Задание на исправление грамматических и речевых ошибок. 19.11.17г.
тренажёр по русскому языку (9 класс) на тему
Задание на исправление грамматических и речевых ошибок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_oshibki.docx | 12.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Найдите грамматические и речевые ошибки, запишите исправленный вариант.
1)Мария Сергеевна попросила меня принести свой портфель.
2)Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе.
3)ОН пригласил его друзей к нему домой
4)Брат нашел платок у него в кармане.
5)Дворянство боялось, что они могут лишиться власти.
6)Весь народ боролся с захватчиками. Они верили, что победа близка.
7)Ребята спешат к реке, приехавшие в лагерь.
8)Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни.
9) Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
10) Разожженное лицо морозом горело.
11)Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
12)Плющ, который вьющийся на стене, украшает комнату, радует глаз.
13)К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть, относится заискивающе.
14)Муравьи снова сделали свой домик, но кто-то опять разрушил их домик.
15) Конечно, у моей мамы, как и у всех людей, есть свои недостатки, но я люблю свою маму.
16)У меня есть друг Коля. Мы всегда вместе ходим в школу и обратно. Мы всегда ходим друг к другу, когда непонятен новый материал.
17) Косые лучи солнца обдали комнату светлым светом.
18)В кашпо растет растение плющ.
19)Она служила во дворе служанкой.
20)Однажды со мной на рыбалке случился такой случай.
21)Этот человек облокотился локтем на стол.
22) Тогда всех солдат выстроили в строй.
23)Я бегом побежала в лес.
24)Наловив рыбу, у нас кончились червяки.
25)Собака гуляла с тетей Варей, у которой был надет намордник.
26)Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану.
Источник
Этапы работы над данным сочинением
1. Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем стихотворение на части
! В стихотворении нас интересует образ лирического героя и его переживания
· Выделить в тексте ключевые слова
· Разбить его на части
· Озаглавить каждую часть
· Проследить, как от части к части меняются переживания лирического героя, его образ или события
· Какую роль в движении мысли играют изобразительно-выразительные средства, синтаксические конструкции и другие средства
2. Синтез – мысленное объединение всего и выход на тезис
3. Тезис (суждение, мысль) – выход на идею, тему, проблему произведения, обобщение. Свои рассуждения по данному поводу
Примерный план
· История создания (если это важно для раскрытия содержания)
· Можно начать с самого яркого, бросающегося в глаза (ритм, сравнение)
! Нельзя чем- то увлекаться одним, нельзя терять целое.
· Лирическое или философское вступление (своё восприятие настроения стихотворения, чувств, эмоций или же идеи, основной мысли)
2. Основная часть
Можно начать с темы, основной мысли, настроения стихотворения, его родства с другими произведениями других поэтов на ту же тему. А можно этим закончить.
· От общего к частному
· От частного к общему
А) раскройте тему, идею, композицию, строфику
Б) излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя. Тут же объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства
В) какое впечатление произвело на вас стихотворение? Интерпретация идеи, проблемы. Выход на собственные размышления.
! Характер начала. Вступления работы определяет логику сочинения:
· Если высказано предположение, его надо проверить, чтобы подтвердить, опровергнуть или уточнить
· Если мнение сразу выражено твёрдо и убеждённо, дальше его надо обстоятельно доказать
! Лучшее впечатление производят работы, где сразу же обсуждается композиция стихотворения, его основные части и образы, связь между ними (уподобление, контраст), а дальше рассматривается каждая из частей со всем комплексом её особенностей. И в заключение делается вывод, не повторяющий, а развивающий мысль вступления.
! Особую опасность представляет трудность совместить эмоциональность с использованием терминов. Если в работе преобладает интонация трезвого анализа, термины не помешают. А если автор стремится к большей речевой и эмоциональной свободе, он должен ограничить их употребление.
Занятие №27. Речевые ошибки и их предупреждение.
Ещё один тип лексических ошибок – нарушение лексической сочетаемости и тавтологические ошибки и повторы.
В языке существует большое количество слов со свободной сочетаемостью – правила их соединения с другими словами определяются не языком как таковым, а внеязыковой деятельностью (выпить молока, белая берёза). Такие сочетания, как, например, «выпить берёзу», является невозможным в силу несочетаемости самих явлений.
1. Составьте словосочетания, подобрав к каждому из существительных прилагательное из числа данных ниже: враг, друг, плут, успех, мороз, отказ; даны прилагательные: закадычный, отъявленный, заклятый, шумный, категорический, трескучий.
2. Найдите и исправьте ошибки в нарушении лексической сочетаемости.
· Я бы изобрела транспорт, который бы с сильной скоростью доставлял людей домой.
· Ты меня крупно обидела
· Он очень сильно подружился с моими детьми: Валеком и Марусей.
· В старом саду вполголоса льётся отвесный дождь.
· Когда в разговоре хоть немного упоминали её имя, она краснела.
· Когда идёт листопад, кажется, что льётся золотой дождь.
· С берёзы с малым шелестом падают листья.
· Чехов высмеивает людей с маленьким умом.
· Шабашкин с маленькой улыбкой спросил, нет ли каких приказаний.
· Девочка выполняет гимнастику у открытого окна.
3. Вставьте пропущенные слова.
· Однажды мы с мамой … пироги с вареньем.
· Иногда я … завтрак.
· Он … к тому времени уже много картин.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями: причинять боль – приносить радость – производить хорошее впечатление.
Представляется необходимым разграничивать следующие речевые неправильности:
1. Тавтологические ошибки
2. Повтор одного и того же слова
3. Неуместное употребление однокоренных слов
4. Неуместное употребление однокоренных слов в сочетании с тавтологией
Суть явления тавтологии – дублирование смысловых компонентов высказывания, своего рода информативная избыточность, не оправданная речевыми условиями.
1. Найдите и исправьте тавтологию:
· Толпа быстро кинулась на Шабашкина.
· У него в Михайловском была целая библиотека книг.
· Осенний парк кажется грустным и печальным.
· Мцыри хотел обрести волю и свободу.
· Только что здесь лил сильный, проливной дождь.
2. Найдите и устраните повторы слов.
· Муравьи снова сделали свой домик, но кто-то опять разрушил их домик.
· У меня есть друг Коля. Мы всегда ходим в школу и обратно. Мы всегда ходим друг к другу, когда непонятен новый материал. Если я болею, Коля ходит ко мне, носит уроки. Когда болеет Коля, я хожу к нему.
· К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть относится, заискивающе.
· Он думал, что он опоздал и ребята ушли, не подождав его, но когда он подошёл ближе, он увидел, что он успел вовремя.
3. Найдите и исправьте неуместное употребление однокоренных слов.
· Косые лучи солнца обдали комнату светлым светом.
· В кашпо растёт растение плющ.
· Немного полетав по комнате, он вылетел в окно и полетел в лес.
· Она служила при дворе служанкой.
· Однажды со мной на рыбалке случился такой случай.
4. Найдите и устраните неуместное употребление однокоренных слов в сочетании с тавтологией.
· Я бегом побежал в лес
· Этот человек локтем облокотился на стол.
· Тогда всех солдат выстроили в строй.
· До сих пор писатель помнит нежным воспоминанием эту озорницу-кошку.
· Хлестаков ходил важной походкой, как генерал.
Класс
Занятие №1. Тип сочинения – речевая характеристика персонажа.
С помощью речевой характеристики писатель раскрывает характер героя, создаёт художественный образ. В драме речь выходит на первый план, так как портрет, интерьер, внутренний монолог и авторская характеристика либо отсутствуют, либо играют второстепенную роль.
Источник
Косые лучи солнца обдали комнату светлым светом
Тип сочинения- групповая характеристика.
В сочинении — групповой характеристике не следует рассматривать героев одного за другим, механически соединяя их индивидуальные характеристики в одно целое. В такой работе надо вначале показать то общее, определяющее, типическое, что объединяет персонажей в одну социально-психологическую группу, а затем выявить индивидуальные особенности, неповторимые черты конкретных её представителей.
Группа образов, отобранная для раскрытия темы, может быть однородной или иметь подгруппы, которые в свою очередь, выделяются по их общим признакам. В этом случае в каждой подгруппе тоже необходимо показать как общее, так и индивидуальное, свойственное героям.
Разумеется, в сочинении должна быть и последовательность, и цельность изложения, а потому следует продумать логические переходы от характеристики одной подгруппы к другой, не теряя в то же время связи между ними. При этом разные подгруппы героев и отдельные персонажи сопоставляются, что даёт возможность раскрыть их идейно-художественную сущность. Например, рассматривая группу (подгруппу) образов, необходимо показать принципы их создания, а также авторское отношение к героям, к изображаемому.
Образы группы персонажей.
А) Образы группы персонажей одного произведения («Женские образы в романе Пушкина «Евгений Онегин»)
-
- Выделение нужных образов в группу
- Соотношение образов друг с другом и их место в системе персонажей произведения в целом
- Определение авторской задачи при соотнесении образов друг с другом
- Устойчивые приёмы создания этих образов
Б) Образы группы персонажей ряда произведений одного автора («Женские образы в романах и повестях Пушкина»)
- Наличие устойчивого типа образов и краткая его характеристика
- Причины интереса автора к этому типу
- Эволюция устойчивого типа; причины эволюции или причины её отсутствия
- Приёмы создания разбираемых образов
В) Образы группы персонажей из произведений разных авторов («Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя»)
- Время создания произведений
- Причины общественного интереса к людям описанного типа и краткая его характеристика
- Отношение авторов к данному типу людей
- Сопоставление приёмов и средств создания образов
- Определение возможной преемственности в создании образов
(«Фамусовское общество в комедии Грибоедова», «Народ в «Войне и мире» Толстого», «Новые люди в романе Чернышевского «что делать?»)
- Время действия произведения
- Сословие, круг людей, изображённых в произведении. Образ жизни, взгляды, принципы
- Отношение автора к данному кругу
- Мнение критиков
- Степень достоверности изображаемого
Практическая часть занятия
Поработаем над сочинением на тему «Образы чиновников в комедии Гоголя «Ревизор».
- Вспомните героев-чиновников комедии. Перечислите их. К каким ведомствам каждый из них относится?
- Заполните следующую таблицу:
1. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
- Взяточники
- Казнокрады
- Грубые, необразованные
2.Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ
3. Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья
4. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений
5. Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
Речевые ошибки и их предупреждение.
Ещё один тип лексических ошибок – нарушение лексической сочетаемости и тавтологические ошибки и повторы.
В языке существует большое количество слов со свободной сочетаемостью – правила их соединения с другими словами определяются не языком как таковым, а внеязыковой деятельностью (выпить молока, белая берёза). Такие сочетания, как, например, «выпить берёзу», является невозможным в силу несочетаемости самих явлений.
- Составьте словосочетания, подобрав к каждому из существительных прилагательное из числа данных ниже: враг, друг, плут, успех, мороз, отказ; даны прилагательные: закадычный, отъявленный, заклятый, шумный, категорический, трескучий.
- Найдите и исправьте ошибки в нарушении лексической сочетаемости.
- Я бы изобрела транспорт, который бы с сильной скоростью доставлял людей домой.
- Ты меня крупно обидела
- Он очень сильно подружился с моими детьми: Валеком и Марусей.
- В старом саду вполголоса льётся отвесный дождь.
- Когда в разговоре хоть немного упоминали её имя, она краснела.
- Когда идёт листопад, кажется, что льётся золотой дождь.
- С берёзы с малым шелестом падают листья.
- Чехов высмеивает людей с маленьким умом.
- Шабашкин с маленькой улыбкой спросил, нет ли каких приказаний.
- Девочка выполняет гимнастику у открытого окна.
- Вставьте пропущенные слова.
- Однажды мы с мамой … пироги с вареньем.
- Володя … шараду.
- Иногда я … завтрак.
- Он … к тому времени уже много картин.
- Составьте предложения с данными словосочетаниями: причинять боль – приносить радость – производить хорошее впечатление.
Представляется необходимым разграничивать следующие речевые неправильности:
- Тавтологические ошибки
- Повтор одного и того же слова
- Неуместное употребление однокоренных слов
- Неуместное употребление однокоренных слов в сочетании с тавтологией
Суть явления тавтологии – дублирование смысловых компонентов высказывания, своего рода информативная избыточность, не оправданная речевыми условиями.
- Найдите и исправьте тавтологию:
- Толпа быстро кинулась на Шабашкина.
- У него в Михайловском была целая библиотека книг.
- Осенний парк кажется грустным и печальным.
- Мцыри хотел обрести волю и свободу.
- Только что здесь лил сильный, проливной дождь.
- Найдите и устраните повторы слов.
- Муравьи снова сделали свой домик, но кто-то опять разрушил их домик.
- У меня есть друг Коля. Мы всегда ходим в школу и обратно. Мы всегда ходим друг к другу, когда непонятен новый материал. Если я болею, Коля ходит ко мне, носит уроки. Когда болеет Коля, я хожу к нему.
- К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть относится, заискивающе.
- Он думал, что он опоздал и ребята ушли, не подождав его, но когда он подошёл ближе, он увидел, что он успел вовремя.
- Найдите и исправьте неуместное употребление однокоренных слов.
- Косые лучи солнца обдали комнату светлым светом.
- В кашпо растёт растение плющ.
- Немного полетав по комнате, он вылетел в окно и полетел в лес.
- Она служила при дворе служанкой.
- Однажды со мной на рыбалке случился такой случай.
- Найдите и устраните неуместное употребление однокоренных слов в сочетании с тавтологией.
- Я бегом побежал в лес
- Этот человек локтем облокотился на стол.
- Тогда всех солдат выстроили в строй.
- До сих пор писатель помнит нежным воспоминанием эту озорницу-кошку.
- Хлестаков ходил важной походкой, как генерал.
Источник
➤ Adblockdetector