Кто написал гимн солнцу штраус или вагнер
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 273 381
- КНИГИ 641 912
- СЕРИИ 24 451
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 475
Земля и море, таинственные звездные глубины и сияние солнц, сказочные поверья и народные предания… Всем этим наполнены картины и музыка великого художника и композитора. Иногда он кажется непонятен. Но он скорее непривычен. Он принадлежит к числу тех творцов искусства, кто ведет за собой, давая простор нашему воображению. Романтикой, фантазией, силой его гения восхищались А. М. Горький и Р. Роллан. Творчество М. К. Чюрлёниса — величественный гимн природе, космосу, пытливому духу человеческого разума.
«А ты иди, иди без устали… А я останусь здесь. Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен — увидишь дорогу. А если цель будет еще далеко и старость тебя настигнет, знай, что там тоже будет скамейка, предназначенная для вестников. И всегда на ней молодые люди. Ну а сейчас иди, — так сказал старик. И я пошел дальше и смотрел с высоких башен…»
Этими словами закончил он притчу, поставил точку и захлопнул альбом. Возможно, усмехнулся про себя: профессиональный композитор, так часто меняющий разлинованную нотную бумагу на гладкие листы для занятий живописью, он с не меньшим горением пишет и эту притчу, его влекут проза и стихи. Он еще и поэт…
Вот она — скамейка вестников, — та скамейка, где всегда молодые люди. Они ждут. Ждут своего часа, чтобы вступить в жизнь, и идти дальше, и смотреть с высоких башен, и видеть дорогу, и — искать, искать, искать. А когда жизнь подойдет к концу, снова увидеть скамейку и юношу, ждущего тебя, чтобы ты смог передать ему свой завет: «А ты иди, иди без устали».
Может быть, это и есть твоя цель и твое великое счастье — пройти дорогу так, чтобы стать вестником для людей из грядущего? Он прошел ее — короткую дорогу, недолгую жизнь. Мы прикасаемся к его искусству, и он снова и снова говорит каждому: «Смотри с высоких башен…»
Жизнь Чюрлениса[2] отделена от нас, от сегодняшнего дня, уже более чем шестью десятилетиями. Мало это или много? В 1908 году, когда он создавал свои лучшие работы, поднимались в воздух первые аэропланы. А сейчас люди научились неделями нестись в космическом пространстве и уходят от Земли все дальше и дальше. Без устали.
Время наше совсем иное, и, однако, именно к нам, к людям космической эры, как мы гордо назвали себя, приходит он, Микалоюс-Константинас Чюрленис, как равный, и наши представления о пространстве, о движении времени, о месте Человека во Вселенной оказываются созвучны и близки ему.
Весть, которую несет он нам из прошлого, — это весть о нас самих.
Лет пятнадцать назад в узкой, полутемной комнате искусствоведа Б. Н. Симолина — учителя и друга многих московских художников, артистов и литераторов я впервые увидел альбом репродукций Чюрлениса. Это были только репродукции, и, как я теперь понимаю, далеко не лучшей печати; но комната наполнилась мерцающим, туманным светом звезд, невнятным шумом волны, шелестом леса…
Борис Николаевич Симолин умел превосходно говорить о живописи. И так же, как слушать его объяснения, было прекрасно слушать его молчание, когда он вглядывался в картину, густо курил и чуть-чуть улыбался из-под коротких седых усов. В тот раз он молчал долго. Но когда заговорил — заговорил не о листах, поставленных на стол и прислоненных к стене, а о чем-то совсем постороннем.
— Объясните, Борис Николаевич, — попробовал я вернуть его к репродукциям, — мне многое непонятно в этих картинах.
— А не выпить ли нам кофе.
«Почему он ушел от ответа?» — удивился я. Но позже, когда мне посчастливилось познакомиться с сестрой Чюрлениса, профессором Ядвигой Чюрлионите, я услышал от нее такой рассказ о ее брате:
— Он ставил свою картину к стене, садился напротив и подолгу молча смотрел. Иногда, глядя на картину, он говорил что-то, и его слова, казалось, никак не были связаны с изображением. Вероятно, картина служила ему источником для раздумий, будила фантазию. Бывало, что после этого он садился к роялю и начинал свободные импровизации. Эта игра становилась как бы продолжением его мыслей. Объяснять картины он не любил. «Дело художника — выразить, дело зрителя — понять» — вот как отвечал он на просьбы объяснить свои работы.
В Каунасе, в галерее М.-К. Чюрлениса, выставлены и хранятся почти все известные картины и рисунки художника, автографы его музыкальных сочинений, письма.
Сейчас экспозиция размещается в превосходном, специально выстроенном для его картин здании. А когда я приехал в Каунас впервые, картины находились еще в старом помещении — в залах Художественного музея. Я поразился тусклому электрическому свету, при котором трудно было хорошо рассматривать развешанные на стенах работы. Мне же хотелось, кроме прочего, сделать с картин цветные диапозитивные фотоснимки.
Заведующая галереей, старшая из ныне здравствующих сестер художника Валерия Чюрлените-Каружене, внимательно, словно изучающе смотрит на меня и говорит тихо, заметно переживая то, что, по-видимому, постоянно заботит ее:
— Работы Чюрлениса портятся. Свет, влага, примеси в атмосфере действуют губительно на краски. А они очень нежны. Картинам пришлось многое пережить. Были они и в нетопленных комнатах, и в сырых подвалах, часть оказалась залита водой вскоре после войны. Для фотографирования нужен яркий свет, я не могу этого разрешить.
Я пообещал, что буду работать при имеющемся тусклом освещении, и согласие на съемки получил. Что ж делать, придется работать без света, но каков окажется результат? Тени вместо хороших копий?
Необходимо было получить предварительную пробу. Я сделал несколько снимков и направился в фотолабораторию.
— Извините, но такую пленку мы обработать не сможем, — вежливо сказала молоденькая девушка. — Нет, нигде в городе таких лабораторий не имеем… Извините… Чюрленис? Я понимаю… Его все любим… Могу вам посоветовать поехать на Каунасский завод искусственного волокна. В заводской киностудии спросите Альфредаса.
Альфредаса — молодого парня двадцати трех — двадцати пяти лет — я нашел быстро. Через несколько минут около нас собралось уже около десятка ребят и девушек. Каждому Альфредас говорил несколько слов: «Чюрленис. Очень нужно… Срочно…» — и это действовало магически. Девушки из химлаборатории несли колбы, наполненные дистиллированной водой, ребята ныряли в темную зарядочную каморку, кто-то вслух высчитывал минуты и секунды, чтобы не упустить «режим», — и вот уже все вместе смотрим мы на куцый кусочек пленки, где все кадры неясны, слишком светлы или темны, и только на одном видно, как над бескрайней голубоватой пучиной вод, затопивших весь мир, светится полукруг багрового солнца…
— Гро-о-ожис… — нараспев, с неподражаемой интонацией зачарованно говорит белокурая девушка, и глаза ее сияют: «Красота…»
— Ачу, — отвечаю я всем им: «Спасибо».
И снова музей, и несколько дней напряженной работы.
Как-то со мной заговаривает пожилой человек, который рассказывает о Чюрленисе много совершенно неизвестного мне. Он говорит с увлечением, доброе, вдумчивое лицо его преображается, и мы ходим от картины к картине, не замечая, что пронесся уже и час и второй…
— О нет! Я банковский служащий. Позвольте познакомиться: Пятрас Иодвалькис.
Позже Иодвалькис у себя дома, в Вильнюсе, показывает материалы о Чюрленисе, которые любовно собирал и хранил в течение многих лет. Он дарит мне издание писем и статей художника — книгу, которую я тщетно искал по магазинам. А потом, когда мы расстались, я стал получать от него все, что только ни появлялось о Чюрленисе в печати. «Вам это нужно, — писал в письмах мой новый друг, — и я рад помогать вам в работе».
Случайно, в книге «И без оружия бойцы» о литовском Сопротивлении во время фашистской оккупации, я нахожу имена его покойной жены Прани и самого Иодвалькиса: эти люди спасли от нацистов обреченных на смерть в каунасском гетто…
Прелюдия — небольшое музыкальное сочинение свободного (импровизационного) характера. Прелюдией называют также и пьесу, которая служит вступлением к следующей за ней фуге.
В прошлом существовали различные русские транскрипции фамилии художника. Принятое сейчас написание произносится как «Чюрлёнис».
Источник
Мелодия «Что? Где? Когда?» – хит Штрауса в честь книги Ницше «Так говорил Заратустра» об идее сверхчеловека. Она везде: от Кубрика до Элвиса
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и для никого» – четырехтомный философский роман Фридриха Ницше. Это история персидского пророка, который десять лет живет в одиночестве на горе и призывает людей развиваться, чтобы стать в итоге сверхчеловеком. Это вызов религии, старым укладам. И именно в этой книге Ницше впервые озвучивает авторскую важную идею: «Бог умер».
«Так говорил Заратустра» – это еще симфоническая поэма Рихарда Штрауса. Она длится полчаса, делится на девять эпизодов. Но все обычно знают только самое начало – первую часть поэмы «Восход». Когда фанфары, контрабасы, виолончели и орган создают низкий звук, который повышает тревожность и ожидание. Мелодия разрывается в экстазе, и инструменты начинают играть по-королевски торжественно.
Штраус и Ницше никогда не общались, но были связаны. Обоих часто критикуют за помощь гитлеровской пропаганде
Музыковед и автор книги о Штраусе Вальтер Верб: «В том, что касается мастерства и сложности оркестрового письма, «Заратустра» превосходил все, что было написано до тех пор. И по сей день эта музыка не знает себе равных»
«Восход» рифмуется с началом романа Ницше:
«Когда Заратустре исполнилось 30 лет, покинул он свою родину и озеро своей родины. В одно утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к нему: «Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!»
В тексте Ницше Штраус находил мелодичность, экспрессию и гармонию, которую он и смог передать. Забавно, что сам Ницше называл роман симфонией и мечтал в детстве стать композитором. Неизвестно, слушал ли музыку Штрауса сам Ницше. Он умер через четыре года после появления симфонии, но перед смертью долго болел и имел проблемы с психикой.
Штраус написал «Заратустру» в 1896-м и стал звездой. Он писал отцу, что пережил величайший триумф, когда управлял оркестром при первом исполнении во Франкфурте. И признавался, что эту поэму написал о себе: «Я не менее интересен, чем Наполеон или Александр Македонский».
У Ницше и Штрауса есть еще две интересные связи:
- Штраус обожал творчество Рихарда Вагнера и даже сидел у него в детстве на коленях, когда тот приходил в гости к отцу. Ницше тоже дружил с Вагнером и стал для него почти семьей, но они разошлись, когда Вагнер принял христианство и назвал Ницше больным, прочитав один из его последних текстов.
- Философы часто обвиняют Ницше, что идеей о сверхчеловеке он заложил основу для немецкого национал-социализма и помог Гитлеру звучать убедительнее. Штраус даже был связан с его властью. Он получал от Геббельса пост президента Имперской музыкальной палаты и писал гимн к берлинской Олимпиаде. Но при этом современники считали Штрауса аполитичным и прагматичным человеком (его влияние помогло спасти невестку-еврейку). И Штраус был оправдан в обвинении за связь и сотрудничество с нацистами.
Deep Purple вставляли мелодию в альбом, Элвис Пресли открывал ей концерт в Лас-Вегасе. В ЧГК она для киношности
«Восход» Штрауса известен еще благодаря фильму Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». В самом начале мы погружены в темноту, а потом под музыку Штрауса видим в космосе солнечный восход над Землей и название фильма.
Еще этой музыкой Кубрик сопровождает другой важный момент – когда австралопитек берет в руки кость (орудие труда). Так обезьяна начинает превращаться в человека. А Ницше писал, что «разница между человеком и сверхчеловеком – в принятии повторения даже самых горьких моментов жизни. Это разница очевидна, как между человеком и обезьяной».
Кубрик сначала хотел для фильма написать собственную музыку с композитором «Спартака». Но в итоге отправил сотрудников киностудии искать в музыкальных магазинах классические произведения.
А в России прямая ассоциация с «Восходом» Штрауса – «Что? Где? Когда?». Мелодия играет, когда ведущий объявляет знатоков. Это еще одна деталь от театрального режиссера Владимира Ворошилова, который добавлял ЧГК киношности.
«Заратустру» Штрауса использовал Элвис Пресли (открывал ей концерты в Лас-Вегасе), Deep Purple во втором альбоме вставляли отрывки, организаторы гонки «24 часа Ле-Мана» (задавали настроение на прогревочном круге) и оркестр «Портсмутская симфония», группа студентов, которые выступали против академической вычурности («это нацисты в смокингах») и стали исполнять музыкальную классику как можно ужаснее.
Источник
НЕМНОГО О ТОМ, ЧТО РОДНИЛО ДВУХ ВЕЛИКИХ ШТРАУСОВ
Говоря о композиторе Рихарде Штраусе (1864 — 1949), следует сразу же сделать две существенные оговорки. Оговорка первая, не следует путать имя Рихарда Штрауса, с не менее известным Иоганном Штраусом ( 1825 — 1899), при этом, Иоганном Штраусом сыном, (поскольку, был еще и композитор, Иоганн Штраус отец) создателем знаменитых светских, бальных вальсов и оперетт. Роднит двух композиторов лишь то, что оба композитора были австрийцами, а кроме этого, пожалуй, ничего. Иоганн Штраус — это, так сказать, «классическая поп-музыка», своего рода «попса» 19 века. Например, сейчас мы танцуем под какой-нибудь клубный хаус, а тогда танцевали под вальсы Иоганна Штрауса. Говоря же о Рихарде Штраусе, следует отметить, что это Большой Жанр, или возврат к большому жанру в форме Позднего Романтизма. Что такое Поздний Романтизм в музыке? Отчасти Вагнер, и Лист (а еще, Малер), именно, между этими двумя композиторами Штраус и пребывал, обожая и того и другого, правда, в отличие от Вагнера, у Рихарда Штрауса, меньше философии в музыке, его больше привлекала романность, чем философичность опер, сюжетность, а не идейность, хотя, как и Вагнер, Штраус любил Ницше, наиболее его известная композиция так и называется «так говорил Заратустра». Что еще можно сказать о Рихарде Штраусе? Не смотря на то, что Рихард Штраус, и вправду, был любимчиком Третьего Рейха, его отношения с властью сложно назвать ровными.
Доподлинно известно, что Штраус не был антисемитом. Более того, композитор, даже ссорился с гестапо за отказ убирать имена евреев, из своего оркестра. С одной стороны в отличие от Вагнера, Рихард Штраус был конформистом, даже жизнелюбом, а с другой стороны, в отличие от Вагнера , Рихард Штраус, никогда, не шел на компромисс со злом, не боясь не соглашаться с системой, (часто, даже, очень во вред себе.) Широко известно, как Штраус спасал свою невестку еврейского происхождения от рук гестаповцев, правда, если честно, глубоко сомневаюсь, в том, что ее преследовали лишь за то, что она еврейка, скорее всего, речь шла о каких-то партийных разборках, если учесть, что Штраус дружил с каким-то видными нацистами, которые, очень, даже, могли не ладить с нацистами из соседнего ведомства, и Штраус мог стать лишь заложником в их игре. Тем более, что его невестка, не только осталась живой и здоровой, ее даже не отправили в концлагерь, (и по всей видимости, даже, не собирались этого делать.) Отношение нацистов к евреям было чудовищным, и преступным, однако, и не простым.
Думаю, скорее всего, речь шла о психологическом шантаже.
После окончания войны, Штрауса судили за причастность к нацистам, даже не смотря на то, что он никогда не состоял в НСДАП. Зачем судили? Из лишней тупости, тогда всех судили, но к счастью, суд вынес оправдательный приговор. Если вглядеться в фотографии старого Рихарда Штрауса, можно, даже, найти, что внешне композитор немного напоминает нашего поэта Сергея Михалкова, ( даже, не только, внешне, но и немного по судьбе.) Обоих жаловала власть. Правда, Сергей Михалков родился несколько позднее, (в 1913 году), и немного позднее жил, и умер. А если сравнивать музыку Вагнера, и Штрауса, Вагнер ярче и масштабнее. Впрочем, сам Штраус обмолвился после войны: «Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я — первоклассный второсортный композитор». Что еще можно сказать о Рихарде Штраусе как о личности, как о человеке той, темной эпохи?
О нем не так и много известно.
С одной стороны, доподлинно известно, что Штраусу покровительствовал лично Геббельс, назначив его на пост президента Имперской музыкальной палаты, а с другой стороны, известно и то , что Штраус был довольно человеком, аполитичным, хотя и написал гимн к олимпиаде 1936 года. Дружил Штраус и со Стефаном Цвейгом, (писателем еврейского происхождения), за что, неоднократно подвергался преследованию, со стороны гестапо. Известно, что гестапо даже перехватило письмо Рихарда Штрауса Стефану Цвейгу с откровенной критикой нацизма, правда, за это, Рихарду Штраусу ничего не сделали.
Какое отношении к музыке Штрауса сформировалось после войны?
Сегодня, о Рихарде Штраусе говорят, что он был полудессидентом, полунацистом, может быть, это, и правда. Кстати, в связи со случаем Стефана Цвейга (друга Р.Штрауса), из-за которого и произошел конфликт с гестапо, хочется сказать несколько слов, просто в виду того, что сейчас пишут много идеологической фальши — по этому поводу. Пишут даже, что в одной из афиш, гестаповцы Штрауса попросили убрать имя автора либретто С.Цвейга, (в виду еврейского происхождения последнего), а вот Штраус отказался это сделать, за что на него и обиделось чуть ли не все Гестапо .В действительности, дело обстояло, иначе.
Расшумелось не Гестапо, а сам композитор.
В вышеназванной афише (которую композитор попросил для редакции), Штраус не обнаружил имя С. Цвейга , которое удалили по вышеизложенным причинам, чему Штраус возмутился, (а возмущался композитор обычно громко) , и во избежание шума, имя Цвейга вернули, даже извинившись перед Штраусом. Другое дело, что даже когда справедливость восторжествовала, Штраус не мог угомониться по поводу своего друга Цвейга, после чего, обеспокоенное гестапо разумеется начало слежку за Штраусом. И его невестку пару раз даже арестовали.
Правда, через два дня ее отпустили.
На самом деле, что бы понять все перипетии с Рихардом Штраусом, нужно понять систему власти гитлеровского аппарата. Кто покровительствовал Штраусу? Прежде всего , Геббельс, и его люди. Геббельс — не Гиммлер, человек далекий от игр СС (зеленых и черных), это был самый искренний сторонник Гитлера, человек, которого не очень любили люди Гиммлера, (скорее всего, за это.) И вероятнее всего, Штраус оказался в поле тайного конфликта между двумя разными силами, почему, он и подвергался некоторым преследованиям , и, даже, шантажу со стороны гестапо, правда, скорее шантажу психологическому, чем шантажу, собственно, политическому.
Впрочем, это политика, а речь в статье о музыке.
Что можно сказать о музыке Рихарда Штрауса? Имя Рихарда Штрауса упоминают в связи с Малером, и Листом, как выразителями Позднего Романтизма, однако, Рихард Штраус отличался от обоих, тем, что Рихард Штраус был довольно странным индивидуалистом. С одной стороны, в отличие от Вагнера, Штраус был индивидуалистом домашним, с другой стороны, не чуждым мятежу и ницшеанству. Интересно и то, что знаменитую симфоническую поэму «жизнь героя» Штраус посвятил себе любимому, создав симфоническую поэму. о себе самом, в качестве героя своего произведения. «Я не вижу, почему бы мне не написать симфонию на самого себя. Я нахожу себя не менее интересным, чем Наполеон или Александр» .
Так отреагировал Штраус на упреки критиков — в нескромности.
Что такое поздний Романтизм? Это прежде всего некоторая неумеренность в средствах, ставка на эффект, а помимо этого, это театрализация музыки, начавшаяся с Вагнера, и Листа. Еще это пышность и зрелищность, хотя, и помимо пышности, и зрелищности, это еще и сложность и непривычность формы, а еще, конечно же психологизм. Хотя, , если говорить совсем честно, Штраус вторичен по отношению к Вагнеру.
Кем был Рихард Штраус?
Своего рода живым Вагнером нацистской эпохи. Сомневаюсь, в том, что Рихард Вагнер (с его мятущимся анархизмом) мог бы приспособиться к эпохе Гитлера , если бы жил позднее, даже не смотря на то, что в отличие от Р.Штрауса , Вагнер как раз, был антисемитом. В качестве такой личности, Рихард Штраус был, намного удобнее.
Вот из него и сделали , потому, Вагнера для Рейха и для чинов СС.
Впрочем, все нижесказанное не перечеркивает ряда замечательных произведений Р. Штрауса, от самых жизнерадостных (например, Дон Жуана), до самых мрачных (имея в виду Макбета.) Р. Штраус проделал сложный путь в музыке. И даже его Заратустра — был лишь поиском его юности — в период индивидуалистичного мятежа композитора, который окончил свое творчество Днем Мира и Любовью Данаи (может быть, не лучшими, но зато, красноречивыми произведениями.)
Вот и все что можно пока сказать о Рихарде Штраусе.
Что же касается Иоганна Штрауса, (не Рихарда, а Иоганна), на самом деле , его, тоже, нацисты любили, и танцевали под венские вальсы самого большого маэстро вальсов и оперетт, даже не смотря на то, что Иоганн в отличие от Рихарда был по происхождению , евреем. Более того, нацисты в этом были прекрасно осведомлены, когда проверяли его личную родословную в одной из церквей. И как они поступили? Уже запретили музыку еврея Мендельсона, но Иоганна Штрауса (слишком популярного и любимого), не запретишь.
Тогда нашли остроумный выход из положения.
Чиновники СС, взяли и переписали всю его родословную, на сей раз в безукоризненном смысле, сделав из еврея Штрауса, немца Штрауса, еще и не просто немца, а самого чистокровного арийца. Правда, не доказано что Иоганн Штраус был евреем стопроцентным, однако, библейскую кровь в своих жилах, прославленный композитор, имел.
Резюмируя этот разговор, что роднит двух Штраусов?
Честно говоря, ничего. Обоих любили нацисты, это единственное что их роднило, хотя, любили их не только, нацисты, советские люди, Рихарда Штрауса, (которого нередко транслировали по радио) любили тоже, как и любили танцевать под вальсы Иоганна Штрауса. Зато, различает двух композиторов (помимо времени) значительно больше.
Что в первую очередь их различает?
Иоганн Штраус писал для широкой аудитории, а Рихард Штраус для узкой и искушенной, для образованной части австрийского и германского населения. Потому, более популярным был, все таки, Иоганн. Что еще остается заметить, в качестве завершения?
Оба композиторы были очень даровитыми, но не великими.
Источник