»

Я с самого начала выхода в открытый космос столкнулся с непредвиденным обстоятельством. Корабль сориентирован, стоит на гироскопах, солнечный ветер мне в лицо – это приятные условия для работы с кинокамерой. Но когда я оттолкнулся от корабля, он начал вращаться вокруг центра масс. Я попал в антенное поле – это очень опасная область. Я был обескуражен: что делать? Начал резко перебирать фал, не рассчитал и весом в сто килограммов пошел прямо на корабль. Уперся руками, амортизировался, оттолкнулся – и меня начало вращать непонятно в какой плоскости. Поймать себя, остановиться было очень сложно.

Мне пришлось сбросить давление в раздувшемся скафандре в два раза. Я не сообщил об этом на Землю. По закону за такое надо было наказывать. Но я думал, что если я по открытой связи доложу о происходящем на Землю, то тут же начнут формировать комиссию, выбирать председателя. Спросят меня: в чем проблема? А как я сформулирую? У меня осталось пять минут до входа в шлюз и немного кислорода. После этого человек дуреет и его ждет гибель. Я понял, что мне никто не поможет.

Алексей Леонов и Павел Беляев

Мы на тренировках отрабатывали случай, когда космонавт теряет сознание за пределами корабля. Тогда командир должен разгерметизировать корабль, выйти в шлюзовую камеру и подтянуть меня. Если фал окажется по центру масс, я буду как молоток и не войду в шлюз. Значит, надо делать перецепку на плечи. Это тяжелейшая работа. Но на тренировках у нас это получалось, и я верил, что если со мной что-то случится, Паша сделает все, что нужно.

Все обошлось, я остался в сознании. Но в сценарии фильма мы специально решили сделать меня безмолвным, чтобы никто не понимал, что со мной происходит – и тогда наступал черед Павла, командира корабля, работать. Он докладывает на Землю: “Связи с Алмазом-2 нет”. Связь на самом деле была, но я молчал: о чем говорить? Павел идет меня спасать, и как всегда бывает в фильмах, в самый последний момент кто-то стреляет – то есть, я выхожу на связь. Подобные случаи задерживают внимание зрителя.

Источник

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы про моряков и подводников?

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?

ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!

ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильм «Приключения Электроника»?

Журнал

Как снималась космическая драма «Время первых»

Кто был главным консультантом фильма, как создавали невесомость и почему Юрия Быкова отстранили от съёмок…

Идея снять фильм о выходе человека в открытый космос принадлежит актёру Евгению Миронову. Он посмотрел документальный фильм про космонавта Алексея Леонова и захотел лично познакомиться с легендой. В 1965 году Алексей Леонов стал первым человеком в истории, который шагнул за борт корабля «Восход-2» в неизведанное космическое пространство… Миронов взял с собой сценариста Юрия Короткова, и они поехали в гости. В результате встречи Алексей Леонов одобрил затею и согласился стать главным консультантом будущего фильма. Евгений Миронов был не только продюсером масштабного проекта, но и сыграл главную роль.

Читайте также:  Освоение дальнего космоса доклад

Подробности первого выхода человека в открытый космос долгое время были засекречены. За успешным покорением Советским Союзом космического пространства скрывалась череда нештатных ситуаций. Чтобы обогнать американцев, полёт корабля «Восход-2» перенесли с запланированного 1967 года на 1965-й, и у конструкторов осталось минимальное количество времени на расчеты и испытания…

Одна накладка случилась непосредственно при выходе в космос — скафандр Алексея Леонова раздулся так, что космонавт с трудом смог вернуться в шлюз. При возвращении на землю автоматика не смогла «отстрелить» камеру с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым, и им пришлось садиться в ручном режиме. Они оказались посреди тайги в -25 мороза и подали сигнал бедствия. Через четыре часа их нашли спасатели, но не смогли забрать, так как вертолёту просто было негде сесть. Космонавтам сбросили продукты и тёплую одежду, и ночь они провели в тайге. Спасатели на лыжах добрались до них только на следующий день.

Снимать фильм «Время первых» начал режиссёр социальных драм Юрий Быков, но на двух третях фильма продюсеры отстранили его от работы. По официальной версии — не устроило режиссёрское видение космоса, по кулуарной — Быков вёл кино в сторону человеческой драмы, а продюсеры хотели зрелищный фильм-катастрофу, наш ответ голливудской «Гравитации». Так как сцены на земле почти все закончили, нового режиссёра Дмитрия Киселёва пригласили заняться космическими эпизодами и финалом фильма.

Юрий Быков подробно снимал историю становления Первого отряда — в фильме был и Гагарин, и Терешкова, и другие известные космонавты, а сам полёт был уже ближе к концу фильма. Новый режиссёр решил, что появление Гагарина сразу оттянет внимание зрителей от главного героя фильма, и вырезал все сцены с его участием. В целом в корзину отправилось минут 40 экранного времени — почти всё, что не относилось непосредственно к полёту. Сценарий практически весь переписали, а то, что уцелело от первоначальной версии фильма, было перемонтировано.

Помимо Алексея Леонова над фильмом работали и другие люди, знающие о космосе не понаслышке. Съёмки консультировал и Виктор Благов, который принимал участие ещё в подготовке гагаринского старта, а позже руководил запуском «Восхода-2». Одного из героев второго плана озвучил действующий космонавт Фёдор Юрчихин. Художникам фильма дали доступ к информации о внешних данных космических приборов, но посмотреть на них вживую не пустили — все устройства до сих пор засекречены. Зато создатели фильма и актёры провели немало времени в Центре подготовки космонавтов, правда снимать там тоже не разрешили.

Роль напарника Алексея Леонова — космонавта Павла Беляева — сыграл Константин Хабенский. Его утвердили без проб, так как продюсеры фильма хотели, чтобы именно он сыграл этого героя. К съёмкам Хабенский и Миронов готовились в спортзале — им предстояло сниматься в скафандрах, которые весили 30 килограмм. Это были облегчённые версии настоящих скафандров 60-х — их делали специально для съёмок, но из материалов, которые используются в космонавтике.

Одними из самых сложных были сцены в невесомости — Евгений Миронов вспоминал, что два дня на тросах ему дались очень тяжело. Постановщик трюков придумал систему подвесов, которая балансировала вес актёров. В расслабленном состоянии они действительно чувствовали невесомость, зато для движений в пространстве надо было сильно напрягаться, сохраняя при этом невозмутимое выражение лица…

Читайте также:  Прикольные фотки с космосом

Для съёмок разработали систему дополненной реальности, которая позволяла режиссёру и оператору видеть на экранах актёров не на зелёном фоне, а непосредственно «в космосе». Некоторые кадры снимали в перевёрнутых декорациях, правда, при этом актёрам приходилось висеть вниз головой. Именно так снимали сцену в шлюзе, где Евгений Миронов безуспешно пытался повторить трюк Алексея Леонова — кувырок в узком пространстве.

Основная часть съёмок проходила в Москве. В одном из ангаров бывшего завода ЗИЛ художники выстроили три макета «Восхода-2» почти в натуральную величину. В одном из них снимали интерьеры корабля, второй использовали для «космических» эпизодов, а третий — для сцен в тайге. Саму тайгу снимали около посёлка Усьва в Пермском крае, где несколько лет назад работала съёмочная группа фильма «Географ глобус пропил». До этой съёмочной площадки добираться приходилось с помощью альпинистского снаряжения.

Фильм планировали выпустить в прокат в 2016 году, но из-за смены режиссёра в сроки не уложились и перенесли премьеру на апрель 2017 году. Оказалось, что на эти даты в планах уже стоит другая космическая драма — «Салют-7». Уступать, конечно, никто не хотел и к конфликту подключили Министерство культуры. Там создали экспертный совет, в который вошли продюсеры, режиссёры и кинопрокатчики, посмотревшие оба фильма. После споров было вынесено решение — «Салют-7» переносится на осень, к юбилею запуска первого искусственного спутника Земли, а «Время первых» триумфально выходит ко Дню космонавтики.

Источник

Леонов о фильме «Время первых»: в реальной жизни было еще страшнее

МОСКВА, 13 апр — РИА Новости. Космонавт, дважды Герой Советского союза Алексей Леонов высоко оценил игру актеров и «Время первых», но отметил, что в реальной жизни «было еще страшнее».

«На самом деле было еще страшнее. Ситуация, которую невозможно в кинематографе воспроизвести. Никогда об этом никто не говорил», — сказал Леонов на показе фильма в Государственной думе.

Он отметил, что люди должны знать, как все было на самом деле. «И после этого фильма, я думаю, что вы понимаете, что это не сел, картошки поел, поздоровался и все», — добавил он.

Леонов отметил блестящую игру актеров картины, которая, по его словам, не вызывает сомнения.

«Образ Сергея Павловича Королева. Я много фильмов консультировал на сегодняшний день. Это, пожалуй, самый лучший образ, который создал (актер Владимир) Ильин. Вот он такой – неожиданный порывистый… Он вел свою линию. И кончилось тем, что он говорит: «Я знал, кого, куда посылать», — отметил он.

Легендарный космонавт также высоко оценил и техническую часть фильма.

В свою очередь режиссер картина Дмитрий Киселев признался, что «Время первых» — это его режиссерский дебют. «Я вижу в нем воспитательный потенциал и просветительный потенциал», — сказал он, добавив, что делал фильм с расчетом на молодую аудиторию.

Продюсер фильма Тимур Бекмамбетов считает, что «Время первых» — это картина, прежде всего, про успех. «Нам всем очень не хватает ощущения успеха. И я думаю, что этот фильм будет долго жить, его будут показывать каждое 12 апреля, потому что этот фильм про успех», — подчеркнул он.

Продюсер и исполнитель главной роли в фильме актер Евгений Миронов поблагодарил за административную помощь в работе над фильмом на всех его этапах спикера Госдумы Вячеслава Володина.

Источник

Adblock
detector