Меню

Кто не летает выше солнца

И сокол выше солнца не летает.

Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое «И сокол выше солнца не летает.» в других словарях:

СОКОЛ — муж. соколиха жен. (сев. и вост. сокол, южн. и зап. сокол) ловчая птица Falko, величиною с большого ястреба; он не берет добычи с земли, весьма редко хватает, а бьет налету, для чего сперва подтекает под нее, взгоняя ее, потом выниривает позади… … Толковый словарь Даля

Выше лба уши не растут. — Ясли к коровам не ходят. Выше лба уши не растут. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ Выше лба уши не растут. Своего локтя не укусишь. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ И сокол выше солнца не летает. Выше лба уши не растут. См. МНОГО МАЛО Не видать свинье неба. Выше лба уши не… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

МНОГО — МАЛО — Редко, да метко. Раз, да горазд. Есть притча короче носа птичья (а хороша). И один глаз, да зорок, не надобно сорок. И одна корова, да жрать здорова. Мелка река, да круты берега. Не широк поток, а держит. Не велик, да широк кафтан короток.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

СОЛНЦЕ — СОЛНЦЕ, солнышко ср. наше дневное светило; величайшее, самосветное и срединное тело нашей вселенной, господствующее силою тяготения, светом и теплом над всеми земными мирами, планетами. Солнце, а в наречиях славянских слонце, слунко и сонце,… … Толковый словарь Даля

ВОЛЯ — НЕВОЛЯ — Надулся, да не отдулся. Из сил выбился. Не сможешь, не осилишь; а надорвешься, не поможешь. Что с ним заведешь: шапки с него не соймешь (от старинного обычая позорить съемкой шапки). С него шапки не сымешь. С него взятки гладки. Лег верблюд, так… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Семейство соколиные — Птицы, относящиеся к семейству соколиных, характеризуются следующими признаками: на верхней половине клюва имеется заметный зубчик, на нижней половине соответствующая зубчику выемка. Плюсна их довольно длинная; крылья длинны, заострены и… … Жизнь животных

Семейство попугаевые — Распространенный в тропических странах, богатый видами, отряд попугаев представляет собой замкнутую группу. Их телосложение и резкое отличие от других птиц свидетельствуют о древнем происхождении этой группы. Самым характерным… … Жизнь животных

Семейство врановые — Врановые живут во всех частях света и на всех широтах и высотах на горах. К экватору число видов значительно увеличивается, но и в умеренном поясе их довольно много и только в холодном число видов их ограниченно. Большинство их живут… … Жизнь животных

Семейство обыкновенных летучих мышей — Самый малый представитель этой группы и вообще самая малая из летучих только 6,7 см, причем на хвост надо отнять 3,1 см, размах мышей в Европе – нетопырь карлик (Pipistrellns pipistrelhis). Общая длина его тела крыльев 17 18 см.… … Жизнь животных

Семейство настоящие совы — Серая неясыть (Strix aluco). Голова у нее чрезвычайно велика, а ушное отверстие меньше, чем у других видов этого семейства. Шея толстая, тело плотное, большой клюв, лишенный зубцов, сильно согнут; сильные, густо усаженные перьями… … Жизнь животных

Источник

Сокол выше Солнца не летает

Календарь БУКВИЦЫ*).
Неделя буковы «Ен»**).:
03-10 октября 2018г.

С каждым днём всё чаще и чаще обращаюсь к древлесловенской Буквице в стремлении понять скрытый смысл окружающих меня слов. Слова представляются мне круглыми, подобными воздушным шарам, которые во множестве летают вокруг меня. Все они необычной, неповторимой у каждого, расцветки. Шары поворачиваются ко мне то одной, то другой, то третьей стороной, и, вращаясь, становятся похожими на бесконечно меняющийся калейдоскоп образов. Их сорок девять на поверхности каждого из воздушных «мячиков».
«Шар», прилетевший ко мне во время недели бук(о)вы «Ен», развернул передо мной картину удивительных образов бук(о)вы «Покой». Признаюсь, что вопрос о смыслах и значениях, заложенных в ней, беспокоил меня на протяжении длительного времени. Даже наблюдая в бук(о)ве некий образ, мне не удавалось до конца прочувствовать её глубинный смысл.

Неделя, посвящённая изучению буковы «Ен», «царицы образов», принесла в дар понимание сути этой и других бук(о)в.
Принесла в дополнение к тем представлениям, которые у меня уже сложились .
Упомяну о двух из них, тем более что способ трактования образов бук(о)в необычен: «…через алгоритм движения заряда»***). как «…четкий алгоритм круга эволюции для любой сущности».
Один образ, создаваемый бук(о)вой «Покой», затрагивает сферу сознания людей, второй касается области физики:
1. «Заполнение сферы сознания людей высшими знаниями, которые человеку даны высшей силой, и опытом до самого конца (Покой), с тем чтобы перейти в новое состояние, оставляя всё низшее в прошлом (Рецы)».
2. «Заполнение накопленным зарядом, богатым энергией, незаряженных низших зарядов до самого конца, с тем чтобы замкнуть круг своей эволюции (взять заряд – отдать заряд) (Покой), а затем перейти в новое энергетическое состояние (Рецы)».

Читайте также:  Сколько километров диаметр солнца

Всем известно: «Хочешь что-либо спрятать, положи на видное место».
Действительно, истина лежит на поверхности. Она очевидна, «видна очами».
Сколько раз, задумываясь над смыслами буковы «Покой», отмечала в её составе слово «ОКО», но мысленный взор, слегка задержавшись на «говорящем» факте, скользил далее.

При более обстоятельном подходе к расшифровке закодированного послания буковы «П-око-й»:

1). провела аналогию между «око» в бук(о)ве и «ОКОм Вселенной», символом постижения истины, божественного видения, познания сущности Бытия и Вселенной;

2). кроме этого, обратила внимание на графическое изображение бук(о)вы «Како» — «К»: в её центре, между двумя «мирами-сферами», мы находим «божественный источник» (в виде вертикали);
истинный мир людей (в виде «птички» или «галочки», направленной к вертикали под углом) черпает из него знания, мудрость и силы, и в свою очередь отдаёт собственный, обогащённый реалиями земной жизни, опыт;

3). впервые для себя отметила особенность в прочтении слова по-древлесловенски, согласно образам Буквицы, его «центростремительность», от начальной бук(о)вы к центру и наоборот:
П-ОКО-Й,

в центре слова – «ОКО»,
слева от него – «П» («Покой»), Правь;
справа – «Й» («Инить»),Община истинная;

слева – сфера, или мир (мир Прави);
справа – сфера, или мир (мир Общины истинной).

I.Теперь обратимся к смыслам и образам, заложенным в бук(о)вах слова «Покой»:

П – Покой — мир Прави,

О – Он — божественное,
К – Како — единение человека со Вселенной,
О – Он — божественное,

Й — Инить — мир Общины истинной.

Таким образом, целостный образ слова «П-ОКО-Й» можно представить следующим образом:

1. Мир Прави (Покой) через ОКО (Он-Како-Он) взирает на мир Общины истинной (Инить).
Мир Общины истинной (Инить) через ОКО (Он-Како-Он) взирает на мир Прави (Покой).

Мир Прави через ОКО взирает на мир Общины истинной.
Мир Общины истинной через ОКО взирает на мир Прави.

2.Боги мира Прави (Покой) через ОКО Вселенной (Он-Како-Он) взирают на богов мира Общины истинной (Инить).
Боги мира Общины истинной (Инить) через ОКО Вселенной (Он-Како-Он) взирают на мир богов Прави (Покой).

Боги мира Прави через ОКО Вселенной взирают на богов мира Общины истинной.
Боги мира Общины истинной через ОКО Вселенной взирают на мир богов Прави.

3. Боги (Он) мира Прави (Покой) окормляют (Како) богов (Он) мира Общины истинной (Инить).
Боги (Он) мира Общины истинной (Инить) окормляются (Како) богами (Он) мира Прави (Покой).

Боги мира Прави окормляют ****). богов мира Общины истинной.
Боги мира Общины истинной окормляются богами мира Прави.

4. Мир Прави (Покой) окормляет (Како) мир Общины истинной(Инить).
Мир Общины истинной (Инить) окормляется (Како) миром Прави (Покой).

Мир Прави окормляет мир Общины истинной.
Мир Общины истинной окормляется миром Прави.

II. Снова обратимся к смыслам, заложенным в бук(о)ве «Покой»:

Прави (Покой) мир божественный (Он) единяется посредством благословения и окормления, славления и питания (Како) с миром истинным (Он) Общины (Инить) .

П – Прави
О – мир божественный
К – единение 2-х миров через: благословение и окормление (божественный);
славление и окормление, питание, (истинный);
О – мир истинный
Й (инить) – Общины.

На этот раз слово «П-ОКО-Й» представляет в качестве целостного несколько иной образ :

1. Прави мир божественный и Общины мир истинный есть единение 2-х миров посредством благословения и окормления, славления и питания.

2. Прави (Покой) мир божественный (Он) окормляет и благославляет в единении двух миров (Какой) мир Общины (Инить) истинный (Он).
Общины (Инить) мир истинный (Он) в единении двух миров, божественного и истинного, (Како), славит и окормляется божественным миром (Он) Прави (Покой).

— Прави мир божественный, единяясь, окормляет и благославляет мир Общины истинный.
Общины мир истинный, единяясь, славит божественный мир Прави и окормляется им.

3. Прави (Покой) мир божественный (Он) в единении двух миров, божественного и истинного, (Како), питает и благославляет славящий его и окормляющийся им истинный мир (Он) Общины (Инить).

Прави мир божественный, единяясь, окормляет и благославляет славящий его и окормляющийся им мир Общины истинный.

Не правда ли, друзья, из всего вышесказанного весьма очевидно, где находится пресловутое, таинственное, «Око Вселенной», между какими мирами? Вышним и срединным, в нашем случае. Древлесловенская бук(о)ва «ПОКОЙ» доносит до нас это ведание. Возможен, конечно, и другой вариант: между Вышним и нижним.

Однако продолжим наше рассуждение.
Поиски иллюстрации, демонстрирующей «Вселенское Око», привели меня к счастливой находке, изображению бога Солнца у древних египтян*****). в облике… С-ОКО-Ла… Вспомнилась русская народная пословица: «Сокол выше Солнца не летает». Стала понятной причина: Сокол как символ сам является Солнцем!
Согласно древлесловенской Буквице, «СОКОЛ» означает «Света, Солнца, (Слово) боги (Он) единяются (Како) с богами (Он) людей (Людие)».

Читайте также:  Бог солнца дела мал

Не правда ли, образы слова созвучны образам бук(о)вы «Покой»?
Имя этого древне-египетского бога известно каждому школьнику: ГОР или, если учитывать историческое чередование согласных, ХОР!
Добавим одну только букву, и возникает священное для древних славян имя бога Солнца, ХОРС!
У славян бог Солнца Хорс ассоциировался с образом коня-Солнца, ежедневно пересекающего небесный свод из одного конца в другой.

Очевидны параллели: Солнце — РА — ГОР — ХОР — ХОРС.
Не одно ли и то же божество является под разными именами к людям, как предполагают некоторые исследователи?
Не одной ли культуры корни создают и питают божественную мифологию разных, а разных ли, народов и цивилизаций?
Не является ли наше физическое Солнце «ОКОм Вселенной», доносящим благодатные, окормляющие, лучи ГОРнего мира людям, а также возносящим и передающим славы и молитвы людей в мир Вышний?
Животворные лучи Белого Света мира Прави и яркие, как Солнечный Свет наш, к-РА-С-ные, лучи физического мира!
Согласно традиции древних славян, белый и красный – цвета миров Прави и Яви.
Случайно ли совпадение, что символами объединённых земель древнего Верхнего и Нижнего Египта, подобно Вышнему и нижнему мирам в славянской традиции, выступали две кобры, увенчанные красной и белой коронами.
Архаичная символика белой короны указывала на того, кто давал жизнь.

В древне-египетской мифологии «Глаз Гора», или «Солнечное Око», олицетворяла собой Уаджет, дочь и хранительница Ра, или богиня Маат.
Нередко Уаджет-Маат, богиня истины, изображалась «в виде извергающей пламя и яд первозданной змеи — солнечного ока»******), часто — в виде мудрой уреи, кобры, или солнечного диска, являла собой материю, эфир.
Напрашивается аналогия с образом, который несёт в себе бук(о)ва «Покой»: «заполнение сферы сознания людей высшими знаниями, которые человеку даны высшей силой, и опытом…».
В древлесловенской Буквице одним из основных значений бук(о)вы «Покой» является «заполнение перед переходом в новое, высшее, состояние» — «озарение».
В древнем Египте «Всевидящий Глаз Гора», или «Вселенское Око», также являлся символом озарения.
К слову сказать, две бук(о)вы «Он», символизирующие Вышний мир Прави и общинный мир людей, внешне напоминают два глаза по обе стороны «носа», или бук(о)вы «Како».
Аналогично и в древнем Египте на протяжении всего Династического Периода в гробницах, на саркофагах и других атрибутах погребения рисовали или вырезали «два глаза» Уаджет.

Две бук(о)вы «Он» – два мира — два «глаза», два «ока» — два Солнца.

Бук(о)ва «ПОКОЙ» и слово «СОКОЛ» это наглядно представляют!

3 -10 октября 2018г.

*). БУКВИЦА – древлесловенская Буквица, алфавит древних славян.

**). Неделя буковы «Ен» — это неделя из «Дивьего семестра», соответствующая шестой строке пособия «Сказочная Буквица», «Дивьей» (Ять, Юнь, Арь, Эдо, Ом, ЕН, Одь), согласно Волшебному Календарю Сказочной Руси. Автор Календаря: Г.И. Левшунов.

Источник

В чём смысл выражения: «И сокол выше солнца не летает»?

Примерно, в том же, что и «Выше головы не прыгнешь».

Примерно в том же, что и «всяк сверчок знай свой шесток» — то есть, бывают нерушимые правила, невыполнимые задачи, бесполезные усилия. По крайней мере, для данного конкретного человека. Скажем, если вы поставите себе задачу — проплыть стометровку быстрее Фелпса, либо, например, стать президентом США — у вас, скорее всего, ничего не получится, даже пробовать не стоит, это будут бессмысленные усилия. Выражение, конечно, крайне прагматичное, приземленное, но по большей части справедливое, ИМХО. Вот только отличить бессмысленную задачу от перспективной с первого взгляда получается далеко не всегда. Так что иногда приходится действовать вопреки данной поговорке.

Сокол- благородная птица, которая встречается нам в рус. народных сказках, наделена волшебной силой, но и она не все может. Вот так и человек; кажется, все ему доступно, все он может, но есть определенные моменты или ситуации, когда лучше сразу отступить и не браться за то или иное дело.

Смысл сего выражения состоит в том, что не всегда в жизни можно получить то, что желаешь. Существует то, чего невозможно достигнуть. И, когда не получаешь желаемого, то нужно смириться. Ибо в этой жизни каждому свои даются испытания, победы и награды.

Сокол — великолепная мощная птица которая летает на огромных высотах. Вот это выражение говорит о возможностях. Предположим человек задумал для себя задачу, но она невыполнима, то есть закончить это дело не представляет возможности. Параллельное выражение для «И сокол выше солнца не летает» можно использовать «Выше головы не прыгнешь». Есть определенный предел возможностей для любого живого. Иногда при преодолении этого максимума возможностей, человек себя колечит или убивает. Животные по своей природе не стремятся поставить какой-то рекорд, они живут тем, что дала им природа. Такое выражение скорее всего было придумано после ряда неудач.

Читайте также:  Бог солнца у славян дажьбог

Можно понимать эту пословицу буквально, а можно аллегорически. В буквальном смысле даже такая сильная и гордая птица, которая всегда была очень любима на Руси, не может взлететь выше солнца, подняться выше своего предела, прыгнуть выше головы. Так и для человека всегда отмерен некий предел возможностей, преодолеть который он не может ни при каких условиях, как бы этого он не хотел и как бы к этому не стремился. В аллегорическом смысле можно сравнить сокола с сильным и удачливым человеком, а солнце с царем или богом. Тогда получается, что как бы ты не был богат и силен, какой бы властью не обладал, всегда найдется светило более яркое, выше которого тебе не взлететь.

Наверно я не от Мара сего. Ну сокол птица летает высоко. Отсюда наверное и толкования слова-выше, больше и т.п. Но ведь и людей называли-сокол, сокол ты мой ясный. Не думаю, что их сравнивали по их возможностям, или в те времена думали один может, а другой нет. Или сейчас выдающихся людей с солнцем сравнивают? По мне так возможности каждой личности равные при рождении. Это дальнейшая жизнь вносит коррективы. И человек в зависимости от обстоятельств может достичь всего, ну или наоборот ничего.

На мой взгляд сравнение в этой пословице есть: сокол обозначало в те времена недоступное человеку, но не отделяющее сокола от всего живого на земле. И говоря: и сокол выше солнца не летает, не имели в виду выше головы не прыгнешь. Я думаю означало-все мы под одним солнцем ходим и летаем, все под солнцем равные. Но этого к сожалению никто не видит, не хотят видеть. Смирение-вот где погибель.

На мой взгляд, может быть несколько субъективный, такое выражение можно сказать в утешение тому, кто добивался чего-то, стремился упорно к чему-то, но не все получилось, не удалось.

Именно в такой ситуации такое выражение применимо.

Полагаю, это выражение нужно понимать как некое предупреждение о существовании того, что всегда было, есть и будет выше нас, о том, что не следует брать на себя слишком много, и предаваться такому греху, как гордыня. Каким бы высоким не представлялось собственное положение, какими бы неисчерпаемыми ни казались силы, всему наступает предел — об этом забывать нельзя.

Смысл этого выражения заключается в следующем — человек не может прыгнуть выше своей головы, и всегда существуют следующие сдерживающие факторы, кототые препятствуют достижению главной, великой цели, ведь человек все же не всесилен.

Данное высказывание говорит о том, что для каждого человека есть свой предел, выше которого нельзя подняться. И даже такая сильная птица, как сокол, не сможет никогда подняться выше солнца. Зная эту народную мудрость, нужно трезво оценивать свои возможности и правильно ставить жизненные цели.

Это выражение равносильно выражениям «Я сдаюсь» и «Я выхожу из игры«.

Правда сфера применения данных выражений несколько разная.

Изначально выражение «Я пас» пошло из игры в покер.

В этой игре собирают комбинации из карт. У кого наиболее сильная комбинация, тот и забирает ставки других игроков.

Игроки постепенно повышают ставки. Можно поддержать ставку (добавить столько же, сколько и предыдущий игрок), и сказать «Раскрываемся». Тогда игроки раскрывают свои карты и смотрят, чья комбинация карт сильнее.

Но можно и не раскрываться, а продолжать наращивать денежные ставки. Особенно это выгодно игрокам с сильной комбинацией карт, то есть тем, кто предполагает, что выиграет.

А у кого выпала слабая комбинация карт, тому нет смысла добавлять ставки, так как он всё равно проиграет. Такой игрок просто говорит «Я пас» и выходит из игры. Таким образом он теряет только те деньги, что уже поставил до того, как сказал «Я пас«. Этот игрок выходит из игры, а остальные продолжают игру, наращивая ставки, либо поддерживая на одном уровне.

В настоящее время это выражение используется ещё и в другом смысле.

Например когда кто-то по каким-то причинам хочет прекратить заниматься каким-то делом, либо отказывается от предложения им заняться. Тогда он говорит себе или остальным членам коллектива «Я пас«, что равносильно «Я устал» или «С меня хватит» или «Я не рискну это делать«.

Например бизнесмен занимался определённым видом бизнеса, но в тех условиях, в которых он находился, этот бизнес вышел ему в убыток. И он может сказать: «Всё, я пас» и прекратить этим заниматься.

Источник

Adblock
detector