Меню

Кружок по изучению космоса

Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициативе и творчеству.

Рабочая программа предназначена для познания и расширения кругозора детей, ознакомления их с космическими планетами, созвездиями, миром и различными явлениями неба.

Скачать:

Вложение Размер
yunye_kosmonavty.docx 20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.

В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициативе и творчеству.

Постоянное участие родителей в процессе работы только увеличивают интерес детей к неизведанному космосу, совместные задания детей и родителей развивают творчество, фантазию, побуждая детей к познанию.

Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Рабочая программа предназначена для познания и расширения кругозора детей, ознакомления их с космическими планетами, созвездиями, миром и различными явлениями неба.

Была определена цель и задачи программы.

  1. Расширять представления детей о действии Вселенной, познакомить с достижениями человечества в космическом пространстве.
  1. Формировать представления детей о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы (расположение относительно Солнца, орбиты движения планет, зодиакальные созвездия).
  2. Формировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  3. Формировать нравственные и патриотические качества.
  4. Увеличить интерес к астрономическим явлениям.

Для решения поставленных задач были выполнены ряд педагогических условий:

  1. Построение развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Разнообразие наглядного материала (модель Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии)
  3. Использование технических средств (гуашь, мелки, блёстки, карандаши, бумага, пластилин)
  4. Фонетика и литературное слово.

Программа рассчитана на два года, для детей 5-7 летнего возраста.

  1. Построение доступности изучаемого материала.
  2. Эмоционально насыщенная тематика наглядного материала, дидактических игр, бесед.
  3. Проблемно-исследовательский характер заданий.

Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование:

  1. Различных видов бесед.
  2. Занятия по изобразительной деятельности, конструирование.
  3. Занятий-путешествий.
  4. Занятий-игр.
  5. Проведение опытов.
  6. Чтение литературы.

В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчивое, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью в качестве отдыха использую подвижную игру, где много смеха и движений. Задания на занятии могут повторяться, усложняться, в зависимости от индивидуально-психологических способностей детей.

Перспективное планирование кружка «Юные космонавты» подготовительная группа.

  1. Диагностика детей по выявлению первоначальных знаний о космосе.
  2. Тема: «Жизнь на планете Земля»
  1. Занятие с проведением опыта «Воздух и его свойства»
  2. Чтение О.Чусовитина «Земля-шар»

Работа с родителями:

Ширма: «Солнечная система. Где она?»

Октябрь.
Тема: «Жизнь на планете Земля»

  1. Беседа: «Земля-наша планета» (о материках, морях, океанах, полюсах, экваторе)
  2. Занятие: «Планета Земля»
  3. Рассматривание глобуса (макет Земли)
  4. «Моя голубая планета» (рисование Земли)

Работа с родителями:

Ширма: «Почему ребёнок не похож на свой знак зодиака?!»

Тема: «Тайны звёздного неба»

  1. Беседа: «Что такое звёзды и созвездия?»
  2. Опыт: «Звёзды светят постоянно»
  3. Чтение: «Легенда о большой и малой медведице»
  4. Беседа: «Солнце – самая близкая к земле звезда»
  5. Чтение стихотворения Р.Алдонина «Пояс Зодиака»
  6. Коллективная аппликация «Большая медведица»(из отдельных маленьких звёздочек)

Работа с родителями:

Ширма: « Тайны звёздного неба»

Тема: «Путешествие на Луну»

  1. Занятие-сказка: «Луна-спутник Земли»
  2. Иллюстрации Луны (вид из космоса, поверхность Луны)
  3. Беседа: «Что увидит космонавт прилетев на Луну?»
  4. Загадывание загадок о луне
  5. Лепка: «Летающие тарелки и пришельцы» (использование природного и бросового материала)

Работа с родителями:

«Сладкое развлечение» (с музыкой)

Тема: «В гости к Солнцу»

  1. Беседа: «Солнце и планеты»
  2. П/игра: «Планеты по местам»
  3. «Веселые планеты» (обвести по точкам и раскрасить)
  4. Беседа: «Свет и тень»
  5. Опыт: «Солнце-источник света»
  6. Игра: «Догони свою тень»

Работа с родителями:

Ширма: «Астрономия и планеты»

Тема: «Жизнь на других планетах»

  1. Занятие «Наши соседи во Вселенной»
  2. Игра: «Волшебные превращения»
  3. «Отгадай загадку»
  4. Занятие: «Земля – планета Солнечной системы»
  5. «Планета для каждого» (ручной труд)
  6. Игра: «Горячее солнце»
  7. Рассматривание иллюстраций «Солнечная система»

Работа с родителями:

«Наша Вселенная» (выставка рисунков родителей и детей)

Тема: Освоение космоса людьми»

  1. Беседа: «На чём и зачем люди летают в Космос?»
  2. Чтение стихов
  3. Рассматривание иллюстраций
  4. Беседа: «О жизни космонавтов в космосе»
  5. С/р игра: «Мы космонавты»
  6. Изготовление атрибутов к игре (шлемы, телескопы)

Работа с родителями:

Ширма: « История космонавтики. Научные достижения»

Тема: «Жизнь на планете Земля»

  1. Праздник: «День Земли»
  2. Пение песен о солнце, весне
  3. Украсить макет Земли цветами, насекомыми
  4. «Объёмные бабочки и цветы для любимой планеты»
  5. Чтение стихотворения С.Маршака «Радуга-дуга»
  6. Слушание записи: шум моря, пение птиц, шум дождя.

Работа с родителями:

Фотоколлаж «Мы в космосе»

Тема: Жизнь на планете Земля»

  1. Занятие: «В гостях у Царицы Радуги»
  2. Загадывание загадок, чтение стихов о радуге
  3. «Радужное коромысло через реку повисло» (объёмная аппликация)
  4. Опыт: «Радуга-дуга»

Работа с родителями:

Совместное посещение планетария

Беседа о космонавтах

Цель: расширять знания детей об окружающем, дать понятие о космосе, о подготовке к полёту, одежде, питании космонавтов; воспитывать любовь к Родине. К её людям, гордость за свою родину; желание расти похожим на лётчиков-космонавтов.

Рассмотреть иллюстрации лётчиков-космонавтов.

— На чём летают лётчики-космонавты в космос? (на космических кораблях)

— Космические корабли запускают с космодрома (показать иллюстрацию), там устраивают стартовую площадку, на которой устанавливают космические корабли. И вот нажимают кнопку «пуск» и начинают работать все приборы, аппараты, поднимается огненный столб и корабль летит с бешенной скоростью ввысь, в космическое пространство.

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась

Лишь в синем небе полоса

Как снег белеть осталась.

— Каких людей отправляют в космос? (ответы детей)

— В космос надо отправить самых здоровых, закалённых, умных, бесстрашных. Тренированных людей. Поэтому для этой профессии отбирают людей самых лучших. Перед полётом они много тренируются, готовятся: занимаются спортом, проходят испытания в камерах. (рассмотреть иллюстрации). Для них создают здесь, на земле те же условия, что и в космосе.

— Что надевают на лётчика перед полётом в космос?

— Вот это скафандр (показать иллюстрацию) – костюм для космонавта. Это не одежда, а отдельная индивидуальная кабина. Сделана она не из металла, а из мягкого, прочного, надёжного материала.

— Может ли обойтись космонавт в космосе без скафандра?

— Нет, не может, потому что скафандр спасёт космонавта от жары, холода и перегрузок. В нём не жарко и не холодно, температура как в комнате и дышится в нём легко. Если солнце светит слишком ярко и слепит глаза, то можно в гершлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, космонавт может разговаривать с друзьями, которые остались дома, на земле. Если стало холодно, то есть кнопка, которая быстро приведёт всё в норму. Другая кнопка спасёт космонавта от мокрой одежды или запотевшего стекла.

— Почему космонавт не может находиться в обычной одежде в космосе?

— Космонавтам приходится выходить в открытый космос: осмотреть станцию снаружи, провести наблюдения.

— Здесь, на земле, летом мы одеваем какую одежду? (лёгкую)

— А зимой, что мы надеваем, чтобы не замёрзнуть? (шубу, валенки,…)

— Правильно. Здесь в открытом космосе одновременно жуткий мороз, и невыносимая жара: в тени всё замерзает, на солнце – печёт. А в скафандре комнатная температура и космонавт находится в безопасности. Или представьте, что в космосе в корабль попал метеорит. Пусть пробоина небольшая, но опасность смертельная. Так, как в космосе нет кислорода, то через пробоину воздух улетучится и людям нечем будет дышать. А в скафандре никакого несчастья не произойдёт, там есть запас воздуха.

— Нужна ли космонавтам вилка, ложка?

— А как космонавты питаются в космосе? Что из продуктов они берут?

— Вся пища упакована в тубы и пакеты. Все пудинги, супы и каши они выдавливают себе в рот. Потому что любая жидкость в космосе приобретают форму шара, потому что в космосе невесомость Но даже в космосе у космонавтов есть стадион, где они занимаются спортом. Есть кухня, где хранят продукты и питаются. Медицинский кабинет, где лечатся и проверяют своё здоровье.

— А вот есть ли спальня?

— Космонавты, конечно, спят, но спальни нет. Спят они по-походному: в спальных мешках, которыё пристёгивают ремнями к стенам станции.

— Сегодня мы говорили о профессии лётчика-космонавта. Теперь мы знаем, чтобы стать космонавтом, надо обладать какими качествами? (ответы детей)

— Что вы должны сделать сейчас, чтобы вырасти настоящими лётчиками-космонавтами (ответы детей)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш.

Пояснительная запискаВажным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в проц.

Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с большой любовью и огромной надеждой посвящаю вам свою работу: «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда.

программа кружка «Юный эколог» предполагает тесное общение воспитанников с природой, что доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, зву.

Программа кружка «Юные космонавты».

Пояснительная записка.Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка. Стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного .

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, про.

Источник

Астрономия и космонавтика для школьников

В Москве и ближнем Подмосковье работает всего несколько тематических кружков, но большинство из них имеют более чем 50-летнюю историю. Многие объединения, особенно это относится к кружкам при бывших дворцах пионеров, располагают собственным планетарием, то есть теоретические занятия непосредственно связаны с практикой и наблюдениями. Поскольку профессиональное сообщество в этой сфере совсем небольшое, администрация и сами кружковцы хорошо знают друг друга. Ребята с преподавателями ездят друг к другу в гости, проводят совместные наблюдения и занятия.

Ребенок, занимающийся астрономией, получает гораздо больше знаний, чем это кажется на первый взгляд. Современная астрономия предполагает использование технических средств: фоторегистрирующие приборы, компьютеры, телескопы. Во время наблюдений используются как автоматические телескопы, которые сами наводятся на нужный объект и следят за ним, так и телескопы, требующие хорошего знания положения на небе нужных объектов. Немаловажную роль играет и программное обеспечение — как готовое, так и разработанное пользователями. Физика, математика, информатика, приборостроение — вот далеко не полный перечень дисциплин, которые углубленно изучают школьники, увлекающиеся астрономией. А еще посещение кружков — это экспедиции в интересные места России и профессиональное наблюдение за событиями (затмения, кометы), которых ждут во всем мире.

Некоторые выпускники кружков становятся астрономами-учеными, но большинство из них остаются астрономами-любителями, верными своему хобби, на всю жизнь. В нашем обзоре — восемь кружков по астрономии и космонавтике для школьников.

Астрономический кружок Московского планетария

Кружок Московского планетария работает с 1934 года. Многие его выпускники сегодня являются ведущими учеными, чьи имена известны во всем мире. Программа обучения рассчитана на 3 года. Занятия проводятся в Большом Звездном зале, в обсерватории и на астрономической площадке. Ребята узнают об истории астрономии, происхождении Солнечной системы, законах движения небесных тел, а, научившись работать с различными типами телескопов, самостоятельно проводят наблюдения планет, Луны, звезд. Лекции для старших курсов читают профессора МГУ. Помимо непосредственно занятий в Планетарии кружковцев ждут выездные наблюдения, экспедиции в российские обсерватории, встречи с легендарными космонавтами и учеными, интересные экскурсии.

Планетарий располагает оборудованием для изучения неба, которого нет больше нигде в стране. Большие возможности для обучения позволяют школьникам участвовать и побеждать в городских и региональных олимпиадах по астрономии. На первый курс кружка приглашаются ученики 5-7 классов, зачисление проходит по результатам собеседований, которые начнутся в сентябре.

Клуб «Космический отряд» Музея космонавтики на ВДНХ

Занятия кружка проходят в интерактивном классе музея, в программе — лекции о космических технологиях, о строении Вселенной и методах её изучения, о подготовке к полетам. Юные исследователи космоса узнают о том, где находится ближний и дальний космос, в чем отличие космического корабля и ракеты, какую работу проводят космонавты на орбите. Школьники встречаются с космонавтами, астрофизиками, учеными, выезжают на объекты авиакосмической и астрономической отрасли, участвуют в астрономических наблюдениях. Занятия проводятся еженедельно, по четвергам, в двух группах — 8-11 и 11-15 лет.

Московский городской дворец детского (юношеского) творчества

Отдел астрономии и космонавтики Дворца пионеров на Воробьевых горах предлагает самый большой выбор тематических кружков в Москве, а также располагает собственным планетарием. Здесь уже более 50 лет изучают астрономию, космонавтику, геофизику, точные науки, узнают о профессиях, связанных с исследованием и освоением космоса, с авиацией и геофизикой. Среди кружков — «Астрономия древних цивилизаций», «Земля — планета», «Космическое путешествие по Вселенной», «Олимпиадная астрономия», «Тайны звездного неба», «Физика в астрономии». Также ребята могут изучать космическую медицину, авиационную метеорологию, основы авиации и космонавтики.

В центре разработаны и много лет проводятся различные соревнования для школьников, в том числе, конкурс детского творчества по астрономии и физике космоса, конкурс «Космический патруль». В программе «Эксперимент в космосе» участвуют самые подкованные ученики, которые готовят научно-технические проекты, они имеют возможность включиться в планирование и проведение научных и образовательных экспериментов на борту Международной космической станции, транспортного корабля или биоспутника.

Дом научно-технического творчества молодежи

Дом научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ) на Шаболовской — это филиал Московского городского дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах. С нового 2015/16 учебного года здесь возобновляется работа астрономических кружков, планируется как минимум четыре учебных группы, среди которых «Космическая физика» и «Практическая астрофизика». В кружках школьники знакомятся с азами астрономии — изучают звёздное небо и расположение созвездий, тела Солнечной системы, устройство и принцип действия приборов, которыми пользуются современные астрономы при наблюдениях, а также проходят астрофизические методы исследования космических объектов — спектральный анализ, фотометрию. Практическая часть обучения включает наблюдения астрономических объектов, фотографирование их с использованием современных приборов и исследование полученных данных.

Во время каникул кружковцы ездят в исследовательские экспедиции по разработанным программам (наблюдение Лунных или Солнечных затмений). Обучение в кружках предполагает участие школьников в тематических конференциях разного уровня и выступление с докладами о своих работах, лучшие ученики получают возможность участвовать в Международных молодежных конференциях.

Астрошкола ГАИШ МГУ

Школа работает при Государственном астрономическом институте им. Штернберга, который является подразделением МГУ. В программе обучения — различные теоретические и практические занятия, лекции и семинары по астрономии, физике и математике, астрономические наблюдения на телескопах ГАИШ. Занятия проходят в четырех группах — общая астрономия, основы астрофизики, введение в гравитацию и космологию, теория астрономических приборов. Школьники посещают планетарии и музеи, участвуют в научных проектах.

Межшкольный факультатив по астрономии и физике космоса школы № 179

Школа, расположенная в самом центре Москвы, известна не только своими математическими классами, но и редким для московских школ кружком по астрономии для всех желающих. Работают две группы — начинающие (7-8 классы) по четвергам и продолжающие (8-10 классы) по пятницам. В программе обучения — теоретические занятия, решение занимательных и олимпиадных задач, наблюдения и экскурсии. Весной проводятся специальные консультации для ребят, отобранных на заключительный этап Всероссийской олимпиады по астрономии. В августе 2015 года на Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике в Индонезии двое кружковцев получили бронзовые медали.

Астрономическая школа «Вега»

Школа находится в городе Железнодорожный Московской области, располагает обсерваторией, несколькими мощными телескопами и имеет давние традиции в области преподавания астрономии школьникам. В течение учебного года занятия в кружках проходят в школе и на близлежащих территориях, в июле и августе кружковцы ездят в экспедицию в Крым — проводят там астрономические наблюдения.

Помимо непосредственно кружковой работы школа проводит несколько конкурсных мероприятий по астрономии, не имеющих аналогов среди других учебных заведений. В конкурсе детского научно-фантастического рассказа и рисунка «Эра фантастики» ежегодно принимает участие более 1000 работ. «Веговские чтения» — это астрономическая открытая реферативная конференция для учащихся Московской области, здесь, в том числе, работает научно-практическая секция. Также «Вега» ежегодно проводит Городскую астрономическую олимпиаду, которая является отборочной на олимпиаду всероссийского уровня. Во время интересных астрономический событий (пролет яркой кометы, лунное или солнечное затмение) «веговцы» всегда устраивают показ неба в телескоп для всех желающих.

Заочная астрономическая школа

Школа работает на базе Центра дистанционного образования физического факультета МГУ — это совместный проект Государственного астрономического института им. Штернберга и Астрономического общества. Здесь занимаются ребята, которые интересуются астрономией и астрофизикой, но не имеют возможности посещать занятия очно. С 1 сентября открывается набор школьников 5-11 классов на 2015-2016 учебный год, на сайте школы можно выбрать курс и зарегистрироваться на него. Ученикам предоставляются учебные материалы по основным темам, тренировочные упражнения, контрольные тесты, инструкции к самостоятельным наблюдениям, исследовательские задания, а также информация об астрономических олимпиадах, конкурсах, конференциях. В дальнейших планах школы — дистанционная подготовка старшеклассников к Всероссийской олимпиаде по астрономии и прикрепление талантливых школьников к преподавателям ЗАШ для участия в научно-исследовательской работе.

Источник

Читайте также:  Подстаканник мельхиор мнц космос
Adblock
detector