Космос и Хаос
Архитектоника социума: бомбы в основании.
Космос рождается из Хаоса. И если Хаос есть тотальная неупорядоченность, то Космос – это Порядок. И его рождение есть процесс упорядочивания изначального Хаоса. В различных мифах есть этот момент: изначальный Хаос расчленяется, из одной части возникает земля (низ), из другой небо (верх) и т.д. Это описывается в разных вариациях. Например, об этом изначальном разделении в книге Бытия говорится так: «И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе нaд твердию». Так задается осевая вертикаль, позвоночник космического порядка.
Однако, есть одно «но». Упорядочивание, оформление подразумевает конечность, ведь всякий порядок, всякая форма подразумевает прочерчивание границ, пределов. А конечность и есть смерть. Таким образом, этот порядок в силу своей логики включает в себя и свою предельность, смертность и хрупкость. Нельзя разрушить бесформенную кучу глины. Но можно разбить глиняный горшок – именно потому, что горшок тверд, хрупок и оформлен.
И тут я задамся странным и несколько неожиданным вопросом: «А есть ли порядок безусловное благо?» Казалось бы, ответ на этот вопрос однозначен: конечно же, порядок есть благо, не можем же мы восславить беспорядок. На самом деле не все так однозначно. Порядок предстает злом для человека, если он несправедлив.
Точно не помню где, кажется, у христианского персоналиста Эммануэля Мунье, прочитал интересную мысль, что русские, якобы, совершили свою революцию не столько против монархии, сколько против Бога, создавшего несправедливый мир. Я, возможно, не совсем точно излагаю, но мысль примерно такая. Несправедливый порядок рождает проблему теодицеи – оправдания Бога-Творца за существующее в мире зло. Которая ставит Порядок Космоса под сомнение.
А если несправедливый порядок воспринимается, как зло, то это есть порядок тюрьмы, рождающий жажду освобождения. Свобода – очень широкое понятие, о нем можно очень долго рассуждать, но в рамках понятий, заложенных в моем материале, предельная свобода – это Хаос, в котором нет никаких ограничений. Таким образом, несправедливый порядок рождает жажду Хаоса.
Это, наверное, выглядит отвлеченно. Но что такое человек, то, что называют его «психе», душой? Я помню схему в одной из книг Юнга. Там была изображена человеческая психика в виде сферы. Небольшой освещенный участок на ее поверхности – это Эго, наша личность. Все остальное – область бессознательного. Юнг смог нащупать в этих таинственных глубинах какие-то более или менее оформленных архетипы, о которых еще можно говорить. Но понятно, что это мелочь в сравнение с тем, что невозможно нащупать и описать. Глубже – область полной неизвестности, из которой может подняться нечто, о чем мы даже не подозреваем. Говорят, что из Мирового океана иногда всплывает что-то очень странное…
У Федора Тютчева, который несомненно не только замечательный поэт, но и глубокий мыслитель, есть такое стихотворение.
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке —
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки.
О! страшных песен сих не пой!
Про древний хаос, про родимый
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться.
О! бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится.
Надо быть гением, чтобы вот так в несколько поэтических строк изложить очень важную проблему человека. Ветер поет страшные песни. Но если бы они были бы просто страшные, все было бы однозначно. Но эти страшные песни в большей мере страшны своей притягательностью. Ведь они поют про родимый хаос. Хаос родной потому, что он – Изначальная Мать. Он вовсе не чужд нам, он — наш исток. Мы не просто связаны с этим истоком, мы никогда не теряли с ним связи. И он шевелится тут, рядышком, под полом сознательного Эго. И он жаждет вырваться в порыве к беспредельной свободе, разрушая пределы космических форм, как преграды. И когда порядок становится несправедливым, то бурлить начинает не человеческое рациональное сознание, которое просто немеет. А вот эти страшные и родные глубины. А человеческое рациональное сознание даже в полной мере не представляет их, не подозревает о них.
В разных религиях и мифах мира есть истории о мировых катастрофах, например, библейская история потопа. Потоп насылается не просто так, а в наказание за зло. Торжество зла ведет к тому, что Хаос вырывается на свободу.
В египетском пантеоне есть милая, кошачьеголовая Баст — древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек. И ей можно бесконечно умиляться, если не знать, что есть ее другая ипостась: страшная львиноголовая Сехмет, олицетворение грозного ока бога Солнца Ра. Люди однажды возмутили бога Солнца и он наслал на них Сехмет, которая стала пожирать человечество и не могла остановиться в своем кровавом пиршестве. И человечеству бы пришел конец, если бы боги не разлили красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв его за кровь. Она опьянела и только это прекратило резню.
Кажется А.Г.Дугин в своей лекции сказал: Хаос – инклюзивен, он все в себя включает, в том числе и Космос. А Космос – эксклюзивен, он создается путем исключения. Творение не уничтожает Хаос, он остается здесь. Хаос – это безграничный океан, а Космос – крошечный остров в этом океане. И главный вопрос всех космогоний, который они рождают: а зачем безграничное создало ограниченное?
Но я не просто так рассказываю все эти мифы и странные сказочки. На самом деле речь идет об архитектонике социума. Заложенная в социальная порядок несправедливость – это всегда разрушительный фактор, который губит общественный Космос. Речь не о морализаторстве, а об устойчивости общественной системы.
Источник
Хаос и космос
Наш портал оптимизирован для всех современных браузеров
Версия браузера Internet Explorer, которым Вы пользуетесь, устарела! У нее ограниченные возможности для отображения современных сайтов и проблемы с безопасностью. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров с официальных сайтов разработчиков.
Можно сказать, что немало путаницы породил интерес к деструктивным воздействиям. Подобный интерес, начиная с Лавкрафта, приобрёл просто массовый характер.
Попытаемся рассмотреть этот вопрос более подробно.
В начале нашей беседы, рассмотрим основные понятия.
Изначально о концепции Хаоса стали говорить древние греки:
Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
…
(Гесиод, Теогония).
Но здесь следует упомянуть, что греки в этой идее совсем не были оригинальны. Еще в одной из египетских версий говорилось о том, что наш мир был рожден из первоначального хаоса – океана. Именно хаос произвел на свет Ра – солнце, и уже солнце «изрыгнуло» Шу — бога воздуха, а также его женскую ипостась — Тефнут.
Самого понятия «хаос» у Гомера как такового нет. Гомер считал, что мир произошел от бога Океана, которого Гомер еще называет «предком богов». Однако если говорить о Хаосе, то близко к нему у Гомера можно увидеть в другое понятие — понятие Тартара. Тартар Гомер называл «глубочайшей бездной».
Подобная идея, о том, что начало мира произошло из мирового океана, также содержится в шумеро-аккадской мифологии, а именно – в концепции «Абзу», которая повествует о Северном мифе, о бездне «Гиннунгагап».
Слово «хаос» происходит от древнегреческого слова «хайно» – «разверзаюсь», здесь встречается корень, cha- , отсюда имеем chaino, chasco, что можно перевести как «зеваю», «разеваю»; поэтому слово Хаос, прежде всего, означает «зев», «пустое протяжение», «зевание», «зияние», «разверстое пространство». Считалось, что в этой пустоте, зиянии, все и зарождалось, и в эту же пустоту все и исчезает. Однако же, также хаос подразумевал под собой неупорядоченную смесь потенциальных элементов, смешанность.
После того, как мир был создан, хаос — «хаема», как «великая бездна» – продолжал пребывать в основании мира. Космос, который представлял собой мир как упорядоченное целое, был одним, однако Космос нельзя приравнять ко всей Вселенной, остальная часть Вселенной представляет собой необработанную материю. Именно так считал Эмпедокл.
Хаос представляет из себя образ первоединства, образ величественный, но в то же время – трагический. В этом образе расплавлено бытие, и именно из этого бытия все появляется и в нем все погибает, поэтому Хаос с полным основанием можно назвать универсальным принципом бесконечного, сплошного, беспредельного и непрерывного становления.
Поэтому, мы видим, что хаос в мировоззрении древних греков, его понимание представляет собой два представления, которые слились между собой. Во-первых, это принцип беспорядка, еще называемый принципом «энтропии» как таковой, а во-вторых, это идея «первоматерии». Под хаосом Платон понимал чистую материю, которую он называл первоматерией. Платон считал, что такой вид материи был лишен каких-то определенных свойств, он отзывался о нем как о «беспредельной пучине неподобного», называл материю «состоянием древнего беспорядка». Так, уже в конце классического периода, в Греции существовали две разные концепции Хаоса, которые исходили из гесиодовской концепции. Первая концепция выдвигала на первый план понятие Хаоса. При этом Хаос считался чем-то вроде физического пространства, неоформленного и пустого; а другая концепция понимает Хаос как что-то бесконечно животворное и полное, в этом случае Хаос представляет собой основу мировой жизни. Именно подобное смешение, в конечном итоге, и породило в дальнейшем путаницу концепций.
Именно сама идея Первоматерии является источником некоторых понятий, которые ассоциируется с хаосом: это идеи Первоосновы, считается, что именно с нее берет своё начало мир, и в эту основу мир и погружается. Однако можно сказать, что в этом смысле хаос полностью инертен, он представляет собой лишь потенцию бытия, и в хаосе нет никакой вероятности событий, даже нельзя предположить, что какая-то деятельность или творчество могут быть возможны. Хаос представляет собой лишь «страшную бездну», которая готова без остатка и бесследно всё поглотить. Хаос представляет собой нечто однородное, в нем нет градиентов сил, а следователь – в хаосе нет и возможности для того, чтобы совершалось действие, нет энергии.
Однако также в хаосе есть и активная составляющую – это сила разрушения, которая выступает бинерным аналогом силы творческой. Мировой Змей считается олицетворением этого аспекта хаоса. Считается, что Мировой Змей представляет собой силу, которая стремится вернуть Вселенную в до-родовое состояние. Интересно, что сам Змей может проявиться только тогда, когда он действует в космосе, в Бездне он «спит» — там его бытие чисто потенциально.
Т. к. Сознание является силой, которая творит мир, то становится очевидно, что хаос абсолютно враждебен сознанию, причём хаос представляет собой не только отсутствие сознания, хаос – это антисознание.
Обращаем внимание, что идея хаоса привлекательна тем, что часто сами признаки хаоса неверно понимаются: под «могуществом» понимается неограниченность хаоса, однако реально хаос просто находится вне понятий «времени» и «пространства», фактически хаос находится вне самого понятия бытия, потому как бытие представляет собой бинерную пару с сознанием, а хаос отрицает сознание, и тем самым, он отрицает и само бытие.
Причем Хаос представляет собой не некое отсутствие ограничений, это отсутствие того, что ограничивается. Хаос не свобода движения, а именно отсутствие всякого движения, он не источник силы, а лишь неоформленные потенции. Так, в «Физике», Аристотель предполагает, что Хаос Гесиода – это просто физическое место, где и находятся какие-то физические тела.
Как правило, хаос понимается как более древняя концепция, если сравнивать его с концепцией Творения. Тем не менее, из одной лишь цитаты Гесиода, приведенной выше, видно, что хаос «возник», причем — одновременно с зачатками космоса. Опираясь на Гесиода, мы можем сказать, что Хаос располагается среди первопотенций, и стоит в одном ряду с Геей, Тартаром и Эросом.
Хаос и космос представляют собой бинерную пару, полюса в которой просто не имеют смысла друг без друга. Эти полюса строго аналогичны и противоположны друг другу. Когда же мы слышим выражение, что «космос возник из хаоса», то имеется в виду лишь гноселогический аспект, только путь познания, но это не онтологическое преимущество. Вне друг друга Мидгард и Утгард не имеют бытия, они вечно борются, но также они и вечно едины. Космос всегда рождается из хаоса, но также это означает, что хаос вечно рождает космос.
Теперь на практике попытаемся разобраться с тем, что означает понимание хаоса.
Во-первых, абсолютно понятно, что каждое «извлечение» из хаоса представляет собой космос, также каждое разделение в хаосе означает его «космизацию» — упорядочение. Поэтому абсолютно не имеет смысла говорить об «энергии хаоса» по той причине, что любая энергия – это уже космос и порядок: энергия имеет две характеристики – направление и потенциал, а, следовательно, энергия упорядочена, то есть, речи уже быть не может ни о каком хаосе, однородности и беспорядке.
Во-вторых, когда упоминают об «энергии хаоса», чаще всего имеют в виду лишь энергию разрушения, однако следует понимать, что само разрушение – это уже не хаос, это – процесс в космосе, по той причине, что в хаосе по определению нет и не может быть никаких процессов.
Поэтому, мы можем сказать, что увлечение хаосом – лишь простое стремление к деструкции. Конечно, оно может быть и эволютивным, если оно направлено на устранение препятствий. Но тогда называть это «хаосом» — означает то, что человек недостаточно точно картографирует свой Путь, а, следовательно – он подвергает себя опасности заблудиться.
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку последних новостей и статей мира Магии!
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- 5 ОКТЯБРЯ (15)
- МОЯ ЛЮБИМАЯ КУХНЯ. (2)
- ДЕНЬ ПОБЕДЫ. (1)
- АВАРИИ, КАТАСТРОФЫ, КАТАКЛИЗМЫ (4)
- АЛКОГОЛЬ (142)
- АУДИОКНИГИ, РАДИОТЕАТР (1)
- ВИДЕОСЮЖЕТЫ, ФИЛЬМЫ, СЕРИАЛЫ (5)
- ВОЕННОЕ ДЕЛО (2)
- ВРЕМЕНА ГОДА (13)
- ВСЕ ОБ АВТО (31)
- ВЫПЕЧКА, ТОРТЫ, ДЕСЕРТЫ, СЛАДОСТИ, КЕКСЫ (515)
- ГЕРМАН ГЕСС — ЛЮБИМЫЙ ДРУГ. (1)
- ГОТОВИМ, ЛЮБИМ, СБРАСЫВАЕМ ЛИШНЕЕ (207)
- ГРИБОЧКИ (42)
- ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ! (19)
- ДОБРОЕ УТРО. (3)
- ДОМАШНИЕ РАСТЕНИЯ. (8)
- ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (7)
- ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ, МАГИЯ, ЗАГОВОРЫ, МОЛИТВЫ, НУМЕР (349)
- ЕСТЬ МНЕНИЕ (3)
- ЖЕНЩИНА (33)
- ЖЮЛЬ ВЕРН (14)
- ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА (4)
- ЗАКУСКИ, ЗАГОТОВКИ (688)
- ЗВЕРЬЕ МОЕ (431)
- ЗДОРОВЬЕ (450)
- ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНЫ (30)
- ИНТЕРЬЕР (51)
- ИСЦЕЛЕНИЕ (4)
- ЙОГА (39)
- КАЛЕНДАРЬ (2)
- КАМНИ — САМОЦВЕТЫ (21)
- КАРТИНКИ (63)
- КИНОФИЛЬМЫ, СЕРИАЛЫ (19)
- КИТАЙ, ЯПОНИЯ (17)
- КОМПЬЮТЕР (118)
- КОРОЛЕВСКИЕ СЕМЬИ, МОНАРХИ (5)
- КОСМОС (45)
- КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО, ШОКОЛАД (52)
- КРАСОТА (235)
- КРАСОТЫ МИРА (99)
- КУЛИНАРИЯ (967)
- КУЛЬТУРА РЕЧИ (62)
- ЛЕДИ ДИАНА (11)
- ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ. (21)
- ЛИЧНОСТИ (33)
- МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (17)
- МОЯ РАДОСТЬ (2)
- МОЯ СЕМЬЯ (5)
- МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ (105)
- МУЗЫКА (164)
- НАМ ГОДА — НЕ БЕДА. (23)
- НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ (28)
- НАШ ПРЕЗИДЕНТ И К. (13)
- НОВЫЙ ГОД (27)
- ОБРАЗОВАНИЕ И РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ (5)
- ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ. (26)
- ПЕДАГОГИКА (14)
- ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (183)
- ПОЛИГЛОТ (39)
- ПРЕССА (3)
- ПСИХОЛОГИЯ (341)
- РЫБКА — РЫБОНЬКА (152)
- САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ФРАЗЫ. (7)
- СВОИМИ РУКАМИ (85)
- СВЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ (2)
- СЕКРЕТЫ ФЭН — ШУЙ (17)
- СЕКС (2)
- СКАЗКИ, МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ (13)
- СОВЕТЫ НЕУМЫВАКИНА И.П. (8)
- СОУС, ЗАПРАВКИ (23)
- СПРАВОЧНИКИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ЗНАНИЯ. (32)
- СТИХИ (58)
- ТАЙНЫЕ СООБЩЕСТВА, МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО (10)
- ТВОЙ СТИЛЬ (45)
- ТЕСТЫ (32)
- ТИТАНИК (19)
- УЛЫБАШКИ (6)
- ФЕЙСЛИФТИНГ (11)
- ФЭНТЕЗИ (8)
- ХОББИ — УВЛЕКАШКИ (4)
- ХОЧЕШЬ БЫТЬ БОГАТЫМ — БУДЬ. (29)
- ХХ ВЕК (58)
- ЧЕРНЫЙ СПИСОК (2)
- ЧИТАЕМ (16)
- ЧУДО — ДАЧА, САД — ОГОРОД (24)
- ШУТКИ, ЮМОР И ПОДАРКИ! СЧАСТЬЕ, РАДОСТЬ, ПОЗИТИВ!! (65)
- ЭКЗОТИКА (8)
- ЭКСПЕРИМЕНТ (6)
- ЭТИКЕТ (19)
- ЭТО ИНТЕРЕСНО. (70)