Стыковка
« | Представь себе, что эта бутылка — это один космический корабль, а этот стакан — другой. Чтобы стыковать корабли, надо попасть горлышком бутылки в стакан… Ну ты понимаешь. | » |
— Космонавт флиртует с девушкой, х/ф «Аполлон-13» |
Стыковка — это, выражаясь научным языком, соединение двух космических кораблей в одну систему физически, а выражаясь популярно — это проблема из разряда «попади в мишень размером от двух до полутора метров с дистанции в 60 километров».
Для осуществления стыковки применяется стыковочный узел, который бывает в основном двух типов: это классическая система «штырь-конус» и АПАС [1] [2] (Андрогинно-периферийный агрегат стыковки). Главное их различие в том, что «штырь-конус» — система несимметричная: если на вашем корабле установлен «штырь», вы можете пристыковаться только к «конусу»; если же у вас «конус» — вы вообще не можете стыковаться сами, только ждать обладателя «штыря». АПАС же позволяет стыковку любого корабля с любым другим (если, конечно, на «любом другом» установлен стыковочный узел той же системы. А систем этих довольно много, на одной МКС используется не меньше трёх несовместимых разновидностей).
Суть стыковки в том, чтобы попасть стыковочным узлом одного корабля в узел другого, чтобы они закрепились, притянули корабли шлюз в шлюз и прижали друг к другу поплотнее, чтобы встать на замки.
Для того, чтобы провести стыковку, если вкратце, требуется следующее:
- Попасть на орбиту. Это обычно делается с помощью ракеты носителя или с помощью торможения, если космический корабль возвращается с другого небесного тела.
- Из-за того, что точность наведения ракеты-носителя не позволяет подвести космический корабль ближе чем на 30 км, дальше придётся вручную: двухимпульсный маневр с помощью сближающе-корректирующих двигателей — изменение скорости, дабы соприкоснуться с орбитой цели в тот момент, когда цель будет поблизости, затем изменение скорости до уравнивания со скоростью и вектором движения цели.
- Если всё сделано правильно, космический корабль теперь в нескольких километрах от цели.
- Если есть компьютер, он должен уже поймать сигнал от цели и договориться о манёвре — оба корабля разворачиваются друг к другу стыковочными узлами и сближаются до стыковки.
- Если компьютер отказал или его нет — кружим вокруг цели, пока не увидим стыковочный узел, затем гасим скорость до нуля относительно цели, направляем на мишень стыковочный узел и легонько даём импульс на сближение, после чего держим мишень в прицеле, не давая дёргаться туда-сюда (чем дальше от цели, тем больше дёргается — орбита-то круглая), или, если она не уползает (с близкого расстояния стыковаться легче), расслабляемся и ждём, пока защёлкнутся замки и табло возвестит о стыковке. Если не получается с первого раза — не беда, можно отойти назад и попробовать ещё. Главное — не разгоняться слишком сильно, не подкрадываться слишком медленно и не бояться. Посадка на самолёте — куда страшнее.
Стыковка важна тем, что позволяет не выводить корабли и станции одним куском [3] , а собирать их непосредственно на орбите, пристыковывая модули друг к другу. В случае выхода модуля из строя его можно отстыковать и сбросить с орбиты, а на его место пристыковать другой; помимо прочего, это также важно для межпланетных миссий — КК для этого состоит из орбитального модуля, посадочного и возвращаемого [4] .
Источник
Стыковка и швартовка космических кораблей — Docking and berthing of spacecraft
Стыковка и швартовка космических кораблей — это стыковка двух космических аппаратов . Это соединение может быть временным или частично постоянным, например, для модулей космической станции.
Под стыковкой понимается соединение двух отдельных свободно летающих космических аппаратов. Швартовка относится к операциям по стыковке, когда пассивный модуль / транспортное средство помещается в стыковочный интерфейс другого космического корабля с помощью роботизированной руки . Поскольку современный процесс отшвартовки требует больше труда экипажа и занимает много времени, швартовочные операции не подходят для быстрой эвакуации экипажа в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Стыковка
Возможности стыковки космических аппаратов зависят от сближения в космосе , способности двух космических аппаратов находить друг друга и удерживать станции на одной орбите . Впервые он был разработан в США для проекта Gemini . В октябре 1965 года планировалось, что экипаж « Джемини-6» под командованием Уолли Ширры стыкуется и стыкуется вручную с беспилотным автомобилем- мишенью Agena , но во время запуска машина Agena взорвалась. Во время обновленной миссии Gemini 6A, Ширра успешно выполнил встречу в декабре 1965 года с экипажем Gemini 7 , приблизившись на расстояние 0,3 метра (1 фут), но не было возможности стыковки между двумя космическими кораблями Gemini. Первая стыковка с Agena была успешно произведена под командованием Нила Армстронга на Gemini 8 16 марта 1966 года. Ручные стыковки были выполнены в трех последующих миссиях Gemini в 1966 году.
Программа « Аполлон» зависела от сближения на лунной орбите для достижения своей цели — высадки людей на Луну. Это потребовало сначала перестановки, стыковки и маневра эвакуации между головным космическим кораблем командно-служебного модуля (CSM) Apollo и посадочным космическим кораблем Lunar Module (LM), вскоре после того, как оба корабля были отправлены с орбиты Земли на путь к Луне. Затем, после завершения миссии по посадке на Луну, два астронавта в LM должны были встретиться и состыковаться с CSM на лунной орбите, чтобы иметь возможность вернуться на Землю. Космический корабль был спроектирован так, чтобы обеспечить возможность перемещения экипажа внутри корабля через туннель между носовой частью командного модуля и крышей лунного модуля. Эти маневры были впервые продемонстрированы на низкой околоземной орбите 7 марта 1969 года на Аполлоне-9 , затем на лунной орбите в мае 1969 года на Аполлоне-10 , затем в шести лунных посадочных миссиях, а также на Аполлоне-13, где LM использовался в качестве спасательный автомобиль вместо того, чтобы совершить посадку на Луну.
В отличие от США, которые использовали ручную пилотируемую стыковку в программах Apollo, Skylab и Space Shuttle , Советский Союз использовал автоматизированные системы стыковки с самого начала своих попыток стыковки. Первая такая система, « Игла» , была успешно испытана 30 октября 1967 года, когда два беспилотных испытательных корабля «Союз», Космос 186 и Космос 188, автоматически состыковались на орбите. Это была первая удачная советская стыковка. Переходя к попыткам стыковки с экипажем, Советский Союз впервые достиг сближения корабля «Союз-3» с беспилотным кораблем «Союз-2» 25 октября 1968 года; попытка стыковки была неудачной. Первая советская стыковка с экипажем была осуществлена 16 января 1969 года между кораблями «Союз-4″ и » Союз-5″ . У этой ранней версии космического корабля «Союз» не было внутреннего переходного туннеля, но два космонавта совершили внекорабельный перелет с «Союза-5» на «Союз-4», приземлившись на другом космическом корабле, чем они запускали.
В 1970-х годах Советский Союз модернизировал космический корабль «Союз», добавив в него внутренний переходный туннель, и использовал его для перевозки космонавтов во время программы космической станции « Салют ». Первое успешное посещение космической станции началось 7 июня 1971 г., когда « Союз-11» стыковался с « Салютом-1» . Соединенные Штаты последовали их примеру, стыковав свой космический корабль Apollo с космической станцией Skylab в мае 1973 года. В июле 1975 года две страны сотрудничали в испытательном проекте Apollo-Soyuz , стыковав космический корабль Apollo с Союзом с использованием специально разработанного стыковочного модуля для размещения различные стыковочные системы и атмосферы космических кораблей.
Начиная с « Салюта-6» в 1978 году, Советский Союз начал использовать беспилотный грузовой космический корабль « Прогресс» для пополнения запасов своих космических станций на низкой околоземной орбите, что значительно увеличило продолжительность пребывания экипажа. В качестве беспилотного космического корабля «Прогресс» полностью автоматически встречался и стыковался с космическими станциями. В 1986 году стыковочный комплекс «Игла» был заменен на обновленный комплекс » Курс» на корабле «Союз». Несколькими годами позже космический корабль «Прогресс» получил такую же модернизацию. Система Kurs до сих пор используется для стыковки к России орбитальный сегмент на Международной космической станции .
Причал
Причаливание космических кораблей можно проследить, по крайней мере, еще с момента стоянки грузов в отсеке для грузового шаттла. Такой полезной нагрузкой может быть либо свободно летящий космический корабль, захваченный для обслуживания / возврата, либо полезная нагрузка, временно открытая для космической среды в конце системы удаленного манипулятора . В эпоху космических шаттлов использовалось несколько разных причальных механизмов. Некоторые из них были элементами отсека полезной нагрузки (например, узел фиксации полезной нагрузки), в то время как другие были бортовым вспомогательным оборудованием (например, структура поддержки полета, используемая для миссий по обслуживанию HST ).
Аппаратное обеспечение
Андрогиния
Поищите андрогинные в Викисловаре, бесплатном словаре. |
Системы стыковки / швартовки могут быть как андрогинными ( неотделенными ), так и неандрогинными ( гендерными ), что указывает на то, какие части системы могут спариваться вместе.
Ранние системы для стыковки космических кораблей были не андрогинными конструкциями систем стыковки. Неандрогинные конструкции — это форма гендерного спаривания, при которой каждый космический корабль, который должен быть соединен, имеет уникальный дизайн (мужской или женский) и особую роль в процессе стыковки. Роли нельзя поменять местами. Кроме того, два космических корабля одного пола вообще не могут быть соединены.
Андрогинная стыковка (а позже и андрогинная стыковка), напротив, имеет идентичный интерфейс на обоих космических кораблях. В андрогинном интерфейсе есть единый дизайн, который может подключаться к своей копии. Это обеспечивает резервирование на системном уровне (смена ролей), а также спасение и сотрудничество между любыми двумя космическими кораблями. Это также обеспечивает более гибкий дизайн миссии и сокращает количество уникальных анализов миссии и обучения.
Список механизмов / систем
Изображение | Имя | Методика | Внутренний перенос экипажа | Заметки | Тип |
---|---|---|---|---|---|
Стыковочный механизм Gemini | Стыковка | Нет | Позволяет космическому кораблю « Близнецы» (активному) стыковаться с целевым транспортным средством « Аджена» (пассивное). | Неандрогинный | |
Механизм стыковки Аполлона | Стыковка | да | Разрешил командному / служебному модулю (активному) стыковаться с лунным модулем Аполлона (пассивным) и космической станцией Skylab (пассивным). Используется для стыковки с адаптером стыковочного модуля (пассивным) во время испытательного проекта «Аполлон-Союз» (АСТП), что позволило экипажу состыковаться с советским космическим кораблем Союз 7К-ТМ . Он имел сквозной проход диаметром 810 мм (32 дюйма). | Неандрогинный | |
Оригинальная российская система стыковки зонда и плавучего механизма | Стыковка | Нет | Первоначальная стыковочная система « Союз» использовалась с космическим кораблем первого поколения « Союз 7К-ОК» с 1966 по 1970 год для сбора инженерных данных в рамках подготовки программы советской космической станции. Собранные данные впоследствии были использованы для преобразования космического корабля «Союз», который изначально разрабатывался для советской лунной программы с экипажем, в транспортный корабль космической станции. |
Первая стыковка с двумя беспилотными космическими кораблями «Союз» — первая полностью автоматизированная стыковка в истории космических полетов — была произведена с помощью миссий « Космос 186» и «Космос 188» 30 октября 1967 года.
Он использовался для первой стыковки с космической станцией в истории космических полетов, когда в 1971 г. были пристыкованы космические корабли « Союз-10» и « Союз-11» к советской космической станции « Салют-1» . В середине 1980-х годов система стыковки была модернизирована, чтобы позволить стыковка 20-тонных модулей к космической станции » Мир «. Он имеет круговой передаточный канал диаметром 800 мм (31 дюйм), произведенный РКК «Энергия».
Система «зонд-якорь» позволяет посещать космические корабли с помощью стыковочного интерфейса зондов, таких как « Союз» , « Прогресс» и космические корабли ATV ЕКА , для стыковки с космическими станциями, которые имеют порт с стыковочным интерфейсом, например, бывшие « Салют и Мир» или нынешняя МКС. космическая станция. Всего на российском орбитальном сегменте МКС имеется четыре таких стыковочных порта для посещения космических аппаратов; Они расположены на модулях «Звезда», «Рассвет», «Пирс» и «Поиск». Кроме того, на МКС для полупостоянной стыковки « Рассвета» с «Зарой» использовалась система «зонд-тормоз» .
Используется на МКС (связывает Звезду с Зари , Пирсом и Поиском )
Впервые используется на космической станции Tiangong 1 и будет использоваться на будущих китайских космических станциях и с будущими китайскими транспортными средствами для пополнения запасов.
Неандрогинный (Тяньгун-1)
Неандрогинный ( IDA )
IBDM разработан , чтобы быть совместимым с Международной Стыковка Standard System (IDS) и , следовательно , совместима с будущим ISS International стыковочного адаптера (IDA) на американской стороне МКС . Он имеет круговой проходной канал диаметром 800 мм (31 дюйм).
Американская компания Sierra Nevada Corporation (SNC) разрабатывает Dream Chaser , небольшой космический корабль многоразового использования, который является кандидатом для перевозки астронавтов и / или экипажа на МКС . Европейское космическое агентство приступило к сотрудничеству с SNC потенциально обеспечить IBDM для крепления этого нового автомобиля на МКС в будущем.