Скафандр SpaceX был создан голливудским дизайнером: как это было?
Конец мая 2020 года войдет в историю, потому что SpaceX стала первой частной компанией, которая успешно отправила астронавтов на Международную космическую станцию. Прямую трансляцию этого события смотрели тысячи людей со всего мира и многие наверняка заметили, что пилоты космического корабля были облачены не в огромные скафандры NASA, а в легкие костюмы от SpaceX. На фотографиях они выглядят как настоящие герои и в этом нет ничего удивительного. Космическая одежда была сшита дизайнером Хосе Фернандесом (Jose Fernandez), который уже более 20 лет создает костюмы для супергеройских фильмов про Бэтмена и Человека-паука. Но как человек из киноиндустрии внезапно появился в космической отрасли? Давайте углубимся в историю.
В конце мая все мы как-будто смотрим фильм про космос, но все происходит в реальности
Костюм супергероя
Все началось в 2016 году, когда SpaceX обратилась к Хосе Фернандесу с предложением принять участие в конкурсе. От участников требовалось создать комфортный и красивый костюм для космических путешествий. По данным Forbes, изначально Хосе не был знаком с компанией SpaceX и думал, что его просят придумать костюм для очередного фантастического фильма. Но нет — создаваемый шлем должен был быть не только приятным глазу, но и обеспечивать астронавтам свободу движений и максимальную безопасность.
Однажды Фернандес поделился, что глава SpaceX Илон Маск описал свое видение скафандра SpaceX следующими словами:
В смокинге все люди выглядят отлично, вне зависимости от его формы и размеров. Надевая скафандр, астронавты хотят выглядеть в них намного лучше, чем без них. Они должны выглядеть как герои.
Опыта в создании героических образов у Хосе Фернандеса было навалом. За свою карьеру он успел разработать костюмы для таких фильмов, как «Бэтмен против Супермена», «Новый человек-паук» и «Первый мститель: Противостояние». А помните светящиеся костюмы из фантастического боевика «Трон: Наследие»? Это тоже дело рук Хосе Фернандеса.
Илон Маск — заядлый любитель всего фантастического, поэтому не удивительно, что он выбрал Фернандеса
В 2016 году, во время работы над костюмами для фильма «Бэтмен против Супермена», Хосе сделал невероятное — он позволил актеру Бену Аффлеку свободно двигать шеей в костюме Бэтмена. Во всех предыдущих фильмах про «человека – летучую мышь» актеры были скованы в движениях из-за жесткости супергеройской маски. Хосе Фернандес сшил костюм таким образом, чтобы актеру было легче двигать шеей, что наверняка положительно сказалось на его игре в кино. Также он здорово помог актеру Хью Джекману в роли Росомахи в фильмах про «Людей Икс» — ранее, из-за жесткого костюма, он с трудом поднимался по лестницам. Поговаривают, что иногда ему даже требовалась помощь от работников съемочной площадки.
У Бэтмена из фильма 2016 года действительно необычный костюм — в прошлых кинокартинах он был явно меньше
Космический скафандр SpaceX
Скорее всего, именно богатый опыт в создании супергеройских костюмов и помог дизайнеру завоевать доверие Илона Маска. Впервые созданный Хосе Фернандесом скафандр SpaceX был продемонстрирован в 2017 году. Илон Маск опубликовал изображение с верхней частью костюма в своем инстаграме и фотография была принята с большим интересом. Позже новый скафандр был оценен на удобство астронавтом NASA Сунитой Уильямс, которая подтвердила его комфортность для передвижений. Также она отметила, что шлем легко надевается со щелчком и в целом напоминает мотоциклетный. По ее словам, по удобству костюму уступают все предыдущие скафандры, в которые ей доводилось облачаться.
Но большие и неудобные космические костюмы все еще существуют. В 2024 году США хочет облачить астронавтов в большие костюмы xEMU и отправить астронавтов на Луну. Впрочем, если учесть тяжелые условия на спутнике Земли, большие размеры скафандра вполне оправданы.
В ходе подготовок к запуску корабля и как минимум двух трансляций, мы с вами уже убедились, что костюм SpaceX выглядит легким. Скафандры XX века, в которых Базз Олдрин и Нил Армстронг сделали первые шаги на Луну, были похожи на древние костюмы для подводного плавания. А космическая одежда SpaceX, со всеми его заплатками на локтях и других уязвимых местах, выглядит просто и современно. Особого внимания стоит отсутствие тяжелого оборудования на поверхности костюма — сообщается, что электроника спрятана в области ног.
Слева — водолазный костюм XVII века, а слева — скафандр Нила Армстронга. Выглядит громоздко, не так ли?
Защитный шлем для космоса
Благодаря опыту, набранному во время работы над супергеройскими фильмами, Хосе Фернандес создал шлем, который не только обеспечивает более широкий угол обзора, но и позволяет свободнее двигать головой. На задней части шлема есть гибкий элемент, который хорошо виден на сделанной 27 мая фотографии, где астронавт Даг Херли садится в автомобиль Tesla для поездки к готовящемуся к запуску кораблю. Он легко наклонил голову, чтобы пролезть в дверь автомобиля, а вот если бы он был облачен в старый костюм NASA — он бы с трудом пытался протолкнуть свою голову в салон, что выглядело бы крайне нелепо.
Астронавт Даг Херли садится в автомобиль Tesla 27 мая 2020 года
За созданный костюм Хосе Фернандесу вполне можно дать какую-нибудь награду но, возможно, компания SpaceX и без того хорошо оплатила проделанный труд. Костюм, безусловно, выглядит красиво, но насколько он прочен — пока большая загадка. Зарубежные издания пишут, что он защищен от огня и герметичен, но было бы интересно увидеть краш-тест, где костюм испытывают огнем и подвергают другому экстремальному воздействию.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!
Возможно, вскоре мы это и увидим, потому что команда SpaceX и NASA активно делятся подробностями о миссии. Спустя несколько часов с момента запуска, пилоты космического корабля Crew Dragon провели прямую трансляцию. Они показали миру панель управления кораблем и рассказали про взятого на борт плюшевого динозавра. По-моему, получился весьма интересный материал, поэтому приглашают почитать его прямо сейчас.
Источник
Новый скафандр от SpaceX — модно, круто, бесполезно?
Скафандры очень важны для космонавтов и астронавтов. Они обеспечивают безопасность нахождения в открытом космосе, в некоторые модели даже монтируют микроклимат, чтобы космонавтам было комфортно и тепло.
Илон Маск показал новые разработки скафандров, в которых кстати и полетели первые за столько лет астронавты на МКС.
Мы привыкли, что скафандры очень большие, неудобные и выглядят смешно. Но в скафандре главное, чтобы он был исправен. Удобство уходит на второй план, но Илон вывел красоту и удобство на первый план и по его словам не забыл про функциональность.
Мы привыкли к вот таким костюмам. Большую часть скафандров не одевают, а в них влазят сверху через открытое стеклянное забрало. В руки и ноги вмонтированы пружины, чтобы было легче перемещаться, но это очень тяжелый костюм и он жутко неудобен. Представьте, что вы работаете в открытом космосе, вам нужно держать болт и ключ, а в таком костюме вы их даже не почувствуете. Вот бы какой-нибудь стимулятор на кончики пальцев костюма и такие стимуляторы на перчатках внутри костюма, тогда было бы удобнее.
Так а теперь давайте рассмотрим, что сделал Маск.
Совсем другое, влазить в костюм нужно не сверху,а через герметичную молнию между ног, при этом чтобы залезть нужно извиваться как червяк.
Для сравнения: у российского «Сокола» вход спереди, через грудь, без лишней эквилибристики, и надеть его можно за считаные минуты. В-третьих, сомнителен и шлем, распечатанный на 3D-принтере. Он пластиковый, отчего его толщина — 25 миллиметров, а не полтора, как у алюминиевых аналогов других производителей. Это оставляет меньше места для головы человека — что однозначно менее удобно.
Он не такой воздушный и толстый, облегает тело, легкий и удобный. Но одно но, в нем нельзя работать в открытом космосе.
На вопрос почему новый скафандр SpaceX важен и отчего компания выбрала для него такие странные технические решения? Маск ответил.
— Нынешнее изделие компании используется исключительно для обеспечения безопасности астронавтов внутри корабля Crew Dragon в случае его разгерметизации — а не для того, чтобы в нем можно было работать вне космического корабля.
Поэтому требования к ним, с одной стороны, заметно ниже: у них нет своего автономного источника воздуха, так что при разгерметизации их нужно включать в систему жизнеобеспечения корабля.
С другой — подвижность в них должна быть значительной, чтобы астронавты могли активно реагировать на нештатную ситуацию.
Источник
Илон Маск показал целиком первый космический скафандр SpaceX
Миллиардер и предприниматель Илон Маск (Elon Musk) продемонстрировал скафандр для космических полетов компании SpaceX. Это первый раз, когда Маск показывает готовый костюм на человеке в полный рост.
Как сообщает Gamebomb.ru, Илон Маск опубликовал фотографию космического скафандра в своем инстаграме. Костюм предназначен для доставки астронавтов NASA на Международную космическую станцию посредством аппарата Crew Dragon от компании SpaceX. На фотографии изображен черно-белый скафандр на фоне пилотируемого корабля Dragon 2, первый полноценный полет в космос которого состоится в мае 2018 года.
При подробном рассмотрении деталей скафандра, можно отметить его легкий вид, подвижные части в местах сгиба (вроде коленей), а также мягкие области сзади костюма для комфортного нахождения в жесткой капсуле. Основной цвет скафандра белый, с черными вставками. Сам костюм выглядит достаточно удобным и, судя по своему виду, практически не ограничивает подвижность носителя. Стоит отметить, что данный скафандр не предназначен для долгого нахождения в открытом космосе, и должен лишь обеспечить первичную защиту в случае разгерметизации капсулы, чтобы владелец успел безопасно добраться до другого модуля. Интересно, что специалисты из NASA также участвовали в разработке скафандра вместе с инженерами компании SpaceX.
Источник
СКАФАНДРЫ от ИЛОНА МАСКА. Это не скафандры, это костюмчики.
После нескольких статей, в которых мы обсуждали странности и явные косяки космоэпопеи двух астронавтов НАСА, отправленных под эгидой SpaceX на корабле Crew Dragon на орбиту ( 30 мая 2020 ), мне ничего не остается, как начать сразу ожидать от секты маскианцев обвинений в пропагандонизме , работе на Путина в должности бота Роскосмоса и личном знакомстве/родстве с Рогозиным.
Однако по деятельности Роскосмоса и фигуре Дмитрия Олеговича Рогозина, того самого, который назвал Илона Маска ничего не понимающим непрофессионалом — при этом сам по образованию является журналистом, а по опыту работы политиком! — мне тоже есть много чего сказать жутко отрицательного. Ибо заслуживают. Но — не в этот раз. Сейчас на повестке дня у нас космическая одиссея Crew Dragon, вот в ней нам и придется покопаться основательно.
Зачем в ней рыться? Идеального ничего не бывает, но ведь в целом они молодцы: стартовали с Земли, долетели до МКС! — говорят в один голос маскианцы.
Ребята! Во-первых, давайте жить дружно. Космос — он общий, и в нём любые успехи/неудачи тоже, как ни крути, придется делить на всех.
А во-вторых, для эйфории и восхвалений еще рановато. Для начала корабль и астронавты должны целыми и невредимыми вернуться на Землю. А потом нужно повторить успех раз десять. Или двадцать. Вот тогда мир поверит, что SpaceX реально работающая технология, а не проданная в красивой упаковке туфта.
Итак, скафандры.
Они с самого начала как-то беспокоили своим странным видом. Что-то было в них не то. Но мне казалось, эта реакция — следствие обильного чтения мнений опытных российских скафандроделов из НПП «Звезда» ( в том числе тех, кто уже давным-давно уехал жить и работать в Америку ), которые критично отзывались насчет изделий Маска. Но эксперты напирали на узкоспециальные аспекты, например, на деформацию ткани скафандров в вакууме (она бывает не только продольной и поперечной, но и диагональной , и в этом случае не встречает сопротивления волокон). Также, по их мнению, прочность и сопротивление давлению у скафандров SpaceX ниже в полтора-два раза российских аналогов.
Это было интересно изучать, но никакой особо критичной угрозы для жизни людей, одетых в эти скафандры, я поначалу не нашёл. Ну да, похуже, менее прочные, не особо удобные и вообще несерьезно выглядят, герои комиксов какие-то в мотоциклетных шлемах. но ведь летать-то можно в них?
Но сегодня меня осенило. Все-таки полезно не только читать чужие мнения, но и просто самому смотреть фото и видео с темой обсуждения.
Посмотрите на коллаж и подумайте, в чем кардинальное отличие между астронавтами НАСА/SpaceX (верхнее фото) и космонавтами Роскосмоса (фото внизу)
Источник
Дизайн против функциональности: разбираем новый скафандр SpaceX
Скоро к Международной космической станции стартует новый пилотируемый космический корабль Crew Dragon! И пока все ждут этого эпохального события, мы решили разобрать последние фотографии модных скафандров, разработанных компанией SpaceX, и взяли комментарий у Николая Моисеева — специалиста по скафандростроению и основателя компании Final Frontier Design.
Скоро к Международной космической станции стартует новый пилотируемый космический корабль Crew Dragon! И пока все ждут этого эпохального события, мы решили разобрать последние фотографии модных скафандров, разработанных компанией SpaceX, и взяли комментарий у Николая Моисеева — специалиста по скафандростроению и основателя компании Final Frontier Design.
Терминология
Для начала определимся с терминами. Скафандры, которые мы разбираем, — аварийно-спасательные. В них не нужно шастать по Луне или выходить в открытый космос. Они защитные и предназначены для ситуации внезапной разгерметизации космического корабля во время полёта к Международной космической станции или обратно.
‘ title=>Обычно скафандр — это 95 процентов функциональности, а оставшиеся пять процентов — дизайн. Со скафандрами SpaceX ситуация другая — их заранее разрабатывали с оглядкой на « героический облик». Для этого привлекли одного из голливудских специалистов — дизайнера Хосе Фернандеса, специалиста по созданию костюмов и скафандров для кино. И да, первые макеты, показанные в 2017 году, действительно выглядели шикарно! Но что у этих скафандров с функциональностью?
Вот что рассказал нам Николай Моисеев — специалист по скафандростроению и основатель компании Final Frontier Design, которая сотрудничает с NASA и космическими агентствами других стран.
Выживание через боль
Что мы знаем о скафандре SpaceX? Из материалов открытой печати известно, что идею и облик владелец компании Илон Маск заказал у модного дизайнера.
Скафандр имеет две оболочки — силовую и герметичную. Вход в скафандр — через гермомолнию от лодыжки до лодыжки. Выполнен он одним куском — ни шлем, ни перчатки не отстыковываются и присоединены постоянно. Чтобы кисть руки пролезла в перчатки через узкие места на запястьях, есть гермомолнии, которые можно расстегнуть для надевания/снятия перчаток. Кстати, они позволяют работать с сенсорными экранами.
Шлем скафандра отпечатан на 3D-принтере. Разъём вентиляции — на правом бедре. Скафандр — персонального размера, изготавливается индивидуально на конкретного астронавта.
Дальше по пунктам. Дизайнер модной одежды задал облик, и при этом учитывались только личные предпочтения Маска. Пострадала ли функциональность при таком подходе? Давайте разберёмся.
Мы видим перед собой только силовую оболочку, внутренняя составляющая нам неизвестна. Оболочка других скафандров, русских или американских, имеет силовую систему и шарниры, но тут нет ничего.
Зачем нужна силовая система? Для предотвращения вырастания скафандра под давлением. Когда кабина потеряет давление, скафандр надуется и обеспечит дыхание и выживание, если снаружи низкое давление или даже вакуум. То есть скафандр — это только отчасти одежда космонавта. Большинство требований к нему — инженерные, как к сосудам под давлением.
Что мы видим на фото и на видео? Скафандр SpaceX вырастает в размерах. Большие плечи, шейная часть вырастает по длине в два раза, кривые ноги, как у кавалериста, — все части значительно вырастают в размерах. Плохо это или хорошо? Ну и пусть вырастают, дело не в этом. Вопрос в болезненных ощущениях: если становится больно под мышками, под коленкам будет ещё хуже.
Если ткань так растягивается под рабочим давлением, то что же будет при опрессовке и при других поверочных давлениях?
У этого скафандра совсем нет шарниров, разве что на пальцах перчаток, — под давлением астронавт не сможет пошевелиться, причём совсем. Останется лишь ждать аварийного приземления. Значит, только автоматика должна сделать всё, чтобы отработать по операциям приземления. Напомню — у других скафандров много шарниров для подвижности, что означает больше комфорта и возможностей для астронавтов.
Выполнит ли скафандр SpaceX свою функцию по выживанию при разгерметизации капсулы? Да, выполнит. Но выполнит плохо. По сравнению с другими, в нём будет очень неудобно.
Дизайн и здравый смысл
Дальше по списку — необычный вход. Астронавту придётся влезать в этот скафандр как червяку, и кто-то ему должен помогать. А потом ещё надо как-то вылезти!
Удобно? Нет. Можно пользоваться? Да. Но зачем так сложно устроено?
То есть не как сделать поудобнее ( читай — функциональнее), а как помоднее, чтобы молнии не было видно.
Как выполнен вход у « Сокола» ( российского аварийно-спасательного скафандра)? Он находится спереди, на груди, и космонавт сам одевается, сам застёгивается, а затем сам, без помощи, раздевается.
Скафандр SpaceX — индивидуального размера. Хм. Современные тенденции скафандростроения состоят в том, чтобы сделать скафандр, подходящий людям разного роста и комплекции. Для коммерческого космоса важно сделать скафандр с универсальными мерками, чтобы иметь в линейке как можно меньше размеров, но с возможностью подгонки. Это удешевит производство и эксплуатацию, позволит быстро сделать замену и за пару минут подогнать скафандр по фигуре нового астронавта. А тут всё сделано, как на заре пилотируемой космонавтики, когда не было массовых полётов, а имелись небольшие отряды космонавтов — и государственные программы совсем не считали деньги.
Несколько слов о шлеме. Крутой. И неудобный. Напечатанный пластик не особо прочный, поэтому толщина стенки шлема около 25 мм. У других скафандров это же место выполнено из алюминия, с толщиной стенки 1,5 миллиметра.
Шлем сделали по типу мотоциклетного, но тот спроектирован для езды на большой скорости, в нём хорошо организована вентиляция для удаления выдыхаемого газа и охлаждения головы. Тут же нет ни скорости, ни набегающего потока воздуха, а значит — возможны проблемы с вентиляцией и охлаждением.
Размеры шлема у скафандра « Сокол» больше, и он более комфортный. NASA для своих внутрикорабельных скафандров тоже увеличили размеры шлемов — сейчас в них можно даже свободно вращать головой. В скафандре SpaceX меньший размер шлема позволяет поворачивать и наклонять голову только на небольшой угол.
Можно ещё поговорить о перчатках, о непонятной системе вентиляции ( где выход воздуха из скафандра?), но это более узкие и специализированные вопросы.
Функциональность принесли в угоду моде. Дизайн вопреки здравому смыслу.
Но есть и другое, более важное обстоятельство — система разработки, испытаний, доводки и сертификации в компании SpaceX. Обычно когда испытатель, а потом и космонавт говорят: « Мне тут неудобно или плохо, тут надо улучшить», конструкцию изменяют и дорабатывают, чтобы не было нареканий.
Например, астронавт поднимает руку в плече, чтобы поудобнее взяться и пролезть в люк корабля, и говорит: « А тут мне жёсткая плечевая накладка мешает руку поднимать». В обычной компании её берут и отпарывают — и всё. И ничто больше не мешает поднимать руку астронавту: стало удобнее. А тут это запрещено делать. Ведь эти жёсткие плечевые накладки введены модным дизайнером, их нельзя трогать! Они не несут функционала, они для красоты. Конструктор не может внести изменения, астронавт или испытатель не могут пожаловаться.
Вот так. Плохо это или хорошо — решайте сами. Но я для себя уже всё решил.
Источник