Чередующиеся гласные в корне слова (окончание)
I. Ск а кать (перед к), ск а чок (искл.), проск о чить (перед ч), скачу (искл.), на ск а ку (перед к), приск а кать (перед к), выск о чка (перед ч), заск о чить (перед ч), вприск о чку (перед ч), подскочить (перед ч), переск о чить (перед ч), уск а кать (перед к).
II. 1. Половина великодушного распол о жения (после корня нет суфф. -а-) разом с меня соск о чила (перед ч). 2. Конь качается качалка, на коня б ск а кнуть (перед к). 3. Всадник на донце ск а кал (перед к) шагах в пятидесяти. 4. Зотова живо взнуздала, вск о чила (перед ч) в седло; вглядываясь, потянула из-за спины ложе карабина. В лозняках заныряли две головы, и на берег выск о чили (перед ч) всадники — двое. 5. Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что всё кончилось, марево раств о рилось (безудар. положение), клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выск о чила (перед ч) из сердца. 6. Иван Петрович бросился через огород и там, выск о чив (перед ч) на открытое место, убедился: г о рит (безудар. положение). 7. Люди начали быстро валить лес, но приск а кал (перед к) верховой объездчик.
1. Обломов взял перо, обм а кнул (погрузить в жидкость) в чернильницу, но чернил не было. 2. Чай впитывает запах, как пром о кашка (пропускать жидкость) чернила. 3. Накл о няться (безудар. положение) он [Пацюк], верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обм а кнуть (погрузить в жидкость) в сметану. 4. На каждом из них был непром о каемый (пропускать жидкость) плащ. 5. Когда идёшь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоду. Сегодня вымокнешь, завтра высохнешь, потом опять вым о кнешь и т. д. (пропускать жидкость).
1. Г о рит (безудар. положение) восток зарёю (безудар. положение) новой. Уж на р а внине (искл.), по холмам грохочут пушки. 2. Р а вняясь (знач. «равный»), строятся полки. 3. Пор а внявшись (знач. «равный») с нами, кореянка не посторонилась и, не поднимая глаз, прошла мимо. 4. Всё р а вно (знач. «равный»), латыш я иль чувашин, крест мой как у всех. 5. Молодая берёза в лесу поднялась и р о вна (знач. «ровный») и бела. 6. Пор а внявшись (знач. «равный») с низенькой дверью, остановился в раздумье. 7. Повисли гирляндами облака просветлённые, р а внины (искл.) туманятся. 8. Кругом далёкая р а внина (искл.) да толпы обг о релых (безудар. положение) пней. 9. «Р а вняйсь!» (знач. «равный») — прозвучала команда. 10. Если в самом раннем весеннем свете поглядеть на белую берёзу, то белая кора, береста, в ср а внении (знач. «равный») с белизной снега покажется чуть-чуть розовой.
1. Не встревожен ласкою угрюмою заг о релый взмах твоей руки. 2. С берёзового гула р а стёт твой вешний шум. 3. Но сквозь сумрак в туманной дали заг о рается, вижу, з а ря. 4. Отв о рили ангелы окно высокое, видят — ум и рает тучка безглавая, а с запада, как лента широкая, подымается з а ря кровавая. 5. И над озером серебряным камыши, скл о нясь, шепталися. 6. У побережья зелёного, накл о нив головки нежные, перешёптывались лилии с ручейками тихозвонными. 7. Ск а чет всадник заг о релый, крепко держит повода. 8. Необозримое поле бл е стит мокрой зеленью и расст и лается до самого горизонта, в него уп и рается линия ярко-зелёной межи. 9. Утром я разбудил учёных ещё на з а ре. Мы разобрали кровати и ул о жили в телегах весь багаж. 10. Я нередко радовался, глядя, как ловко он разб и рает и соб и рает пулемёт. 11. Порой он наг и бался к земле и разб и рал листву руками. 12. Как только лошадь Кожевникова потеряла дно под ногами, он тотчас же соск о чил с неё и, ухватившись рукой за гриву, поплыл рядом.
Знаете ли вы, какое насл а ждение (сладкий) выехать весной до з а ри (безудар. положение)? Вы выходите на крыльцо. На тёмно-сером небе кое-где м и гают (подмигивать) звёзды; влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной. Вот кл а дут (кладка) ковёр на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно переб и рается (после корня есть суфф. -а-) через дорогу. За плетнём, в саду, мирно похрапывает сторож. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега. Вот вы отъехали версты четыре. Край неба алеет; в берёзах просыпаются, неловко перелётывают галки; воробьи чирикают около тёмных скирд. Светлеет воздух, в и дней (видно) дорога, яснеет небо, б е леют (белый) тучки, з е ленеют (зе́лено) поля. В избах красным огнём г о рят (безудар. положение) лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем з а ря (безудар. положение) разг о рается (безудар. положение).
Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бр о дить (бродит) на з а ре (безудар. положение) по кустам? З е лёной (зе́лено) ч е ртой (чёрточка) л о жится (после корня нет суфф. -а-) след ваших ног по р о систой (ро́сы), поб е левшей (белый) траве. Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой. Небо темнеет по краям; к о лючим (колет) зноем пышет неподвижный воздух.
Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага. что за свинцовая п о лоса (по́лосы) на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надв и гается (двигать). Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом ещё ярко светит солнце: охотиться ещё можно. Но туча р а стёт (перед cт): передний её край вытягивается рукавом, накл о няется (безудар. положение) сводом. Трава, кусты, всё вдруг потемнело.
А то велишь зал о жить (после корня нет суфф. -а-) беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело проб и раться (после корня есть суфф. -а-) по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. К о лосья (колос) тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.
Всё Блудово болото, со всеми огромными запасами г о рючего (безудар. положение) торфа, есть кл а довая (клад) солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее (безудар. положение) солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, ум и рая (после корня есть суфф. -а-), разл а гаясь (после корня есть суфф. -а-), в удобрении передавали его, как наследство, другим р а стениям (перед cт). Но в болоте вода не даёт родителям-р а стениям (перед cт) передавать своё добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохр а няется (охрана), болото становится кл а довой (клад) солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.
Блудово болото содержит огромные запасы г о рючего (безудар. положение), но слой торфа не везде одинаковой толщины. Там, где с и дели (сидя) дети, р а стения (перед cт) слой за слоем л о жились (после корня нет суфф. -а-) друг на друга тысячи лет. Но дальше, чем ближе к Слепой Елани, слой ст а новился (стал) всё моложе и тоньше.
Мало-помалу, по мере того как Митраша продв и гался (двигался) вперёд, кочки под его ногами ст а новились (станет) не просто мягкими, как раньше, а полужидкими. Попадаются какие-то вертлявые кочки, приходится выб и рать (после корня есть суфф. -а-) место, куда ногу поставить. К о снёшься (после корня нет суфф. -а-) земли, а она, как гамак, подвешенный над тинистой бездной.
Источник
Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):
а) Успокойтесь рана не опасна. б) Кругом светит солнце поохотиться можно.
в) Дунул ветер всё дрогнуло ожило и засмеялось. г) Молвит слово соловей поёт.
д) Вокруг стало светло зажглись фонари.
8. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):
а) Наступит весна прилетят грачи. б) Стояла она долго устали ноги и глаза.
в) В осеннюю пору хорошо в лесу воздух особенно свеж повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей земли.
г) Блеснули лиловые глаза выскочил кот. д) Друг за друга стой выиграешь бой.
9. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):
а) Зазвенел колокольчик проезжей тройки запел жаворонок русской зимы.
б) Назвался груздем полезай в кузов.
в) На судах зажигались огни они двигались и сверкали красными белыми зелёными точками.
г) Позволит наутро погода за нами придёт катер.
д) Я был угрюм другие дети веселы и болтливы.
Ответы
КОРОЧЕ ЧИТАЙ ОТВЕТ ГДЕ-ТО ТУТ
I. 1) Уже вечерело: солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. 2) Картина переменилась: уже на черной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. 3) Я стал звать хозяина — молчат, стучу — молчат. 4) Несчастья бояться — счастья не видать. 5) На мостике трудно было стоять: обливали волны, а ветер хлестал по лицу солеными брызгами, как плетью. 6) Мне страшно нравилось слушать девочку: она рассказывала о море, незнакомом мне.
II. 1) Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют. 2) Мне стало совестно, и я не мог докончить начатой речи. 3) Это была песня. Прислушиваюсь: напев стройный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь: никого нет кругом, прислушиваюсь: снова звуки как будто падают с неба. 4) Взойдет красно солнце — прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь, рана не опасная.
7) Шестнадцать лет служу — такого со мной не было. 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло, вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать, но не смог: чернила замерзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда.
III. 1) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист. 2) Поздней осенью, перед самой зимой, степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик: птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы, и бараны: кочевники едут на зимнее стойбище. 3) Глубже пахать — больше хлеба видать. 4) Я люблю лес, как бродяга: для меня он родной, он дороже мне всего, дороже моря и неба. 5) По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха. 6) Будешь книги читать — будешь все знать. 7) Уля попыталась поймать вожжи, но не смогла дотянуться; кони, едва не налетев грудью на бричку впереди, взмыли на дыбы и рванули в сторону, чуть не оборвав постромки.
IV. 1) За мной гнались — я духом не смутился. 2) Равнина была пустынна и печальна — сжималось сердце. 3) Везде тишь: ни собак не тявкнет, ни голос человеческий не откликнется. 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни — это горит трава. 5) Пишу жизнь — выходит роман, пишу роман — выходит жизнь. 6) Снег падал медленно, тяжелыми пушистыми хлопьями, превращая дорогу в сугробы; он наклонял своей тяжестью деревья. 7) Было так: из тьмы глубокой огненный взметнув клинок, луч прожектора протоку пересек наискосок.
Источник
Расставить знаки препинания в бессоюзных предложениях:
1.
Он смотрит вдаль там лес пестреет тут поля и горы.
По небу знойный день катится от скал горячий пар струится.
Лето припасает зима поедает.
Он прилёг усталость давала о себе знать.
В сухом и чистом воздухе пахнет полынью сжатой рожью гречихой даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.
Занавес поднялся раздались дружные аплодисменты.
Сильный дождь льёт с утра выйти невозможно.
Случилась беда селевой поток размыл железнодорожные пути.
2. Служить бы рад прислуживаться тошно.
Погода в январе непостоянна морозы сменяются оттепелями.
Все вышли на террасу в доме было душно.
Мать видела побледневшее лицо Павла она невольно двинулась вперёд расталкивая толпу.
Гуси высоко летят воды будет много.
Я понял маленького друга хотели лишить первой и последней радости в её недолгой жизни.
Замела метель дорожки пробираться нелегко.
Светлые заливы в камышах блестят неподвижно нивы на полях стоят.
3. Ровной синевой залито всё небо одно лишь облачко на нём не то плывёт не то тает.
Но Дубровский уже её не слушал боль раны и сильные волнения души лишили его сил.
Жизненная роль гемоглобина общеизвестна он переносит кислород.
Слава греет позор жжёт.
Только видит вьётся вьюга снег ложится на поля вся белёшенька земля.
Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.
Солнце жгло по-вчерашнему воздух был неподвижен.
Солнце дымное встаёт будет день горячий.
4. Дожди перестали поля высохли.
В лагере спокойно ни суеты ни говора людского даже трубы над палатками не дымят.
С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.
Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.
Над тростниками взмывают стаи уток кружатся чайки парят орлы пролетают кулики и чибисы.
В счастье дружбой пользуются в беде её проверяют.
Печален я со мною друга нет.
Бледно-серое небо светлело холодело синело звёзды мигали слабым светом.
5. В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.
Хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был.
Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки топор осторожно стучал по сучьям колёса скрипели лошади фыркали.
Не хочешь ехать оставайся.
Заря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубятся пары.
Весь мир знает первый искусственный спутник Земли посланец нашей страны.
Кругом ярко светит солнце поохотиться ещё можно.
Ни одной птицы не было слышно все приютились и замолкли.
Источник
Кругом светит солнце поохотиться можно знаки
Модульный урок по т еме «Бессоюзные предложения»
в процессе работы над модулем учащиеся должны углубить знания по структуре БСП;
уметь находить БСП;
совершенствовать пунктуационные навыки в БСП;
закрепить умения различать БСП с тире и БСП с двоеточием;
уметь распределять время;
осуществлять контроль и взаимоконтроль;
соотносить результаты своей работы с поставленными целями.
Цель: определить уровень знания по данной теме.
- Запишите в рабочей тетради дату. Тему урока.
- Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте ответ и запишите его в той форме, которую требует от вас вопрос.
- Проверьте свою работу, пользуясь ключом.
- Оцените свою работу, пользуясь критериями оценки.