Город Солнца
Город Солнца (итал. La città del Sole; Latin: Civitas Solis ) — философское произведение Томмазо Кампанелла, одна из известных утопий. Ряд элементов своих идей для книги Кампанелла почерпнул из особенностей развития и функционирования империи Инков, а также использовал название, какое носила столица инков — Куско [1] , где находился самый богатый золотом храм Солнца — Куриканча.
Содержание
Биография
Кампанелла был итальянским священником, который планировал освободительное восстание с целью свержения испанских захватчиков. План был раскрыт, а Кампанелла брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Именно в тюрьме был написан ряд произведений, одно из которых — «Город Солнца».
Творчество
Работа была написана на итальянском языке в 1602 году, латинская версия написана в 1613—1614 и издана во Франкфурте в 1623 году и является рассказом путешественника о посещённой им стране-утопии.
Книга «Город Солнца» написана через сто лет после «Утопии» (1516 год) Томаса Мора, в один год с «Новой Атлантидой» Френсиса Бэкона. Кампанелла был знаком с творчеством Мора, поэтому его влияние на «Город Солнца» хорошо просматривается.
Идеи социального равенства
В тюрьме Кампанелла, безусловно, размышлял о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. «Город Солнца» — идеальное, с точки зрения автора, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». Эта мысль была особенно актуальна для угнетённого народа. Кампанелла пришёл к выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди будут равны между собой. Подробности этой идеи Томмазо тщательно прорабатывает и описывает.
В «Городе Солнца» автор доводит идеи социального равенства до крайностей. Городом правит духовная (учёная) аристократия. При этом каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом.
Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными.
…
Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны. Это одинаково относится как к военному делу, так и ко всякого рода другим занятиям.
Однако если у человека нет зрения, он может чесать шерсть, щипать перья для подушек; хромой может стоять на страже; у глухого есть зрение и т. д. В крайнем случае калека может быть послан в деревню, где ему точно найдётся какая-то работа, соответствующая его здоровью.
Личные предпочтения людей считаются не такими значимыми, как их наклонности. Люди занимаются тем, к чему они наиболее способны, но при этом изучают и другие науки и ремесла.
Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Четырёхчасового труда оказывается достаточно, чтобы удовлетворить все потребности общества. Подобная идея есть и у Мора, где утопийцам запрещается работать больше 6 часов. Почему бы людям не позволить работать сверх нормы? Тогда будет нарушен принцип всеобщего равенства.
Кампанелла пишет: «Распределение всего находится в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить».
Власть
Как и в «Государстве» Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Кампанелла сам был священником, поэтому религия в «Городе Солнца» занимает достойное место.
Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца — учителя и священники — интеллигенция. Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто, как не она, могла разобраться во всех вопросах управления обществом. Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии. Таким образом, власть в городе Солнца более отдалена от народа, чем в «Утопии» Мора.
Пути изменения общества
Основная причина зла, по мнению Кампанеллы, — в людских пороках, прежде всего в эгоизме, порождающем у одних желание жить за счёт других. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине». Достичь этого Кампанелла хочет с помощью государства, которое карает и пресекает неправильное поведение. Также Кампанелла предлагает ликвидировать институт семьи как источник стремления к частной собственности, которое является причиной социального неравенства.
Кампанелла предлагает селекционный подход к деторождению: мужчины и женщины в Городе Солнца являются общими, исключительное право определять, кому от кого зачинать детей, принадлежит «начальникам». При выборе пар начальники исходят из телосложения и характера мужчин и женщин («женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга», учёных, которые «производят худосочное потомство», «сочетают с женщинами живыми, бойкими и красивыми. Людей же резких, быстрых, беспокойных и неистовых — с женщинами полными и кроткого нрава») и их астрологического прогноза. Целью является «чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство… они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой». В случае возникновения влюбленности между жителями Города Солнца, влюблённой паре позволяется «и разговаривать, и шутить, и дарить друг другу венки из цветов или листьев, и подносить стихи», однако если начальники считают их неподходящими для деторождения, «совокупление им ни в коем случае не разрешается».
Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому особое внимание уделено народному образованию и воспитанию. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого — обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. С 10 лет начинается обучение детей на практике, не по картинкам. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.
В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями.
Значение книги
И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется общество, где жизнь граждан согласуется с интересами общества и человек сам фактически не решает, что ему делать.
Город Солнца Кампанеллы предлагает альтернативу существовавшему в то время обществу. В процессе повествования автор рассматривает нормы поведения, морали, государственности в «идеальном» обществе, но по сути не меняя существующего общественного строя. Именно поэтому для связи с Богом жителям в городе Солнца необходимы жрецы.
Особого интереса заслуживает предложенная реформа системы образования, способствующая формированию всесторонне развитого, полноценного человека. Так же даются предпосылки к созданию общего универсального языка, способного связать вместе все науки и искусства.
Цитаты «Города Солнца»
- «подвергаются смертной казни те, которые из желания быть красивой начали бы румянить лицо, или стали бы носить обувь на высоких каблуках» Т. Кампанелла. Город Солнца. В книге «Утопический роман XVII—XVIII вв.» Москва.1971,стр.160
- «Ежели какая-нибудь женщина не понесёт от одного мужчины, её сочетают с другим; если же и тут она окажется неплодною, то переходит в общее пользование» Т. Кампанелла. Город Солнца. В книге «Утопический роман XVII—XVIII вв.» Москва.1971,стр.157
- «Дома, спальни, кровати и всё прочее необходимое у них общее. Но через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, а кому во второй» Т. Кампанелла. Город Солнца. В книге «Утопический роман XVII—XVIII вв.» Москва.1971,стр.154
Критика
Литературные качества произведения Кампанеллы даже в изданиях СССР имели низкую оценку: «„Город Солнца“ написан в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, … Кампанелла не сумел использовать её должным образом. В сущности мы имеем не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены в угоду литературной традиции часто бессодержательные реплики собеседника, оправдывающие, и то не во всех случаях, необходимость перехода к новой теме рассказа, не внося в него ничего нового.» [2]
Кроме того, «Город Солнца» отличается от прочих средневековых произведений утопического толка наличием астрологического контекста, особо популярного в западноевропейской литературной среде на рубеже XII — XVII веков. Так, труд Томмазо Кампанеллы содержит описание «идеальных», с точки зрения автора, элективных генитур (гороскопических элекций), связанных с вопросами подбора оптимального времени для случки домашнего скота (овец, лошадей, коров, домашней птицы), зачатия и основания (закладки) городов.
По мнению российского астролога Германа Ломова [3] [неавторитетный источник?] , описания Кампанеллы не соответствуют методикам корифеев древней астрологии (на примере Варахамихиры, VI век, «Брихат-Джатака» («Большая книга о рождениях»)), средневековой астрологии (на примерах Абрахама Бен Эзры [4] , XII век; Клода Дарио [5] , XVI век; Николаса Кульпепера [6] , XVII век) и современной астрологии (на примере Вивьена Робсона, XX век, «Элективная астрология»).
Источник
Путешественник в «Город Солнца»
К 450-летию Томмазо Кампанеллы
5 сентября 2018 года исполняется 450 лет со дня рождения выдающегося итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639).
Настоящее имя Кампанеллы – Джованни. Имя Томмазо он принял, постригшись в монахи.
Кампанелла родился в семье неграмотного сапожника на юге Италии в провинции Калабрия. Мальчик был очень любознательным и мечтал получить хорошее образование. Для этого ему пришлось постричься в монахи ордена доминиканцев.
Томмазо был глубоко верующим человеком и, вместе с тем, был склонен к вольномыслию. И в религиозной, и не только в религиозной сфере. Это вольномыслие приводило к неоднократным арестам. Но самый длительный арест был последний. И не за вольномыслие, а за политику: Кампанелла готовил восстание с целью свержения испанского владычества в Калабрии. Его хотели казнить, но Томмазо симулировал психическое заболевание и получил пожизненное заключение. В тюрьме он просидел 27 лет. И, как многие революционные деятели, использовал тюремное заключение для написания книг.
В 1626 году Кампанелла был освобожден и через несколько лет эмигрировал в более свободную Францию. Правивший Францией кардинал Арман Жан Ришелье (1585 – 1642) оценил таланты Кампанеллы: он всячески поддерживал мятежного монаха. Тем более, тогда Франция и Испания периодически воевали друг с другом.
Томмазо Кампанелла написал много произведений по теологии, философии и другим дисциплинам. Поскольку я не силен в католичкой теологии, то воздержусь от их оценки. Отмечу лишь очень важную мысль Кампанеллы о том, что в мире все связано со всем.
Кампанелла высказал ряд глубоких научных мыслей. Так, он рассматривал повышение температуры тела во время болезни не как болезнь, а как борьбу организма с болезнью.
Главным произведением Кампанеллы стала книга «Город Солнца», описывающая прекрасный мир, где все трудятся, но нет собственности. Это произведение заставляет считать Кампанеллу одним из основоположников утопического коммунизма.
Считается, что утопия – это дело несерьезное. Это и так, и не так. Утопия становится несерьезной и даже вредной, когда её пытаются реализовать в том виде, в котором она представляется современникам. Но утопия позволяет понять реальные проблемы общества, в котором она возникла, и задуматься о возможности их исправления. Утопия – это не проект, утопия – это постановка задачи. Решается она, скорее всего, не так, как представляется утописту. Самолет Ил-62 и ковер-самолет из русских сказок сильно отличаются друг от друга.
Томмазо Кампанелла не был первым представителем утопического коммунизма. Ему предшествовал труд очень серьезного человека – министра английского короля Генриха VIII (1491 – 1547), Томаса Мора (1478 – 1535). К сожалению, у Томаса Мора возникли разногласия с королем по ряду политических вопросов, и король распорядился отрубить своему министру голову. Стилем управления Генрих VIII не слишком отличался от своего современника Ивана Грозного (1530 – 1584).
Свой труд, напечатанный в 1516 году, Томас Мор назвал «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
В книге Томас Мор рассказал об острове Утопия. На этом острове, управляемом мудрым монархом, нет собственности, денег и эксплуатации. Труд обязателен для всех: рабочий день длится по 6 часов. Интересно, что в Утопии есть рабы, выполняющие наиболее тяжелые и грязные работы и никакими правами не пользующиеся.
«Город Солнца» Кампанелла написал, сидя в тюрьме. По-видимому, в 1602 году. Так же как Томас Мор, Кампанелла описывает идеальное государства, где нет собственности, денег, где все работают. Но помимо того, что писал Томас Мор в «Городе Солнца», есть некоторые детали.
Прежде всего, в Городе Солнца существует высокоразвитая техника. В отличие от Мора, Кампанелла понимает, что социальные новации «Города Солнца» опираются на технический прогресс. И о рабах в Городе Солнца ничего не говорится.
В городе Солнца нет семьи в обычном смысле этого слова. Детей воспитывает община. Вопрос о том, от кого женщина будет рожать ребенка, решают специально уполномоченные должностные лица. При этом они руководствуются соображениями, связанные с наследственным здоровьем будущего поколения.
В Городе Солнца уважаются все религии, и религиозной дискриминации нет. Но атеизм запрещен. Мысль о том, что бога, упаси боже, нет, представлялась мыслителю слишком опасной для общественной нравственности.
В 1970-х годах советский писатель Владимир Федорович Тендряков (1923 — 1984) написал философско-исторический роман «Покушение на миражи». Одним из персонажей романа является Томмазо Кампанелла. Автор очень четко сформулировал причину краха Города Солнца – отсутствие механизма принуждения к труду, необходимого для уровня развития производительных сил, описанных в романе. Без снятия этой проблемы Город Солнца нежизнеспособен.
Золотой эпохой утопического коммунизма стал конец 18 – первая половина 19 века. В 1797 году во Франции был казнен Гракх Бабеф (1760 – 1797). А затем там же появляются такие мыслители, как Анри Сен-Симон (1760 — 1825) и Шарль Фурье (1772 — 1837).
Выдающимся представителем утопического коммунизма 20 века был палеонтолог и писатель-фантаст Иван Антонович Ёфремов (1907 – 1972). Его роман «Туманность Андромеды» пользовался и поныне пользуется большой популярностью в нашей стране. И, помимо Ефремова, было немало писателей-фантастов, пытавшихся описать коммунистическое будущее. И мы, наверное, вправе сказать, что утопический коммунизм получил свою новую жизнь в научной фантастике.
Популярность утопического коммунизма свидетельствует о том, что капитализм – это не такой строй, который может удовлетворить человека.
С. В. Багоцкий
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Источник