Краткое содержание рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Краткое содержание рассказа «Кладовая солнца» можно прочитать за 10 минут, тогда как оригинал нужно читать минимум 2 часа.
Краткий пересказ «Кладовой солнца» начинается с того, что главными героями рассказа стали двенадцатилетняя девочка по имени Настя и ее младший брат Митраша.
Глава 1
Характеристика этих детей была немудрена: оба рыжие, невысокие, с веснушками по всему лицу и волосами, при свете солнца отливающими золотом. Старшая сестра была прыткой и не по годам умной, младший брат же был коренастым, сильным и очень упрямым. За эти качества его прозвали «Мужичком в мешочке».
Дети эти рано осиротели из-за войны, но не пали духом. И благодаря взрослым, смогли подняться на ноги. От родителей им в наследство досталось небольшое хозяйство, которое они научились содержать и без родителей. Поговаривали, что брат с сестрой, пусть и были детьми, всегда посещали все деревенские мероприятия и собрания. Жили они неплохо: всегда были сыты и обуты.
Это интересно: эпифора это что такое, где применяется в литературе, примеры.
Глава 2
На дворе стоял апрель. Пусть в деревне снег еще стоял, но на более теплых болотах от него уже и следа не осталось. Помня рассказы отца о чудесной клюкве, которую собирать лучше всего было после того, как она под снегом зимой отлежится, дети решили собрать ее. Для этого им нужно было отправиться к болоту, в котором эта клюква и росла.
Утром брат с сестрой встали очень рано, покормили всю скотину и начали готовиться к походу на болото. Они взяли с собой:
- Еду (отваренная картошка и хлеб);
- Несколько корзинок;
- Компас;
- Отцовское ружье.
Так, дети отправились в путь, заранее вспомнив описание дороги туда. По пути вели разговор о загадочной палестинке, на которой росла клюква и о которой странные истории рассказывали.
Глава 3
Герои «Кладовой солнца» без особых проблем добрались до болота, на котором росла клюква. Едва увидев ее, дети начали поначалу сразу есть ее, восхищаясь прекрасным вкусом, о котором столько читали. Через краткое время, когда они, наконец, наелись, брат и сестра начали внимательно осматриваться, восхищаясь красотой природы. Вокруг росли цветы, некоторые из которых даже можно было есть. Пели птицы, словно бы разговаривали животные.
Митраша и Настя начали прислушиваться. Настя то и дело задавала вопросы, а брат объяснял, кто какой звук издавал и какое смысловое содержание имел каждый звук. Все это знал он из рассказов отца. А еще помнил, как тот ему про особое место рассказывал. В этом месте клюквы было очень много. Чтобы дойти туда, от места, где дети сейчас стояли, нужно было идти на север. Он предложил это сестре. Та сначала отказалось, предложив идти по протоптанной тропе, чтобы не потеряться, но потом согласилась.
Глава 4
Автор показывает читателю красоту природы на, казалось бы, скучном болоте. В это время Митраша и Настя решили сделать привал. Сидя на большом камне, они завороженно наблюдали за тем, как солнце постепенно начало освещать поляну, медленно лучами своими приближаясь к ним. Немного погревшись в этих лучах, дети продолжили свой путь, пока не дошли до развилки. Митраша, глянув на свой компас, указал на тоненькую тропу, что вела на север. Настя же, видя, что тропой этой почти никто не ходит, запротестовала и сказала, что они пойдут по безопасному пути.
Началась ссора. Разозленный Митраша, не слушая сестру, пошел по своей дороге, сказав сестре идти туда, куда она хочет. Отдельно от него. Мальчишка не взял с собой ни корзин, ни еды. Настя бы напомнила ему, но обиженная решила промолчать. Брат и сестра разделились, каждый пошел по своей тропинке.
Глава 5
Рассказ «Кладовая солнца» незаметно поменял место действия и теперь читатель оказался на ветхой сторожке Антипыча. Антипыч этот работал в ней сторожем многие годы, пока не умер. Добрый был этот дедушка, часто заходили к нему дети. Задавали разные вопросы, на которые он отвечал. И только на вопрос о возрасте не мог он ничего ответить, потому что уже и не помнил, сколько ему лет.
Жил этот сторож не один, а со своей собакой по кличке Травка. И когда умер добрый старик, осталась Травка одна в этой сторожке. Ей пришлось заботиться о себе самой. Однажды Травка проснулась оттого, что очень тревожно выл на улице ветер. Собака чувствовала тревогу, потому что в такую же погоду когда-то умер ее хозяин.
Глава 6-7
Водились раньше в Болоте, в котором блуждают сейчас дети, волки. Опасались из-за этого жители ближайшей деревни и поэтому решили охотников позвать, чтобы те их от напасти избавили. Приехали охотники и на волков этих открыли охоту, по одному их отстреливая. Закончили они свою работу, убили всех волков и уехали. Вот только один волк все же уцелел. Это был самый сильный волк и с трудом он выживал до нынешнего дня. В этот апрельский день он был очень голоден, а где-то неподалеку бродили Митраша и Настя.
Далее, Автор «Кладовой солнца» вновь переносит читателя в сторожку Антипыча. Печаль печалью, а бедная Травка уже очень долго ничего не ела. Поэтому направилась она в лес. Почувствовала запах зайца, пошла по его следу. Но по дороге случайно наткнулась на запах двух детей и их корзинке с едой. Остановилась собака, не зная куда бежать. К людям ли с едой, к зайцу ли. Недолго металась она, в итоге побежала по той тропе, по которой совсем недавно пошел Митраша.
Глава 8
А тем временем бродил Митраша по Слепой Елани, которую в природе Кладовой солнца называли, следуя точно на север. Шел, не обращая внимая на то, что земля под ногами все мягче и мягче становиться. Ох, нехорошее это было место, скольких оно в себе захоронило. Наконец вблизи он увидел протоптанную тропу и, забыв про осторожность, побежал туда, не помня, что это место нужно стороной обходить. С каждым шагом все больше вяз он в болоте, пока не понял, что не может идти вперед, он в болоте тонет.
Глава 9-10
Кто шел по правильной тропе, тот все равно с нее сбился. Вот вроде и шла Настя правильно, однако вскоре так сбором клюквы увлеклась, что и брата забыла, и дорогу забыла. Шла и шла она за клюквой. Очнулась, только когда змею увидела. Испугалась, оглянулась, а место совсем незнакомое, времени много прошло, а брата рядом все нет. Девочка заплакала. Так ее и нашла травка и лизнула ей лицо, чтобы успокоить, но это не помогло. И тут собака тоже завыла. И привлек ее вой и людей, что услышали его с болота и встревожились, и волка. Сама же Травка, снова учуяв зайца, ринулась прочь.
Глава 11-12
Бежала собака за зайцем, пока снова на Кладовую солнца не вышла. Увидела она там человека и сразу же о русаке забыла. Стояла, пытаясь понять, кто перед ней: враг или друг? А в это время Митраша тоже увидел собаку. Хитростью он смог обмануть Травку и с его помощью выбрался из болота. И только почувствовал пес себя преданным, как Митраша обнял его в благодарность.
Автор создал для этой истории счастливый конец. Травка помогла Митраше. И зайца ему принесла, и к сестре вывела. Правда, в лесу им пришлось заночевать, но с верным псом это было не страшно. Утром они вернулись домой с новым другом. Рассказали всем о своих приключениях, с тех пор жили счастливо и больше так не рисковали. Также в конце:
- Съедаемая чувством вины, Настя отдала всю собранную клюкву нуждающимся;
- Волк был убит Митрашей с помощью отцовского ружья;
- Травка осталась жить с Митрашей и Настей;
- Упоминалось, что Митраша вырос в прекрасного рослого юношу, а Настя стала доброй и красивой девушкой.
Источник
Краткое содержание М. Пришвин «Кладовая солнца»
Перед прочтением краткого содержания рассказа «Кладовая солнца» многим наверняка интересно будет узнать, что Михаил Пришвин написал это произведение в 1945 году. Автор, известный своей любовью ко всему живому миру, и в этом рассказе использовал природу как отдельное действующее лицо, оживляя ее перед читателем. Через описание леса, болот, ветра, ручья он передает состояние людей, и читатель видит смену настроений в книге.
Основные персонажи
В кратком содержании «Кладовой солнца», помимо главных героев, представлены несколько второстепенных персонажей. Главными героями рассказа «Кладовая солнца» Пришвин сделал двух малолетних детей-сирот.
- Настя – девочка двенадцати лет, не по годам умная и очень хозяйственная. На ее плечах лежит вся работа по дому, в том числе и уход за скотиной.
- Митраша – младший брат Настасьи. Он, словно маленький мужчина, уже многое делает по хозяйству и помогает сестре.
Из второстепенных героев Пришвина стоит отметить:
- Старика Антипыча – мудрого лесника;
- его собаку Травку – умную и преданную;
- волка Серый Помещик, который досаждал всей деревне;
- рассказчиков – от их имени ведется повествование.
Пересказ тезисно
Краткое содержание произведения Пришвина «Кладовая солнца» знакомит читателя с маленькими детьми, Настей и Митрашей, которые рано остались без родителей. Им приходится самостоятельно хозяйничать в деревенском доме. Как-то они собрались в лес за клюквой. На пути была развилка, и им было трудно договориться, в какую же сторону следует идти. Брат с сестрой поссорились и разошлись разными дорогами.
Митраша решает добраться до места раньше сестры. Выбрав ненадежную тропку, он попадает в болотную трясину, которая начинает засасывать его. Он зовет сестру, но девочка не слышит – она уже увлечена сбором ягоды.
Ее отвлекает собака лесника, и Настя вспоминает о Митраше. Брат не отзывается. Девочка пугается и плачет. Собака Травка протяжно воет, а затем бросается к болоту, почуяв зайца.
Внезапно пес видит в топи брата и двигается к нему, желая спасти. Митраша хватает его и выбирается. Как раз в это время появляется волк. Мальчик реагирует мгновенно – точным выстрелом он сражает зверя. На звук выстрела приходит Настя. Детям пришлось заночевать в лесу, а утром они вернулись домой.
Там Митрашу встретили, словно героя, узнав, что он подстрелил волка. Девочка же долго мучилась от угрызений совести, что забыла о брате, когда увлеклась ягодой. Поэтому она клюквой угостила эвакуированных детей.
Краткое содержание
Краткое содержание разделено по главам, как и само произведение.
Глава 1
В одном из сел двое детей рано остались без родителей. Отец у Насти и Митраши погиб на фронте, а мама – от тяжелой болезни. От них им досталось хозяйство и дом. Первое время детям часто помогали добрые соседи, но затем они стали справляться самостоятельно.
Настя выполняла всю домашнюю работу в доме, брат ей помогал
Жили они довольно дружно и во всем помогали друг другу, управляясь по хозяйству с раннего утра до глубокой ночи. Настя выполняла женские обязанности по дому и ходила за скотиной, а Митраша изготавливал плошки из дерева, которые продавал.
Глава 2
По весне все сельчане искали в лесу клюкву, которая зимовала под снегом. Она считалась лучше осенней. Собравшись за клюквой, дети двинулись в путь с самого утра. Настя несла корзину с провизией, а ее брат – старое ружье и компас. Он помнил слова отца о том, что по компасу при необходимости легко найти дорогу домой. Дети хотели добраться до той полянки, где ягоды было особенно много.
Глава 3
Митраша шел по компасу к той самой поляне, по дороге рассказывая Насте про старого матерого волка, который давно живет в этих местах. В это время они услыхали вдалеке его вой.
Глава 4
Судя по компасу, детям следовало пойти по маленькой тропочке, но Настя настаивала, что нужно пойти по хорошо протоптанной дорожке, которая и приведет к полянке. Дети поссорились и разошлись каждый сам по себе.
Глава 5
Около дома лесника, который находился недалеко от той поляны, давно жила одинокая собака, после смерти хозяина ставшая беспризорной. Старик умер около двух лет назад, а собака все еще тоскливо выла, забираясь на холм.
Глава 6
Когда-то в этом лесу охотники истребили всех волков. Уцелел только самый матерый, осторожный зверь по кличке Старый Помещик. Летом он промышлял в селе, убивая собак и домашнюю скотину. Поймать его пока не удалось никому из сельских мужиков.
Глава 7
Болото огибало русло небольшой речки. Учуяв Травку на другом берегу, волк пустился в погоню. Но собака побежала за зайцем, а затем пошла за девочкой, почувствовав запах из ее корзины.
Глава 8
Местные болота из-за большого запаса нефти называли «кладовой солнца». Туда и пришел Митраша. Место было страшным – людей там утопло множество. Земля с каждым шагом становились все ненадежнее. Боясь ступать на эту тропу, мальчик сокращает путь, шагает в сторону поляны. Но внезапно он увяз. Отчаянно дернувшись, ушел по грудь. Чтобы не утонуть с головой, Митраша крепко держался за ружье.
Глава 9
Настя в это время набрела на полянку с ягодой, совершенно забыв о брате, и увлеклась сбором клюквы. Очнулась она, когда увидела Травку. Девочка покормила ее и попробовала позвать брата, но ветер относил ее крики в другую сторону. Настя отчаялась и заплакала.
Глава 10
Следом завыла и Травка. На этот звук бросился волк. Тем временем, собака, почуяв, что где-то лиса гонит зайца, побежала вдогонку. Так она обнаружила мальчика.
Глава 11
Митраша сразу увидел собаку лесника и позвал поближе. Едва она приблизилась, мальчик крепко схватил ее, Травка дернулась и вытащила его. Собака, признав в нем нового хозяина, громко радовалась.
Глава 12
Травка принялась снова преследовать зайца, мальчик же в это время решил поохотиться на зверька, чтобы подкрепиться. Он ждал его, притаившись в зарослях, и собака погнала добычу прямо на него. На их беду, прибежал и волк, но Митраша не растерялся, а сразу выстрелил в зверя.
На звуки выстрела из леса вышла Настя. Дети разожгли огонь и приготовили еду из пойманного зайца. В село они пришли по утру, сразу сообщив односельчанам об убитом волке. Всю ягоду, которую насобирала Настя, дети отдали эвакуированным малышам.
Основная мысль автора
Михаил Пришвин создал произведение в жанре сказка-быль. Пересказ сюжета помогает понять жизнь детей, оставшихся без родителей. Автор передает их сильный внутренний мир, где есть место любви к людям и природе. В их сердцах есть воля к жизни, но и некая детская самонадеянность. Однако Пришвин показывает, что из прежних ошибок можно сделать выводы и, исправив их, идти дальше, став более зрелой личностью.
Источник