Меню

Космос всегда притягивал людей

«Вопрос: Почему космос так манил и продолжает манить человека? Космос всегда притягивал своей таинственностью, неизведанностью, загадочностью и возможностью . »

Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа)

«Покорение космоса», посвящённого Дню космонавтики, для обучающихся 5–7-х

Цель: формирование у обучающихся чувств гражданственности и патриотизма.

Задачи:

систематизировать знания обучающихся об истории освоения космоса;

расширить представление школьников о профессии «Космонавт»;

сформировать положительный эмоциональный отклик обучающихся к полученным знаниям.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

Задание: Познакомьтесь с ключевыми понятиями классного часа и определите его тему.

Перечень ключевых понятий: вселенная, покорение космоса, полёт, открытие, человек.

Тема классного часа: «Покорение космоса».

Вопрос: Почему космос так манил и продолжает манить человека?

Космос всегда притягивал своей таинственностью, неизведанностью, загадочностью и возможностью встретить внеземную жизнь. Люди многого ждут от космоса и думают о возможности существования иных миров. Причин для этого много: и естественное любопытство, и стремление к новизне, и надежда побывать в других мирах.

Учитель: Первый отряд космонавтов СССР был сформирован в феврале-апреле 1960 года. Официальное название отряда – «Группа ВВС № 1». Претендентов отбирал сам Сергей Павлович Королёв, советский учёный, инженер-конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики. Важны были рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес – 72 кг, а рост

Вопрос: Почему именно такие физиологические характеристики будущих космонавтов были важны при отборе претендентов?

При таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток», так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя.

Задание: Предположите, каковы были требования к личностным и профессиональным данным первых кандидатов в космонавты.

Учитель: По мнению Королёва, в космос должны были лететь опытные лётчики. Вот что говорил по этому поводу сам Сергей Павлович: «Для такого дела лучше всего подготовлены летчики и, в первую очередь, летчики реактивной истребительной авиации. Летчикистребитель — это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер. Немаловажно и то, что он — кадровый военный, а значит, обладает ещё и такими необходимыми для будущего космонавта качествами, как собранность, дисциплинированность, непреклонное стремление к поставленной цели».

Требования к кандидатам в космонавты Королёв сформулировал так:

не старше 30 лет, безупречное состояние здоровья, высокая психическая устойчивость и общая выносливость организма, отличная лётная успеваемость, волевой характер, трудолюбие и любознательность.

Учитель: Численный состав первых кандидатов в космонавты составлял 20 человек (Группа ВВС № 1).

Задание: Предположите, что объединяло людей, вошедших в двадцатку избранных.

Всех претендентов на совершение первого полёта в космос объединяло стремление стать настоящим лётчиком-космонавтом. Юрий Гагарин, вспоминая о тех, кому суждено было войти в отряд космонавтов, сказал: «Славные подобрались у нас ребята… Есть одно, что роднит всех — это стремление стать настоящим летчиком, космонавтом.

Космос зовет всех! И будет звать. Как вечный зов».

Учитель: В самом начале подготовки никто из двадцати человек не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам, и только потом, когда полёт стал реальностью, когда определились сроки этого полёта, выделилась группа из шести человек.

В шестерку лучших вошли В. С. Варламов, Ю. А. Гагарин, А. Я. Карташов, А. Г. Николаев, П. Р. Попович и Г. С. Титов, они получили приоритет на тренировках и доступ к первому тренажёру «Востока». Остальные слушатели готовились по менее интенсивной программе».

Задание: Предположите, из каких тренировок состояла программа подготовки будущих космонавтов.

Учитель: Первую группу космонавтов тренировали так, как не тренировали никого более, т. е. подвергали невероятно сложным испытаниям.

Задание. Предположите, с чем это связано.

Учёные не знали о том, с чем столкнётся человек на орбите, поэтому первые советские космонавты должны были быть сверхлюдьми.

Врачи искали предел выносливости, порог выживаемости. Тогда считалось, что только через мучительные тренировки можно понять, как будет вести себя человек в космосе, в невесомости, на огромных скоростях или в невыносимой жаре, один на один со Вселенной.

Учитель: Различные тренировки космонавты первого отряда проходили сотни, тысячи раз: на бегущей дорожке, во вращавшемся вокруг своей оси «кресле Барани», на специальных «качелях Хилова», в барокамерах, на центрифуге и т. д. Каждое испытание имело свою цель.

Задание: На основании данных таблицы, представленной в приложении № 1, определите цель использования каждого представленного тренажёра.

Задание: Предположите, почему эти люди шли на такие тяжёлые испытания.

В характеристиках каждого из них было записано про «любовь к Родине» и «стремление принести максимально возможную пользу Отчизне». И это был не пустой звук. Несомненно, каждый из них был, прежде всего, патриотом своей страны.

Еще одна мотивация исходила из их профессиональной принадлежности. Пилоты военной реактивной авиации не мыслили своего существования без адреналина.

Учитель: И вот настало время сделать выбор. Кто полетит в космос первым? Выбор был достаточно сложным. Кто выбрал Гагарина? За какие такие особые качества, по каким критериям?

Читайте также:  Космос это огонь философия

Наверное, мы никогда не узнали бы этого, если бы бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 (г. Химки), которое занималось испытаниями ракетных двигателей, Михаил Руденко не встретился в 1970 году с матерью Юрия Гагарина и не попросил бы ее дать ответ на эти вопросы. В интервью корреспонденту еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» М. Руденко передал смысл этого рассказа и поделился своими знаниями о событиях, происходящих в период подготовки первого отряда космонавтов.

Задание: Познакомьтесь с небольшим эпизодом рассказа М. Руденко (приложение № 2) и из его содержания определите, почему среди других кандидатов С. П. Королёв выбрал для совершения первого полёта Юрия Гагарина.

Благодаря своим отважным ответам все другие будущие космонавты потеряли шанс полететь первыми. Слушая ответы претендентов, конструктор понял, что, находясь в неестественных условиях — на борту космического корабля, только Гагарин сказал честно и откровенно о том, что он почувствовал и испытал, а не сымпровизировал на ходу. А это, по мнению конструктора, было необычайно важным. Таким образом, экзамен на честность прошел один Юрий Гагарин. На его честность Королев и сделал ставку.

Учитель: И вот свершилось великое событие для нашей страны и всего мира! 12 апреля 1961 года в 10 часов 02 минуты советское радио возвестило миру о первом в истории полете человека в космос.

Задание. Посмотрите видеофрагмент.

Задание. Представьте и опишите эмоции, которые могли испытывать люди, впервые узнавшие из сообщения Информбюро о свершившемся полёте Гагарина.

Практически вся страна в этот день замерла у радиоприемников.

Прохожие стояли у «тарелок» уличных радиоточек, рабочие выключали станки, школьники забыли об уроках. Все люди были горды и восхищены, ведь первый космонавт — наш, советский!

Учитель: Ликование людей было огромным», и это ликование рождало стихи и песни. Пример тому — стихотворение Александра Трифоновича Твардовского.

Ах, этот день двенадцатый апреля, Как он пронёсся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее, Своей победой потрясённый сам.

Какой гремел он музыкой вселенской, Тот праздник, в пёстром пламени знамён, Когда безвестный сын земли смоленской Землёй-планетой был усыновлён.

Вопрос: Почему поэту казалось, что мир стал добрее?

Все люди были счастливы, они улыбались, поздравляли друг друга, и от этих искренних улыбок становилось тепло и радостно на душе.

Учитель: За свой героизм и самоотверженность Юрий Гагарин был удостоен многих высоких государственных наград СССР и мира, среди которых: орден Ленина, медали СССР, ордена многих стран мира, Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР, золотые медали и почётные дипломы международной ассоциации (ЛИУС) «Человек в космосе».

Учитель: Покорение человеком космоса, начавшееся в XX веке, активно продолжается в наше время. Развиваются технологии, всё больше исследований и экспериментов проводится за пределами земной атмосферы. По статистическим данным, на 1 января 2017 года в космосе побывало около 569 человек, из них 60 человек — женщины.

Первой женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова. Она отправилась на орбиту 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6» и облетела землю 48 раз, проведя на борту почти трое суток. Её позывной как командира корабля был «Чайка», а фразой при взлёте стала: «Эй!

Небо! Сними шляпу!». После полёта Терешкову удостоили звания Героя Советского Союза, а другие государства наградили женщинукосмонавта десятками наград. 6 марта 2017 года ей исполнилось 80 лет.

Учитель: Сегодня космонавт – это такая же профессия, как и профессия врача, учителя, следователя. Но всё-таки она уникальна.

Вопрос: Как вы считаете, почему?

Из 40 000 профессий, существующих на Земле, она одна из самых трудных, опасных и ответственных.

Учитель: На сегодняшний день существует три специальности космонавтов: космонавт-испытатель, космонавт-инженер, космонавтисследователь.

Задание: Сопоставьте названия специальностей с их описаниями, данными в приложении № 3.

Вопрос: Как вы считаете, любой ли человек может стать космонавтом?

Чтобы получить профессию космонавта, нужно пройти множество испытаний и специальную подготовку в подмосковном Звездном городке, где находится Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов. Сюда при хорошем состоянии здоровья и успеваемости можно подать заявление в отряд космонавтов, даже будучи студентом. На сайте Научноисследовательского испытательного центра подготовки космонавтов размещено Временное положение по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов в космонавты.

Задание: Прочитайте фрагмент современных требований к профессиональной компетентности соискателя на должность космонавта (приложение № 4) и определите, какие предметы школьной программы являются приоритетными для освоения данной профессии.

Приоритетными предметами являются русский и английский языки, история, информатика, физика.

Задание. Предположите, как знания этих предметов могут пригодиться космонавту.

Полёт космонавтов предусматривает выполнение различных задач, требующих совместного коллективного решения, что без знания русского языка невозможно.

Управление полётом ракеты осуществляется с помощью компьютера, поэтому знания информатики для космонавта обязательны.

«Без прошлого нет будущего», и каждый космонавт должен знать историю развития космонавтики, чтобы в своей профессии опираться на опыт предшественников, а история космонавтики — это часть истории нашей страны.

Знать устройство ракеты, законы гравитации, законы движения небесных тел должен каждый космонавт, без этих знаний невозможна его работа, а это всё физика.

Читайте также:  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим подготовительная группа космос

Сегодня в космическом пространстве проводится большое количество международных исследований, в процессе работы происходит общение космонавтов разных стран и общаются они на английском языке, т. к. именно этот язык является международным.

Учитель: Современные критерии отбора кандидатов в космонавты значительно изменились.

Задание. Сравните представленные на слайде критерии отбора первых космонавтов и космонавтов нашего времени. Предположите, с чем связаны изменения критериев отбора.

Это связано с изменениями, произошедшими в российской космонавтике.

Учитель: Ежегодно 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Этот праздник отмечается в соответствии со статьёй 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

Вопросы:

Какие дни в истории нашего государства считаются памятными?

Почему к таким дням относится День космонавтики?

Источник

Человек и космос

Автор: Солдатов Никита

С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым непостижимым из всего того, что их окружало, был космос. Космос всегда притягивал к себе, заставлял мечтать, раздумывать… А сколько загадочного содержит в себе космос!

В 30-е годы жители нескольких городов США однажды в панике бросились из своих домов в пригороды, забив шоссейные дороги. Они приняли всерьез радиопостановку Орсона Уэллеса по роману Герберта Уэллса «Война миров» — о нашествии на Землю спрутообразных марсиан.

Теперь даже дети знают, что на Марсе нет не только воинственных разумных существ, но, видимо, и простейших бактерий, а исследованный к настоящему времени космос оказался, к сожалению, безжизненным.

Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полете к Луне, Солнцу и звездам.

Писателями- фантастами предлагались разные средства для осуществления космического полета: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека, но они упоминали и ракеты. Однако эти ракеты были технически необоснованной мечтой. Ученые за многие века не назвали единственного находящегося в распоряжении человека средства, с помощью которого можно преодолеть могучую силу земного притяжения и унестись в меж -планетное пространство. Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника К. Э. Циолковского.

Много веков прошло с тех пор, когда был изобретен порох и создана первая ракета, применявшаяся главным образом для увеселительных фейерверков в дни больших торжеств. Но только Циолковский показал, что единственный летательный аппарат, способный проникнуть за атмосферу и даже на всегда покинуть Землю, — это ракета. В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, с начала робко проникнуть за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все около земное пространство».

Сейчас мы становимся свидетелями того, как сбывается это великое пророчество и каких масштабов оно достигло…

Начало проникновения человека в космос было положено 4 октября 1957 года. В этот памятный день вышел на орбиту запущенный в СССР первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Он весил 86,3 кг. Прорвавшись сквозь земную атмосферу, первая космическая ласточка вынесла в околоземное пространство научные приборы и радиопередатчики. Они передали на Землю первую научную информацию о космическом пространстве, окружающем Землю. Полет первого спутника позволил получить ценнейшие сведения.

Определение точной траектории искусственных спутников позволило провести ряд геофизических исследований, уточнить форму Земли, точнее изучить ее сплюснутость, что дало возможность составить более точные географические карты. Тщательно изучив постепенное изменение орбиты за счет торможения в атмосфере, ученые смогли рассчитать плотность атмосферы на всех высотах, где пролетел спутник, и по этим данным более точным предусмотреть изменение орбит последующих спутников. Отклонения действительной траектории спутника от вычисленной говорят о неравномерности поля Земного тяготения, на которую влияет распределение масс внутри Земли и в земной коре. Таким образом, изучив движение спутника, ученые уточнили сведения о поле земного тяготения и о строении земной коры. Такие вычисления делались и раньше на основании движения Луны, но спутник, летящий на высоте всего несколько сот километров над Землей, сильнее реагирует на ее поле тяготения, чем Луна, находящаяся от Земли на расстоянии почти 400 тыс. км.

Также большое значение имело изучение прохождения радиоволн через ионосферу, т.е. через наэлектризованные верхние слои земной атмосферы.
Радиоволны, посланные со спутника, как бы насквозь прощупывали ионосферу.
Анализ этих результатов позволил существенно уточнить строение газовой оболочки земли.

Второй советский спутник был выведен на более вытянутую орбиту 3 ноября
1957 г. Если ракета первого спутника позволила поднять его на 947 км
(апогей), то ракета второго спутника была более мощной. При почти той же минимальной высоте подъема (перигей) апогей орбиты достиг 1671 км, и спутник весил значительно больше первого — 508,3 кг.

Третий спутник поднялся еще выше — на 1880 км и был еще тяжелее. Он весил 1327 кг.

Читайте также:  Собака которая стала вторым покорителем космоса

Вслед за советскими спутниками вышли на свои орбиты американские спутники: «Эксплорер-1» («Исследователь-1»), весивший 13,96 кг и оборудованный аппаратурой для изучения космических лучей, микрометеоритов, а также для измерения температуры оболочки спутника и газа, и «Авангард», предназначенный для испытаний радиопередатчиков и солнечных батарей.

С каждым годом растет число спутников, выпущенных советскими и американскими учеными. Усложняется и становится более многообразной и научная аппаратура
— в космос посылаются целые лаборатории. Орбиты спутников, как обручи, опоясали земной шар во всех направлениях — от экваториальных (параллельных экватору) до полярных (проходящих через полюсы Земли). Ученые кропотливо изучают поступающую со всех широт и высот научную информацию (сообщения от установленных на спутниках приборов).

За спутниками мчались космические ракеты «Луна-1» ( с установленных на ней приборов принималась ценнейшая научная информация; впервые приборы, посланные человеком, изучали космическое пространство на протяжении 500 тыс. км от Земли, а сведения, полученные в этом полете, существенно дополнили наши сведения об одном из важнейших открытий первых лет космической эры — открытии околоземных поясов радиации; кроме различных измерении, на протяжении 500 тыс. км полета велись наблюдения газового состава межпланетной среды, наблюдения метеоритов, космических лучей), «Луна-2»( установила, что у Луны нет магнитного поля и поясов радиации в пределах точности приборов), «Луна-3» (она отделила от себя автоматическую межпланетную станцию с приборами., а контейнер был направлен так, что, обогнув Луну, он вернулся обратно в район Земли; установленная в этом контейнере аппаратура сфотографировала и передала на Землю изображение невидимой нами обратной стороны Луны), американская ракета серии «Рейнджер»( она мчалась и непрерывно вела телевизионную передачу изображений лунной поверхности. Фотографии изображений, переданных с минимальных расстояний позволяли различать детали около 50 м.).

Прочно овладев техникой запуска автоматических аппаратов, ученые приступили к созданию космического корабля для полетов человека.

В исторический день 12 апреля 1961 г. ушел в космос корабль «Восток» с первым в истории человечества летчиком-космонавтом на борту Юрием Алексеевичем Гагариным. Облетев земной шар, он через 1 час 48 минут благополучно приземлился в заданном районе Советского Союза.

Прошло всего несколько месяцев, и в августе того же года стартовал космический корабль «Восток-2» с летчиком-космонавтом Германом Степановичем Титовым. «Восток-2» сделал 17,5 витков вокруг Земли и пробыл в космическом полете 25 часов 18 минут.

Тщательное изучение научных данных, полученных в этих двух полетах, позволило уже через год , в августе 1962 г., сделать новый большой шаг вперед. Стартовавшие один за другим (с интервалом в одни сутки) космические корабли «Восток-3» и «Восток-4» с летчиками-космонавтами А.Г. Николаевым и П. Р. Поповичем совершили первый групповой полет в космос.

«Восток-3» сделал более 64 оборотов вокруг Земли и находился в космическом полете 95 часов. «Восток-4» сделал более 48 оборотов и пробыл в космическом полете 71 час. Этот полет доказал, что разработанная нашими учеными система подготовки космонавтов позволяет им выработать такие физические качества, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность и полную работоспособность в условиях длительного космического полета. В этом состоял главный итог полета.

В феврале 1962 г. стартовал американский космический корабль «Френдшип-7» весом около полутора тонн , на борту был Джон Гленн ,а в октябре этого же года стартовал двухтонный космический корабль-спутник «Сигма-7», пилотируемый летчиком-космонавтом Уолтером Ширрой.

Так закончилась первая космическая пятилетка. Но космические события следуют с космической быстротой. Для изучения и использования космоса человечество постоянно изобретает и запускает в космос все новые и новые космические аппараты. Сегодня в космосе находится огромное количество искусственных спутников, с помощью которых на Земле осуществляется телевизионная, телефонная и радио связь.

Запущенные с Земли космические корабли направлены к различным планетам солнечной системы: Марсу, Сатурну, Венере и другим. А на Луне уже побывали не только космические корабли, но и люди, ими были американские астронавты. На Луне обнаружены большие запасы гелия. Когда станет возможным доставить его на Землю, то топливные ресурсы Земли увеличатся на многие сотни лет.

Изучая процессы, происходящие в космосе, ученые делают прогнозы развития климата на Земле, а экологи вырабатывают рекомендации по сохранению природы.

Космонавтика нужна науке — она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все больше расширяется сфера прикладного использования космонавтики.

Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология — это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди — электростанции в космосе, удаление вредного производства с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне, и многое другое
Космос открывает людям множество своих богатств: энергетических, вещественных, пространственных. Он труден для освоения, но и многообещающ. Цивилизация второго типа, то есть развитая космическая цивилизация, каковой призвано быть человечество 21 века, не способна решить грандиозные задачи, открываемые перед человечеством космической наукой и техникой, без социального единения жителей всей планеты Земля на принципах гуманизма, разума, справедливости..

Космонавтика жизненно необходима всему человечеству !

Источник

Adblock
detector