Меню

Костюм для бога солнца

Костюм Зевса своими руками

Приближаются новогодние праздники, а это значит, что наступает время утренников и вечеринок возле ёлки. Для малыша подойдёт костюм зайчика, а если ребёнок уже подрос, то нужно искать другое решение. Обращение к древнегреческой мифологии будет достаточно интересным вариантом.

На греческой горе Олимп проживали боги и богини, их царём был Зевс. От него зависела погода, он насылал стихии, господствовал над судьбами людей, управлял небожителями. Внешне это был подтянутый мужчина с длинной бородой. Наряд его состоял из белой тоги и цветного хитона с золотой отделкой. Но главная отличительная особенность от других богов – золотой венец из листьев плюща вокруг головы.

Что понадобится для создания костюма?

Задача сделать костюм своими руками может быть решена двумя способами: хитон+тога или туника+ тога. Для обоих нам понадобится следующее:

  • белая простыня;
  • 2 броши или 2 застёжки на цепочках;
  • яркая ткань (1,5 – 2 м);
  • золотистая лента узкая от 2 м;
  • золотистая лента широкая 60–80 см;
  • кусочек липучки (застёжка велкро);
  • плотная бумага для венца;
  • клей;
  • иголка, нитки;
  • ножницы;
  • золотая аэрозольная краска.

Возможно, что даже сантиметр может не понадобиться, так как все расчёты достаточно приблизительные. Но если он под рукой, для второго варианта костюма всё-таки обязательно используйте его.

Пошаговая инструкция

Базовый предмет мужского гардероба древнего грека – хитон. Он надевался на голое тело, скалывался на плечах и драпировался, подхваченный поясом. Знатные граждане носили поверх хитона тогу, которая тоже драпировалась, но либо на плече, либо под поясом вместе с хитоном.

База костюма

Сначала сделаем базовый предмет костюма:

  1. Возьмите белую простыню и сложите её напополам так, чтобы сгиб был слева. Это боковое соединение хитона, второй бок либо остаётся со свободными концами, либо слегка подхватывается нитками с изнанки;
  2. итак, простыня, сложенная пополам – это наш хитон. Здесь есть верх и низ изделия, один фиксированный бок и два свободных конца для правого бока. Сейчас наша задача примерить длину изделия прямо на ребёнке. Ширина простыни – это и есть искомая величина;
  3. если длина великовата, то отгибаем верхний край наружу на необходимую ширину;
  4. верх хитона оформляется несколькими вариантами: можно два свободных конца простыни соединить вместе, выпуская концы так, чтобы левый бок изделия поднялся к подмышечной впадине и скрепить.
  5. второй вариант – верх хитона соединить в двух точках, равномерно расположенных по краям от шеи. Для этого понадобится две броши;
  6. низ хитона украсим декоративной тесьмой с золотистым орнаментом: по самому низу приклеим или пришьём её.

Базовая часть костюма готова. Следующий этап – сооружение тоги из яркой цветной ткани.

Важно! В Древней Элладе самым роскошным цветом после белого считался пурпурный. Богатые граждане украшали свои одежды разными его оттенками. Но для карнавального костюма необязательно брать именно этот цвет. Подойдёт также синий, голубой, красный, бежевый, вишнёвый, золотой.

  • ткань сгибаем подобно тому, как работали с простыней;
  • получаем заготовку изделия, которое по длине и на свободных концах можно обработать золотистой тесьмой. Смотреться костюм будет замечательно;
  • свободные концы должны закрепляться на левой стороне, точно так же, как и у хитона на правой;
  • если на левой стороне получается две застёжки, то нижнюю снимаем и скалываем на плече концы хитона и тоги вместе.

Тога готова, следует заняться очень важным аксессуаром – поясом. Сделаем его из широкой золотистой ленты, подогнув края внутрь и нашив на них сверху кусочки липучки.

Венец

Венец делается из плотной бумаги. Из неё вырезают листики плюща, которые склеивают на концах друг с другом, а затем покрывают золотой краской. Если есть золотистая бумага, но можно наклеить её на плотную, затем вырезать и склеить листики друг с другом.

Обувь

Один из ключевых моментов наряда – обувь. Древние греки носили сандалии, состоящие из многочисленных ремешков, доходящих до колена. Всё это крепилось к плоской кожаной подошве. Такую обувь сделать своими руками проблематично, а потому из летнего гардероба стоит заимствовать что-то похожее на сандалии.

Важно! При отсутствии вариантов возьмите обычные вьетнамки, оберните резиновые детали золотистой лентой и ведите шнуровку ноги ей же от щиколотки до колена, вверху завяжите.

Всё, костюм Зевса готов. Собираем его для примерки: сначала мальчик должен надеть хитон, затем тогу. Все застёжки и соединения должны быть на месте, а складки расправлены. После этого надевается пояс, под которым расправляются и красиво выкладываются все складочки драпировки.

Туника

Но есть ещё один вариант, в котором в виде базы выступает не хитон, а туника. Её нужно будет шить, и если есть швейная машина, то дело пойдёт быстрее. Если её нет – тоже не беда, швы в тунике достаточно примитивные, прямые, а тесьму можно наклеить.

  1. складываем ткань (простыню) пополам. Верхний сгиб будет плечевой частью. Потом ещё раз пополам, плечо к плечу;
  2. из получившегося прямоугольника выкраиваем тунику: вверху у нас уже готовое цельное плечо, на другом конце – низ изделия, который уменьшать по ширине не стоит. Отступаем сверху сантиметров 20–30 от верха и столько же от края;
  3. от этой точки рисуем плавную линию соединения рукава с боковой частью, ведём её до самого низа, расширяя к бокам;
  4. рисуем горловину необходимой ширины;
  5. по намеченному контуру скалываем детали булавками;
  6. вырезаем, после этого убираем булавочки;
  7. стачиваем боковые швы;
  8. обрабатываем горловину;
  9. подгибаем низ;
  10. пришиваем золотистую ленту на горловину, концы рукавов, низ туники;
  11. изделие готово, остаётся только отгладить костюм.

Мелочи, о которых нельзя забывать

Костюм будет отлично смотреться, если в арсенале есть парик и накладная борода. Концы хитона скрепляются брошью, или застёжкой с двумя прищепками на цепочке, или заколкой для волос «краб», а если ничего нет под рукой – просто сшиваются вместе или завязываются узлом.

Читайте также:  Как призвать духа солнца

Если хитон будет иметь застёжки на обоих плечах, можно наметить места соединения чуть ближе к шее. В этом случае вырез будет «лодочкой» и, слегка натягиваясь, складок образовывать не станет. А если хотите лёгкую драпировку шейного выреза, то соединяйте верх в точках, более удалённых от шеи.

Если лента для пояса недостаточно плотная и жёсткая, можно подшить снизу ещё один слой из любой ткани или просто накрахмалить его.

Тогу можно заменить широкой драпированной деталью, пришивающейся прямо к левому плечу туники. Для этого яркую ткань посередине заложите складочками, чтобы эта часть была равна или меньше длины плеча (измерять от шеи до конца рукава). Прикрепите задрапированную ткань к тунике по плечевому контуру. Этого достаточно. Под поясом красиво расправляйте ткань от левого края к правому. Можно даже внизу справа деталь сшить двумя концами (передней и задней частью) вместе.

Источник

Культ солнца, отраженный в костюме

Культ солнца, отраженный в костюме.

Вид урока: комплексный; повторение и обобщение пройденного; защита, творческих домашних работ; обучение новому материалу с выполнением практических работ «Культ солнца, отраженный в орнаменте головного убора» /творческая зарисовка/.

Цели и задачи образовательные: закрепление пройденного материала посредством двух видов деятельности: защитой творческих домашних работ и «соразговором»; образное закрепление пройденного путем обращения к ви­довым и опорным таблицам; подача новой темы как логического завершения проведенной обобщителъной работы.

Воспитательная задача урока: взаимосвязь учителя и ученика /сотрудничество/. Внушение детям: учитель — друг и наставник, учитель и ученик — звенья одной цепи, ствол и крона одного древа — «древа знаний»; воспитание эстетического отношения к традиционному костюму.

Зрительный ряд: опорные и видовые таблицы; репродукции народных костюмов и зарисовки; народный костюм учителя и костюм — модель музея народной культуры.

Музыкальный ряд: колядки в исполнении учителя; народные песни в исполнении Кабановых.

Материалы к уроку: цветные карандаши.

Используемая литература к уроку:

1. В. Даль Толковый словарь живого ве­ликорусского языка в 4-х томах. — М., 1994.

3. Мифы народов мира. Энциклопедия. — М., 1991.

4. . Предмет «Народная ку­льтура». – М.,1993.

5. . Народный костюм как ис­торический источник /лекция/.

6. . Поэзия народного костюма. — М.,1988.

7. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного ис­кусства. — М. ,1990.

/Урок был посвящен памяти и проводился как семинар для учителей — последователей Татьяны Александровны/

Учитель: — Здравствуйте, ребята! Помните, я обещала вам сделать сюрприз? Получилось? /гул одобрения в классе/. Как вы думаете, отчего я сегодня в народ­ный костюм нарядилась?

Ученики: — Вы нам сегодня будете рассказывать о костюме.

Учитель: — Верно, а еще?

Ученики: — Сегодня праздник Николая Чудотворца.

Учитель: — Действительно, так совпало, что сегодня большой праздник — Николин день. Но праздник еще и потому, что гости приехали — и ко мне и к вам, потому что я не одна гостей встречаю, а вместе с вами, и если бы к вам в дом гости приехали, то и вы бы оделись получше, правда? /Да вы и оде­лись получше!/. А почему так? Раньше было и сейчас так же: для гостей оде­ваются получше?

Ученики: — Я думаю, чтобы гостей порадовать.

Ученики: — Чтобы им понравился дом, чтобы гости чаще приходили.

Учитель: — Спасибо, и чтобы настроение у всех было, какое? Радостное, да? Я произнесла слово, помнящее о боге, о каком?

Ученики: — 0 боге солнца, Ра.

Учитель: — Как мы выяснили на прошлом уроке: нет случайностей, есть, оказывает­ся, память и в языке, и в костюме, и в быту, и во всем, что нас окружает. Ребята, я хочу вам объяснить, по какому поводу к нам гости приехали. Раньше говорили: «Гость в доме — Бог в доме». Гостя сравнивали с богом. Сегодняшний день связан с памятью моего Учителя, который дал мне и моим коллегам, которых вы здесь видите, знания народной культуры. А эти знания я передаю вам, а вы — своим детям, а, может быть, когда вы закончите школу, кто-нибудь из вас станет нести эти знания другим детям, кто знает, как жизнь сложится?

К сожалению, моего Учителя уже нет, она умерла, но огонь я специально зажгла в знак памяти, чтобы огонь памяти не погасал ни во мне, ни в вас.

Итак, мы говорим о культе солнца, говорим не в первый раз. Где она, па­мять о божестве солнца, которое славяне считали главным, память в слове. Что вы нашли дома, ребята, в словарях? Кто нашел больше десяти слов (поднимаются руки), а кто более 20? /Вновь поднятые руки/. Замечательно! А кто 30? (Ответы). А кто больше? И такие естъ? Давайте, начнем с Насти, если не секрет, сколько слов ты нашла?

Учитель: — О! Ну, 110 слов не надо говорить, конечно, два – три (в сторону другого ученика: — Ты подсчитываешь, сколько я ей должна пятерок поставить, сколько обещала, столько и поставлю, слово сдержу!)

Настя, рассказывай, объясняя, почему, с твоей точки зрения, выбранное слово помнит о боге: цвет, форма или чувство присутствия божества заложена в нем? Не забудь выделить корень.

Ученик: — Я хотела бы рассказать о слове корона, корень – «коро». Корона свя­зана с солнцем, потому что делалась обычно из золота, а золото имеет жел­тый цвет, так же, как и солнце. Корона украшалась драгоценными камнями и сияла, как солнце, имела круглую форму.

Учитель: — Верно, так оно и есть, еще два словечка.

Ученик: — Кольцо, корень коло-. /Учитель снимает с пальца кольцо и показывает его форму /. Кольцо есть и обручальное, как бы солнце обручает двух людей, которые полюбились друг другу.

Учитель: — Спасибо, Настенька. Саша.

Ученик: — Я хочу рассказать о словах, которые имеют в корне слог «ра», «рама». Солнце светит через окно, через раму.

Читайте также:  Покрывало мне бы солнца мне бы ветра

Учитель: Хорошо! Интересная у тебя гипотеза. Возможно. Это твоя версия, но она не лишена смысла, правда, ребята? Лиза!

Ученик: — Колобок, корень «коло».

Учитель: — Имя, какого бога помнит это слово, Лиза?

Учитель: — А еще? /Ребята подсказывают имя Коляды, бога зимнего солнца/.

Ученик: — Колобок выпекается, и по форме он похож на солнце.

Ученик: — Следующее слово — праздник.

Учитель: — Хорошо! И соответствует теме нашего урока, правда?

Ученик: — Здесь встречается слог « ра».

Учитель: — Случайно или нет, как думаешь? Какое настроение должно быть в этот день?

Ученик: — Я думаю, настроение должно быть красочным и радостным. Состояние радости, и в слове ра­дость этот слог есть.

Ученик: — Колокол, корень «коло», форма солнца.

Ученик: — Храм, «ра». В нем есть все, что связано с солнцем, например, бог на небе рядом с солнцем. Купол похож на солнце.

Учитель: — А корень, какой здесь, о солнце говорящий? /Ребята подсказывают 6ожество летнего солнца Купалу/.

Учитель: — Солнце разноликое, не только Коляда, но и летнее – Купала.

Ученик: — Круг, корень « кр», круглый.

Ученики: — Колос, корень « коло». Тянется к свету, а когда наливается, становится золо­тым, как солнце.

Ученик: — Подсолнух, название его происходит от солнца, цветок круглый, а его лепесточки, как лучики солнца.

Ученик: — Кружало, корень « кр». Гончарный круг. /Подсказываю: «…на котором кусок глины превращается в круглый сосуд»./

Ученик: — Рамзес, звали фараона.

Учитель: — Но, как ни странно, русская река Волга когда-то называлась Ра, и го­род, известный сейчас своей росписью, назывался Городец Радилов, потому что на реке Ра стоял. Радостно нам, потому что солнце светит. И совре­менные ученые говорят, что жизнь на, земле зародилась от солнца, вот поэтому и не случайно, что древние почитали солнце и считали глав­ным богом.

Сегодняшний наш урок о том, как отразился культ солнца в костюме, запишем тему, и поговорим еще о празднике.

Чтобы говорить о празднике, я хочу еще вспомнить одного своего Учите­ля, слава богу, живущего, старенькую бабушку, которой скоро будет 87 лет, научившую меня и моих подруг, как надо шить народную одежду, что она раньше обозначала в жизни людей. Недавно я была у нее в гостях и услышала от нее слова: «Костюм — это праздник»,- то есть получается, когда чело­век надевал на себя костюм, он преображался в «праздник». Вдумайтесь в это слово, если уже в корне своем оно содержит этот многоговорящий слог «ра» — имя бога Ра, значит, моя учительница была права?! То есть человек через костюм как бы соединялся с Богом солнца, да и с другими богами.

Ученики: — В костюме была молитва солнцу, чтобы оно светило и приносило лю­дям счастье и тепло в дом.

Учитель: — Кстати, мы с вами говорим пока о культуре языческой, о богах, которые олицетворяли саму природу, то есть, многоликий Космос, но если мы пере­несемся в нашу жизнь, а что, собственно говоря, в нее переноситься. Вот мы, сидящие здесь, знаем, что многие из ваших бабушек, мам ходят в цер­ковь «на встречу» с богом — Иисусом Христом, и туда они надевают луч­шую одежду. А почему так? По традиции. А что означала традиция для на­ших предков, как они говорили, помните?

Ученики: — Так надо, так делали мои предки и предки моих предков.

Учитель: — Верно, «я уже не верю в бога солнца, а верю в Иисуса Христа, но я делаю так, потому что «так надо», и это обережет», поэтому лучшую одежду надевают на встречу с богом, и это было придумано очень давно. Надевают «праздник» на себя, чтобы соприкоснуться с Богом, душой своей, чтобы побыть вместе с ним и получить от него благо, благословение, здоровье.

Ребята, а вы замечаете, какие слова я употребляю, те, в которых память о боге слышится. Язык не случайно называют «живым», когда-то он был молодым, а сейчас состарился — прошел через длительную историю, корни многих слов изменились. А я вам напоминаю /показываю на опорную, таблицу, прикрепленную к доске/, что «хоро» могло превратиться в «хр», но тем ни менее, если мы захотим увидеть глубинный смысл, то мы его увидим.

Итак, человек, надевая на себе костюм, «надевал на себя праздник», и мыслил себя моделью мироздания, «маленьким космосом», древом в космосе, и, между прочим, сравнивал себя с этим древом. Сейчас я вам как бы своими гла­зами подсказываю посмотреть на нашу схему, где изображено космическое древо: тулово — ствол, корни. Ногами ходим по миру предков, а голова уходит. /ребята отвечают: «в небо», «к солнцу», «к богам»/. И костюм настолько повторяет этот смысл, это содержание, например, поне­ва, знаки земли на ней — это разговор с землей-матерью. В женском кос­тюме сохранились эти молитвы, так как она, женщина, была хранительницей очага, поэтому на поневе мы видим знаки земли и солнца /показываю зарисовки понев/. Помните легенду, в которой рассказывалось, что солнце путешес­твует и бывает не только в мире верхнем, но и в нижнем.

Ребята, а вы не замечаете, что в моем головном уборе есть что-то похожее на солн­це, которое путешествует, /показываю свой головной убор, ребята внима­тельно рассматривают его и соглашаются с моим доводом/.

Ученики: — Слово голова, имеет корень «голо», сходный с « коло», то есть солнце.

Учитель: — Днем его везут кони небесные, а ночью по морю тянут солнечную ладью утицы, — вот и в костюме солнце может быть изображено не только в верхней части, но и внизу.

Читайте также:  Как скроить юбку солнце с двумя швами

Ученики: — А в Египте тоже считали, что бог солнца Ра путешествует днем и ночью.

Учитель: — Смысл один — и там, и здесь: свет борется с тьмой, правда с крив­дой, добро со злом, но добро должно победить, потому что человек надевает на себя «праздник» и хочет разговаривать с богом.

Ребята, перед вами солнечный календарь, по которому жили славяне. Зимнее время называлось Коляды, в честь нарождающегося бога солн­ца Коляды. Для того чтобы говорить с богом, наши с вами предки на­ряжались в особые костюмы, без них разговор был невозможен, потому что на костюме изображалась «молчаливая молитва», но чтобы бог мог еще и услышать молитву, она должна была произноситься громким голосом, в буквальном смысле слова «о-ра-ть» приходилось. Нам может показаться, что орать неприлично, но тем ни менее «о-РА-ть» нужно было, и я вам сейчас покажу, как это делали раньше. Кстати, зимние святки не за горами, время, о котором славяне раньше думали, что нарождается зимнее солнце, маленькое поначалу, и чтобы оно услы­шало, ему надо было громко петь. Ведь если я произнесу имя Коляда тихо, услышит он меня или нет /ребята отвечают «нет»/. А вот, когда выходили на улицу такие, как я или помоложе, человек так 20, и все вместе начинали орать:

Ой, Каледа, ще на улице шатер,

Ой, Каледа, соломою защищен,

Ой, Каледа, во том шатре,

Ой, Каледа, там три девицы сидят,

Ой, Каледа, монисто куют…

Услышит солнце? /Ребята утвердительно отвечают/. А еще кто услышит?

Учитель: — Не только прохожие. А вот изба стоит, в ней хозяюшка с хозяином, услышат они, если мы мимо их избы пойдем? /Ребята отвечают/.

Вот вы будете хозяином и хозяюшкой /говорю мальчику и девочке, сидящим рядом/, что вы мне скажете, если я зайду к вам покаледовать?

Учитель: — А по-другому вы и не могли сказать, иначе не почтили бы бога. Но Каледу считали многоликим, много имен у него было, его называли Таусень, Баусень, и петь могли еще и так:

Таусенъ, Таусенъ, мы тащимся, волочимся

Прям к хозяину на двор,

Он уехал в поле

Исполна зерна пирог.

Как из целого зерна

Зимой /?!/, я пою о том, что хозяин уехал в поле «пашеничку» сеять. Глупость какая-то, или нет? Да нет. Это просто история, ребята. Дело в том, что в допетровские времена Новый год встречали не зи­мой, а осенью, а в еще более ранние времена – весной /допеваю ко­лядку/. Вот теперь услышит бог? /Ответ/. Поможет он ему пшеничку сеять? /Ответ ребят/.

Наши предки уверены в этом были и на встречу с богом надевали подобающий костюм, сам за себя говорящий, со знаками солнца. Давайте-ка мы еще раз посмотрим на табличку /показываю/. Понятна вам она? Сказочная и загадочная такая табличка /ребята утвердительно отве­чают/. Тогда возьмите карандашики и зарисуйте ее к себе в альбом.

/Комментирую, пока ребята зарисовывают./ Вот он наш хозяин, кото­рый поехал «пашеничку» сеять, чтобы бог помог ему зародить «из полна зерна пирог», нужно, чтобы и дождь полил и, конечно же, солнце посветило, его так не хватало нашим предкам. Климат, в котором жили наши предки, и мы живем — не жаркий, не очень нас солнце-то балует, не как в Египте-то.

А вот лик Великой Матери многоговорящий — и добро и зло от нее, и ей поклониться надобно было, молитва – песня, и орнамент — та же молитва.

/Показываю следующие зарисовки и репродукции народных костюмов/.

Bот перед вами кокошник, на нем изображено солнце, три разных по­ложения солнца на небе. Как могли вышивать солнце, в виде каких символов изображали? Крест — солнце, лучи испускающее, круг, ябло­ко, цветок круглый, поэтому в центре кокошника мы видим солярный знак — цветок, который вышивальщица:

У окошечка присев,

И никто понять не может,

Где узор, а где припев.

Форма головного убора — свод небесный, солнце – цветок, поднимает­ся на гору и спускается с горы.

Ученики: — Небесные знаки на головном уборе, потому что голова ближе к солнцу и похожа на солнце.

Учитель: — Конечно же! А вот /показываю/ бисерные украшения, которые изобра­жают струи воды. А это что за головной убор /показываю рязанскую рогатую кичку/?

Ученики: — Вы говорили нам, что древние почитали рогатых животных.

Учитель: — Верно. Саша, а может быть, это еще воспоминание о небесной корове, небесный знак.

Ученики: — В Египте почитали Изиду в виде небесной коровы.

Ученики: — Знак, помогающий детей рожать.

Учитель: — Ребята, а ведь мы только начали разговор о народном костюме, а разговору этому нет конца, поэтому сегодня мы как бы ставим точ­ку, продолжение будет. Сейчас же я попрошу вас выполнить символи­ческую работу: нарисовать на титульном листе вашей домашней заготовки головной убор со знаками солнца. Вы можете выбрать любой из тех, что видите перед собой, например, на кокошнике, который представлен на портрете художника Аргунова, изображено «древо жизни». Знала ли вышивальщица, что она делала? Может быть, и знала, это ведь 19 век, а, может быть, вышивала «добрый знак» по тра­диции, говоря себе: «Так надо». Пусть вам поможет добрая песня о солнце! /Включаю запись с народными песнями в исполнении Кабано­вых, ребята выполняют задание/.

Учитель: — Посмотрим, что у вас получилось, кто какие головные уборы выбрал, поднимите ваши работы на счет «три» /общий просмотр работ/.

Учитель: — Спасибо, ребята! Вы замечательно сегодня потрудились, я вами очень довольна. Кому из вас не жалко, подарите, пожалуйста, свое творчество гостям. /Ребята дарят свои работы гостям/.

Источник

Adblock
detector