КТД: «Космические дали»
Цель: сформировать первичное представление о космосе и об освоении космоса человеком.
Задачи:
- развитие интереса к познавательной деятельности;
- раскрытие творческого потенциала участников КТД;
- развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);
- развитие информационных умений (умения пользоваться различными источниками информации, умения анализировать информацию, умения выделять главное-существенное);
- формирование управленческих умений (умения понимать поставленную задачу, понимать последовательность действий для выполнения поставленной задачи, планировать свою работу);
- формирование социального опыта (навыков организации КТД, оценки своей работы, ознакомление с профессиями — космонавт, конструктор, воспитание ответственности за порученное дело, осуществление сотрудничества в процессе совместной работы)
КТД — это дело, которое предполагает непрерывный поиск лучших решений для достижения поставленной цели, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща. В деле принимают участие все ученики, классный руководитель, помощь в организации оказывают родители.
Схема организации КТД:
- Предварительная работа.
- Коллективное планирование.
- Коллективная подготовка к делу.
- Проведение КТД.
- Коллективное подведение итогов.
- Важнейшее последствие.
Ход урока
1. Предварительная работа.
— Ребята, учителя других классов узнали, что мы часто проводим КТД и попросили поделиться опытом. Как вы относитесь к предложению провести КТД?
Посмотрите по календарю у нас 7 апреля — это День Здоровья и 12 апреля — День Космонавтики. Какую тему выберем?
— Как будем планировать свою работу? (Нужно выяснить, что знают дети о космосе)
— Каким образом? (Проведем опрос)
Опрос (Был составлен тест из 5 вопросов по теме — космос)
В течение 3 дней были опрошены 3-а, 3-б, 3-в, 3-д, 4-б, 4-в классы и родители 3-в.
В проведении опроса приняли участие все ученики класса. Результаты подсчитывала счетная комиссия, состоящая из 5 человек.
Классный руководитель по результатам сделал диаграммы.
По результатам стало понятно, какой информацией о космосе дети владеют не в полной мере.
Формирование групп классным руководителем, исходя из способностей детей.
Были сформированы 3 группы, Каждой группе была предложена инструкция как организовать работу в своей группе (Приложение 1):
- 1 группа — «Великий спор в географии» (Собрать информацию о том, что знали люди о Солнце, звездах и планетах в древности).
- 2 группа — «Путешествие по музею космонавтики» (собрать информацию о пионерах космоса).
- 3 группа — «Полет в космос» (Найти стихи, песни, музыку по данной теме).
2. Коллективное планирование.
После сбора информации — сбор каждой группы отдельно, для составления своего сценария.
Анализ собранной информации, выделение существенного-главного и на основе этого — составление сценария.
3. Коллективная подготовка к делу.
Оформление и изготовление реквизита.
Поиск костюмов, изготовление костюмов.
Изготовление стенгазет о космосе.
Работа каждой группы ведётся втайне от других групп.
4. Проведение КТД.
1) Мобилизующий момент.
— Сегодня мы показываем наши выступления. Этому предшествовала большая работа. Началось все с идеи — провести КТД о космосе. Чтобы выяснить, что рассказывать о космосе, мы провели опрос среди учащихся 3-4 классов и родителей. Выяснили, что именно дети и взрослые не знают о космосе, и, исходя из этого, определились в выборе тем для каждой из групп. Затем последовал сбор информации по плану, предложенному классным руководителем. После того, как накопилась информации — сбор каждой из групп для написания сценария. Немаловажно, что работа каждой группы велась втайне от других групп и сегодня каждое выступление будет сюрпризом. Желаю всем группам успеха!
— Приглашаю 1 группу.
2) Выступление 1 группы (Приложение 2).
— Интересно? Что понравилось? Не понравилось? Что узнали?
— Мне тоже было интересно.
— Благодарим вас за выступление. Похлопаем нашим артистам.
3) Выступление 2 группы (Приложение 3).
— Что узнали? Что еще хотели бы узнать?
— Поблагодарим ребят за выступление.
4) Выступление 3 группы (Приложение 5).
— Спасибо вам за праздничное яркое выступление.
— А вам, ребята, понравилось? Какое настроение? Почему?
— Что-то узнали о космосе?
5. Коллективное подведение итогов.
— Чему вы научились? Не что узнали, а чему научились?
— Без чего не получилось бы выступление вашей группы?
— С чего все начиналось? Как шла работа? Что получилось? Не получилось?
6. Важнейшее последствие.
Кадры с первого урока в школе.
— Посмотрите на экран. О чем напоминают вам эти кадры? (Первый класс, 1 урок, «Дерево Желаний»)
— Посмотрите, что написано? («КАСМАНАФТ»)
— Знаете, когда я была маленькой, все мальчишки в нашем классе мечтали быть космонавтами, да и девчонки тоже. И я почему-то думала, что сегодня об этом дети уже не мечтают. Исчез интерес к этой профессии, она стала какой-то самой обычной, обыденной. Но оказалось, что я не права. В нашем классе есть дети, которые мечтают быть космонавтами. Я желаю, чтобы их мечта сбылась. Это так здорово о чем-то мечтать и стремиться к исполнению своей мечты.
Не только нашим будущим космонавтам, всем вам я желаю, чтобы вы ставили перед собой цели и добивались их. Сегодня, я считаю, вы сделали маленький шажок к этому. А «Ягодка по ягодке и наберется кузовок».
— Как вы думаете, можем ли мы свои выступления показать другим ребятам и родителям?
— Что нужно изменить в выступлении?
— Я с вами согласна. Немного переделаем, исправим недочеты и будем выступать перед третьеклассниками и родителями.
Выступление перед родителями и детьми из других классов.
Выступление было показано через неделю, после небольшой корректировки сценариев.
Используемая литература
- Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. / Д.Холланд. — М.: Издательство «Махаон», 2003.- 487с.
- Энциклопедия для детей. Т.23 Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь. / Глав.ред. Е.А.Хлебалина, отв.ред. Д.И.Люри.-М.: Аванта+, 2003.-688с.: ил.
- Газета для учителей начальной школы «Педсовет»
- № 1, 2004. / Н.П.Шумилова. Пресс-конференция «Мы — дети Галактики»
- Газета для учителей начальной школы «Педсовет»
- № 5, 1998. / КТД
- Наши праздники. Книга для детей и взрослых. / Л.Ю.Болдырева. — ООО» Издательский центр «У-Фактория», 2000
- Энциклопедия праздников. / Авт.-сост. Н.В.Чудакова. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 256 с.: ил.
- И учеба, и игра: русский язык. Пособие для родителей и педагогов. / Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с.
- Веселые праздники в школе. Сценарии праздников для младших школьников. / А. Трусий. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 222 с.
- Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя. / Сост. В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.
- 100 великих имен в математике, физике и географии: научно-популярн. изд. / О.А. Смирнов, Т.С. Майорова, ИГ. Власова, научн. ред. В.В. Славкин. – М.: Филол. о-во «Слово», АСТ, 1998. – 496 с.
- Интернет- ресурсы.
Источник
КТД ко Дню космонавтики
Татьяна Шарапова
КТД ко Дню космонавтики
КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
КТД дают возможность:
1. реализовать и развивать свои способности
2. расширить знания об окружающем мире;
3. приобрести навыки проектирования;
4. проявить организаторские умения;
5. закрепить коммуникативные навыки
6. формировать способности к рефлексии (анализу)
1. развивать творческий потенциал;
2. совершенствовать организаторские возможности;
3. изучить классный коллектив;
4. объединить учащихся, педагогов, родителей;
5. управлять процессом развития личности школьника;
6. развивать рефлексивные возможности
1) Стенгазета – информационная (содержит краткий материал о 12 апреля 1961года, стихотворение о космосе, изображения космоса и космических кораблей)
2) Стенгазета — «Поехали!»
• принести свою фотографию (портрет, чтобы вырезать лицо и поместить на стенгазету
• иметь на занятиях цветную бумагу, ножницы, карандаш, линейку, клей, фломастеры
КТД «День космонавтики»
Цель: сформировать представление об освоении космоса человеком, космонавтах и космических кораблях.
1. Развитие интереса к познавательной деятельности;
2. Раскрытие творческого потенциала участников КТД;
3. Развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);
4. Формирование управленческих умений (умения понимать поставленную задачу, понимать последовательность действий для выполнения поставленной задачи, планировать свою работу);
5. Формирование социального опыта (навыков организации КТД, оценки своей работы, конструктор, воспитание ответственности за порученное дело, осуществление сотрудничества в процессе совместной работы)
Ход КТД:
1. Предварительная работа. ***
Вика: Знаете ли вы дети, кто полетел к планетам, первый?
Какой в апреле праздник раз в году? О космосе слагаются легенды,
Герои космонавты на виду: им на земле спокойно не живётся,
Их почему — то вечно тянет ввысь, им звёзды покоряются, сдаются,
На их погонах золотом зажглись.
Таня: Как вы уже поняли, поговорим мы о дне Космонавтики. Кстати в этом году 12 апреля исполнится ровно 55 лет с того дня, как Юрий Гагарин впервые полетел в Космос. А вы ребята, хотели бы полететь в космос? Если да, то думаю после проведения нашего коллективного творческого дела, каждый из вас сможет отправиться, а вот куда узнаем прямо сейчас.
Вика:отгадайте загадку: «То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной». (ЛУНА)
Таня: Правильно! Луна. Итак, в конце наших занятий вы, как настоящие космонавты отправитесь на Луну! Хотите? Тогда начнем.
Вика: Ребята, ваш класс с нашей помощью изготовит особые стенгазеты ко дню космонавтики.
Для этого нам необходимо распределиться на 3 группы и спланировать свою работу.
На группы мы будем делиться с помощью жеребьевки. Каждый из вас вытянет из волшебного мешочка карточку.
Таня:У каждой группы есть свое особое задание:
1 группа: Докладчики (поработать с предоставленными материалами по данной теме, а именно подобрать стихи по данной теме, фотографии космонавтов и космических аппаратов, подготовить мини-доклад о первом полете человека в космос).
2 группа: Художники (оформить фон газет, написать название газет, на информационной газете поместить минимальное количество материала картинки, на второй газете ракеты со своими фотографиями).
3 группа Оформители (изготовить ракеты в технике оригами, вырезать фотографии и картинки, оформить основное пространство стенгазеты).
2. Коллективное планирование.
Составление плана работы своей группы.
3. Коллективная подготовка к делу.
Сбор информации, сбор и изготовление оформительских деталей.
4. Проведение КТД.
Изготовление стенгазеты всем классом и использованием наработанных материалов каждой группой.
• Прикидка расположения информации, картинок, фотографий, рисунков, поделок на газете.
• Приклеивание всего материала.
5. Коллективное подведение итогов.
— Чему вы научились?
— Без чего не получилась бы работа в ваших группах?
— С чего все начиналось? Как шла работа? Что получилось? Не получилось?
— Ребята, у вас на партах лежат стикеры, подпишите свою фамилию и имя, и приклейте их на «Экран настроения». Каждый стикер соответствует тому настроению, которое у вас было во время проведения нашего дела.
6. Ближайшее последствие.
— Знаете, когда мы были маленькими, все мальчишки в нашем классе мечтали быть космонавтами, да и девчонки тоже. И мы почему-то думали, что сегодня об этом дети уже не мечтают. Исчез интерес к космосу, эта тема стала какой-то самой обычной, обыденной. Но оказалось, что мы не правы. Мы желаем, чтобы их мечта сбылась. Это так здорово о чем-то мечтать и стремиться к исполнению своей мечты. Ставьте перед собой цели и добивайтесь их. Сегодня, мы считаем, вы сделали маленький шажок к этому.
Чтобы узнать тему наших занятий, вам необходимо решить примеры и расставить буквы в правильном порядке. – на слайде
1. Космосом мы называем пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету Земля. На протяжении многих тысячелетий люди любовались звездами, сияющими в ночном небе. Постепенно они узнавали все больше и больше о мерцающих звездах, планетах. Многие мечтали о том, чтобы попасть на другие планеты и исследовать их, но у них не было такой возможности. В наши дни люди могут совершить космические полеты. Для этого людям пришлось изобрести свой транспорт. Как вы думаете, какой транспорт служит для передвижения в космосе?
2. На космических ракетах могут совершить полет только специально подготовленные люди. Их называют космонавтами. У космонавтов для полетов имеется специальная одежда – скафандр. В космосе происходят необычные явления. По земле мы ходим, а предметы имеют свои места. А в космосе все не так. Там предметы летают как воздушный шар, потому что они не имеют веса. Это явление называется невесомостью.
3. Знаете ли вы, что прежде чем в космос полетел первый человек, ученые сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы.
4. Первым космонавтом был Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года гражданин нашей страны впервые в мире совершил космический полет. Он облетел земной шар один раз за 108 минут. Но об этом узнал весь мир. Сейчас в мире насчитывается более 400 космонавтов. Они наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, помогают составлять прогноз погоды. С тех пор 12 апреля считается – всемирным днем космонавтики. И в этом году мы празднуем 55 годовщину первого полета человека в космос.
5. Ребята, вы хотите полететь в космос?Тогда отгадайте загадку:
Не пера, не крыла,
Только выпустит хвост-
Унесётся до звёзд. (ракета)
А для того, чтобы мы с вами смогли полететь в космос, нам нужно построить ракету.
Источник