Космические туристы: сколько их всего было, и как они готовились к полету
С 2023 года в России ожидается всплеск космического туризма. Листы ожидания компаний, обещающих космические путешествия, пополняются новыми желающими. Российский турист побывает за бортом орбитальной станции. Космический туризм предоставляет шанс человеку, не имеющего отношения к профессиональной подготовке космонавта, совершить полет за орбиту Земли.
Кто был в числе туристов
Космические туристы — состоятельные люди, готовые оплатить десятки миллионов долларов за возможность отправиться за пределы Земли. Все они — известные личности: бизнесмены, выступающие на конференциях, дающие интервью.
Для непрофессионалов отправление в космос проходит особенно сложно, но в 2001 году это продемонстрировал Деннис Тито. Он стал полноценным туристом космоса, первым из тех, кто полетел в космическую даль без многоэтапной подготовки.
Деннис Тито — главный управляющий инвестиционной компании Wilshire Associates в США. Он заплатил 20 млн долларов, чтобы полететь на корабле «Союз ТМ-32» и МКС. Его полет был организован «Роскосмосом» и Space Adventures. С ним отправились Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.
В полете Тито столкнулся с некоторыми проблемами: оттолкнувшись от пола, он сильно ударился головой о люк корабля и получил травму. Кроме того, Денниса беспокоило состояние сердца. В каждом случае о нем заботился Талгат Мусабаев.
Деннис, как бы там ни было, был в восторге от полета. Несмотря на ожидание худшего, он назвал путешествие величайшим приключением в жизни и все дни испытывал эйфорию.
Чарльз Симони — глава и основатель компании Intentional Software. Он летал в космос дважды в 2007 и 2009 годах. За свои путешествия турист заплатил 70 миллионов долларов.
Космическая жизнь
Все отличия касаются состояния невесомости. Невозможно присесть или класть вещи на поверхности. Все приспособления крепятся на липучках. Грузы лишены массы, а пространство может быть использовано в трех измерениях, что более удобно и экономно.
Расстояние между дисками позвоночника увеличивается в открытом космосе, поэтому в спине возможны дискомфортные ощущения. Если установить специальную радиолюбительскую связь, можно побеседовать с туристом, находясь дома.
Подготовка
Место проведения подготовки — Звездный городок Подмосковья. Люди изучают устройство корабля «Союз», системы МКС, тренируются поведению в нестандартных ситуациях. Все находятся в ожидании пилотируемых кораблей США, но все еще летают на «Союзе».
В числе традиций — фотографироваться на Красной площади, возлагать цветы у Кремля, после чего ехать на Байконур. Там будущие космонавты пребывают в режиме карантина и тренировок в течение двух недель, общаясь только с необходимым числом людей во избежание инфекций, которые могут быть занесены на МКС.
Перед стартом туристы навещают домики Королева и Гагарина, сажают деревья. Перед взлетом космонавты просматривают фильм «Белое солнце пустыни». Одной из традиций является выход космонавтов под песню «И снится нам не рокот космодрома. ». Однажды музыка не запустилась. Наступило беспокойное ожидание, космонавты замешкались. И тут некто додумался включить эту песню на телефоне. Тогда все произошло в соответствии с традицией.
Подытоживая действия путешественника, можно выделить следующие этапы:
- поиск специализированной компании;
- прохождение медкомиссии;
- тренировка в Звездном городке с другими космонавтами в течение
- полугода;
- поездка на Байконур;
- старт в ракете;
- проживание в течение двух недель на МКС;
- возвращение.
Навыки
В числе тренировок перед полетом находится вращение на центрифуге для испытания нагрузок усиленного притяжения. Когда человек начинает весить в восемь раз больше, он должен воспринять это новшество адекватно, продолжая выполнять необходимые действия.
Имитацию невесомости осуществляют на самолете ИЛ-76. Самолет улетает в высь, затем пилот переводит его в режим свободного падения. Таким образом, наступает состояние невесомости. Пилот должен успеть выполнить цикл упражнений, предусмотренный специальной тренировкой.
Другой метод почувствовать невесомость — погружение в бассейн глубиной 12 м. При нулевой плавучести происходит имитация выхода в космос с тренировками в скафандре. При тренировках космонавты способны сбрасывать вес от 2 кг.
Практикуются тренировки в имитируемых климатических зонах. Исходя из этого, предлагается три вида тренировок: «в зимнем лесу», «в воде» и в «пустыне». С минимумом приспособлений космонавты должны продержаться в различных условиях до встречи со спасательной службой.
Одна из тренировок — пребывание в барокамере со сниженным процентом кислорода. Человека погружают в среду разреженного воздуха и дают перечень задач для выполнения в необычных условиях. Все тренировки направлены на выработку уверенности космонавтов в нестандартных ситуациях.
После возвращения
Путь орбитального туристического полета продолжается около 12 дней или меньше. Корабль отходит от станции и приближается к Земле. Он проходит массу маневров для снижения скорости. Корабль делится на отсеки, после чего вместе с тремя членами команды внедряется в плотный слой атмосферы. Попадая в земные слои воздуха, корабль переносит нечто, подобное возгоранию.
На высоте 10 км раскрывается парашют, зонт которого имеет площадь до 1000 метров квадратных. Космонавтов будут ожидать спасатели на вертолетах или вездеходах. Обычно посадка планируется в степях Казахстана.
После прибытия космонавты вновь проходят тестирование состояния здоровья, дают интервью. Затем они летят в Москву для прохождения восстановительного периода. Их ждет праздничная встреча, подарки и награды, а также мировая известность.
Ближайшее будущее
Ожидается внедрение суборбитального туризма, при котором путешественники достигают условных границ с космосом. При этом они ощущают невесомость, после чего немедленно летят на Землю.
В России принято считать, что линия космоса берет начало со 100 км высоты, в США — с 80 км. Ожидаемая стоимость суборбитальных полетов не дорогостоящая, в отличие от орбитальных, которые обходятся в десятки миллионов долларов с утомительной подготовкой.
В настоящий момент разработка суборбитальных полетов происходит под влиянием операторов Blue Origin и Virgin Galactic. Приблизительная стоимость полета — от 250 тысяч долларов. Высота составляет минимум 80 км, полет длится 15 минут, 5 из них отводятся на пребывание в невесомости.
Возможно, в ближайшие годы космический туризм станет таким же обыкновенным явлением, как путешествие в Турцию или Египет. Чтобы слетать в космос, потребуются не только средства, которых достаточно для многих лет изысканной жизни на Земле, но и отменное здоровье, что накладывает некоторые ограничения. Кроме того, полет связан с определенным риском для жизни. Но мечта — дело, с которым не спорят.
Источник
Космический туризм: что надо знать
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Как появился космический туризм
Первым непрофессионалом в космосе должна была стать американка Шэрон Крист Маколифф. Она победила в конкурсе «Учитель в космосе» и вошла в состав экипажа шаттла «Челленджер» в 1986 году. Однако Маколифф не суждено было стать первым космическим туристом: на 73 секунде полета у шаттла взорвался внешний топливный бак, что привело к разрушению корабля и гибели всей команды.
Первый успешный космический туристический полет состоялся в 2001 году. Тогда американец Деннис Тито совершил на неделю слетал на МКС за $20 млн. В следующем году российский корабль «Союз» доставил на МКС еще одного туриста — южноамериканского миллионера Марка Шаттлворта.
«Турагентством» в обоих случаях выступала компания, которая отправляет в космос частных лиц, финансирующих полет из собственных средств, — Space Adventures.
Пионер космического туризма
Всего по программе космического туризма в космосе побывали семь человек. Один из них — американец Чарльз Симони — даже дважды.
«Всех наших предыдущих клиентов мы отправили в космос на российских кораблях «Союз». На данный момент мы организовали восемь космических полетов на Международную космическую станцию. У нас также есть соглашения с компаниями Boeing и SpaceX для полетов наших клиентов на американских кораблях Starliner и Dragon соответственно», — рассказала РБК Трендам Стейси Тирн, вице-президент по коммуникациям Space Adventures.
Ближайший туристический полет в космос на Crew Dragon назначен на октябрь 2021 года. Цена путевки — $55 млн за человека. Путешествие стало возможным благодаря открытию на Международной космической станции секции SpaceX. За логистику поездки частных граждан будет отвечать новый игрок рынка космического туризма — стартап Axiom Space. В общей сложности туристы проведут два дня в пути и восемь дней на борту с космонавтами, которые работают на орбитальной станции.
Туристические полеты NASA
В середине 2019 года NASA анонсировало открытие своей секции на Международной космической станции для туризма и других деловых мероприятий. NASA планирует отправлять туристов на МКС за $58 млн, что на $3 млн выше ценника Axiom Space.
По словам Робина Гейтса, заместителя директора МКС, в год будет проводиться до двух коротких частных миссий. Частным астронавтам будет разрешено оставаться на МКС на срок до 30 дней, путешествуя на американских космических кораблях Crew Dragon и, а CST-100 Starliner. Первый корабль уже прошел сертификацию NASA и стал первым коммерческим космическим лайнером с лицензией. Испытания корабля CST-100 Starliner от Boeing задерживаются.
Впрочем, в рамках предстоящей миссии непрофессионалов — миллиардера, поставщика медицинских услуг и случайно выбранного счастливчика — NASA предоставит только космодром. За выбор космонавтов, их экипировку и обучение будет отвечать SpaceX. Запуск запланирован на четвертый квартал 2021 года.
Полеты на Луну и около нее
Space Adventures предлагают и окололунный полет. В нем будут использованы проверенные в полете российские космические аппараты. Запланировано участие двух частных лиц и одного профессионального космонавта для полета по свободной траектории вокруг обратной стороны Луны. Они окажутся в нескольких сотнях километров от ее поверхности. Любой турист, который решит присоединиться к окололунной миссии, увидит освещенную дальнюю сторону спутника, а затем станет свидетелем восхода Земли, поднимающейся над поверхностью Луны.
До конца 2021 года Space Adventures планируют отправить на МКС двух туристов на российском корабле «Союз МС». В 2023 году Space Adventures и РКК «Энергия» также отправят на МКС двух космонавтов. В ходе экспедиции один из участников космического полета совместно с профессиональным российским космонавтом совершит выход в открытый космос, следует из пресс-релиза «Роскосмоса». Планируется, что космический турист выйдет в открытый космос на 90–100 минут, что соответствует одному витку вокруг Земли.
Обучение такому космическому полету будет длиться несколько недель в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке. Подготовка к выходу в открытый космос предполагает ознакомление с работой скафандра «Орлан» и с тем, как проводится выход в открытый космос. Лучшее место для моделирования открытого космоса — подводная среда, поэтому большая часть обучения будет проходить в плавучем комплексе Звездного городка, куда погружен макет модулей МКС в полную величину. Каждый шаг процесса выхода и входа на космическую станцию в скафандре «Орлан» тщательно репетируется. Пребывание в космосе продлится примерно две недели, чтобы дать время для подготовки и выхода в открытый космос.
В 2023 полет вокруг Луны планирует совершить и миллардер Юсаку Маэдзава. Ранее бизнесмен выкупил все места на корабле SpaceX Starship для первого полета вокруг Луны и пригласил всех желающих подать заявку на отбор у себя в Twitter. Цель проекта dearMoon— позволить нескольким талантливым людям совершить полет вокруг Луны бесплатно, что, по задумке Миэдзава, должно вдохновить их на создание новых произведений искусства.
Помимо Space Adventures, планы по освоению рынка космического туризма есть у компаний Virgin Galactic (принадлежит Ричарду Брэнсону) и Blue Origin (принадлежит Джеффу Безосу). В 2019 году NASA выбрало Blue Origin и еще десять других компаний для производства прототипов космических аппаратов для высадки на Луну.
«Бюджетные полеты» в невесомости
В мире есть несколько проектов, которые на коммерческой основе предлагают туристические полеты с 2004 года на специальных самолетах во Франции, США и России — Airbus A300 Zero-G, Boeing 727 G-Force One и Ил-76 MKД. Невесомость достигается с помощью пилотажных маневров, их называют «параболы». Специально обученные пилоты выполняют пилотажные параболы и пассажиры испытывают настоящую невесомость.
Перед началом параболы самолет летит горизонтально на высоте 7,3 км. Пилот начинает направлять судно вверх, постепенно увеличивая угол наклона до 45 градусов, до высоты 9,7 км. Во время такого подъема пассажиры чувствуют тягу в 1,8 Гс. Затем самолет «отталкивается», чтобы создать невесомый сегмент параболы. В течение следующих 20-30 секунд в самолете — невесомость. Затем начинается плавный сегмент, который позволяет пассажирам стабилизироваться на полу самолета. Этот маневр повторяется 13-15 раз, каждый из которых занимает около 16 км для выполнения. В самолетах нет иллюминаторов, поэтому пассажиры не могут понять, что самолет меняет углы полета.
Для такого полета в невесомости у желающих не должно быть синусита, астмы, гипертензии, недавних операций на сердце. В процессе полета также не рекомендуется трясти головой — надо смотреть только вперед, иначе вас стошнит.
В дополнение к невесомости все компании включают в туры параболы, разработанные, чтобы почувствовать лунную гравитацию (одна шестая человеческого веса) и марсианскую гравитацию (одна треть человеческого веса). Это создается за счет более длинного пролета дуги на вершине параболы.
Сколько стоит полет в невесомости
Стоимость полетов в российской компании ООО «Страна Космического Туризма» на Ил-76 MKД:
- Одно место в невесомом полете (включает 10-15 параболических маневров) — 280 тыс. руб. на русскоязычной версии сайта и €5 тыс. — на англоязычной;
- Корпоративная вечеринка или групповой полет (для 14 человек) с арендой всего самолета — €56 тыс.
Ближайший полет в невесомости состоится 12 апреля 2021 года.
Стоимость полетов в американской компании Zero Gravity Corporation (включая все налоги) на Boeing 727 G-Force One:
- Одно место в невесомом полете (включает 15 параболических маневров) стоит $6,7 тыс. В сумму также включен обязательный тест на COVID-19, обед, экипировка, сертификат о полете в невесомости, фотосъемка, а также сувениры от ZERO-G. Для больших компаний компания предлагает групповые полеты. Стоимость организации такой перевозки оговаривается отдельно.
Когда ждать массовых полетов на космических кораблях
По прогнозу UBS, к 2030 году объем рынка космического туризма достигнет $3 млрд. Одно из перспективных направлений в этой области — использование космических аппаратов для дальних перелетов, например, из Лондона в Шанхай. SpaceX планирует заменить самолеты шаттлами и сократить время в пути с 15 часов в самолете до 40 минут на космическом корабле в ближайшие десять лет.
Однако аналитики UBS отмечают: чтобы бизнес стал успешным, компаниям придется снизить цену такого полета до цены билета бизнес-класса или даже ниже, чтобы заинтересовать клиентов.
Пока все космические туристы отправлялись с Земли на МКС, но в будущем полеты могут стать короче и дешевле. Компании Blue Origin и Virgin Galactic работают именно в таком направлении. Blue Origin планирует отправлять туристов в космос за $200–300 тыс. (вместо $55 млн) и специализироваться на суборбитальных полетах. При этом скорость летательного аппарата меньше первой космической — то есть, ее недостаточно для того, чтобы выйти на орбиту. Такие полеты дешевле и технически проще — необходимая скорость для суборбитального полета в восемь раз меньше, чем орбитальная скорость. К тому же туристам не нужно терпеть изнурительные тренировки перед полетами. В ближайшие годы именно такие полеты могут послужить толчком к росту популярности космического туризма.
Источник