Астрономический бой
Урок-игра, 11-й класс, или внеклассное мероприятие для учащихся, интересующихся астрономией
Цель урока: дать возможность учащимся в игровой, соревновательной форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности в области астрономии и её истории, связи с другими предметами, продемонстрировать умение решать задачи, общую эрудированность.
Правила игры. Класс делится на 3–4 команды. Каждая команда придумывает название, связанное с астрономией, эмблему и девиз. Формируется жюри – учитель и 2–3 ученика. По набранным баллам определяются победители в каждом поединке и игре в целом, проводится награждение, учитель может поощрить представителей команды-победительницы отметкой «5» в журнал.
Анаграммы
Великие астрономы
Четвёртый лишний
Астрономия +…
Созвездия
Космонавтика
Кроссворд
Команды получают задания каждого раунда одновременно, выполняют их определённое время и сдают результаты жюри. Жюри ведёт подсчёт баллов, а команды в это время под руководством ведущего выполняют задания следующего раунда. После выполнения задания второго раунда жюри сообщает результаты первого раунда (можно вносить записи в таблицу на доске) и т.д. Жюри также ведёт и общий счёт боя на данный момент и заносит результаты в таблицу на доске. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Если всё задание выполнено верно, в указанное время и раньше соперников, команда может получить дополнительно 1 балл в каждом раунде.
Представление команд (оцениваются название, девиз, эмблема – максимально 3 балла)
Раунд «Анаграммы*» (за каждый правильный ответ – 1 балл)
Срам, динар, Сократ, урна, добил, карета, тепло, улан, низал, Каспер. (Ответы: Марс, надир, Кастор, Уран, болид, ракета, полёт, Луна, линза, парсек.)
Раунд «Планеты» (за каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Эту карликовую планету открыл в 1930 г. американский астроном Клайд Томбо. 2. Эта планета в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном её движению вокруг Солнца, причём в 243 раза медленнее Земли. 3. На этой планете находится самая большая гора в Солнечной системе – гора Олимп высотой 25 км. 4. У этой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если найдётся ванна подходящих размеров. 5. Если бы эта планета была крупнее, то она могла бы стать звездой. 6. На этой планете вот уже 300 лет бушует ураган – Большое Красное Пятно – размером больше Земли. 7. На этой планете практически нет атмосферы, поэтому велики суточные колебания температуры. Температура днём достигает 40 000 °C. 8. У этой планеты имеются полярные шапки, в которых, возможно, находится в виде льда вода. 9. Назовите в таблице Менделеева химические элементы, в названии которых используются названия планет. 10. В греческой мифологии название этой планеты отождествляли с богом торговли Гермесом.
Ответы. 1. Плутон. 2. Венера. 3. Марс. 4. Сатурн. 5. Юпитер. 6. Юпитер. 7. Меркурий. 8. Марс. 9. Уран, нептуний, плутоний. 10. Меркурий.
Раунд «Астрономия +…» (за каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Астрономия + история. Это явление помогло установить историкам, что на границе Половецкой земли войска князя Игоря были 1 мая 1185 г.
2. Астрономия + поэзия. О чём писал Ломоносов?
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния, без грозных туч,
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мёрзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
3. Астрономия + медицина. Это часть солнечного излучения обладает рядом интересных свойств: обладает высокой химической активностью, убивает микроорганизмы, в небольших дозах благотворно влияет на организм человека. Всё это нашло широкое применение в медицине. Что это за излучение?
4. Астрономия + народная мудрость. «Мир освещается солнцем, а голова…» Закончите пословицу.
5. Астрономия + математика. Наименьшее расстояние от Земли до Сатурна 1,2 · 10 9 км. Через какое время дойдёт свет от Сатурна до Земли? Ответ выразите в часах.
6. Астрономия + музыка. Назовите имя профессионального музыканта, который начал заниматься астрономией как любитель и открыл в 1781 г. планету Уран.
7. Астрономия + химия. С помощью этого метода определяют химический состав Солнца, звёзд, галактик, туманностей.
8. Астрономия + криминал. Существует легенда, что Аристотель бросился в море со скалы, отчаявшись разгадать это явление природы. Назовите явление.
9. Астрономия + биология. Замечена 11-летняя цикличность в размножении трески, сельди, леща и других рыб. С такой же периодичностью повторяются нашествия саранчи. С чем это связано?
10. Астрономия + физика. В настоящее время достаточно часто используется световая энергия Солнца (для работы солнечных батарей в калькуляторах, на спутниках и т.д.). Какое физическое явление лежит в основе работы солнечных батарей?
Ответы. 1. Солнечное затмение. 2. Полярное сияние. 3. Ультрафиолетовое. 4. Знанием. 5. 1,1 ч. 6. Гершель. 7. Спектральный анализ. 8. Приливы и отливы. 9. С солнечной активностью. 10. Фотоэффект.
Раунд «Загадки» (за каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. 2. О каком небесном теле идёт речь, если оно является прекрасным примером того, как из мухи сделать слона? 3. Что будет наблюдать космонавт, находящийся на обращённой к Земле поверхности Луны, если люди на Земле в это время наблюдают лунное затмение?
4. О какой звезде идёт речь в этом стихотворении А.С.Пушкина?
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
5. Самый распространённый химический элемент в космическом пространстве. 6. Копьё стальное, а хвост огненный распустит, до земли достанет. 7. Ехал Волох, рассыпал горох, cтало светать – нечего собирать. 8. Без него плачемся, а как появится – от него прячемся. 9. Вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, пятница – день Венеры, суббота – день Сатурна. Продолжите: воскресенье – день…, понедельник – день… 10. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
Ответы. 1. Небо, звёзды, месяц. 2. Комета. 3. Солнечное затмение. 4. Венера. 5. Водород. 6. Ракета. 7. Звёздное небо. 8. Солнце. 9. Солнца, Луны. 10. Из «ковша» Большой Медведицы
Раунд «Космонавтика» (за каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Первый проект пилотируемой ракеты был предложен в 1881 г. известным революционером (ракета с пороховым двигателем). Как его фамилия? 2. Точная дата запуска первого спутника Земли. 3. Год рождения Ю.А.Гагарина. 4. Сколько минут был в космосе первый космонавт? 5. Название корабля, на котором полетел Ю.А.Гагарин. 6. Первая женщина-космонавт, побывавшая в космосе 16–19 июня 1963 г. 7. Как называлась серия американских космических кораблей, один из которых совершил 21 июля 1969 г. посадку на Луну? 8. Фамилии космонавтов, высадившихся первыми на поверхность Луны. 9. Космонавт, впервые вышедший в открытый космос 18 марта 1965 г. 10. В 1903 г. вышла статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Кто её автор?
Ответы. 1. Н.Кибальчич. 2. 4 октября 1957 г. 3. 1934 г. 4. 108 мин. 5. «Восток». 6. В.Терешкова. 7. «Аполлон». 8. Н.Армстронг, Э.Олдрин. 9. А.Леонов. 10. К.Циолковский.
Раунд «Великие астрономы» (за каждый правильный ответ – 1 балл, за каждый поставленный в соответствие портрет – ещё 1 балл)
1. Наблюдая за движением Венеры по диску Солнца, этот учёный 26 мая 1761 г. открыл атмосферу Венеры. 2. Наиболее плодотворными в жизни этого учёного были годы 1665–1667-й, когда во время эпидемии чумы он уехал в голодную деревню Вулсторп. Здесь родились интегральное и дифференциальное исчисления, здесь он разложил солнечный луч, познав тайну спектра, здесь сконструировал телескоп нового типа – рефлектор – и микроскоп. 3. Этот учёный доказал существование неровностей на Луне, пятен на Солнце, фаз Венеры, спутников Юпитера. 4. О ком говорят, что он «остановил Солнце и сдвинул Землю»? Его главный труд – «О вращении небесных сфер», – в котором он изложил гелиоцентрическую систему мира. 5. Этот учёный открыл три основных закона движения планет, которые стали носить его имя. 6. Этому датскому астроному спутник Юпитера Ио помог в 1676 г. определить скорость света. 7. Этот учёный утверждал, что в центре мироздания находится Земля. 8. Он первым измерил радиус Земли. 9. Какой учёный был сожжён на костре за пропаганду идей гелиоцентризма? 10. Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией как любитель и открыл в 1781 г. планету Уран.
Ответы. 1. М.В.Ломоносов (г). 2. И.Ньютон (Д). 3. Г.Галилей (Е). 4. Н.Коперник (А). 5. И.Кеплер (Ж). 6. О.Рёмер (И). 7. Птолемей (Б). 8. Эратосфен (К). 9. Дж.Бруно (З). 10. У.Гершель (В).
Раунд «Четвёртый лишний» (за правильный ответ – 1 балл)
1. 21 марта, 23 февраля, 23 сентября, 22 декабря. 2. Меркурий, Юпитер, Марс, Венера. 3. Лунное затмение, полнолуние, последняя четверть, новолуние. 4. Церера, Гермес, Гаспра, Харон. 5. Океан Бурь, Море Дождей, Тихий океан, Море Ясности. 6. Титан, Европа, Ганимед, Каллисто. 7. Рыбы, Телец, Кассиопея, Козерог. 8. Гелиос, Аполлон, Ярило, Нептун. 9. Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альтаир. 10. «Вега», «Пионер», «Викинг», «Маринер».
Ответы. 1. 23 февраля. 2. Юпитер. 3. Лунное затмение. 4. Харон. 5. Тихий океан. 6. Титан. 7. Кассиопея. 8. Нептун. 9. Бетельгейзе. 10. «Вега».
Раунд «Термины» (за правильный ответ – 1 балл)
1. Ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела. 2. Большой и исключительно яркий метеор. 3. Ведущий раздел астрономии, который изучает природу небесных тел. 4. Большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце. 5. Наибольшее угловое удаление планеты от Солнца. 6. Среднее расстояние от Земли до Солнца. 7. Наблюдаемая с Земли освещённая часть лунного диска. 8. Поверхностный слой Луны. 9. Малая планета. 10. Видимая часть атмосферы Солнца.
Ответы. 1. Перигелий. 2. Болид. 3. Астрофизика. 4. Эклиптика. 5. Элонгация. 6. Астрономическая единица (а.е.). 7. Фаза. 8. Реголит. 9. Астероид. 10. Фотосфера.
Раунд «Созвездия» (за правильный ответ – 2 балла)
Ответы. 1. Большая Медведица. 2. Орион. 3. Возничий. 4. Лебедь. 5. Кассиопея.
Раунд «Кроссворд» (за правильный ответ – 1 балл)
1. Ближайшая к Солнцу звезда. 2. Цвет яркой звезды созвездия Скорпиона. 3. Одна из основных частей телескопа. 4. Созвездие, главная звезда
которого – Альтаир. 5. Звезда-ориентир на южном небе. 6. Созвездие, имеющее отношение к поэзии. 7. Зодиакальное созвездие. 8. Линия на карте звёздного неба, указывающая границу видимости звёздного неба. 9. Зеркальный телескоп.
Ключевое слово: одна из координат небесных тел.
Ответы: 1. Проксима. 2. Красный. 3. Окуляр. 4. Орёл. 5. Канопус. 6. Пегас. 7. Близнецы. 8. Горизонт. 9. Рефлектор.
Ключевое слово: СКЛОНЕНИЕ.
Игорь Владимирович Куликов учитель физики. Увлекается историей, философией, музыкой
* Анаграмма – слово, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово, например, «лиса» – «сила».
Источник
Тайна формирования Луны, наконец, разгадана?
Исследователи утверждают, что нашли свежие доказательства того, что наш спутник Луна была образована, когда объект, размером с Марс, столкнулся с Землей на ранних стадиях ее существования.
Анализ лунной породы, которая была доставлена миссией «Аполлон», показал, что в них содержатся более тяжелые формы цинка, а это является признаком столкновения, которое имело место миллиарды лет назад.
Без Луны, вероятно, на Земле не было бы жизни, потому что когда-то давно Луна вращалась вокруг нашей планеты куда ближе от ее поверхности, чем сегодня, что вызывало сильные приливы и отливы каждые несколько часов. Эти приливы и отливы вызвали серьезные колебания в содержании солей у линий побережья, что и толкнуло на эволюцию примитивные биомолекулы, похожие на ДНК.
Исследователь планет из Вашингтонского Университета в Сент-Луисе доктор Фредерик Мойнир (Frederic Moynier) считает, что содержание цинка, вероятно, поднялось, потому что более тяжелые атомы конденсируются из облака выпаренных пород быстрее, чем более легкие атомы.
Он проанализировал 20 образцов лунных пород, включая тот, что был доставлен космическим кораблем «Аполлон» в ходе программ под номерами 11, 12, 15 и 17. Все эти миссии были направлены в разные части спутника и на один из лунных метеоритов.
Доктор Мойнир сказал: «Мы хотели найти базальты, так как они являются материалом внутренней части Луны и могут многое рассказать о ее составе». Ученые стали искать разделение изотопов в лунных породах еще с тех пор, как на Землю был доставлен первый образец в 1970-х.
По сравнению с земными и марсианскими породами, лунные породы имеют меньшую концентрацию цинка, однако они богаты тяжелыми изотопами цинка. Величина разделения цинка на изотопы в лунной породе в 10 раз превышает то, что можно наблюдать в земных и марсианских породах, а это огромная разница, говорят ученые.
Земля и Марс имеют такой же состав изотопов, как хондритовые метеориты, которые, по мнению ученых, представляют оригинальный состав облака газа и пыли, из которого была сформирована Солнечная система.
Данные по изотопам цинка поддерживают теорию о мощном столкновении, в результате которого сформировалась система Земля-Луна. «Это исследование позволяет лучше понять происхождение нашей планеты, так как происхождение Луны является важной частью происхождения Земли», — сказал Мойнир.
Без стабильного влияния Луны Земля, скорее всего, была бы совершенно не тем миром, который мы видим сегодня. Ученые полагают, что Земля вращалась бы быстрее, дни были бы короче, погодные условия были бы более суровыми, а климат более хаотичным и экстремальным. Это был бы совсем негостеприимный мир, не пригодный для эволюции человека.
Теория гигантского столкновения
Согласно теории гигантского столкновения, предложенной на конференции в 1975 году, спутник Земли Луна образовалась в результате столкновения между молодой Землей и небесным телом под названием Тея (в греческой мифологии — мать Луны Селена).
Это столкновение было настолько мощным, что нам сложно его представить. Астероид, который убил динозавров, был размером с Манхэттен, когда как Тея, по некоторым предположениям, была размером с Марс.
Эта катастрофа вызвала такой всплеск энергии, что расплавила и выпарила Тею, а также часть мантии Земли. Луна образовалась из облака испаренной породы, часть которой осела на Землю.
Была ли Луна частью Земли?
Новая теория, которая была выдвинута учеными из Гарварда, которые провели отдельное исследование, предполагает, что Луна когда-то была частью Земли и откололась от нее в результате столкновения с другим объектом.
В своей работе, которая недавно появилась в журнале Science Сара Стюард и Матья Кук описали свои предположения и объяснили, почему Земля и Луна имеют похожую композицию и химический состав.
К моменту формирования Луны Земля вращалась быстрее, чем сегодня, а день длился всего лишь 2-3 часа. В тот момент, когда Земля крутилась с такой большой скоростью, во время столкновения от нее вполне мог отколоться достаточно большой кусок, из которого могла сформироваться Луна.
Согласно новой теории, позже Земля достигла современной скорости вращения из-за гравитационной взаимосвязи между ее орбитой вокруг Солнца и орбитой Луны вокруг Земли.
Исследователи отметили, что их теория идет в разрез с текущей лидирующей идей о том, что Луна сформировалась из материала того самого гигантского объекта, который врезался в Землю.
Источник