Урок по окружающему миру 4 класс Тема: «Земля – планета Солнечной системы»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок по окружающему миру
Тема: «Земля – планета Солнечной системы»
Учитель начальных классов Ковтун Мария Викторовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 36.5 КБ |
prezentatsiya_uroka.ppt | 2.76 МБ |
krossvord_k_uroku_pro_zemlyu.xls | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
Тема: «Земля – планета Солнечной системы»
Учитель начальных классов Ковтун Мария Викторовна Тема урока. Земля-планета Солнечной системы.
Цели урока: познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них, о месте Земли в солнечной системе; развивать пространственное воображение, абстрактное мышление. Оборудование: рисунки и фотографии, учебник-тетрадь «Окружающий мир», кроссворд, задание для самоконтроля.
Сообщение темы урока.
- Добрый день, юные астронавты! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и , конечно, быть дисциплинированными.
- Вам предлагалось дома подумать и ответить на такой вопрос: Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? (Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела)
- А как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг солнца по заданному маршруту)
- Умницы! Я рада приветствовать вас на борту космического корабля «Земля»!
- Открываем свои бортовые журналы и найдём тему урока (стр.12)
- Предлагаю проложить маршрут, разгадав кроссворд.
3.Работа над изучением нового материала.
- Представьте, мы с вами находимся в космическом пространстве.
- Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.
- Показ фотографии Земля вид из космоса.
- Какая она, наша планета?
- Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».
- А почему она голубая?
- На земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу.
- Обратите внимание: Земля имеет естественный спутник. Кто уже догадался, как он называется? (Это Луна) Конечно это так. Луна является единственным спутником Земли. Показ фото Луны.
- Давайте поближе познакомимся с другими планетами. Показ фото Солнечной системы планет.
- МЕРКУРИЙ. Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Днём на Меркурии жара, а ночью — ледяной холод.
- ВЕНЕРА. Носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренней звездой»
- МАРС. Названа в честь римского бога войны — за красный цвет. Ночью температура на Марсе опускается до минус 85 градусов.
- ЮПИТЕР Самая большая планета в солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.
- Сатурн-вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.
- УРАН состоит из маленького каменного ядра и замёрших газов.
- НЕПТУН носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом.
- ПЛУТОН так далёк то солнца, что на его поверхности царит невероятный холод- до минус230 градусов. Это самая маленькая планета Солнечной системы.
- 4ФИЗМИНУТКА
- 5 Практическая работа. Задание для самоконтроля стр.18.
- 6 ИТОГ урока.
- ЧТО мы узнали о Солнечной системе?
- Молодцы! Вы сегодня были внимательны, наблюдательны старательны.
- 7 Дом.задание стр.12-17
Источник
“Земля — планета Солнечной системы” (4 класс, О. Т. Поглазова)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель урока: выяснить, как устроена Солнечная система, формировать знания о Земле как планете Солнечной системы.
Обучающая: раскрыть содержание понятий «Солнечная система» и «планеты земной группы», «планеты-гиганты».
Развивающая: выявить черты сходства и различия Земли и других планет Солнечной системы.
Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
Личностные: понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: называть планеты Солнечной системы, знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу, знать форму и размеры Земли, называть и показывать на карте материки, части света и океаны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
“Земля — планета Солнечной системы”
(4 класс, О. Т. Поглазова)
Цель урока: выяснить, как устроена Солнечная система, формировать знания о Земле как планете Солнечной системы.
- Обучающая: раскрыть содержание понятий «Солнечная система» и «планеты земной группы», «планеты-гиганты».
- Развивающая: выявить черты сходства и различия Земли и других планет Солнечной системы.
- Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
- Личностные: понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
- Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
- Предметные: называть планеты Солнечной системы, знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу, знать форму и размеры Земли, называть и показывать на карте материки, части света и океаны.
1) Здравствуйте, ребята! Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная — это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами. Если представить Вселенную страной, в которой мы живём, то нашим родным городом будет Галактика Млечный Путь, домом — Солнечная система, а квартирой — планета Земля.
Сегодня нам предстоит раскрыть секреты планет Солнечной системы. Для этого нам нужны ум, смекалка, умение наблюдать и анализировать. Но для начала, давайте выясним, что же такое солнечная система.
2) Солнечная система — это Солнце и все космические тела, обращающиеся вокруг него. Система — порядок, значит, космические тела движутся вокруг Солнца в определенном порядке.
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло. Солнце — ничем не примечательная звезда по космическим меркам: жёлтая, со средней температурой и среднего размера. Во Вселенной существуют миллионы примерно таких же космических объектов. С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зернышко.
Ребята, а почему о Земле можно сказать “наш космический корабль”? (Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела)
А как Земля движется в космосе? (По орбите)
3) Орбита – обычно замкнутый путь небесного тела. Чем дальше небесное тело от Солнца, тем больше орбита.
4) Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадку:
Восемь братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет,
Хороводы водят.
Планета – это космическое тело, движущееся вокруг Солнца по орбите и получающее от него свет и тепло.
5) Отгадайте ещё одну загадку:
Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья? (Спутники)
Спутники – небесные тела, движущиеся вокруг какой-либо планеты. У нашей планеты есть спутник. Кто знает как он называется?
6) А сейчас представьте, что мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она, наша планета?
Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”. А почему она голубая, как вы думаете?
На земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу.
Земля – это холодное небесное тело. Она находится от Солнца на расстоянии 150 млн. км. Она движется вокруг него и, одновременно, вокруг своей оси.
Ребят, а Земля в Солнечной системе одна или есть еще планеты?
А кто знает, какие?
Давайте познакомимся с ними поближе.
7) Первые четыре планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс – относятся к планетам земной группы. Они имеют между собой много общего: они невелики по размерам и массе, сходны по своему химическому и минералогическому составу. У них мало спутников – только один у Земли и два у Марса; у Меркурия и Венеры спутников вообще нет. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун называются планетами-гигантами. Они имеют гигантские размеры и огромные массы, состоят преимущественно из газов водорода и гелия. Все они окружены тонкими кольцами. У каждой из планет-гигантов много спутников.
А сейчас про Меркурий и Венеру нам расскажет.
8) Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Планета получила название в честь римского бога торговли. По размерам Меркурий меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля.
9) Вторая от Солнца планета – Венера. Носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.
Про Землю и Марс мы попросим рассказать.
10) Земля — третья от Солнца планета, пятая по размеру в Солнечной системе. Земля — единственная планета, о которой мы точно знаем: здесь есть жизнь. Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, что вызывает смену дня и ночи. Из-за того, что ось планеты наклонена под углом в 23 градуса к Солнцу, в разные моменты одна и та же точка на поверхности Земли будет дальше или ближе к нему. Это вызывает смену времен года.
11) Марс – четвертая планета. Назван в честь римского бога войны — за красный цвет. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)
Про Юпитер и Сатурн нам расскажет.
12) Пятая от Солнца планета – Юпитер. Он назван в честь самого главного римского бога Юпитера. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех. Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.
13) Шестая планета – огромный Сатурн. Он назван в честь римского бога земледелия, расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. У него много спутников – 60.
А про Уран и Нептун нам расскажет.
14) Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников – 27.
15) Нептун – восьмая от Солнца планета. Он носит имя римского бога морей и мерцает голубоватым светом. Нептун кажется темно-голубой планетой потому, что тоже состоит из газа. Газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Там царит вепчная зима. Спутников –13.
Все справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)
16) Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.
Стихи:
(Юпитер) – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год?
(Сатурн) – красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Планета (Нептун) от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
(Марс) – таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Люди уже многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.
— Прибор для изучения Вселенной?
— Что ближе к Земле: Солнце или Луна?
— Путь движения планеты вокруг Солнца?
— Как называется самая яркая ночная звезда?
— По какой звезде можно ориентироваться ночью?
Источник