«Без солнца» Криса Маркера (1982)
Монументальное видеоэссе о ритуалах, видеоиграх, памяти, женщинах, истории и привилегиях
В мир добропорядочных граждан режиссер-экспериментатор Маркер как правило попадает через постель, зачеркнуто, фильм Терри Гиллиама «12 обезьян», который понадергал из его «Взлетной полосы» 1962-го. Что бы он ни заимствовал, встрече с Маркером это не очень помогает, так как «Полоса» — это фотофильм (или иногда его еще называют фотороманом почему-то). К такому жизнь поклонников VHS, дисков и тем более файлов в 751 мб не готовит.
Дальше больше — у Маркера вообще немало картин, но эта самая известная (он вообще себя убийственно точно, хоть и шуточно, определял как «неизвестного автора известных фильмов»). Достаточно поставить рядом «Обезьян» и «Полосу», чтобы понять почему: заурядность и вторичность до сих пор считается бичом культуры, только ленивый не использует это как убийственный аргумент против артефакта Х, но припасть к пульсирующему мозгу хотя бы отчасти свежих идей — тоже задача не из простых.
Собственно, «Без солнца» — названный в честь вокального цикла Мусорского как-бы-документальный фильм-видеоэссе, в котором Маркер, как и полагается мыслителям от медиума, размышляет примерно обо всем, но преимущественно — про время, технологии и ритуалы. Например, как они парадоксальным образом уживаются с видеоиграми и прочими метками будущего в стране Японии. Для контраста он берет «самую забытую страну Африки» Гвинею-Бисау, где таких технологий нет, а вера в ритуалы и прочая архаика по-прежнему очень сильны.
Подлинная красота «Без солнца» при этом не в гипнотическом видеоряде, частично снятом Маркером, частично позаимствованном из видеобанка (что бы это ни значило). И даже ни в смешивании дока и фикшна: весь авторский текст выдается за чтение женщиной писем вымышленного оператора Сандора Красны. Даже не тем, что фильму удается запечатлеть поток сознания и образов, который может оформляться в голове в густой сноп мыслей. Поражает именно плотность мыслей Маркера, обилие наблюдений и интерпретаций: от ёмких цитат камикадзе («В самолете я сам машина, кусок металла, а на земле — человек, у которого есть чувства») до размышления о видеоиграх как «первом этапе помощи машин человеческой расе» («единственное будущее интеллекта»), от размышления о ритуалах, которые проникают даже в такие высокотехнологичные вещи, как военные действия в XX веке, до женщин Гвинеи-Бисау и вообще («От всех женщин исходит ощущение неразрешимости. А задача мужчин сделать так, чтобы они как можно позже это осознали»). Проходится он и по революциям, и по их окончанию, и по иллюзиям 1960-х, и по тому, что с ними стало, по привилегиям и невозможности от них отказаться (так как выбор — тоже привилегия).
В общем, это образцовое размышление о памяти, беспамятстве, ритуалах, гибкости истории и общества и о том, что даже за приятными воспоминаниями может скрываться бездна отчаяния (то есть свет не отрицает тьмы, а «память не противоположна забвению»). В общем, мощь.
Источник
deankorrl
1/2 Mensch
«Токийско — Гвинея-Бисау-ская» эпопея Маркера. С потрясающими ракурсами и тоскливо-длинными дискурсами с комментариями субъективного экзистенциально-нравственного, псевдофилософского характера.
Здесь документалистика переходит в фантастику, утопию..благодаря воображению и ораторским способностям Кристиана-Франсуа Буш-Вильнёва.
Цитата: «Недавно газеты писали об одном человеке из Нагои. Его любимая женщина умерла год назад, и он с головой погрузился в работу, как это принято у японцев: как сумасшедший. Он сумел даже сделать какое-то важное открытие в электронике, а в мае он убил себя. Говорили, что он не мог слышать слово «весна».»
Есть одна общая черта у французских писак, режиссёров, сценаристов: способность опошлить всё, что угодно, если угодно; превратить сакраментальное, одухотворённое, возвышенное в приземистое, местечковое, эгопоклонническое. Как может остро-толстый галльский смысл и ум, пропахший брютом и пармезаном, бульварный и гедонистически мотивированный, проникнуть в изящно-хрупкие тонкости востока?
В бесплодном, неумолимом акте самокопания, свойственного галлам, любая прекрасная визуальная форма, как и анима наблюдаемых явлений и предметов, гибнет под гнётом антропоцентризма и торжества дешёвой вербальности.
Подчас и образы Японии, реконструированные Маркером — не столько из объективных наблюдений, сколько из интроспекций (самонаблюдений) и рефлексий, — искажаются, теряют первональные очертания и свойства, превращаясь в мутировавших уродов.
PS: всё вышесказанное — лишь скоротечная подмысль, превратившаяся в тлен и пепел, впитавшиеся в грунт безмерного вечного восхищения галльским солипсизмом [потому и читаемое сейчас — Батай].
«Разработанная Маркером модель киноэссе оказалась востребованной документалистами следующих поколений, особенно американскими (Эррол Моррис, Майкл Мур). «Без солнца» принято считать вершиной этого жанра документалистики. Критик Сэм Адамс назвал фильм Маркера «наиболее успешной попыткой запечатлеть мыслительный процесс средствами кино».» [wiki]
—————————————- —————————————- —————————————-
Источник