Краткое содержание Шукшин Космос, нервная система и шмат сала для читательского дневника
Рассказ с таким оригинальным названием – это один большой диалог между дедом Наумом и восьмиклассником Юркой.
Юрка живёт у деда в хате – тот сдаёт ему угол, так как в деревни Юрки в школе нет старших классов. У Юрки только мать и ещё трое братьев-сестёр. Живётся мальчику бедно, иногда есть нечего, но он стремится учиться.
Несмотря на бедность Юрки, дед дорого берёт с него за жилье. На самом деле, Наум жадный, с «кулацкими» замашками. Он даже не опохмеляется из экономии. Только когда Юрке совсем есть нечего, дед продаёт ему пшена.
В очередной раз старик страдает с похмелья, лежит на печке, но охота ему поговорить. (Взрослые дети все в город переехали.) Юрка учит уроки – ему не до разговоров, тем более, он осуждает старика за пьянство. Худо-бедно, но разговор клеится. Дед ругает достижения науки, а Юрка защищает всё новое. Он рассказывает, что люди жизнь отдавали, чтобы побороть холеру, бешенство… Дед отстаивает «народных целителей», а Юрка – ученых врачей (сам он мечтает стать хирургом, пусть им и мало платят). Юра говорит о нервной системе, которую оглушил водкой дед, призывает побороть условный рефлекс напиваться с пенсии. Говорят они и о космосе. Дед не понимает, зачем туда лететь, в чём смысл этого трудоёмкого движения, а Юра собирается учиться у инопланетян.
Рассказывает Юра, как академик Павлов, умирая, диктовал студентам свои ощущения. Наум только удивляется, где были родные академика, ведь одному так плохо. Тут Юрий не спорит, он понял, как одиноко старику. А тот вдруг принёс голодному школьнику шмат сала, делать которое он мастер. Поев, Юрка раздобрел и даже предложил сбегать за водкой для деда, но тот решил не пить. Их отношения сдвинулись с «мертвой» точки.
Рассказ учит тому, что, несмотря на разные взгляды на всё, люди даже разных поколений могут проявлять друг к другу доброту.
Читать краткое содержание Космос, нервная система и шмат сала. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Шукшин. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Космос, нервная система и шмат сала
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Судно, на котором плавает главный герой, попадает в сильный шторм, унося корабль в антарктическим берегам. Спасает корабль от надвигающихся льдин альбатрос, считающийся хорошей вестью в море, однако мореход по непонятным даже для себя причинам
На площади города Путивля, рать под предводительством князя Игоря готовится к сражению против половецкого войска. Бояре и простой люд оказывают почтение князю и его сыну Владимиру.
Действие романа происходит в городе Верденбрюк после Первой мировой войны. Людвиг Бройер работает в фирме по продаже надгробий Генриха Кроля. 20-е годы 20-го столетия.
В центре повествования деревня с ее обычным укладом. Данные поселения мало отличаются друг от друга. В этой преобладают открытые просторы, чем наличие деревьев. На горизонте появляется мужичонка на телеге
Произведение Владимира Короленко носит весьма необычное название-«В дурном обществе». Речь в повести идет про сына судьи, который начал дружить с бедными детьми. Главный герой по началу не имел представления
Источник
Краткое содержание Космос, нервная система и шмат сала Шукшин
Наум Евстигнеевич лежал на печи и помирал с похмелья. Ровно раз в месяц, получив пенсию, старик напивался, а после три дня лежал не вставая, ворчал и матерился в Бога. Вот и сегодня, он болеет и сетует Юрке, ученику восьмого класса, который снимает у Евстигнеевича комнату.
Юрка делает домашнее задание, а на стоны старика отвечает, что не стоило выпивать. За беседой Науму становится лучше, но парню надо учить уроки. Квартирант предлагает ему поправить здоровье, выпив бутылочку, но старого жаба душит.
Наум был очень скуп. Хотя хорошо жил, и пенсия неплохая и хозяйство хорошее, да и сын с дочкой помогали. Правда, на детей старик осерчал, что они в город жить уехали.
У квартиранта, все наоборот, непросто ему живется. Приехал он из соседнего села, так как там нет десятого класса в школе, а ему на медика учиться надо. Вот он и снимает угол у старика. Отец Юрки погиб, а мать изо всех сил старается поднять детей на ноги, коих еще кроме Юрки трое.
Наум Евстигнеевич делает вид, что не замечает Юркиной нищеты, и берет с него квартплату пять рублей ежемесячно. Питаются они раздельно, каждый свои продукты. Когда у мальчика заканчивается продовольствие, старик в долг отсыпает ему пшена.
Утром перед занятиями Юрка всегда разговаривает со стариком. Евстигнеевич недоумевает, почему парень хочет стать хирургом, а не водителем, ведь врачу меньше платят, чем шоферу. Дед не разделяет научных взглядов мальчика. Он полагает, что в его времена лучше жилось. Потом они разводят дискуссию на тему, что же лучше, аэроплан или телега, и каждый остается при своем мнении. Юрка всегда на стороне нововведений, а дед все по старинке. Евстигнеевич целые дни проводит в одиночестве, поэтому спешит наболтаться с мальчиком. Юрку порой раздражает ворчание старика.
Наум не признает религию. Полагает, что человек должен трудиться, но не на государство, а на себя. Сам Наум, давно уж нигде не трудится, хотя многие в его годы еще работают. Однажды Юрка сказал ему, что живет он с кулацким уклоном, на что дед промолчал, а потом заявил, чтоб Юрка не болтал лишнего, а то придут и отберут часть огорода.
Старик опять заохал на печке и позвал квартиранта побеседовать. Поинтересовался, чем сейчас занят Юрка. Мальчишка ответил, что повторяет астрономию. Наум заинтересовался, и Юрка с удовольствием стал рассказывать старику о космосе, но тут опять возник спор. Дед сказал, чтоб лучше средство от его сегодняшнего недуга изобрели, чем развивали космические технологии. Юрка раздражен неосведомленностью старика, и он продолжает заниматься. Далее они спорят о врачах, Наум ругает науку и мальчик рассказывает ему историю о докторе Павлове. Знаменитый академик, когда умирал, велел своим ученикам записывать свои ощущения. Это было сделано для науки. Старик поражен этим рассказом, он просит показать его фото. Юрка корит деда тем, что тот выпивает, не может побороть свой рефлекс, куда ему до великого академика.
Старик, постанывая, слезает с печи и идет в сени, оттуда он возвращается с большим куском сала. Он угощает им Юрку. Мальчик с удовольствием лакомиться салом и продолжает слушать старика. А тот интересуется, были ли у Павлова родственники, Юрка об этом не знает, говорит, что завтра спросит в школе. Дед полагает, что были, одному ведь плохо. Юрка понимает одиночество старика, и в какой – то мере жалеет.
Этот рассказ учит нас не бросать и не забывать своих родных.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Шукшин. Все произведения
Космос, нервная система и шмат сала. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В произведении «Города и годы», написанном советским писателем Константином Александровичем Фединым, повествуется о событиях начала 20 века.
Однажды в класс привели ученика, на вид он был старше всех, но посадили его в пятый класс. Его звали Шарль Бовари, но разобрать имя никто сразу не мог. Это оказался спокойный, послушный и достаточно усердный в учении
Новелла Г.А.Беккера «Гном», начинается с того, что стайка сельских девушек, возвращаясь с водой от ручья, слушает историю древнего девяностолетнего старика по имени Грегорио
Действие произведения переносит нас в древний Новгород, где перед нами предстает главный персонаж — Садко, который замечательно играл на гуслях. Юноша был хорош собой и талантлив
Главный персонаж повествования мальчик Володя вот уже какое-то время проводит время в летнем лагере. Отдых его насыщен приятными событиями и общением со сверстниками, среди которых полный приключений рыцарский турнир и беседы с вожатыми
Источник
Космос, нервная система и шмат сала — краткое содержание рассказа Шукшин
Действие начинается с того, что старый дед Наум Евстигнеич, как обычно, напившись раз в месяц, страдает с похмелья и жалуется на это своему квартиранту, восьмикласснику Юрке. Они разговаривают, потому что старику от этого легче, да и поговорить с мальчиком он любит, тот весьма умён.
Старик этот довольно не беден, хотя денег жалеет. Юрка же, напротив, бедный. Он живёт в соседней деревне, отца у него нет, а у матери ещё трое детей, младше него. Мальчик мечтает доучиться десятилетку и пойти учиться в институт на хирурга. Наум Евстигнеич не обращает внимания на его материальное положение, берёт с него пять рублей за проживание, готовят они всегда отдельно, хотя когда у мальчика кончаются продукты, он одалживает ему крупу. Старик не считает, что нужно учиться, он советует мальчику выучиться на шофёра и работать, зарабатывать приличные деньги, чтобы помогать матери.
Они подолгу разговаривают по утрам, до того как Юрка уйдёт в школу. Старику от этого легче, ему хочется выговариваться, ведь потом он целый день молчит. А Юрке это нравится, потому что он заступается перед дедом за всё новое: науку, прогресс, образование.
В бога старик тоже не верит. Он считает, что для «благодати» нужно работать, а не молиться. Но работать на себя, а не на колхоз. Юрка как-то сказала ему на это, что он «кулацкого уклада».
О боге старик продолжает спрашивать: отчего, мол, все о нём говорят, если его нет, на что Юрка отвечает, что он и сам поминает бога, хоть и не верит в него. Старик лишь говорит, что матерится, потому что раз все бога вспоминают, то и ему можно.
Юрка после этого говорить не хочет – нужно делать уроки. Старик интересуется, что мальчик учит сейчас. Они говорят об астрономии, космосе. Старик интересуется, зачем же люди летают в космос. Мальчик сначала резонно спрашивает, не на печке ли всё время лежать. Старик даже обижается. Но Юрка рассказывает, что космос осваивать необходимо, потому что люди вскоре сядут на Луну, а потом долетят до Венеры. Он рассказывает, что там, может быть, тоже живут люди, на которых интересно посмотреть. Старика впечатляет рассказ, однако он опасается, как бы те «люди» не начали драку за неожиданный прилёт чужаков. Но мальчик отвечает, что они обрадуются, и люди начнут друг у друга учиться, а дальше, возможно, будут открывать новые планеты с людьми, и создадут мировое человечество. Перспектива эта заметно воодушевила Юрку. Он мечтает о прогрессе, чтобы можно было быстро переноситься из одного места в другое и жить до 120 лет. По мнению мальчика, у земных людей технологий и знаний пока для этого не хватает, поэтому он надеется, что мы возьмём их у других цивилизаций. Старик лишь скептически отвечает, что до 120 лет жить не захочется – надоест. Он спрашивает, какой толк от Юркиного ученья, и что тот будет делать, если человек на его глазах станет умирать, мол, если срок пришёл, ничего уже не сделаешь. Юрка спорит с ним о чуме, бешенстве, туберкулёзе, с которыми научились бороться люди. Старик, распалённый спором, говорит, что раньше жили без докторов, бабки всё заговаривать могли. Юрка рассказывает старику о том, как академик Павлов, умирая, диктовал студентам все свои ощущения, потому что это нужно было для науки.
Затем мальчик пытается доказать старику преимущества прогресса с помощью радио, ведь человек может петь в совершенно другом месте, а они слушают его в деревне. Деда это не убеждает. Разозлившись, мальчик садится за уроки. На время в избе воцаряется тишина.
Старик снова спрашивает про Павлова. Мальчик показывает ему фотографию и рассказывает об учении про рефлексы, попутно объясняя старику про то, что он привык выпивать после каждой пенсии, а рефлекс можно перебороть, если несколько раз не покупать выпивку, хоть поначалу будет сложно, зато потом старик привыкнет.
Выслушав его, дед вышел из дома и вернулся со шматом сала. Он велел мальчику поесть, после чего Юрка сразу повеселел.
Старик спросил, были ли у Павлова родные, и стал рассуждать, что, должно быть, имелись, раз он много надиктовал про себя, умирая, ведь одному плохо. Юрка хотел возразить, что были студенты, но не стал, и только согласился.
Рассказ учит тому, что для того, чтобы жить в гармонии, нужно иметь высокие цели и идеалы, но вместе с тем и материальную опору.
Источник
Космос, нервная система и шмат сала
Раз в месяц старик Наум Евстигнеевич напивается, после чего три дня лежит на печи, хворает и «матерится в бога». Вот и сейчас он стонет и жалуется своему квартиранту, восьмикласснику Юрке.
Юрка учит уроки, и на жалобы старика отвечает: «Не надо было напиваться». От разговоров Науму Евстигнеевичу становиться малость легче, но Юрке нужно учить уроки. Он предлагает старику похмелиться, но тому жалко денег.
В селе старик слывёт «скрягой отменным». Дом у него — полная чаша: хозяйство, погреб, полный запасов, неплохая пенсия, да и дети помогают. На детей — сыновей и дочь — Наум Евстигнеевич обижен за то, что они уехали в город.
Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. «Черти драные. Тут ли счас не жить» — думает он и вылезает на свет белый.
У Юрки положение тяжёлое. В родной деревне парня нет десятилетки, и он переехал в село, чтобы окончит десять классов и поступить в медицинский институт. Отца у Юрки нет, и мать бьётся изо всех сил, чтобы исполнить мечту старшего сына и поднять троих младших мальчишек.
Старик знает о Юркиной бедности, но берёт с него пять рублей в месяц и столуется отдельно. Иногда в конце месяца Юрке нечего есть, и старик отвешивает ему в долг пару килограмм пшена.
По утрам Юрка собирается в школу и беседует со стариком. Того интересует, чего это Юрку так в медицинский тянет, ведь шофёр в совхозе получает больше, чем врач. Наум Евстигнеевич не одобряет тягу молодёжи к учению и считает, что раньше было лучше.
Сбили вас с толку этим ученьем — вот и мотаетесь по белому свету ‹…› Жили раньше без всякого ученья — ничего, бог миловал: без хлебушка не сидели.
Затем старик и Юрка начинают спорить, что лучше — «ироплан» или телега. Старик остаётся на весь день один, и ему необходимо наговориться. Юрку раздражает брюзжание старика, но он горд тем, что защищает Новое — учение, книги, аэропланы.
В бога старик, как ни странно, не верит. Считает, что человек должен работать, но не на колхоз, а на себя. Сам он в колхозе давно не работает. Однажды Юрка в сердцах назвал старика кулаком. Наум Евстигнеевич долго молчал, а потом велел не вякать: придут и лишние сотки от огорода отрежут.
Старик снова стонет на печи и вызывает Юрку на разговор — спрашивает, что он сейчас учит. Юрка учит астрономию. Он рассказывает старику про космос и космонавтов, но тому непонятно — зачем летать в тот космос. Юрка загорается, начинает рассказывать про Луну и Венеру, про планеты, где могут жить разумные существа, с которыми люди наладят обмен знаниями. Инопланетные технологии разовьют земную технику, медицину. Люди будут жить до 120-ти лет и летать друг к другу в гости на личных вертолётах.
Старик не согласен — до 120 лет жить скучно, да и инопланетяне драться могут полезть. Лучше б лекарство от похмелья изобрели. Юрку бесит дремучесть старика, и он возвращается к учебникам.
Наум Евстигнеевич не унимается, говорит, что в книгах «враньё одно», а врачи вылечить человека неспособны. Разозлённый Юрка рассказывает, что врачи победили чуму и туберкулёз, но старик возражает: бабка не врач, а пошепчет — и всё проходит.
Тогда Юрка рассказывает об академике Павлове.
А знаешь ты, что когда академик Павлов помирал, то он созвал студентов и стал им диктовать, как он помирает.
Павлов рассказывал всё до последней минуты, потому что это нужно было для науки.
На Наума Евстигнеевича этот рассказ производит впечатление. Некоторое время спустя он просит Юрку показать ему портрет Павлова. Юрка с укором говорит старику, что академик был бодрым до старости, потому что не напивался и не оглушал свою нервную систему. Наум Евстигнеевич тоже мог бы перебороть свой рефлекс и, получив пенсию, не сворачивать к магазину.
Старик кряхтя слезает с печки, выходит в сени, возвращается с солидным шматом сала и даёт его Юрке.
На, поешь, ‹…› а то загнёсся загодя со своими академиками. пока их изучишь всех.
Юрка уписывает сало и слушает лекцию старика о том, как правильно кормить свиней.
Потом Наум Евстигнеевич спрашивает, была ли у академика Павлова родня: «Никого если бы не было родных-то, не много надиктуешь. Одному-то плохо». Юрка решает не напоминать о студентах, соглашается — конечно, одному плохо.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Источник