Реферат «Космос — решение глобальных проблем человечества»
Реферат «Космос — решение глобальных проблем человечества» Скачать бесплатно. Из опыта работы Ломакина А. В.
Реферат
«Космос — решение глобальных проблем человечества»
( Бондаренко Марина, 2003/2004 уч год)
Закончился 20 век. Человечество вступило в третье тысячелетие. Чем оно будет ознаменовано? Что ждет человечество в 21 веке? Многие глобальные проблемы, решить которые человек должен во что бы то ни стало.
Ученые – статисты подсчитали, что уже к 2050 году численность населения на Земле увеличится почти в 2 раза и составит 10 – 11 миллиардов человек. Причем 94% прироста дадут развивающиеся страны и только 6 % — развитые страны. (Данные Уманского С. П.) Кроме того, авторы ряда прогнозов полагают, что наука в скором времени сумеет установить контроль над процессами старения и существенно увеличит среднюю продолжительность жизни человека. Если это произойдет, то вопрос о численности населения в 21 веке необходимо пересмотреть в сторону его резкого увеличения.
Какие же проблемы возникнут перед человечеством в связи с ростом его численности?
В первую очередь, нужно всех накормить. Даже сейчас около 50 миллионов человек ежегодно умирают от голода, более 600 миллионов голодают. А для обеспечения нормальным питанием 11-миллиардного населения необходимо увеличить производство продуктов питания более чем в 10 раз.
Немаловажной станет проблема поиска энергии и сырья для обеспечения 11 миллиардов человек. Чтобы в полной мере обеспечить каждого человека в будущем, нужно будет увеличить в несколько раз добычу сырья и топлива.
Вряд ли Земля способна выдержать такую нагрузку!
А проблема загрязнения окружающей среды? Наращивая темпы производства, мы не только обедняем земные ресурсы, но и постепенно изменяем климат нашей планеты. Выбросы в атмосферу углекислого газа заводами, электростанциями, машинами могут привести к парниковому эффекту, т. е. к увеличению средней температуры на Земле. А это может привести к таянию ледников и катастрофическому повышению уровня Мирового океана и, конечно же, неблагоприятно скажется на жизнедеятельности человека.
Ядерное оружие и атомная энергия уже сейчас доставляют проблемы захоронения радиоактивных отходов.
Одним из решений всех этих глобальных проблем является космос.
Переместим заводы в космос, там же добудем энергию, освоим Луну, Марс…
И оживут страницы научно-фантастических романов и фильмов. А почему бы и нет?!
Источник
Проблема мирного освоения космоса: наше будущее в наших руках
В ходе развития цивилизации перед человечеством нередко вставали проблемы. Во многом именно благодаря им людям удавалось подняться на новый этап. Но благодаря глобализации, которая связала самые отдаленные уголки планеты воедино, каждая новая трудность в развитии может поставить под угрозу выживание всей цивилизации. Проблема мирного освоения космоса – одна из самых новых, но далеко не самая простая.
Терминологический аппарат
Глобальные проблемы – это такие противоречия, которые характеризуются общепланетарным масштабом. Их острота и динамика усугубления требует объединения усилий всего человечества для своего разрешения. Современные ученые относят к глобальным те проблемы, которые выступают как важный фактор, препятствующий развитию цивилизации, и затрагивают жизненные интересы мирового сообщества. Их принято разделять на три основные группы, в зависимости от аспекта общественной жизни, с которым связано их возникновение. Важно разбираться в каждой, поскольку для их разрешения нужна эффективная политика на всех уровнях: национальном, региональном, глобальном.
Группы и их характеристика
В зависимости от сфер общественной жизни, которые они затрагивают, выделяют такие глобальные опасности для человечества:
- Проблемы в сфере международных отношений. К этой группе относят опасности войны и мира, выживания человечества, применения ядерного оружий. Недавно также появилась проблема мирного освоения космоса и океана. Решение этих проблем требует согласованных действий всего мирового сообщества и создания международных институций.
- Проблемы, затрагивающие жизнь человека в общества. Главными в этой группе являются продовольственная и демографическая. Также важно сохранение культурного наследия нашей цивилизации и преодоление негативного аспекта научно-технического развития человечества.
- Проблемы взаимодействия человека с природой. К ним относят экологическую, энергетическо-сырьевую и климатическую.
Исследование космоса: позитивные и негативные аспекты
Звездное небо, которым не устает восхищаться человечество на протяжении всей своей истории, — это только небольшая часть космоса. Его безграничность трудно осознать. Тем более только в 60-е годы прошлого столетия человек впервые сделал первые шаги по его освоению. Но мы сразу осознали огромные возможности, которые открывает исследование других планет. Проблема мирного освоения космоса тогда даже не рассматривалась. Никто не думал о надежности летательных аппаратов, а стремился только опередить другие страны. Ученые сосредотачивались на новых материалах, выращивании растений в условиях атмосферы других планет и других не менее интересных вопросах. На заре космической эры не было времени для печали о мусоре от отработавшей техники. Но сегодня он ставит под угрозу дальнейшее развитие отрасли.
Глобальные проблемы человечества: мирное освоение космоса
Космос – это новая для человека среда. Но уже сейчас существует проблема засорения обломками устаревшей техники и сломанных космических аппаратов околоземного пространства. По данным исследователей, в результате ликвидации станций образовалось около 3000 тонн обломков. Эта цифра сопоставима с массой верхнего слоя атмосферы, которая находится выше двухсот километров. Засорение представляет опасность для новых пилотируемых объектов. А проблема мирного освоения космоса ставит под угрозу дальнейшие исследования в этой сфере. На сегодняшний день конструкторы летательных аппаратов и другой техники вынуждены учитывать мусор на земной орбите. Но он опасен не только для космонавтов, но и для простых жителей. По подсчетам ученых, один из полутораста обломков, достигших поверхности планеты, может серьезно ранить человека. Если решение проблемы мирного освоения космоса не будет найдено в скором времени, то эра полетов за пределы Земли может бесславно закончится.
Правовой аспект
Космос не находится под юрисдикцией какого-либо государства. Поэтому фактически национальные законы на его территории и не могут действовать. Следовательно, при его освоении приходится договариваться всем участникам процесса. Для этого создаются международные организации, которые вырабатывают правила и следят за их исполнением. Национальные законы должны им соответствовать, но уследить за этим не представляется возможным. Поэтому есть все основания полагать, что проблема мирного освоения космоса и возникла из-за такого положения вещей. Пока не будут определены допустимые границы воздействия человека на околоземное пространства, опасность будет только возрастать. Важно определить статус космоса как международного объекта охраны и исследовать его исключительно в соответствии с таким положением.
Проблема мирного освоения космоса: пути решения
XX век ознаменовался не только выдающими открытиями, которые перевернули наше представление о мире вокруг, но и усугублением всех существующих проблем. Сегодня они стали глобальными, а от их решения зависит дальнейшее существование нашей цивилизации. В прошлом веке человек наконец-то смог покорить звездное небо. Но радужным прогнозам фантастов не было пока суждено сбыться, а вот появившаяся проблема мирного освоения космоса заставляет задуматься о правдивости антиутопий. Иногда даже возникает ощущение, что человечество неудержимо движется к своей гибели. Но пока мы не забыли, как мыслить, есть надежда направить энергию своего разума в правильное русло. Глобальная проблема мирного освоения космоса может быть решена. Нужно только побороть свой эгоизм и безразличие друг к другу и окружающей среде.
Источник
Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова
Вышеизложенные нами концепции и подходы находятся в рамках нового планетарного мышления. Однако в недрах философии уже в конце XIX в. начал формироваться новый взгляд на пути развития современной цивилизации, выходящей за рамки планетарного мышления и призывающий взглянуть на пути развития и судьбы человечества с позицийкосмического измерения человеческого бытия. Наиболее ярко эту тенденцию представляет русский космизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский).Центральная идея этого космоцентрического подхода — это единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб его деятельности. Наиболее разработанной идея космизма предстает в «Философии общего дела» Н. Ф. Федорова (1828 — 1903). Федоров пытался синтезировать два методологических подхода к человеку: антропологизм и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенского бытия. Человек в его космическом проекте получает невиданно широкое поле для своей самореализации, становится гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний распространяется не только на отношение человека к человеку, но на всю область отношений человека к природе, приобретая онтологический статус. «Философия общего дела» ориентирована не только на победу человеческого духа на Земле, но и в русле античной традиции— на повсеместное превращение Хаоса в Космос.
Эту идею Федоров обосновывает с позиций религиозного мировоззрения. Однако мыслитель не шел в русле какой-то узкоконфессиональной традиции. Он отвергал догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. У Федорова довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая тенденции. Бог понимается им не как потусторонняя всемирная сила, творящая все из ничего, а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщая мирообъединяющая Любовь. Несводимый к природе, но и не отделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, то есть внесение в природу человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федорову, — есть сам мир, сама взаимосвязь всего в этом мире.
Ключевую роль в учении Н. Федорова игралаидея преодоления смерти. Действительным антиподом смерти от считал жизне-воссоздание, воскрешение умерших. В отличие от ортодоксальных христианских верований,воскрешение человека, по мнению Федорова, совершается не в потустороннем мире, а в посюстороннем, и не духовно, а физически, в вещественном воскрешении души и тела, в их единстве. Воскрешение, по мнению Федорова, это не единичный акт, не удел избранных, а призвание и достояние всех, не только всех людей, независимо от звания и сословной принадлежности, но и всех народов, т. е. общенародное, всемирное дело. Воскрешение не означает ожидание чуда, а предполагает активную деятельность всех людей в этом направлении. Следовательно, Человек является не только объектом, но и субъектом воскрешения: одни люди воскрешают других, эти воскресшие сами могут стать воскресителями.
Федоровская концепция воскрешения охватывает два аспекта. Первый — оживление в прямом смысле этого слова. Второе — отчасти в метафизическом, как пробуждение к подлинной жизни, которая включает в себя и способность природы к самовоссозданию, и идею «оживления» живых, то есть раскрытия и использования их творческого потенциала, воодушевление их на «общее дело» жизнеутверждения и жизнетворчества. В комплекс идей, охваченных проблемой воскрешения, входит и «санитарный вопрос»: экологические мероприятия, направленные на оздоровление Земли, сохранение существующей на ней жизни: преодолевание заболеваний, эпидемий, голода, старческого одряхления.
Наибольшее внимание русский ученый-самоучка уделял разработке проекта воскрешения предков. И здесь наиболее фантастическая и утопическая часть его системы, хотя он и стремился обосновать эту идею наиболее наукообразно. Основная задача, по его мнению, состоит в том, чтобы выявить и собрать все атомы и молекулы, входившие некогда в состав умерших организмов. Поскольку эти частицы претерпели огромные изменения, Федоров предлагает создать специальные научные центры, с привлечением физиков,химиков, астрологов, физиологов, археологов. Особую роль, как он полагал, призвана сыграть наука о бесконечно малых молекулярных движениях. Волны, возникающие в результате вибрации молекул и несущие в себе лучевое изображение предков, найдут, считал Федоров, созвучный отклик в содрогании частиц, происходящих в живых существах, родственно связанных с умершими; химические могут соединить сродное в прахе и отделить чужое. Федоров назвал этот процесс теллуро-солярным и теллуро-космическим.
Эта концепция, по сути дела, отрицала наличие грани между живым и неживым, она отрицала специфику жизни как особого качественного состояния материи. Этот подход Федоров распространял и на трактовку духовного мира. Он не видит качественного различия между душой и телом. Следуя вульгарным материалистам, Федоров рассматривает мысль как разновидность вещества. Организм, с его точки зрения, — это машина, и сознание относится к нему также, как желчь к печени. «Соберите машину и сознание возвратится к ней», — утверждал он в своей знаменитой работе «Философия общего дела». Поэтому задача полного и телесного воскрешения, в конечном счете, сводится к собиранию всех составных частей организма человека.
Федоров особо настаивал на буквальном, натуралистическом понимании воскрешения. Однако, не следует замыкать эту идею в чисто технические рамки, ибо основная направленность его учения состоит в идее глобального жизнеутверждения, преодоления деструктивных сил, препятствующих бессмертию человечества. Эта идея логически связывалась Федоровым с признанием спонтанной активности бытия и возможностью овладения пространством и временем. Всеобщее воскрешение представлялось ему победой над временем и пространством. Воскрешение, по его учению, имеет космические параметры. Федоров уже в конце XIX в. обосновывает идею о необходимости выхода человека за пределы Земли в открытый космос. И это обоснование вытекает у него из предвидения тех глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество в конце XX в.
Связь между проектом воскрешения и проектом выхода в космос вытекает у Федорова из того, что в результате воскрешения возрастет перенаселенность Земли, воскрешенным поколениям негде будет жить и нечем будет питаться. С другой стороны, по мысли Федорова, эти поколения призваны быть неисчерпаемым источником заселения космоса. Воскрешение трактуется им как одно из важных
условий гармонизации Вселенной.
Концепция «общего дела» не сводится Федоровым к воскрешению предков.Общее дело — это прежде всего, регуляция природы, управление ее силами. Воскрешение/неотделимо от регулирования, происходит через него, на его основе, Неустройства нашей жизни коренятся по Федорову, в дисгармоничных отношениях природы и человека. Природа выступает как враждебная нам сила, но не по злой воле, а из-за своей бессознательности. Раскол мироздания на природу и человека, как противоборствующие факторы, обрекает природу на слепоту, бездумность и проистекшую отсюда разрушительность, а людей — на созерцание этого зла и неподвластность ему. Отвергая такое разделение и не признавая его фатальной необходимости, Федоров отстаивал принцип единства человека и природы. Человек должен быть не рабом и не деспотическим господином природы, а ее разумом и волей. Космос нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом, каковым он пока является, а разумные существа нуждаются в его силе. По убеждению Федорова, задача человека приводить мир в порядок, вносить в него лад, мир, гармонию, — рассуждает русский мыслитель. В результате этого, эволюция природы поднимается со степени стихийности на качественно новый уровень сознательного нравственно-разумного движения.
Всеобщая регуляшия, считал Федоров — это процесс, имеющий внутренний и внешний аспекты. Под внутренним он имел в виду психофизиологическую регуляцию, предусматривающую управление слепыми силами в человеке. Внешняя регуляция развертывается от Земли ко всему целостному миру — Космосу и охватывает собой следующие ступени: 1) метеорическую регуляцию, объектом которой является Земля как целое (управление атмосферами и сейсмическими процессами, рациональное использование земных недр, солнечной энергии и т. д.; 2) планетарную астрорегуляцию, объектом которой является солнечная система; 3) всеобщую космическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная. В русле этой последней ступени регуляции Федоров выдвигает оригинальную идею превращение Земли в космический корабль — «Земноход». Иначе говоря, Федоров считает возможным на какой-то ступени добиться схода Земли с ее постоянной орбиты и уход в космические просторы по сознательно прокладываемому курсу. В результате развития регуляции вся природа, по мнению Федорова, станет сферой человеческого обитания, объектом разума и труда, единой космохозяйственной системой. Человек, проникнув в звездные пределы, объединит все миры Вселенной и из «Земнохода» станет «Планетоходом».
Конечно, для современного человека путь выхода из решения глобальных проблем, предлагаемый русским мыслителем, кажется весьма фантастическим, утопичным. Однако общий пафос федоровской философии «общего дела», состоящей в стремлении восстановить нарушенное единство мироздания, распавшейся связи времени, ценность человеческой души, преодолеть разрыв между человеком и природой, поднять ее стихийное развитие на уровень управляемой эволюции, оживить умерших и пробудить к подлинной жизни погрузившихся в духовную спячку живых, представляется плодотворным и требует осмысления, исходя из реалий современной цивилизации.
Источник
➤ Adblockdetector