Меню

Космос не созданный никем

Этот космос не создал никто из богов

Для античных философов характерен поиск первокирпичика, первоосновы мира, которую они видели в различных видах вещества.

Одни считали, что такой материальной первоосновой явля­ется вода, другие полагали воздух, третьи — землю. Гераклит не был исключением. Он считал, что первоосновой всего может быть только огонь: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно уга­сающий». 1 Огонь, видоизменяясь, переходит в разные формы. Сгущаясь, он переходит во влагу, в более плотном виде пере­ходит в воду. Вода же, уплотняясь, становится землей, кото­рая, в свою очередь, рассыпаясь, может превратиться в воду, а из воды выделяется пар. Так, по Гераклиту, происходит посто­янный круговорот природы — вниз, вверх. Огонь выступает как разумная живая сила, которая «судит» и «правит» миром. Или, как еще говорит Гераклит, «всем правит молния». Когда огня недостаточно, тогда появляется мир, при избытке огня все сгорает в мировом пожаре.

Гераклит понимает огонь как «источник жизни, ее горение и вместе с тем образ жизни. Сама жизнь — сама активность и динамика. Жизнь есть горение, а следовательно, и угасание». 2 Когда огонь разгорается, он совершает «путь вверх», при уга­сании — «путь вниз», то есть активность огня вызывает рожде­ние и расцвет в различных процессах и явлениях, а угасание -их конец и переход в новые формы. Мир рождается и умирает.

Если под миром понимать отдельные планеты в космосе, то в таком случае Гераклит гениально увидел процессы развития в космосе — одни планеты появляются, развиваются, затем распа­даются, чтобы своим распадом дать жизнь другим космиче­ским планетам и телам. Гераклит считал, что мир от рождения до гибели проходит период в 10800 лет. Вначале устанавлива­ется зима, или катаклизм, или потоп, а в конце наступает «экпироза», или мировой пожар.

Солнце, новое ежедневно, «правит космосом согласно ес­тественному порядку». Оно имеет, по Гераклиту, чашеобраз­ную форму, является «умным воспламенением из моря». Когда поворачивается Солнце, то происходит затмение; при скопле­нии ветров и вспучивании облаков появляется гром, а при

1 Фрагменты ранних греческих философов, ч. 3, М., 1989, с. 217.

2 История античной диалектики, М.: Мысль, 1972, с. 87.

вспышках испаряемых веществ — молния. Когда вспыхивают и угасают облака, люди наблюдают зарницы. Конечно, эти взгляды Гераклита на природу еще наивны, однако и в них виден внимательный наблюдатель, исследователь. Солнце в его философии — это судья, распределитель, регулятор смены времен года. И хотя Солнце по Гераклиту «шириной всего лишь в ступню человеческую», роль его в жизни космоса ог­ромна, оно выполняет роль помощника Логоса.

«Борьба — отец всего и всему царь»

Гармония мира складывается из противоположностей, между которыми про­исходит борьба.

Как в музыкальной гармонии происходит смешение голо­сов, звуков, так и в природе единое состоит из противоположно­стей — целое связано с нецелым, сходящееся с расходящимся, согласие с разногласием, добро со злом. Борьба противополож­ностей абсолютна. Согласно Гераклиту, все происходит через борьбу, она всеобща.

Гераклит первым из античных философов придает стихий­ной диалектике рациональный характер. Общеизвестно его высказывание «все течет», хотя во фрагментах рукописей и не было обнаружено. Тем не менее вся логика гераклитовских рассуждений пронизана этой идеей. Гераклит, по словам Аэция, «приписал движение всем вещам». После Гераклита философы уже не могли рассматривать Вселенную как покоя­щуюся, как неподвижную. «Нельзя в одну и ту же реку войти дважды», — считал Гераклит. «Мы только входим в реку, а вода уже утекла. Так и у человека. Мы те и уже не те. Мы есть и нас нет». 1 Человек постоянно боится смерти, а зачем — ведь он умирает каждое мгновение. Состояние тела постоянно меняет­ся. Из семени появляется зародыш, и вот зародыш стал мла­денцем, из младенца появляется ребенок, ребенок становится сначала подростком, потом юношей, затем превращается в зрелого мужчину; зрелый мужчина становится стариком: «вчерашний умер в сегодняшнего, а сегодняшний умирает в завтрашнего. Никто не остается [тем, кем был]» 2 , говорит Ге­раклит. Источником движения, изменения является борьба. «Все происходит через распрю» — постоянно подчеркивает философ. Он удивляется, почему Гомер призывал к прекращению враж­ды между людьми. Ведь это так противоестественно. Борьба —

Читайте также:  Монета 1 рубль 1979 космос

1 Фрагменты ранних греческих философов. М., Наука, 1989, с. 211.

2 Фрагменты ранних греческих философов, ч. 3, с. 212.

логос бытия. Человек постоянно борется за свое существование, чего-то хочет, к чему-то стремится, преодолевает препятствия. Представим себе, что человеку все дается легко, нигде он не встречает препятствий. Тогда все замирает, жизни нет. Поэтому людям лучше не станет, если все их желания исполнятся. Челове­ку важен процесс, а не результат. Согласно этой логике, где име­ется борьба, преодоление трудностей — там жизнь.

Интересны представления Гераклита о человеке и его душе. Человеческая душа — «искорка», «звездочка», часть мировой Души, она есть не что иное, как испарение. Окружающий мир, природу древний философ наделяет разумом и сознани­ем. Человек втягивает в себя посредством дыхания Божест­венный Логос и становится разумным. Когда человек засыпа­ет, он теряет разум, а, просыпаясь, становится «снова в уме». Чем ближе человек к Логосу, тем умнее. Когда человек умира­ет, душа остается жить. Она соединяется с Божественным Ра­зумом — Логосом.

Если сердце мира — Солнце, то для человека таковым явля­ется душа. Солнце дает жизненное тепло всему живому. Душа, как паук, плетет паутину, давая жизнь каждой частичке тела, бросаясь на помощь, как только в какой-то части этой паути­ны случаются повреждения. Душа испытывает боль, когда рвется ниточка, она стремится туда, где больно. Душа через органы чувств, как из окошек, связывается с миром. Смерть, по Гераклиту, подобна сну. Разница в том, что обычно чело­век «умирает» только на ночь, а утром просыпается, «вспыхивает» вновь, а при конце жизни он умирает надолго, чтобы вспыхнуть затем в другой форме. «Человек — свет в но­чи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жиз­ни [букв. «живым»], умерев, словно как вспыхивает к бодрст­вованию, уснув». 1

У древних греков бытовало убеждение, что после смерти чело­века его душа некоторое время странствует между Землей и Лу­ной. Добродетельные души отдыхают в лугах Аида, очищаются от скверны, а души неправедные и развратные должны понести на­казание. Потом праведные души, которые подзарядились от око­лолунного эфира, взлетают вверх подобно лучу и становятся бес­смертными. Обычный человек, по Гераклиту, вряд ли может рассчитывать на бессмертие, а мудрец становится бессмертным, хотя тела всех умерших погибают безвозвратно.

1 Фрагменты ранних греческих философов, с. 216.

Целью жизни человека, как считал Гераклит, является пре­одоление страданий, что приносит ему удовлетворенность, которая в свою очередь проявляется в счастье.

Источник

Этот космос не создал никто из богов.

Для античных философов характерен поиск первокирпичика, первоосновы мира, которую они видели в различных видах вещества.

Одни считали, что такой материальной первоосновой является вода, другие полагали воздух, третьи — землю. Гераклит не был исключением. Он считал, что первоосновой всего может быть только огонь: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».1 Огонь, видоизменяясь, переходит в разные формы. Сгущаясь, он переходит во влагу, в более плотном виде переходит в воду. Вода же, уплотняясь, становится землей, которая, в свою очередь, рассыпаясь, может превратиться в воду, а из воды выделяется пар. Так, по Гераклиту, происходит постоянный круговорот природы — вниз, вверх. Огонь выступает как разумная живая сила, которая «судит» и «правит» миром. Или, как еще говорит Гераклит, «всем правит молния». Когда огня недостаточно, тогда появляется мир, при избытке огня все сгорает в мировом пожаре.

Гераклит понимает огонь как «источник жизни, ее горение и вместе с тем образ жизни. Сама жизнь — сама активность и динамика. Жизнь есть горение, а следовательно, и угасание».2 Когда огонь разгорается, он совершает «путь вверх», при угасании — «путь вниз», то есть активность огня вызывает рождение и расцвет в различных процессах и явлениях, а угасание -их конец и переход в новые формы. Мир рождается и умирает.

Читайте также:  Институт космоса как поступить

Если под миром понимать отдельные планеты в космосе, то в таком случае Гераклит гениально увидел процессы развития в космосе — одни планеты появляются, развиваются, затем распадаются, чтобы своим распадом дать жизнь другим космическим планетам и телам. Гераклит считал, что мир от рождения до гибели проходит период в 10800 лет. Вначале устанавливается зима, или катаклизм, или потоп, а в конце наступает «экпироза», или мировой пожар.

Солнце, новое ежедневно, «правит космосом согласно естественному порядку». Оно имеет, по Гераклиту, чашеобразную форму, является «умным воспламенением из моря». Когда поворачивается Солнце, то происходит затмение; при скоплении ветров и вспучивании облаков появляется гром, а при

1 Фрагменты ранних греческих философов, ч. 3, М., 1989, с. 217.

2 История античной диалектики, М.: Мысль, 1972, с. 87.

вспышках испаряемых веществ — молния. Когда вспыхивают и угасают облака, люди наблюдают зарницы. Конечно, эти взгляды Гераклита на природу еще наивны, однако и в них виден внимательный наблюдатель, исследователь. Солнце в его философии — это судья, распределитель, регулятор смены времен года. И хотя Солнце по Гераклиту «шириной всего лишь в ступню человеческую», роль его в жизни космоса огромна, оно выполняет роль помощника Логоса.

Источник

Космос не созданный никем

ART LIBRARY | ФИЛОСОФИЯ | КУЛЬТУРА запись закреплена

Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся и мерами погасающим.

Скептик Энесидем Кносский утверждал, что философия Гераклита — наилучший «путь» к Пирроновскому скепсису, то есть учению о непостижимости мира. Плутарховский Гераклит — экзистенциалист, учивший об одиночестве человеческого Я, запертого на острове собственного тела, и о том, что мы умираем и рождаемся ежедневно. Гераклит Плотина — мистик, размышлявший о таинственной непостижимости воплощения нашего Я в смертном теле. Неопифагореец Нумений сравнивал учение Гераклита о логосе с Логосом Иоанна Богослова. Ранние христианские апологеты признавали Гераклита, наряду с Сократом, христианином до Христа. Известно замечание Гегеля о том, что нет ни одного положения философии Гераклита, которое бы он не включил в свою логику. Ницше узнавал в гордом одиночестве и «трагизме» Гераклита самого себя, а Хайдеггер интерпретировал его фрагменты в русле своего феноменологического учения о бытии. Такую же разноголосицу мы находим и в современном академическом гераклитоведении.

Кем же был исторический Гераклит? Сложность реконструкции его аутентичной философии обусловлена, прежде всего, фрагментарным состоянием источников. В отличие от Платона и Аристотеля, сочинения которых сохранились в средневековых рукописях, трактат Гераклита, известный в древности под названием «О природе», не сохранился. Сохранились только фрагменты (от 125 до 150 по разным оценкам), то есть цитаты из Гераклита у позднейших авторов от Платона в 4 веке до н. э. до неоплатоников в 6-ом, а также единичных цитат у византийцев и средневековых схоластов. О жизни Гераклита известно мало, а то, что известно — в основном малодостоверно. Единственная античная биография Гераклита в 9-ой книге Диогена Лаэртия представляет собой смесь анекдотов эллинистической эпохи, легенда о болезни и смерти Гераклита похожа на сюрреалистическую новеллу.

Полное имя философа было «Гераклит, сын Блосона, Эфесец». Гераклит происходил из старинного «царского» рода Андроклидов или Басилидов, его генеалогия восходит к легендарному архегету Ионийской колонизации и основателю Эфеса Андроклу, сыну афинского царя Кодра, и, следовательно, он приходился отдаленным родственником философа Платона. Гераклит был наследственным жрецом с культовыми обязанностями и некоторыми почетными привилегиями. Происхождение Гераклита объясняет его повышенный интерес к религии и народным культам с одной стороны, и к политике и законам — с другой. В архаическую эпоху связь религии и политики была очень тесной (для греков связующим понятием двух сфер было ‘законы’ или ‘обычаи’), из трех глав гераклитовского трактата одна была посвящена полису, другая — богословию, по Диодоту правильное название трактата должно быть «О политии» (о государственном устройстве), а не «О природе», и сам факт посвящения книги в храм Артемиды Эфесской знаменателен. По мнению Дильса, книга Гераклита представляла собой собрание афоризмов, заметок и наблюдений, лишенных систематического плана. Значительная часть сохранившихся фрагментов — примеры тождества и единства противоположностей — являются эмпирическими доказательствами фундаментального теоретического положения. Ни о каком «ученике» Гераклита, якобы записавшем его мысли, в источниках упоминания нет. В них говорится, что Гераклит сам написал свою книгу и сам посвятил ее в храм Артемиды Эфесской.

Читайте также:  Лепка тема космос первая младшая группа

Полемика, сарказм, даже проклятия, с одной стороны — когда речь идет о профанах –, и оракульный, энигматический, пророческий стиль с другой — когда речь идет о высоких истинах и о божественном — уникальное сочетание, делающее стиль Гераклита неповторимым, по крайней мере, среди ранних греческих философов. Эти афоризмы имеют мало общего с изречениями семи мудрецов: в них предвосхищается аристотелевское различение интеллектуальной и моральной добродетели и формулируется ставший фундаментальным в стоической этике принцип «жить согласно природе». Диоген Лаэртий приводит 4 названия гераклитовского сочинения, которые были известны в римскую эпоху: «О природе», «Музы», «Точное руководство к жизненной цели» и «Разум нравов или Единый порядок поведения всех существ». Единственным «библиотечным» названием, под которым книга Гераклита числилась в каталогах, скорее всего было только одно — «О природе». «Музы» — шутливая ссылка на Гераклита в «Софисте» Платона, больше никто так Гераклита не цитирует. Последние два даже не названия, а краткие резюме, «Точное руководство» — ямбический сенарий Диодота. Последнее название — неясного происхождения и с испорченным текстом — по-видимому, тоже стоическое, но со следами аутентичной лексики. Ценность последних двух «названий» в том, что они показывают, что для стоиков Гераклит был прежде всего этический философ, а не «физик» как для Аристотеля.

Гераклит говорит о «природе» в самом начале своего сочинения. Правда, этот термин, обозначавший у милетцев материальную субстанцию, подвергся у него переосмыслению и по существу из физического (механистического) превратился в этический (телеологический), близкий к стоическому: природа — это объективный (и целесообразный) порядок вещей, который служит нормой человеческой жизни и который должен стать нормой для правильного государственного устройства и богопочитания. Не совсем ясно, в каком именно значении употребляет слово Диодот, но в любом случае Диодот хочет сказать, что природа не интересовала Гераклита как таковая: он был этическим философом, проводившим аналогию между порядком природы и строем человеческой жизни. Ямбический стих, в котором Диодот резюмировал содержание книги Гераклита: «точное руководство (буквально «руление») к жизненной цели (собственно к «финишной прямой») показывает, что Диодот был тонким знатоком текста Гераклита и его метафорического языка».

По преданию, Гераклит посвятил свое сочинение в храм Артемиды Эфесской. Примеров посвящения в храм открытий собственного ума немного, но они есть. Мотивы приписываемые Гераклиту Диогеном (сделать книгу недоступной для черни), могут быть позднейшими домыслами, но сам факт отрицать нет оснований. М. Конш высказал остроумное предположение, что мотивы Гераклита могли быть прямо противоположными: Гераклит разместил свое сочинение в храме, чтобы всякий мог сделать с него копию, иначе говоря, это был способ публикации. На самом деле мы не знаем условия хранения книги в храме: как вотивный дар, она могла быть недоступной для всех. Татиан приводит рассказ о Еврипиде (первом читателе Гераклита в Афинах), который ходил в храм и заучивал книгу Гераклита наизусть, пока не выучил всю, и так привез ее в своей голове в Афины. Этот рассказ предполагает, что книгу Гераклита в храме можно было читать, но нельзя было копировать. Мы полагаем, что мотивы Гераклита были иными. Во первых практические: это был лучший способ спасти книгу от огня войны, бушевавшего вокруг в эпоху Ионийского восстания и после него. Во-вторых, это могли быть и «высокие» мотивы, религиозные и теологические: если верно наше предположение о том, что в своем сочинении Гераклит выступал как пророк Аполлона и излагал мудрость Аполлона, совершенно естественно было принести книгу в дар (и одновременно на сохранение) в храм родной сестры Аполлона: божественные брат и сестра нередко почитались вместе. Оригинал книги Гераклита, должно быть, погиб в пожаре, уничтожившим храм по вине Герострата в 356 г. до н. э.

Источник

Adblock
detector