Меню

Криса маркера без солнца

«Без солнца» Криса Маркера (1982)

Монументальное видеоэссе о ритуалах, видеоиграх,​ памяти, женщинах, истории и привилегиях

В мир добропорядочных граждан режиссер-экспериментатор Маркер как правило попадает через постель, зачеркнуто, фильм Терри Гиллиама «12 обезьян», который понадергал из его «Взлетной полосы» 1962-го. Что бы он ни заимствовал, встрече с Маркером это не очень помогает, так как «Полоса» — это фотофильм (или иногда его еще называют фотороманом почему-то). К такому жизнь поклонников VHS, дисков и тем более файлов в 751 мб не готовит.

Дальше больше — у Маркера вообще немало картин, но эта самая известная (он вообще себя убийственно точно, хоть и шуточно, определял как «неизвестного автора известных фильмов»). Достаточно поставить рядом «Обезьян» и «Полосу», чтобы понять почему: заурядность и вторичность до сих пор считается бичом культуры, только ленивый не использует это как убийственный аргумент против артефакта Х, но припасть к пульсирующему мозгу хотя бы отчасти свежих идей — тоже задача не из простых.

Собственно, «Без солнца» — названный в честь вокального цикла Мусорского как-бы-документальный фильм-видеоэссе, в котором Маркер, как и полагается мыслителям от медиума, размышляет примерно обо всем, но преимущественно — про время, технологии и ритуалы. Например, как они парадоксальным образом уживаются с видеоиграми и прочими метками будущего в стране Японии. Для контраста он берет «самую забытую страну Африки» Гвинею-Бисау, где таких технологий нет, а вера в ритуалы и прочая архаика по-прежнему очень сильны.

Подлинная красота «Без солнца» при этом не в гипнотическом видеоряде, частично снятом Маркером, частично позаимствованном из видеобанка (что бы это ни значило). И даже ни в смешивании дока и фикшна: весь авторский текст выдается за чтение женщиной писем вымышленного оператора Сандора Красны. Даже не тем, что фильму удается запечатлеть поток сознания и образов, который может оформляться в голове в густой сноп мыслей. Поражает именно плотность мыслей Маркера, обилие наблюдений и интерпретаций: от ёмких цитат камикадзе («В самолете я сам машина, кусок металла, а на земле — человек, у которого есть чувства») до размышления о видеоиграх как «первом этапе помощи машин человеческой расе» («единственное будущее интеллекта»), от размышления о ритуалах, которые проникают даже в такие высокотехнологичные вещи, как военные действия в XX веке, до женщин Гвинеи-Бисау и вообще («От всех женщин исходит ощущение неразрешимости. А задача мужчин сделать так, чтобы они как можно позже это осознали»). Проходится он и по революциям, и по их окончанию, и по иллюзиям 1960-х, и по тому, что с ними стало, по привилегиям и невозможности от них отказаться (так как выбор — тоже привилегия).

Читайте также:  Суждение что земля вращается вокруг солнца является относительной истиной

В общем, это образцовое размышление о памяти, беспамятстве, ритуалах, гибкости истории и общества и о том, что даже за приятными воспоминаниями может скрываться бездна отчаяния (то есть свет не отрицает тьмы, а «память не противоположна забвению»). В общем, мощь.

Источник

deankorrl

1/2 Mensch

«Токийско — Гвинея-Бисау-ская» эпопея Маркера. С потрясающими ракурсами и тоскливо-длинными дискурсами с комментариями субъективного экзистенциально-нравственного, псевдофилософского характера.
Здесь документалистика переходит в фантастику, утопию..благодаря воображению и ораторским способностям Кристиана-Франсуа Буш-Вильнёва.

Цитата: «Недавно газеты писали об одном человеке из Нагои. Его любимая женщина умерла год назад, и он с головой погрузился в работу, как это принято у японцев: как сумасшедший. Он сумел даже сделать какое-то важное открытие в электронике, а в мае он убил себя. Говорили, что он не мог слышать слово «весна».»

Есть одна общая черта у французских писак, режиссёров, сценаристов: способность опошлить всё, что угодно, если угодно; превратить сакраментальное, одухотворённое, возвышенное в приземистое, местечковое, эгопоклонническое. Как может остро-толстый галльский смысл и ум, пропахший брютом и пармезаном, бульварный и гедонистически мотивированный, проникнуть в изящно-хрупкие тонкости востока?
В бесплодном, неумолимом акте самокопания, свойственного галлам, любая прекрасная визуальная форма, как и анима наблюдаемых явлений и предметов, гибнет под гнётом антропоцентризма и торжества дешёвой вербальности.
Подчас и образы Японии, реконструированные Маркером — не столько из объективных наблюдений, сколько из интроспекций (самонаблюдений) и рефлексий, — искажаются, теряют первональные очертания и свойства, превращаясь в мутировавших уродов.

PS: всё вышесказанное — лишь скоротечная подмысль, превратившаяся в тлен и пепел, впитавшиеся в грунт безмерного вечного восхищения галльским солипсизмом [потому и читаемое сейчас — Батай].

«Разработанная Маркером модель киноэссе оказалась востребованной документалистами следующих поколений, особенно американскими (Эррол Моррис, Майкл Мур). «Без солнца» принято считать вершиной этого жанра документалистики. Критик Сэм Адамс назвал фильм Маркера «наиболее успешной попыткой запечатлеть мыслительный процесс средствами кино».» [wiki]

Читайте также:  Ты для меня как солнце яркий свет ислам итляшев






























—————————————- —————————————- —————————————-

























Источник

Без солнца (фильм, 1983)

Выход фильма «Без солнца» (оригинальное название — Sans Soleil)

Содержание

Содержание

Мелко нарезанный «под Вертова» видеоматериал (как отснятый самим режиссёром, так и полученный в видеобанке) сопровождает женский голос, рассуждающий на вольные темы в форме обращения к покойному режиссёру (вымышленному). Изобразительный ряд образуют главным образом сценки из жизни футуристичного мегаполиса Токио и зарисовки из глуши Гвинеи-Бисау (согласно режиссёру, «самая забытая страна Африки» [1] ). Закадровый голос объясняет, что эти два географических полюса сближает приверженность анимизму, архаичная вера в одухотворённость всего на свете.

Неожиданные, подчас парадоксальные сцепления несхожих, на первый взгляд, смысловых рядов характерны не только для закадрового текста, но и для монтажных склеек [2] . Например, лица дремлющих в метро пассажиров перемежаются с кадрами из японский киномакулатуры. Время от времени режиссёр углубляется в лирические отступления вроде повторения маршрута героев хичкоковского «Головокружения» по улицам Сан-Франциско [3] .

Репутация

Разработанная Маркером модель киноэссе оказалась востребованной документалистами следующих поколений, особенно американскими (Эррол Моррис, Майкл Мур) [4] . «Без солнца» принято считать вершиной этого жанра документалистики [5] . Критик Сэм Адамс назвал фильм Маркера «наиболее успешной попыткой запечатлеть мыслительный процесс средствами кино» [4] .

Во время голосования 846 критиков за лучший фильм в истории (Sight & Sound, 2012) за «Без солнца» было подано столько же голосов, что и за «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта и «Синий бархат» Дэвида Линча [6] .

В 2007 г. фильм Маркера был выпущен в англоязычной версии (немного отличной от французского оригинала) на DVD компанией Criterion Collection (на одном диске с «Взлётной полосой») [7] .

Примечания

Ссылки

  • Английский текст фильма-эссе
  • «Без солнца» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Без солнца» (англ.) на сайте allrovi

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Без солнца (фильм, 1983)» в других словарях:

Без солнца (фильм) — Без солнца (фильм, 1983) Без солнца (фильм, 1987) … Википедия

Без солнца — Без солнца: Без солнца (вокальный цикл) произведение М. П. Мусоргского Без солнца (фильм, 1983) Без солнца (фильм, 1987) … Википедия

Инопланетянин (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Инопланетянин (значения). Инопланетянин E.T. The Extra Terrestrial … Википедия

Премия «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм — Премия «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм награда Американской академии киноискусства, присуждаемая ежегодно с 1942 года. В 1942 году было только одна категория и для полнометражных и для короткометражных документальных… … Википедия

Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке — одна из премий Национального совета кинокритиков США. Содержание 1 Победители 2 1930 е 3 1940 е 4 1950 е … Википедия

Титаник (фильм — Титаник (фильм, 1997) Это статья о фильме 1997 года, возможно, вы искали статью о фильме другого года. См. Титаник (значения). Титаник Titanic … Википедия

Титаник (фильм, 1997) — Это статья о фильме 1997 года, возможно, вы искали статью о фильме другого года. См. Титаник (значения). Титаник Titanic … Википедия

Премия «Золотой глобус» за лучший фильм — драма — Изображение «Золотого глобуса» Премия «Золотой глобус» за лучший драматический фильм престижная награда Голливудской ассоциации иностранной прессы, присуждаемая ежегодно с 1951 года. Начиная с этого года отдельно вручается также… … Википедия

Троя (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Троя (значения). Троя Troy … Википедия

Премия «Оскар» за лучший анимационный короткометражный фильм — Премия «Оскар» за лучший анимационный короткометражный фильм награда Американской академии киноискусства, присуждаемая ежегодно с 1932 года. Названии номинации менялось. 1932 1972 это была премия за лучшая короткометражка (мультипликация),… … Википедия

Источник

Adblock
detector