Внеклассное мероприятие «Гагаринский урок «космос — это мы»
ГОУ ЛНР «АСШ № 24 им. Ю.М. Дейнеко»
«Гагаринский урок «Космос – это мы»
Цель: популяризация знаний по астрономии и достижений в области космонавтики, расширение кругозора ;
развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся, чувства солидарности, здорового соперничества, совершенствование навыков групповой работы ;
воспитание чувства патриотизма, гордости за достижения своих соотечекственников.
учитель начальных классов
Коляда Наталья Юрьевна
— Дорогие ребята, сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие. А вот цель нашего путешествия вы определите сами, разгадав ребус
— Да, цель нашего путешествия – далекий космос.
Дети делятся на команды (по рядам, группам, микрогруппам), придумывают названия своим космическим кораблям. Объявляется старт.
Станция № 1 «Покорители космоса»
Балл получает команда, быстрее всех давшая ответ
1. НАЗОВИТЕ РУССКОГО УЧЕНОГО, ОСНОВОПОЛОЖНИКА КОСМОНАВТИКИ. (К.Э. Циолковский)
Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935) — учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
2. КТО ЯВЛЯЕТСЯ ИЗОБРЕТАТЕЛ ЕМ ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. (Сергей Павлович Королев)
С.П. Королев (1906 -1966) — российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
3. НАЗОВИТЕ ЖИВОТНОЕ, КОТОРОЕ ПЕРВЫМ ОБЛЕТЕЛО ЗЕМЛЮ. (Собака Лайка)
П ервая настоящая собака-космонавт — это Лайка. Именно она совершила действительно космический полет и первая из живых существ облетела Землю. К сожалению, для нее не было предусмотрено никакого спускаемого аппарата, поэтому Лайка погибла в космосе.
4 . П ЕРВЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА, БЛАГОПОЛУЧНО ВЕРНУВШИЕСЯ С ОРБИТЫ. (Собаки Белка и Стрелка)
5. БЕЛКА И СТРЕЛКА – ПЕРВЫЕ СОБАКИ, ОТПРАВЛЕННЫЕ В КОСМОС. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: ПРИ РОЖДЕНИИ У НИХ БЫЛИ ДРУГИЕ КЛИЧКИ. КАКИЕ КЛИЧКИ БЫЛИ У СОБАК? (Альба и Маркиза)
6. В КАКОМ ГОДУ СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС? (12 апреля 1961 г.)
7. ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПОКОРИВШИЙ ЗВЕЗДНОЕ НЕБО. (Юрий Алексеевич Гагарин)
8. КАКОЙ ПОЗЫВНОЙ БЫЛ У ЮРИЯ ГАГАРИНА? («Кедр»)
9 . ДЛИ ТЕЛЬНОСТЬ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТ А Ю.А. ГАГАРИНА? (108 мин = 1 ч 48 мин)
10. НАЗЫВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ Ю.А. ГАГАРИНА? («Восток»)
11. ПЕРВАЯ В МИРЕ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ. Свой космический полёт с овершила 16 июня 1963 года. Полёт продолжался трое суток. Перед стартом космонавт произнесла следующую фразу: «Эй! Небо! Сними шляпу!». Кто это?
(Валентина Владимировна Терешкова)
12. КТО ПЕРВЫМ ВЫШЕЛ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС? (Алексей Архипович Леонов)
Станция № 2 «Межпланетное состязание»
Ребятам предлагается разгадать ребусы с названиями планет Солнечной системы.
На данном этапе командам можно предложить ответы записывать на листках , чтобы максимально точно оценить знания участников.
1. В осьмая и самая дальняя от Солнца и Земли планета Солнечной системы. Его масса больше чем у Земли в 17,2 раза и является третьей среди планет Солнечной системы.
2. К рупнейшая известная карликовая планета Солнечной системы.
3. Вторая по удалённости от Солнца и шестая по размеру планета Солнечной системы.. Названа в честь древнеримской богини любви
4. Б лижайшая к Солнцу планета Солнечной системы, наименьшая из планет земной группы. Названа в честь древнеримского бога торговли
5. Планета Солнечной системы, седьмая по удалённости от Солнца, третья по диаметру и четвёртая по массе. Была открыта в 1781 году английским астрономом Уильямом Гершелем и названа в честь греческого бога неба .
6. Шестая планета от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Н азван а в честь римского бога земледелия.
7. Четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размеру планета Солнечной системы. Названа в честь древнеримского бога войны, соответствующего. Название спутников этой планеты переводятся как « страх» и « ужас». Иногда её называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей минералом маггемитом .
8. Единственное известное человеку в настоящее время тело Солнечной системы в частности и Вселенной вообще, населённое живыми организмами.
9. К рупнейшая планета Солнечной системы, пятая по удалённости от Солнца. К лассифицируется как газовый гигант. Планета была известна с древних времен и ее назвали в честь римского бога. . Римляне назвали планету именем их царя богов, который также был богом неба и грома. Планета находится за поясом астероидов и почти полностью состоит из газов, преимущественно – водорода и гелия.
1. Как называется совокупность нескольких ярких звезд, образующий своеобразный узор? (Созвездие)
2. Сколько на небе созвездий? (88)
3. С помощью какой звезды находят стороны света? (Полярной звезды)
Действительно, главным звездным компасом всегда служила Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то легко определить стороны горизонта: впереди будет север, позади — юг, справа — восток, слева — запад. Этот простой способ еще в древности позволял отправившимся в дальний путь правильно выбирать направление на суше и на море.
4. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В созвездии Малой Медведицы)
5. Сколько ярких звезд в созвездии Большой Медведицы? (Семь)
6. Как называется самая яркая звезда на небе? (Сириус)
7. Думаю, вы знакомы со словосочетанием «знаки зодиака», а что же означает в переводе с греческого «зодиак»? («Пояс зверей»)
8. Сколько существует зодиакальных созвездий? Перечислите их. (Двенадцать: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец)
Ведущий задает вопросы, отвечает та команда, представители которой первыми поднимут руку.
1 . Естественный спутник Земли. (Луна)
2. Какое воздействие оказывает Луна на Землю? (Морские приливы и отливы)
3. Сколько воды в лунных морях? (Нет воды)
4 . Какой польский ученый доказал, что не Земля находится в центре Солнечной системы, а Солнце? (Николай Коперник)
5 . Как называется помещение, откуда астрономы ведут наблюдение за звездным небом? (Обсерватория)
6 . Почему звёзды имеют разный цвет? ( Это связано с температурой звезды )
7. Основной инструмент астронома. (Телескоп)
8. Итальянский ученый, который построил первый телескоп высокого качества. (Галилео Галилей)
Читают учащиеся: Галилео Галилей (Galilei) (1564-1642) построил телескоп с 32-кратным увеличением и с его помощью открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце.
9. Космодром в Казахстане. (Байконур)
10. Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? (Затмение солнца и появление кометы)
11 . Чем вызваны солнечные затмения? Почему они происходят? (Во время солнечного затмения между Землей и Солнцем проходит Луна и скрывает его от нас)
12. Из каких веществ состоит комета? (Лед, газ, пыль)
13. Космос – тема, волновавшая художников разной эпохи. Живописцы этого направления использовали обилие синего цвета в картинах, ассоциирующих с тайной. Как называются художники, специализирующиеся в этом направлении? (Космисты)
14. В космосе невозможно плакать. Все дело в том, что в условиях невесомости слезы не капают, а просто скапливаются в глазу.
Во что они превращаются? (В желе)
Подведение итогов. Награждение лучших.
Источник
Космизм: живопись философов, мистиков, мечтателей и эзотериков
Космизм (в переводе с греческого — «упорядоченный мир») — философско-мистическое и эстетическое течение в искусстве, зародившееся в начале XX века, когда человечество всерьёз задумалось о космических полётах и преодолении земного притяжения. Учение космистов нашло своё отражение и в живописи. Художники направления космизм воплощали в картинах свои представления о безбрежной Вселенной, частью которой является человек.
Космизм как философско-эстетическое течение нашел благодатную почву на родине Константина Циолковского — в России. Русский космизм активно развивался с начала XX века по середину 1930-х. К сожалению, это развитие резко и жёстко прервали репрессии тридцатых годов.
Русский космизм супрематический и футуристический
Русский космизм — направление многогранное: в нём нашлось место и приверженцам технократических, и эзотерическо-мистических взглядов. Технократическое направление космизма в живописи отражало мечты человечества о космических полётах, освоении околоземного пространства. В живописи космизм этого типа тесно сплёлся с супрематизмом.
Главными представителями супрематического космизма стал Казимир Малевич и его ученики. Мастер рассматривал супрематический стиль как «модель космоса». Картины Малевича, несущие отзвуки космизма, основаны на нескольких программных принципах:
- геометризм;
- невесомость;
- отсутствие перспективы и горизонта;
- ритм.
Последователями Казимира Малевича стали Илья Григорьевич Чашник, Николай Суетин и Лазарь Хидекель, у которого космизм получил футуристическую окраску.
Отрыв от земли и слияние с Вселенной
Но не все художники связывали космос с развитием технологий. На основе учения Николая Рериха, Елены Блаватской и других эзотериков возникло мистическое направление в живописи, выражающее идею о сакральной, трансцендентной связи души и космоса.
Выразителями этих идей стали члены союза «Амаравелла» (в переводе с санскрита — «Ростки бессмертия»), или «Свет несущая». Было у объединения и ещё одно название — «Космисты». В эту творческую группу вошли русские живописцы-интуисты, возглавляемые Петром Фатеевым и Борисом Смирновым-Русецким.
Живописцы-космисты отражали в своих картинах философские представления о душе как частице космоса, стремление прикоснуться к тайнам мироздания, стремление оторваться от земли и разорвать оковы притяжения. Характерным для их творчества было обилие синего цвета в картинах, ассоциирующегося с тайной, философией и познанием.
«Амаравелла» была образована в 1922 году, устраивала выставки в России и США (Нью-Йорке, Чикаго). Но наступившая в 1930-х годах эпоха репрессий трагически сказалась на судьбе русских космистов. Единственным разрешённым жанром стал социалистический реализм. Художники-космисты Вера Пшесецкая и Александр Сардан были арестованы, а их коллеги ушли в творческое подполье.
Источник
Как выглядел космос в начале XX века?
Предлагаем вам узнать, как — и почему именно так — представляли космос художники-космисты, -футуристы и -супрематисты в начале прошлого столетия.
Читайте также :
Мы подготовили эту статью на основе лекции, прочитанной Ксенией Подлипенцевой, искусствоведом, куратором художественных проектов, в рамках фестиваля «Библионочь-2018».
Космос — тема, волновавшая художников в разные эпохи, но, пожалуй, наиболее своеобразно она была представлена в космизме, футуризме и супрематизме.
Космизм — особое явление первой половины XX века. Основоположником русского космизма считается Николай Фёдоров, создавший план так называемого «общего дела». Согласно представлениям Фёдорова, человечеству надо объединить все усилия для того, чтобы достигнуть бессмертия и осваивать космос.
Конечно, можно сказать, что идея бессмертия восходит к православной традиции, но есть существенное различие. Прежде всего, в том, что Фёдоров говорил о бессмертии не только души, но и тела. Причём «бессмертные» должны были ещё и озаботиться тем, чтобы оживить всех, кто жил когда-либо ранее. Поскольку подобное рано или поздно привело бы к перенаселению Земли, Фёдоров предполагал, что к тому моменту люди уже достигнут такого уровня знаний, что им будет под силу переселиться на другие планеты, хотя в то время, естественно, никакого технического оснащения для полётов в космос ещё не было.
Помимо Фёдорова, это направление также разрабатывали Сергий Булгаков, Павел Флоренский, Константин Циолковский. А с точки зрения живописи самым известным космистом был Николай Рерих, обращавшийся к жанру философского пейзажа.
Прежде всего, это пейзаж «обобщённый», в нём нет акцентуации на индивидуальных чертах конкретной местности. Не менее важной особенностью является свет: свет на картине не столько явление физического мира, сколько маркер духовного состояния художника. Наконец, на полотнах Рериха всегда выделяется небо: даже горы принимают очертания облаков или напоминают иные небесные объекты.
Люди на полотнах Рериха, как правило, не располагаются в центре, то есть не являются главными героями, хотя и нельзя сказать, что их «задавливает» бесконечное небо: скорее, все элементы картины находятся в гармонии, ведь основная идея творчества художника — это гармония человека и Вселенной.
Пожалуй, высокой оценкой для Рериха можно считать признание Гагарина, который так описал свой полёт в космос:
Читайте также :
Не менее значимым направлением в начале прошлого столетия был футуризм: зародившись в Италии, он наиболее громко заявил о себе в России, став одним из самых радикальных явлений авангарда. Футуризм считал себя провозвестником новой эры, воспевая, однако, не столько будущее, сколько стремительно развивавшееся настоящее заводов и машин.
Будетляне, первая группа писателей-футуристов, не раз в своём творчестве обращались к фантасмагорическим для того времени образам покорения Вселенной. Однако в футуристической живописи космический мотив всё же не являлся ведущим. Самыми яркими примерами здесь можно назвать «Пустоту» Натальи Гончаровой, произведение, написанное в период её увлечения беспредметной живописью, и серию картин «Пространство».
Несмотря на всю агрессивность и самоуверенность футуризма, к началу Первой мировой он начал потихоньку затухать, раскалываясь на разнообразные течения и уступая место другим направлениям искусства.
Супрематизм связывают, прежде всего, с его создателем — Казимиром Малевичем. И конечно же, самая знаменитая картина, ассоциирующаяся с именем этого художника, — «Чёрный квадрат», абсолютно уникальная вещь по количеству существующих интерпретаций. В этом периоде Малевич отказался от предметности, заявив, что живопись должна выражать не предмет, а ощущение художника от предмета. Иными словами, Малевич призывал отказаться от «посредника» формы и писать ощущение.
Читайте также :
На картине — чётко очерченный чёрный квадрат, граничащий с белым фоном; необходимо учитывать, что произведение, как правило, экспонируют на белой стене. Представьте мысленно, как белый фон холста сливается с белым фоном окружения, а сам квадрат отдаляется всё дальше и дальше, постепенно превращаясь в чёрную точку… Нет смысла искать в «Чёрном квадрате» особый сюжет или иную картину, якобы спрятанную под слоем краски. По сути, «Чёрный квадрат» — это попытка графически представить бесконечность Вселенной.
Главный элемент на картинах Малевича — супремы (от лат. supremus — наивысший), геометрические фигуры, нарисованные в отрыве от земли, отражали идею художника о космическом городе, комплексе, свободно парящем в воздухе, создание которого было бы возможно благодаря будущим научно-техническим достижениям.
Более конкретно разрабатывал космическую тему один из любимых учеников Малевича — Илья Чашник, считавший супрематизм «мироощущением беспредметных, природных и космических сложений». В его самой известной работе «Красный круг на чёрной поверхности» можно угадать планету в бескрайнем космическом пространстве и находящуюся рядом с ней космическую станцию, хотя по-прежнему речь идёт именно о супрематической композиции. Интересно, что эту картину часто можно встретить на обложках книг научной фантастики.
Источник