Урок — игра «Космическое путешествие». Имя числительное (6 класс).
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок — игра «Космическое путешествие». Имя числительное (для учащихся 6 класса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок — игра «Космическое путешествие». Имя числительное (6 класс). | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок — игра «Космическое путешествие»
(для учащихся 6 класса)
Разработала урок Аргандеева А.Г.
«Космическое путешествие» — командная игра, поэтому перед ее началом необходимо сформировать команды учащихся по 3-4 человека (3 игрока и капитан). Путешествие состоит из 6 этапов. На каждом этапе учащиеся выполняют задания, которые оцениваются членами жюри. Баллы за выполненные задания заносятся в оценочный лист. После того как команды пройдут все этапы, жюри подводит итоги и объявляет результаты. Учитель выставляет учащимся оценки за урок.
1. Слайды (1, 2). В ряду десятилетий каждый год
Мы метим новыми космическими вехами.
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!».
Александр Твардовский
2. Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь и многое другое.
На корабле „Восток» 12 апреля 1961 года впервые в мире советский человек Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет вокруг земного шара. С тех пор прошло 52 года.
3. Слайды с песнями о Ю. Гагарине.
4. А теперь скажите нам, почему сегодняшний урок называется «Космическое путешествие» с именем числительным? Определите цель урока.
5. Да, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, но для этого нам нужно особенно подготовиться к нему. Путешествовать мы будем по шести этапам.
1. «Подготовка к полету».
3. «Работа в открытом космосе».
4. «Стыковка кораблей».
5 . «Возвращение на Землю».
6. «Адаптация космонавтов».
Помогать в игре будет «Пункт управления полетом», наше уважаемое жюри.
I . «Подготовка к полёту»
Итак, мы начинаем подготовку к полету. Задайте вопросы командам или своим одноклассникам по изученной теме «Имя числительное», для того, чтобы мы совершили взлёт.
I. Понятие о числительном.
II. Простые, сложные и составные числительные.
III. Количественные числительные.
IY. Склонение количественных числительных.
Y. Синтаксические особенности количественных числительных.
YI. Собирательные числительные.
YII. Порядковые числительные.
(Выполненные работы учащиеся сдают в «Пункт управления полетом».)
II . «Взлёт ракеты»
Итак, все команды подготовились к полету. Капитаны команд, получите ракеты! (Учитель раздает капитанам карточки-ракеты, вырезанные из картона или плотной бумаги.) Ракеты на старте. Чтобы успешно взлететь, необходимо правильно употребить имена числительные в предложениях. (Капитаны получают карточки с заданиями).
На корабле „Восток» 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет вокруг земного шара. С тех пор прошло около 52 лет.
В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря — 459 метров, Азовского — 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина — 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала -1637 метров.
Звучит музыка «Волшебный полет» группы «Спейс».)
III. «Работа в открытом космосе»
Взлет прошел успешно, наши ракеты находятся в открытом космосе. Нам предстоит прочитать текст и пересказать его. (Капитаны получают задания.)
Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирана, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил.
Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
IY. «Стыковка кораблей»
Если вы успешно справитесь с заданием, то произойдет стыковка кораблей.
Запишите зашифрованные слова:
Смор1а, по2л, элекЗк, меЗка, 100л, виЗна, паЗот, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100н, 100п, ари100крат.
Y. «Возвращение на Землю»
Стыковка кораблей прошла успешно, и мы приступаем к самому ответственному этапу нашего путешествия «Возвращение на Землю». Чтобы ракеты быстро и беспрепятственно возвратились на Землю, необходимо было выполнить домашнее задание. (Подобрать скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы, в которых встречаются имена числительные).
YI. «Адаптация космонавтов»
Мы успешно приземлились. Теперь нужно адаптироваться на Земле.
Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение
Р. Горской и Э. Барковой «Я мечтаю»:
Я мечтаю о звездных полетах,
Намечаю маршруты путей.
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей.
Все о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звездам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовет.
Знаю я, что минута настанет —
В дальний рейс поведу самолет.
Учащиеся в тетрадях записывают предложение. В данных предложениях найти числительные, подчеркнуть их как члены предложения.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Хорошо в ожидании первого вылета присесть на прохладную бетонку.
Мы были в космосе шестеро суток.
Необходимо произвести синтаксический разбор предложения и выполнить морфологический разбор числительного. Далее запишем порядок морфологического разбора имени числительного.
I. Числительное, так как обозначает число, или количество предметов, или порядок предметов при счете; отвечает на вопрос: сколько? какой по счету? который?
II. Начальная форма (именительный падеж; для порядковых единственное число, мужской род).
Постоянные признаки: структура (простое, сложное или составное); разряд (количественное — целое или дробное; собирательное; порядковое).
Непостоянные признаки: употреблено в форме . падежа, . числа (если есть — у порядковых), . рода (если есть — у порядковых).
III. Синтаксическая роль.
Разбор числительного три в предложении:
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
I. Три — числительное, так как обозначает количество предметов, сколько?
Пост, пр.: простое, количественное.
Непост, пр.: употреблено в форме И. п.
Обращаем внимание учащихся на то, что количественные числительные вместе с существительными являются одним членом предложения («Цельные словосочетания» — см. параграф 160, В.В. Бабайцева «Теория», с. 205).
Пример разбора числительного первого в предложении:
Хорошо в ожидании первого вылета присесть на прохладную бетонку. (Г. Титов.)
I. Первого — числительное, так как обозначает порядок предметов при счете, какого?
Пост, пр.: простое, порядковое.
Непост, пр.: употреблено в форме И. п., ед. ч., м. рода.
В конце урока жюри подводит итоги. Учитель выставляет оценки, полученные учащимися за урок, и комментирует их.
Источник
Текс про космос с именами числительными
В тысяча девятсот шесдесят восьмом году советский космический аппарат «Зонд-5» первым в мире облетел вокруг Луны. На его борту находились две среднеазиатские черепахи. Они вдвоем стали первыми живыми существами в истории, возвратившимися на Землю после облёта Луны — за три месяца до полёта «Аполлона-8», который первым доставил троих людей к орбите Луны.
Другие вопросы из категории
1) мудрым
4) встретился
2) маленький
5) хватало
3) очень
а) приключение,притворить дверь,прикрикнуть.
б)преогромный,причина,преувеличить.
в)притронуться,пригородный,природа
Читайте также
2. Почему слова «тысяча, миллион, миллиард, триллион» одни учёные относят к именам числительным, а другие — к именами существительным?
3. В чём особенности собирательных числительных? Покажите на примерах
4. Какие из приведённых ниже слов не являются числительными: пятерка, единый, тысяча, сотня, однажды, несколько, двусторонний, двуликий, двойня, дважды?
3)Триста,двойка,удвоить,двойной; 4)Миллион,двухмиллиардный,сотня,четвёрочка. 2 задание: в каком ряду все имена числительные являются порядковыми? 1) Первый,два,двадцать,три,одна четвёртая; 2)Второй,две целых шесть десятых,пять,один; 3) Третий, шесть,одиннадцать,две третьих; 4)Четвёртый,двести семьдесят восьмой,двадцать второй,шестисотый. 3 задание: В каком ряду все имена числительные являются количественными? 1) Четыре,шестнадцать,двести пятидесятый,одна пятая; 2) Десять,сто двадцать,тридцать пять,двенадцать; 3)Две десятых,четверо,девяносто,сто один; 4)Двое,десятый,полтора,двадцатимиллионный.
2) двадцать пятая книга; 3) девятый вагон; 4) пятитысячный турист задание 15: какая запись дробного числительного 4/5 в форме дательного падежа является верной? 1)к четырём пятых; 2) к четыре пятых; 3) к четыре пятым; 4) к четырём пятым. 16 задание: В каком ряду все числительные употреблены правильно? 1) у обеих учениц,с восьмьюдесятью студентами,девяносто спортсменов,около полутора часов; 2) полторы минуты, с обоими художниками,семьюстами книгами,четверо тетрадей; 3) о шестидесяти фильмах,пяти наградами,полтора секунд,две сутки; 4) оба соседа,двое красавиц,около сорок книг,на девяносто страницах. 17 задание: В каком предложении числительное выступает в роли определения? 1) Восемьсот семьдесят два дня продолжать доклада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 2)В семь часом состоится премьера спектакля. 3)В школу я взяла с собой всего три тетради. 4)После первого урока я отпросился домой. 18 задание: В каком предложении подлежащие и сказуемое выражеы именами числительными? 1) нам показали только один фотоаппарат. 2) К десяти прибавить семь. 3)От шести отнять четыре. 4)три да два — пять
2Чем отличаются целых числительные от дробных?
3 Каков порядок морфологического разбора имен числительных?
4 Каково общее грамматическое ?
5 на каком основании количественные и порядковые числительные объединяются в одну часть речи?
6 Каковы постоянные морфологические признаки имен числительных ?
РЕБЯТ ПОМОГИТЕ СРОЧНО
2)Просклонять числительные двадцать пятый (километр), 45 786 ( учеников), 1,5
Источник
Текс про космос с именами числительными
В тысяча девятсот шесдесят восьмом году советский космический аппарат «Зонд-5» первым в мире облетел вокруг Луны. На его борту находились две среднеазиатские черепахи. Они вдвоем стали первыми живыми существами в истории, возвратившимися на Землю после облёта Луны — за три месяца до полёта «Аполлона-8», который первым доставил троих людей к орбите Луны.
Другие вопросы из категории
1) мудрым
4) встретился
2) маленький
5) хватало
3) очень
а) приключение,притворить дверь,прикрикнуть.
б)преогромный,причина,преувеличить.
в)притронуться,пригородный,природа
Читайте также
2. Почему слова «тысяча, миллион, миллиард, триллион» одни учёные относят к именам числительным, а другие — к именами существительным?
3. В чём особенности собирательных числительных? Покажите на примерах
4. Какие из приведённых ниже слов не являются числительными: пятерка, единый, тысяча, сотня, однажды, несколько, двусторонний, двуликий, двойня, дважды?
3)Триста,двойка,удвоить,двойной; 4)Миллион,двухмиллиардный,сотня,четвёрочка. 2 задание: в каком ряду все имена числительные являются порядковыми? 1) Первый,два,двадцать,три,одна четвёртая; 2)Второй,две целых шесть десятых,пять,один; 3) Третий, шесть,одиннадцать,две третьих; 4)Четвёртый,двести семьдесят восьмой,двадцать второй,шестисотый. 3 задание: В каком ряду все имена числительные являются количественными? 1) Четыре,шестнадцать,двести пятидесятый,одна пятая; 2) Десять,сто двадцать,тридцать пять,двенадцать; 3)Две десятых,четверо,девяносто,сто один; 4)Двое,десятый,полтора,двадцатимиллионный.
2) двадцать пятая книга; 3) девятый вагон; 4) пятитысячный турист задание 15: какая запись дробного числительного 4/5 в форме дательного падежа является верной? 1)к четырём пятых; 2) к четыре пятых; 3) к четыре пятым; 4) к четырём пятым. 16 задание: В каком ряду все числительные употреблены правильно? 1) у обеих учениц,с восьмьюдесятью студентами,девяносто спортсменов,около полутора часов; 2) полторы минуты, с обоими художниками,семьюстами книгами,четверо тетрадей; 3) о шестидесяти фильмах,пяти наградами,полтора секунд,две сутки; 4) оба соседа,двое красавиц,около сорок книг,на девяносто страницах. 17 задание: В каком предложении числительное выступает в роли определения? 1) Восемьсот семьдесят два дня продолжать доклада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 2)В семь часом состоится премьера спектакля. 3)В школу я взяла с собой всего три тетради. 4)После первого урока я отпросился домой. 18 задание: В каком предложении подлежащие и сказуемое выражеы именами числительными? 1) нам показали только один фотоаппарат. 2) К десяти прибавить семь. 3)От шести отнять четыре. 4)три да два — пять
2Чем отличаются целых числительные от дробных?
3 Каков порядок морфологического разбора имен числительных?
4 Каково общее грамматическое ?
5 на каком основании количественные и порядковые числительные объединяются в одну часть речи?
6 Каковы постоянные морфологические признаки имен числительных ?
РЕБЯТ ПОМОГИТЕ СРОЧНО
2)Просклонять числительные двадцать пятый (километр), 45 786 ( учеников), 1,5
Источник
Текс про космос с именами числительными
В тысяча девятсот шесдесят восьмом году советский космический аппарат «Зонд-5» первым в мире облетел вокруг Луны. На его борту находились две среднеазиатские черепахи. Они вдвоем стали первыми живыми существами в истории, возвратившимися на Землю после облёта Луны — за три месяца до полёта «Аполлона-8», который первым доставил троих людей к орбите Луны.
Другие вопросы из категории
1) мудрым
4) встретился
2) маленький
5) хватало
3) очень
а) приключение,притворить дверь,прикрикнуть.
б)преогромный,причина,преувеличить.
в)притронуться,пригородный,природа
Читайте также
2. Почему слова «тысяча, миллион, миллиард, триллион» одни учёные относят к именам числительным, а другие — к именами существительным?
3. В чём особенности собирательных числительных? Покажите на примерах
4. Какие из приведённых ниже слов не являются числительными: пятерка, единый, тысяча, сотня, однажды, несколько, двусторонний, двуликий, двойня, дважды?
3)Триста,двойка,удвоить,двойной; 4)Миллион,двухмиллиардный,сотня,четвёрочка. 2 задание: в каком ряду все имена числительные являются порядковыми? 1) Первый,два,двадцать,три,одна четвёртая; 2)Второй,две целых шесть десятых,пять,один; 3) Третий, шесть,одиннадцать,две третьих; 4)Четвёртый,двести семьдесят восьмой,двадцать второй,шестисотый. 3 задание: В каком ряду все имена числительные являются количественными? 1) Четыре,шестнадцать,двести пятидесятый,одна пятая; 2) Десять,сто двадцать,тридцать пять,двенадцать; 3)Две десятых,четверо,девяносто,сто один; 4)Двое,десятый,полтора,двадцатимиллионный.
2) двадцать пятая книга; 3) девятый вагон; 4) пятитысячный турист задание 15: какая запись дробного числительного 4/5 в форме дательного падежа является верной? 1)к четырём пятых; 2) к четыре пятых; 3) к четыре пятым; 4) к четырём пятым. 16 задание: В каком ряду все числительные употреблены правильно? 1) у обеих учениц,с восьмьюдесятью студентами,девяносто спортсменов,около полутора часов; 2) полторы минуты, с обоими художниками,семьюстами книгами,четверо тетрадей; 3) о шестидесяти фильмах,пяти наградами,полтора секунд,две сутки; 4) оба соседа,двое красавиц,около сорок книг,на девяносто страницах. 17 задание: В каком предложении числительное выступает в роли определения? 1) Восемьсот семьдесят два дня продолжать доклада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 2)В семь часом состоится премьера спектакля. 3)В школу я взяла с собой всего три тетради. 4)После первого урока я отпросился домой. 18 задание: В каком предложении подлежащие и сказуемое выражеы именами числительными? 1) нам показали только один фотоаппарат. 2) К десяти прибавить семь. 3)От шести отнять четыре. 4)три да два — пять
2Чем отличаются целых числительные от дробных?
3 Каков порядок морфологического разбора имен числительных?
4 Каково общее грамматическое ?
5 на каком основании количественные и порядковые числительные объединяются в одну часть речи?
6 Каковы постоянные морфологические признаки имен числительных ?
РЕБЯТ ПОМОГИТЕ СРОЧНО
2)Просклонять числительные двадцать пятый (километр), 45 786 ( учеников), 1,5
Источник