Консультация «Детям о космосе. Знакомимся с солнечной системой»
Надежда Голозубова
Консультация «Детям о космосе. Знакомимся с солнечной системой»
Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей планеты зависит от нее. Малышу трудно представить себе размеры Солнца, звезд, солнечной системы, планет и Земли тоже. Старайтесь объяснить все сложное на простых вещах, используя подручные средства. Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна. Если у вас есть глобус – замечательно, это облегчает задачу! Вместе с ребенком вы можете провести опыт с глобусом или с подручными предметами, рассматривая вопросы смены дня и ночи, почему луну мы иногда видим полной, а иногда — только полумесяц. Расскажите, что мы видим только освещенную сторону Луны, а вторая сторона находится в тени. Поговорите о размере космических объектов. Почему мы видим звезды маленькими? Продемонстрируйте на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас, удобно это сделать на улице, взять с собой тот же мячик и использовать его в роли звезды или планеты. По этой причине мы видим звезды маленькими точечками, а ведь они огромные, просто находятся очень далеко от нас! Расскажите, что звезды излучают свет, а планеты отражают. Для этого удобно использовать фосфорицирующие предметы, наклейки или светоотражающую ленту. Царским подарком для ребенка будет, конечно, телескоп. Они бывают разного размера и продаются по разным ценам. Ребенок будет в восторге! Это ведь приблизит его к звездам!
Сравнить размеры Солнца и Земли можно, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснить на конкретных простых примерах без неопределенности. В заключение вы можете посмотреть интересные видеоматериалы. Например, видео, в котором показаны размеры небесных тел в сравнении. Оно есть в статье, в которой описан наш прошлогодний День космонавтики.
Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в энциклопедии или в интернете. Ваш авторитет точно не пострадает, а наоборот, Вы покажете, что чего-то не знать – нормально, плохо – не стремиться знать больше.
Знакомим ребенка с космосом
«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»К. Циалковский
Еще с древних времен люди обращали свой взор к небу. Делая первые шаги по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Наши предки хорошо знали и разбирались в повадках неба. Для него небо всегда было живым, многообразно себя проявляющим. И вот эту любовь и знание неба мы воспитываем дошкольников.
Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.
В начале шестидесятых годов прошлого века не было в мире более популярных собак, чем простые дворняжки Белка и Стрелка.
Еще бы! Им впервые удалось летать больше суток вокруг планеты в настоящем космическом корабле, и при этом вернуться домой целыми и невредимыми!
За это время произошли огромные изменения: и в нашем обществе, и в вопросах изучения космического пространства. Теперь такого ожидания запуска ракеты в космос уже нет, новые достижения проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов, тем более мечтать о профессии космонавта. Да и вообще, многие ли из них знают об этом? Наша с вами задача, уважаемые, родители, рассказать детям, что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва». Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.
«Почему Луна превращается в месяц?»
Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем.
Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет» (если мысленно провести прямую линию через края серпа, получится буква «Р», т. е. месяц «растет»). Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус,
какой-нибудь источник света, например, свеча или настольная лампа и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.
«Планеты и звезды»
Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли,существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер. Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером.Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.
Дидактическое пособие лэпбук «О космосе детям» С давних времён люди интересовались загадками неба,многие из нас в звёздную ночь любуются красотой неба. И по сей день загадки Вселенной.
Консультация для педагогов «И. Бродский — детям» Юбилей поэта24 мая с. г. известнейшему поэту современности Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. Исполнилось бы, если бы не… Но не будем.
Консультация для родителей «Планеты Солнечной системы для детей» Консультация для родителей «Планеты Солнечной системы для детей» Что и когда рассказать детям о космосе и планетах? Дети после четырех лет.
Источник
Рекомендации для родителей «Поиграйте вместе с детьми и подборка игр на космическую тему»
наташа чудинова
Рекомендации для родителей «Поиграйте вместе с детьми и подборка игр на космическую тему»
Игра для всей семьи «Невесомость»[/b]
Все становятся в разброс по комнате. По команде «невесомость», поднимают одну ногу изображая ласточку сохраняя равновесие. Побеждает тот кто дольше простоит на одной ноге.
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения «Заботливое солнышко»
Солнце с неба посылает (Дети ритмично скрещивают руки над головой. плавно покачивают руками вверху.)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. (Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это! (Ритмично постукивают руками по плечам.)
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
В звёздном небе звёзды светят
(показываем звёзды, пальчики переплетаются)
Космонавт летит в ракете
(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)
День летит, ночь летит (загибаем пальцы)
И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)
Физминутка «Полет»
А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)
Улетаем на ракете. (потянуться, подняв руки над головой)
На носки поднимись, (подняться на носки, руки сомкнуть над головой)
А теперь руки вниз. (опустить руки вниз)
Раз, два, три, потянись (потянуться)
Вот летит ракета ввысь. (кружиться на месте)
Психогимнастика «Солнце и тучка»
За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая себя за плечи)
Стало зябко и темно (выдох)
Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи)
Мы теперь погреем ручки. (задержать дыхание, выдох, расслабиться)
Этюд на выразительность жестов «Я не знаю!»
Незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел». Выразительные движения: брови приподняты, уголки рта опущены, плечи на миг приподнимаются, руки слегка разведены, ладони раскрыты.
Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»
Раз, два, три, четыре, пять — По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
Психомышечная тренировка «Солнышко и тучка»
(на напряжение и расслабление мышц туловища).
Солнце зашло за тучку, стало свежо сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко расслабиться, потому что разморило на солнце. Повторить 2-3 раза.
«Астрономическая считалка»
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
«Играем вместе с детьми». Консультация для родителей Игра для ребёнка — это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы,.
«Играйте вместе с детьми!» Круглый стол для родителей «Играйте вместе с детьми!» круглый стол для родителей Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.
Поделки родителей вместе с детьми к Новому году Новый Год-это праздник чудес,подарков,добрых пожеланий и,конечно же,творчества и красоты. Для самых маленьких поклонников новогодней сказки-это.
Фотоотчёт «Детское творчество на космическую тему» Я хотел бы слетать на луну, В неразгаданный мир окунуться. И подобно красивому сну К самой яркой звезде прикоснуться. Долететь до далёких.
Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Все дети, без исключения, любят играть. Родители поощряют самостоятельные игры детей,.
Консультация для родителей «Нескучные выходные вместе с детьми» Консультация для родителей «Нескучные выходные вместе с детьми» Все люди нуждаются во внимании, а особенно во внимании, любви и заботе нуждаются.
Фотоотчет участия детей в конкурсе на космическую тему Интернет–конкурсы стали привычными в практике работы нашего детского сада. 3 — й раз дошкольники — будущие первоклассники нашего МКДОУ №1.
Поделки родителей вместе с детьми к Новому году Как всегда перед Новогодними праздниками объявляется конкурс на лучшую поделку на тему новогодней фантазии. И как всегда выбрать лучшую.
Рекомендации для родителей «Речевые и пальчиковые игры» для работы с детьми дома Речевые и пальчиковые игры «Веселый зоопарк»Уважаемые родители! Постарайтесь ежедневно уделять хотя бы немного времени для совместной деятельности.
Рекомендации родителям «Изобразительная деятельность. —Учимся вместе с детьми» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ Н. Н. Жевнерович – педагог дополнительного образования высшей категории. В настоящее.
Источник
Консультация «Как познакомить детей дошкольного возраста с космосом?»
Светлана Шуринова
Консультация «Как познакомить детей дошкольного возраста с космосом?»
Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение.
Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире.
Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чём он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.
Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь», — частый ответ.
Но от этого космос не становится для детей менее интересным! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.
Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней.
Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом.
Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более, что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!
Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды, и почему вечером солнышко уходит?
Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца.
Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на
обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.
Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.
Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет.
Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.
Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.
Для того, чтобы ответить на многочисленные «почему?» и «отчего?», мы рекомендуем вам прочесть вместе с ребенком детские книги о космосе.
Сейчас, в информационный век, несложно найти любую интересующую Вас информацию.В данном случае: книги, стихи и рассказы о космосе, написанные понятным для детей языком. Для этого лишь стоит заглянуть на соответствующие родительские сайты.
Строение Солнечной системы, карта звёздного неба, первый полёт в космос, виды галактик и строение Вселенной — множество интересной информации встретите там Вы и Ваш ребёнок.
Вместе вы сможете познакомиться с такими терминами, как планета, звезда, квазар, пульсар, галактика, метеорит, астероид, чёрные дыры и многими другими.
Что лукавить, думаем, эта информация пригодится и для нас, взрослых.
Вы удивитесь, узнав, насколько интересная наука АСТРОНОМИЯ! Не зря Солнце, звёзды, Луна — притягивали человека с древних времён и становились героями легенд, мифов и сказок. Кроме того, здесь Вы узнаете много интересной информации о том, как рассказать детям о космосе, научитесь играть в весёлые «космические» игры, прочтёте смешные «космические» стихи и загадки!
Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.
Просматривать и обсуждать информацию из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звёздных войнах;
Привлекать детей к творческой художественной деятельности на темы («летательные аппараты», «звёзды и планеты», «космическое пространство» и др.) с использованием разнообразного неоформленного материала;
Понаблюдать за разными фазами луны (новолуние, узкий серп (месяц, половина луны, полнолуние);
Придумывать вместе с ребенком истории на космическую тематику («Моя звездная история»; Мы летим в космос…» и т. д.)
Играем с ребенком дома:
Игра «Почему бывают день и ночь»
Ход игры: расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребенку завести юлу.Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки» до „макушки». На самом деле, Землю, конечно,никто не протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».
Предложите ребенку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много,и предложите потренироваться в их подборе: восход —. (заход, север —. (юг, свет —. (тьма, холод —. (жара).
Попросите ребенка найти слова,противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад.
Предложите ребенку из ряда слов выбрать те,которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок, солнце, светлеть.
Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод —. (холодит); север —. (северный, ночь —. (ночной, пасмурно —. (пасмурный).
Спросите,каким может быть: утро. (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное.); день, вечер, ночь?
Ход игры: скажите ребенку, что Солнце кажется намного больше, чем звезды, потому что находится не очень далеко от Земли. Спросите у ребенка, знает ли он, что луч света летит до нас всего восемь минут. А лучи от самых близких звезд летят к нам целых четыре года! Вот как далеко находятся от нас звезды!
Предложите ребенку подобрать синонимы (слова, близкие по значению)к словам: огромный. (грандиозный, громадный, быстрый. (торопливый, скорый, стремительный). Попросите его придумать словосочетания с каждым из этих слов.Попросите подобрать антонимы к словам: быстрый —. (медленный, огромный —. (крохотный).
Игра «Почему в космос летают на ракете»
Ход игры:расскажите: «Существует земное притяжение. Земля притягивает все к себе. Как бы высоко ни бросили камень, он обязательно упадет на Землю. Как бы высоко человек ни подпрыгнул, он все равно опустится обратно. Чтобы преодолеть земное притяжение,надо очень быстро лететь: 8 километров в одну секунду! Самолет не может лететь так быстро! А ракета может». Предложите ребенку расположить слова по порядку (по мере возрастания — убывания): огромный, большой, громадный, большущий; очень маленький, маленький, малюсенький, крохотный.
Игра «Зачем лететь в космос?»
Ход игры:спросите: «Почему люди так стремятся в космос? Ведь в космосе темно, холодно, на каждом шагу подстерегают опасности.» Расскажите, что воздух мешает отчетливо видеть звезды с Земли. В нем постоянно носятся пылинки, капельки воды, частички дыма. А когда собираются тучи, то звезды не видны. Астрономы мечтают построить обсерватории в космосе: воздуха там нет, облаков тоже, можно наблюдать звезды без всяких помех! Каждый экипаж, отправляющийся в космос, получает задание от астрономов.
Попросите ребенка определить, какие из этих слов употреблены в прямом, а какие —в переносном значении: темная ночь, темные мысли, темное небо, темные дела, темные волосы, темный цвет.
Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.
Консультация для педагогов «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год» Консультация для педагогов: «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год».Блог. Лариса Гацко. Мы часто фотографируем деток, снимаем.
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.
«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.
Консультация для родителей «Знакомим ребёнка с космосом ко Дню космонавтики на МAAM» «Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем.
Источник