Космогония и космология «досократиков» Досократики
«Досократики» – термин историко-философской науки Нового времени для обозначения ранних греческих философов VI – V вв. до н.э., а также их ближайших преемников в IV в. до н.э., не затронутых влиянием новой, классической («сократической») философской традиции.
Философия досократиков развивалась как на востоке Эллады – в ионийских городах Малой Азии, так и в западной ее части – в греческих колониях Южной Италии и Сицилии (в «Великой Греции»).
В центре внимания всей философии досократиков – Космос, Мир. Под Космосом понималась структурно организованная совокупность и упорядоченная целостность вещей. Космос имеет начало во времени, рождаясь из предшествующего Хаоса.
Коренная проблема ранней греческой философии – проблема нахождения первоосновы сущего, т.е. чего-то неизменного, устойчивого, постоянного, что служит источником, или субстратом, всех вещей, но скрыто под внешней оболочкой изменчивого мира явлений. Другая характерная черта философии досократиков – отсутствие четкого различения материального и идеального. Космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов.
Большинство досократиков было непосредственно связано с жизнью родного полиса. Среди них – государственные деятели (Фалес, Пифагор, Эмпедокл), законодатели (Парменид), основатели колоний (Анаксимандр), флотоводцы (Мелисс).
Милетская школа
Милет – крупнейший торгово-ремесленный и культурный центр Ионии, расположенной на западном берегу полуострова Малая Азия (VI в. до н.э.).
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) была преимущественно естественно-научной. Она ставила целью описывать и объяснять мироздание в его эволюционной динамике: от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Космос произошел произвольно из правещества – вечного и бесконечного в пространстве. Милетская школа положила начало геометрии, физики, географии, метеорологии, астрономии, биологии.
Фалес Милетский (ок. 640 – ок. 546 до н.Э.)
Все произошло из воды. Земля плавает на воде подобно куску дерева. В этом заключается причина землетрясений. Все в мире одушевлено. По утверждению древних, Фалес приписывал душу магниту, который притягивает железо. Быть значит жить. Все, что существует, – живет. Жизнь предполагает дыхание и питание. Первую функцию выполняет душа, вторую ‒ вода (материя). Предание изображает Фалеса купцом и предпринимателем, изобретателем и инженером, мудрым политиком и дипломатом, математиком и астрономом. Согласно легенде, Фалес впервые предсказал полное солнечное затмение (28 мая 585 г. до н.э.). Согласно другой легенде, он первым из греков начал доказывать геометрические теоремы.
Анаксимандр (ок. 610 – ок. 540 до н.Э.)
Источник всех существующих вещей – áпейрон (греч. α – отрицательная частица, πειρας ‒ конец, предел) ‒ вечное и беспредельное начало, среднее между воздухом и огнем, которое всем управляет. Космос возникает следующим образом. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, в котором холодное и влажное ядро оказывается окруженным огненной оболочкой. Под воздействием ее жара влажное ядро постепенно высыхает. Выделяющиеся пары раздувают оболочку. Она лопается и распадается на ряд колец. Так образуется плотная Земля. Она имеет форму цилиндра, высота которого равна трети диаметра. Этот цилиндр не имеет опоры и покоится в центре космической сферы.
Живые существа образовались во влажном иле, который некогда покрывал землю. Первые люди произошли от рыбообразных существ.
Возникновение и развитие мира – периодически повторяющийся процесс. Через определенные промежутки времени влажное и холодное мировое ядро полностью высыхает, и космос поглощается окружающим его беспредельным началом. Одновременно сосуществует бесчисленное множество миров.
По свидетельству древних, Анаксимандр был первым из греков, кто начертил на медной табличке географическую карту Земли, на которой вся ойкумена (греч. oikoymenē – букв. «обжитая людьми территория») распадалась на две примерно равные части – Европу и Азию.
Источник
Космос у досократиков это
Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.
Учения досократиков о первоначале обычно рассматривают как «наивный материализм»: подразумевается, что под водой, огнем и воздухом понимаются вещества, из которых происходит все существующее – т.е. являются первоосновой (первоначалом) из которой состоит мир, или архэ. Но, в то же время, досократики говорят о всеохватывающей душе, о том, что весь мир полон богов, что не согласуется с их «материалистическими» взглядами. Эту двойственность взглядов объясняют наивностью, тем, что досократики не смогли полностью отказаться от идеалистических взглядов на мир.
Еще один подход связан с тем, что учения досократиков рассматриваются как «следы мысли», т.е. для того чтобы понять, что имеется в виду, нам нужно восстановить сам процесс мышления, продумать все заново, чтобы эти мысли стали частью нас самих. Иначе все, что было написано, является просто историческими фактами. Точно такой же подход использовал Гераклит, который специально облачал свои высказывания в форму афоризмов, чтобы изучающий их невольно восстанавливал ход мысли Гераклита.
Фалес говорит о том, что все есть вода. Анаксимандр называет первоначалом Апейрон, Анаксимен избирает первоначалом воздух, Гераклит – огонь, Ксенофан – землю. Насколько противоречат друг другу эти учения? Конечно, в качестве первоначала каждый раз выступают разные элементы, однако, если отвлечься от их «вещественности», окажется, что они не слишком спорят между собой. Последовательно изучив эти учения, мы получим цельную картину того, чем же является бытие, какими характеристиками оно обладает.
Под водой, огнем, воздухом и землей здесь понимаются не вещества, а стихии, первоэлементы. Этот взгляд вполне обоснован, так как досократики появляются в конце периода, когда преобладающим видом мышления было мифологическое мышление, более того, они открывают период, когда появляется рациональное мышление. Для людей этого времени вполне естественным был язык символов.
В мифологии вода тесно связана с моментом сотворения мира. Это и первоначальный хаос, и «влажное небо» Уран, который, вступая в брак с землей, Герой, порождает все сущее. Кроме того, вода передает идею «разлитости» первоначала во всем, что существует.
Воздух в греческой традиции связан с душой, так как именно присутствие воздуха в живых существах делает их живыми. В момент смерти воздух, как и душа, покидает тела животных и людей. Воздух безграничен, он заполняет все пространство. Все сущее находится в воздухе. Огонь передает идею постоянного движения, постоянных количественных и качественных изменений.
Единственным первоначалом, которое выходит из ряда элементов, является Апейрон как исключительно умопостигаемое; как нечто, лишенное качеств вещества (такая связь, тем не менее, присутствует в остальных первоэлементах). Интересно то, что исторически Апейрон появляется не как финал развития представлений о первоначале, а сразу после того как Фалес рассматривал в качестве первоначала воду, т.е. Апейрон как бы подчеркивает невещественность воды Фалеса.
Таким образом, последовательно изучая учения досократиков о первоначале, мы встречаемся со всеми стихиями, которые существовали у древних греков, и, кроме того, с Апейроном, означающим неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.
Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов.
Начальным этапом становления и развития античной философской традиции считается доклассический период (или период досократиков), хронологически приходящийся на VII – V вв. до н. э.
На этом этапе философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности.
Натурфилософия является исторически первой формой философии в античной культуре. Термин “натурфилософия” восходит к учению стоиков, от “natura” (природа – лат.), что буквально означает философия природы. В древней Греции натурфилософия обычно именовалась физикой, т.е. учением о природе.
Ее характерной чертой было понимание природы как нерасчлененной, непосредственно созерцаемой целостности.
Среди ранних натурфилософских концепций выделялись учения о стихиях, в которых сложилась монистическая модель природно-космического универсума, и учения об элементах, выражавшие плюралистическую модель природы.
Источник
Космоцентризм в философии «досократиков».
Этапы становления греческой философии
Историю зарождения и становления философии Древней Греции с разных точек зрения делят на три или четыре периода. Наиболее ценными представляются первые два этапа.
Первый период охватывает время VII – V веков до нашей эры. В современной литературе данный период принято называть досократовской философией. В основу философии первого этапа были положены учения Фалеса и его последователей – Анаксимандра и Анаксимена. Фалес выдвинул первые предположения относительности строения мира, явился основоположником математики и ряда других наук. Анаксимандр пытался установить, что является первичной материей, Анаксимен считал, что воздух является источником порождения всех вещей. Представители рабовладельческой аристократии, вступая в противоборство с такими научными течениями, основали собственное направление – философский идеализм. Первым его представителем стал Пифагор.
Классическая философия Древней Греции составляет второй этап зарождения древнегреческой философии и включает в себя время между V – IV веками до нашей эры. Наиболее выдающимися философами этого периода выступают Сократ, Аристотель и Платон. В Древней Греции усиливается развитие и влияние материалистической философии, кроме того, возникают публицистика и политические теории, что явилось следствием жестокой классовой борьбы в древнем государстве. Платон основой бытия представил идеи, которым отводилось ключевое место в мире вещей, так как именно идеи могли существовать вечно. Аристотель в противовес ему назвал материю основой всякого бытия, а в основе каждого явления лежала определенная причина. Платон выдвигал идею, что на вопрос критериев истины вполне возможно дать положительный ответ. Истина рождается в споре – теория, которую создал Сократ и пришел к выводу, что человек, в споре отстаивающий свою точку зрения, незаметным образом внушает ее смысл своему оппоненту.
Жизнь и деятельность философов-софистов дала толчок к продолжению, развитию философских течений и школ. В завершении рассматриваемого периода зародилось такое течение, как натурфилософия Древней Греции. Основной идеей натурфилософии именно древнегреческого мира проходит ориентир на толкование исследуемых понятий и явлений о природе, противопоставляя их учениям о человеке.
Космоцентризм в философии «досократиков».
Это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия.
И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.
Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.
Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального.
Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.
Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.
Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.
Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.
Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.
Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.
Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.
Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.
Впервые термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс собрал в своей книге «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.
Наиболее известны следующие досократики: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский, Ксенофан, Пифагор Самосский, Парменид из Элеи, Эмпедокл из Агригента, Анаксагор из Клазомен, Левкипп, Демокрит, Кратил
Школы
Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда к досократикам ошибочно причисляют и софистов, но это не совсем корректно, так как большинство софистов были современниками Сократа и он с ними активно спорил. Кроме того, учение софистов сильно отличается от учения досократиков.
Источник