внеклассные мероприятия о космосе
методическая разработка по теме
Материал для проведения внеклассных мероприятий о космосе в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_aprelya.doc | 37 КБ |
Detskie_stihi_o_kosmose.doc | 117 КБ |
Kosmos.doc | 39 КБ |
Polyot_v_kosmos.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
- Познакомить детей с днем космонавтики — 12 апреля.
- Развивать память, мышление, речь, сообразительность.
- Воспитать уважение к профессии космонавта, их подвигам, смелости.
Оборудование: ракета, планета, портрет Ю.Гагарина, альбомы космонавтов, тема на доске, медаль за 1-е место, 2 обруча, разрезные самолеты.
— Ребята, вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем этот праздник.
— Раньше, когда люди начали узнавать землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи, которая плавает в океане, а весь мир покрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Затем узнали – что шар-земля лежит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая Олин оборот вокруг своей оси за 1 год.
— В 1955 г. было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане. Место нахождения космодрома – Байконур.
— Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циалковский, Сергей Павлович Королев. Эти 2 человека положили начало освоения космоса.
4 октября 1957 г. начало космической эры. Был запущен 1-ый искусственный спутник.
15 мая 1958 г. 3 спутник.
20 апреля 1960 г. запущен корабль на борту Белка и Стрелка.
12 апреля 1961 г. день полета 1-го в мире космонавта гражданина СССР – Ю.А.Гагарина. день 17 апреля стал 1-м праздником в честь летчиков и рабочих, которые создавали ракету, космические корабли.
Наше занятие мы посвящаем 45 летию полета в космос 1-го в мире космонавта – Ю.А.Гагарина.
Рассвет, еще не знали ничего.
Обычные «Последние известия».
А он летит через созвездие.
Земля проснется с именем его.
«Широка страна моя родная» —
Знакомый голос первых.
Мы наши сводки начинаем, с ними
И я недаром это вспоминаю.
После старта Ю.А.Гагарина – прошло много лет. За это время много было космонавтов, техники, подготовок экипажей и программа – работа на орбите. Корабли уходят один за другим. Об условиях работы космонавтов Николаев сказал: «В своем первом полете в космос я даже побриться не смог, а вот в космической ракете «Салют» была даже космическая баня».
— Ребята, а теперь давайте посмотрим альбомы с фотографиями космонавтов.
— А теперь мы немного поиграем. Вы разделитесь на 2 команды. Через несколько минут будем играть. Выиграет тот, кто первый произведет посадку на Луну, а это определяет жюри.
Но прежде, чем нам отправиться в полет, капитаны должны доложить о готовности к полету. Теперь мы можем отправляться в путь.
- Кто быстрее построит корабль.
- Назвать известные планеты.
- Что космонавты возьмут в полет?
- (2 карточки с ребусами) на борт космических кораблей поступили 2 радиограммы. Вы должны расшифровать предметы. Кто быстрее?
- Экипажи встречаются с инопланетянами. Ответить на вопросы.
- Может лежать на доске с гвоздями. (йога)
- Машина, которая ровняет асфальт. (каток)
- Ее наклеивают на конверт. (марка)
- Лошадиный символ удачи. (подкова)
- В старину рубашка из колец. (кольчуга)
- Сильный ветер на море. (шторм)
- Появляется на железе от сырости. (ржавчина)
- Им ловят бабочек. (сачок)
- Залог здоровья. (чистота)
- Указывает путь кораблям. (маяк)
- Очень запутанная дорога. (лабиринт)
- Костюм космонавта. (скафандр)
- Кто быстрее составит слово: ВОМАКОТСК (космонавт)
— На этом наш полет подходит к концу. Но для того, чтобы узнать чей корабль приземлился. Вы должны ответить на вопросы:
- Как звали первого в мире космонавта?
- Где родился Гагарин?
- Где учился?
- Когда погиб? Сколько ему было лет?
— Итак, слово предоставляется жюри (подведение итогов, награждение)
Предварительный просмотр:
Детские стихи о космосе
— Всё,- сказал я твёрдо дома, —
Буду только астрономом!
Вокруг Земли Вселенная!
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно —
«Изучайте глубины Вселенной!»
Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчаньи долгом
Человек в простор ночной —
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, —
Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
На севере звезда видна,
И называется она
Она надёжный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди космических огней
Всё ходят чередой.
Невдалеке притих Дракон.
Косится на Медведиц он,
Жует концы усов.
И долго наблюдал Орёл,
Как тощий Волк куда-то брёл
И стороною обошёл
Созвездье Гончих Псов.
Спокойно спал небесный Лев,
Раскрыв свой страшный львиный зев
(Со львами не шути!)
Кит к Андромеде подплывал,
Пегас стремительно скакал,
И гордо Лебедь пролетал
По Млечному Пути.
Кого-то Гидра стерегла,
Ведь Гидра Гидрою была
Спокон веков, друзья!
Через гигантский небосвод
Она таинственно ползёт.
Кого же Гидра стережёт?
Сказать пока нельзя.
А возле Млечного Пути,
Где ни проехать, ни пройти,
Лежит огромный Рак.
Лежит в космической пыли,
Слегка клешнями шевелит
И всё за Гидрою следит.
(Рак, видно, не дурак!)
Здесь Ворон крыльями махал,
Из пепла Феникс воскресал,
Хвост распушал Павлин,
Здесь извивалася Змея,
Лисички бегали, резвясь,
И Рысь сидела, притаясь,
Певца спасал Дельфин.
Жираф вышагивал, как Бог,
Вот Заяц, вот Единорог,
И Голубь с Ящерицей есть.
Нет, видно, мне не перечесть
Всех этих сказочных существ,
Кем космос заселён.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Мы слыхали: две Медведицы
По ночам на небе светятся.
Ночью вверх мы взглянули —
Увидали две кастрюли.
У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды — и все подряд,
Как алмазные, горят!
Среди звёзд, больших и ярких,
Чуть видна ещё одна:
В середине рукоятки
Ты получше приглядись,
Две звезды слились?
Та, которая крупнее,
А малышка рядом с нею —
Скачущий на нём.
Этот звёздный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.
Треплет конь золотогривый
Правит Всадник молчаливый
На Полярную звезду.
Всю ночь созвездия блестящие
Не замедляют хоровода
Вокруг одной звезды, стоящей
Как будто в центре небосвода.
К ней наклонилась ось земная,
Её назвали мы Полярной.
Где север, мы по ней узнаем
И ей за это благодарны.
Есть в небе звёздочка одна,
Какая — не скажу,
Но каждый вечер из окна
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
«Теперь ответь мне, юный друг,
Что есть зодиакальный круг
И где найти его?»
— По всей эклиптике идут
Созвездия. У нас их тут
Двенадцать их всего.
Их имена: Овен, Телец,
Лев, Рыбы, Близнецы, Стрелец,
Плюс Скорпион и Рак,
И Козерог, и Водолей,
И Дева, и Весы при ней —
Все в совокупности своей
А Солнце наше за весь год
По всем созвездиям пройдёт,
Побудет в каждом раз.
Планеты тоже ходят тут,
По Зодиаку вдоль ползут,
Но это видимый лишь путь
С Земли для наших глаз.
Чёрный бархат неба
От края и до края
Как будто кто-то пролил
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет —
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Что такое звёзды?
Если спросят вас —
Отвечайте смело:
Что притом всегда
Верный спутник, ночей украшенье,
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
Если месяц буквой «С»,
Значит, старый месяц;
Если палочку в довес
Ты к нему привесишь
И получишь букву «Р»,
Значит, он растущий,
Значит, скоро, верь-не верь,
Станет он толстущий.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
— Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
— Он спутник каждого из нас
И в целом — всей Земли.
Руками спутник сотворён,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А хвост её — пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
Предварительный просмотр:
ДОРОГА В КОСМОС НАЧИНАЕТСЯ С МЕЧТЫ
Учитель . Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты С олнечной системы, к далёким таинственным мирам.
Свершилось великое событие, впервые в истории человек осуществил полёт в космос. Нам выпала честь первым проникнуть в космос. История навсегда сохранит день 12 апреля 1961 года.
Имя Юрия Алексеевича Гагарина стало символом мужества и героизма, символом космической эры. И чем дальше от нас этот памятный день, тем больше величие подвига, совершенного народом.
Ученик . Нам каждый шаг к заветной цели дорог.
Стучат сердца, звучит оркестров медь.
Есть подвиги, величие которых
Не сразу удаётся разглядеть.
Ещё корабль космический на взлёте,
Еще не знают жители планеты,
Что человек в космическом полёте,
А гром уже взлетающей ракеты
Потряс степные дали Казахстана.
Случилось то, что мы годами ждали.
Но и тогда не сразу осознали,
О чём поведал голос Левитана.
Наш праздник о полете в космос первого в мире космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина.
Давайте перенесёмся на много лет назад. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприёмников.
Звучит грамзапись голоса Левитана.
Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза Московское время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического корабля «Восток» является гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин.
Ученик . Рассвет. Еще не знали ничего.
Обычные «Последние известия».
А он летит через созвездие.
Земля проснётся с именем его.
Не попросив подмог ни у кого,
Сама восстав из пепла и из праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлёт в космос сына своего.
Учитель . После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.
Ученик . Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвётся,
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьётся.
Учитель . Сегодня работа в космосе – это научные исследования. Вот почему в космос летают международные экипажи, например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из Чехии, Кубы, Венгрии, Польши, Франции, Индии и других стран.
Ученик . Нашим ученым дороги ясны
Будут в космической мгле.
Но эти дороги затем лишь нужны,
Чтоб лучше жилось на Земле.
Проложим дороги к далёким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.
Учитель . Не раз космонавтам задавали вопрос: с чего у них начиналась дорога в космос? Ответ был один: «С мечты». Мечта сбывается только тогда, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.
Ученик . Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый светлый класс.
Много дел, больших и новых,
Будет день, дорогой света
К тайнам, сказочным планетам,
Учитель . Ребята, а вы хотите побывать в космосе?
Ученики . Далёкие звёзды в небе горят,
Зовут они в гости разных ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас –
И вот мы к полёту готовы сейчас.
Скомандует диктор: «Внимание – взлёт!»
И наша ракета помчится вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
Хотим мы с тобой подружиться, Луна.
Чтоб ты не скучала всё время одна.
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть.
Сумеем в пути и к тебе заглянуть.
Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым смелым будет наш
Весёлый, дружный экипаж!
Учитель . В полёте каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны все вместе его продолжить. Итак.
– Космонавт, не забудь.
– В далёкий космос держишь путь.
– Главным правилом у нас.
– Выполнять любой приказ.
– Космонавтом хочешь стать.
– Должен много, много знать.
– Любой космический маршрут.
– Открыт для тех, кто любит труд.
– Только дружных звездолёт.
– Может взять с собой в полёт.
– Скучных, хмурых и сердитых.
– Не возьмём мы на орбиту.
Учитель . Чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Давайте воспользуемся чертежами, которые сделал Незнайка.
Придумал Незнайка корабль межпланетный,
Чертил чертежи в обстановке секретной;
Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,
Чертил на отдельных листках все детали.
А ты рассмотри все его чертежи
И полный чертёж из деталей сложи.
Всё надо заметить, всё надо учесть,
Быть может, ненужные, лишние есть?
Дети складывают из отдельных деталей макет космического корабля.
1-й ученик . Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас,
Но без знаний на Марс не возьмут!
Вы, ребята, готовьтесь к полёту!
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс!
2-й ученик. Люди – взрослые и дети –
Все мечтают об одном:
Чтобы мир был на планете,
Словно солнце за окном!
3-й ученик . Когда над землёю летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса.
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звёзды, к которым они полетят!
Учитель . Отгадайте загадки.
Но эта птица полетит –
И прилунится. (Лунник.)
Мозг электрический. (Робот.)
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета.)
Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь – он молчок.
А стоит ручки повертеть,
Он будет говорить и петь. (Радиоприемник.)
Изобретатель. Когда немножко подрасту, –
Сказал мне мой приятель, –
Для мамы я изобрету
Потом я сделаю чертёж. –
– И что ещё изобретёшь?
Посуду будет вытирать
Учитель . Было бы замечательно, если бы человек направлял всю свою энергию и ум, доброту сердца и полет фантазии на изобретения и открытия, приносящие только радость другим людям.
1-й ученик . Чтобы космос был чистым,
И к детям планет
Мы бы в гости летали
2-й ученик . Чтоб цветы и улыбки,
А не страшные бомбы
3-й ученик. Чтобы солнце светило
Для всех на земле!
Говорим мы войне!
4-й ученик . Так давайте же вместе,
Взявшись за руки, скажем:
«Мы против войны!»
Учитель . Я желаю вам, ребята, новых побед и открытий.
Предварительный просмотр:
ПОЛЕТ В КОСМОС
(внеклассное мероприятие)
Оформление: большая карта С олнечной системы. В начале игры каждая команда получает по ракете. Эти ракеты крепятся к карте, и так как команды «совершают полет» по планетам С олнечной системы, то периодически меняется место планет.
(Весь класс делится на 3 команды.)
Ведущий. Сегодня, ребята, мы с вами совершим космическое путешествие. Перед нами карта С олнечной системы. Нам предстоит стартовать с Земли, а затем мы произведем посадку на планетах С олнечной системы. И для того чтобы проверить, можно ли вас принять в отряды космонавтов, я хочу провести с вами игру на внимание. А игра называется «Летает – не летает».
(Ведущий называет различные предметы. На летающие предметы игроки поднимают руки и имитируют летающий самолет. Если предмет не летает, то они сидят спокойно. Ведущий старается запутать участников.)
Ведущий. Молодцы, ребята! Вас не зря приняли в космические экипажи. Но для того чтобы отправиться с Земли, вам предстоит выполнить 2 задания:
1. Каждый экипаж должен как можно быстрее занять свои места. Для этого каждый участник команды должен пройти через люк космического корабля.
(Каждой команде дается по обручу. Команды выстраиваются в шеренги. Первый участник проходит через обруч, передает его другому и т. д. до конца.)
Итак, экипажи заняли свои места в космических кораблях. Но прежде чем мы с вами отправимся в полет, вам необходимо выполнить еще одно задание. Как вы знаете, существует несколько типов космических кораблей. И сейчас вам предстоит сконструировать из деталей космические корабли.
2. Приглашаются по одному члену экипажа. Вам предстоит собрать вот такие космические корабли. (Ведущий показывает рисунок с изображением ракеты. Участникам вручаются конверты, в которых находятся такие же ракеты, только разрезанные на части. Побеждает тот, кто быстрее соберет ракету.)
Ведущий. Итак, теперь наши экипажи могут стартовать с Земли. И первая планета, на которую мы совершим посадку, – Марс.
Марс – очень интересная планета, на Марсе может быть жизнь. Вокруг своей оси Марс вращается за одни сутки, как и Земля, а вокруг Солнца примерно за 2 года. У Марса два спутника – Фобос и Деймос, что в переводе с греческого означает «ужас» и «страх».
Прежде чем мы отправимся дальше, вы должны ответить на вопросы космического кроссворда.
(Карточки с кроссвордом даются каждой команде.)
1. Первый человек, совершивший полет в космос.
2. Планета С олнечной системы, название которой начинается на букву «М», она имеет два спутника – Фобос и Деймос.
3. Название этой планеты начинается на «П» и заканчивается на букву «Н».
4. Планета С олнечной системы, которая имеет биосферу, т. е. населена жизнью.
5. Название этой планеты созвучно с названием красивого женского имени.
6. Первый человек, вышедший в открытое космическое пространство.
7. Название этой планеты начинается на букву «Ю» и заканчивается на букву «Р».
8. Небесное тело, похожее на большой огненный шар. Одним из таких же тел является Солнце.
9. Космический корабль, на котором Гагарин впервые отправился в космос.
Ведущий. Экипажи успешно ответили на вопросы кроссворда, и мы можем успешно продолжать полет. Наш путь лежит к планете Венера. Но что это? На борт корабля поступили какие-то зашифрованные телеграммы. Кто может разгадать эти загадочные цифры? (Каждому экипажу вручаются телеграмма, которую надо прочесть с помощью шифра, предложенного ведущим.)
3, 14, 9, 13, 1, 14, 9, 6 внимание
16, 15, 18, 1, 5, 11, 1 посадка
14, 6, 3, 15, 8, 13, 15, 7, 14, 1 невозможна
30, 16, 9, 5, 6, 13, 9, 32 эпидемия
18, 16, 1, 18, 1, 10, 19, 6, 18, 29 спасайтесь
Источник