Меню

Кто попросил александра не заслонять солнце

не заслоняй мне солнце, царь!

Покоритель половины поднебесья Александр Македонский однажды посетил Диогена. Что хотел, один из самых могущественнейших воителей, от этого старика? Отобрать его бочку для полного счастья? Прикатить её в один из своих роскошнейших дворцов и устроить в ней спальню? Он бывал так неприхотлив… Нет… Царь пожелал увидеть мудреца! Выросший среди философов, очень умный властелин, опустился к лицезрению нищего старца.
Жёсткие ответы того не разозлили Александра… Более того, он предложил мудрецу в награду за его подвижническую жизнь исполнить любую его просьбу… «Проси, что хочешь!»
Диоген взглянул на раззолоченного человека и ни на миг не задумавшись, отчеканил: «Отойди, не заслоняй мне солнце, царь!»
Закалённый в боях и чрезвычайно мужественный македонец отпрянул в сторону, словно испуганное, провинившееся дитя… Быстро совладав с собою, Александр, удивлённо спросил: «И это всё?!»
У него просили самых разнообразных милостей далеко не бедствующие люди, а этот старик…
«Поговори я с тобой побольше, Диоген, и мне пришлось бы перебраться на жительство в пифос. Впрочем, для мира, мне кажется, довольно и одного Диогена…
Этого я не знаю, — возразил тот, но знаю другое: мир погиб бы, окажись он во власти двух Александров!»
Свидетели новой дерзости вздрогнули, ожидая взрывной волны ярости от покорителя пол мира, но… Александр, внезапно подошед к мудрецу преклонил перед ним колено и промолвил: «руку твою, Диоген!»
«И скрестились две длани – царя и нищего мудреца».
Давно это было… И уже не повторится… Сменивший царя президент, не спустится на Дно. Да и для чего? Нет там ныне Мудреца…

Умом очень измельчённого потомка тех древних, великих времён, я хотел в «…не заслоняй мне солнце, царь!» поставить одно против другого. Что открывается нашим глазам? В Александре Македонском почти идеальная, насколько это возможно на земле, власть. Трезвый, могучий ум этого вождя, окружившего себя философскою свитою в вечной жажде, — в поиске новых и новых истоков мудрости. Он не брезгует даже заглянуть в бочку! Этот шаг личности, облачённой в умопомрачительный ранг власти, которую имели лишь единицы, в этом подлунном мире, обращает его в уникального вождя человечества… Ему не хватило малого и вместе с тем фундаментального, чтобы стать совершенным… Ему необходимо было воплотить, имеющие у него знания, в Жизнь…
Соседствующий с ним Диоген…
Человек самого низшего социального слоя,- бомж в набедренной повязке, владеющий только пифосом и то по милости людской… Но…
Владыка мира, как бы он не богат в материальном и духовном планах, пришёл к нищему! В чём причина? Этот бездомный был значительно богаче его сокровищами не от мира сего! Диоген владел нетленными богатствами разума! И вот нам представился случай узнать, в чём имел нужду человек Эволюционирующий.
Когда, восхищённый мудростью и бесстрашием Диогена, Александр «открыл» перед ним путь к дворцам, деньгам, должностям, славе… Высшая «Форма» Человека разумного, промолвила:
«Не заслоняй мне солнце, царь!»
Последние лучики уже остывающего осеннего солнышка! Вот и всё о чём попросил мирского царя Царь «Небесный»…
Как выяснилось, Личность, достигшая наивысших ступеней на иерархической лесенке Эволюции, довольствуется минимумом хлеба, быта, зрелищ…
Взглянем на нынешнюю ситуацию…
Повсюду плач,- обидели, обворовали… Властьимущие дачами обросли отечественными и заграничными… Иномарками не единичными, а уже серийными… Обслуживающим персоналом и личною охраною… В ихней собственности заводы, фабрики, транспорт, телевидение кинематограф, земля… Скоро и атомные станции с армией и её чрезвычайно смертоносными «Игрушками» будут приватизированы. И тогда… Наступит конец света! По бескрайним просторам могущественных собственников «нарежутся» тропинки, по которым только и можно будет передвигаться безопасно… Шаг влево, шаг вправо,- отстрел. Но…
Прежде чем облачаться в смертоносные лохмотья Страха, заглянем в себя! Насколько больше чем бочка, набедренная повязка и кусок хлеба, якобы которого нас лишают, мы имеем? И где-то там, дома… В каморке без окон и при закрытых дверях, шёпотом признаемся, что мы такие же как и эти зажравшиеся «динозавры», вот только ящеричные размеры ограничивают наш аппетит… А посади нас на особую диету в кабинет Президента или Думу, на худой конец, и мы так чудесно преобразуемся! Из нас такие «миленькие» тираннозаврики вылупятся!
Машина Эволюции затормозила…
Остановилась…
И набирая обороты покатилась назад…
Гомосапенс сполз до гомопотребилуса…

Читайте также:  Храм солнца дарк соулс

Источник

Притча о Диогене, мудреце из бочки

К сидевшему у бочки Диогену
Пришел Властитель мира, Александр.
«В моих руках — сокровища вселенной!
Где я ступил — там золотой меандр.

Проси! Исполню всякое желание,
Я вместо бочки дам тебе Дворец!
Идём со мной! Богатство дам и Звание!
Не прогадай! Ну, отвечай, мудрец. «

«Уйди! Не загораживай мне Солнце!»
Сказал невозмутимый Диоген.
«Моя Душа, мой Бог — не продаётся.
Во мне — весь мир! Мой мир — благословен!».

Художник:
Giambattista Langetti, Diogenes and Alexander, c. 1650. Fondazione Querini Stampalia, Venice

Все слышали о Диогене. Это древнегреческий философ, который жил в бочке.

Умер наш Диоген из бочки, согласно его тёзке — Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

***
Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».

Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
***
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»
***
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.

Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.

Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?»
«Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю».
«А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?»

«Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.

На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н.э.
***
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».

Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
***
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?».

Читайте также:  Очки от солнца мужские желтые

«Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей — почти никого», — покачал головой Диоген.

Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
***
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все.

Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз»
***
Афоризмы Диогена:

Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.

Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

Я — гражданин мира.

Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе

Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?

Философ ответил:
— Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
***
Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать.

Однажды афинянин смеялся над ним в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых»

Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы»

Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.
— Что ты делаешь?— спрашивали его.
— Ищу человека,— отвечал Диоген

Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

Поучать старца – что лечить мертвеца

Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись»

Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.

Читайте также:  Спортивное развлечение солнце встало

Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.

Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». –
«А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня»

Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.

Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию.
Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.
— Вот, афиняне, цена вашего ума,— сказал им Диоген.—Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.
(http://affinity4you.ru/post129713413/)

Кинизм- самое контркультурное направление в античной философии. Одним из его выводов стало убеждение в том, что основные потребности человека — животные.
Образ жизни вне цивилизационного комфорта — бочка, в которой жил Диоген. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.
Путь, ведущий к добродетели — аскеза. Удовольствия расслабляют душу и тело, мешают свободе.
Киник — вне государства, его отечество — весь мир.
Когда Александр Македонский обратился к Диогену со словами: «Проси, чего хочешь», мудрец ответил великому полководцу: «Уйди, не заслоняй мне солнца. «.
Перед лицом могущественнейшего монарха Диогену была достаточна натуральнейшая вещь, солнце, и этим он подчеркивал суетность любой власти.
Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.)
***
Как поёт Елена Максимова: «Счастье внутри! Его искать не надо. «

Источник

335 г. до н.э. Диоген занимался рукоблудием на площади и попросил Александра Македонского не загораживать ему Солнце

Диоген родился в Синопе, греческой колонии на Черном море, в семье менялы. Во время паломничества в Дельфы получил указание оракула заняться «переоценкой ценностей» и стал менять монету, как и отец . Однако, став менялой, будущий мыслитель подвергся гонениям со стороны горожан. Из этого он сделал вывод о том, что он должен заняться не материальными, а духовными ценностями.

Перебрался в Афины и стал учеником Антисфена, который основал философское течение киников. Принимал участие в битве при Херонее с македонской армией. Был взят в плен и продан в рабство. Учил детей своего хозяина. Отличался демонстративным поведением. Принимал пищу на площади и публично занимался рукоблудием. Полагал, что общественные моральные нормы относительны, поэтому человек должен вести себя непосредственно в соответствии с природой. Таким образом, на практике применял философию своего учителя Антисфена и превзошел его в юродстве. Жил в пифосе (пифосы — большие кувшины, в которых в том числе хоронили умерших, поэтому Диоген фактически жил в гробу) и не имел ничего, кроме плаща, посоха и сумы.

Когда Александр Великий завоевал Аттику, пришел в Коринф и познакомился с известным философом, то выразил готовность дать ему все, что мыслитель пожелает. Нищий чудак попросил Александра Великого не загораживать ему Солнце.

Диоген Был знаком с Платоном и часто с ним спорил. Ученик Антисфена видел настоящее счастье человека в аскетизме и независимости. Философ любил пошутить. Сохранилось немало анекдотов о его выходках. Однажды, когда афиняне суетились в сборах на войну с Александром Македонским, мыслитель решил тоже принять участие в общей суматохе и начал бесцельно катать свой пифос, в котором жил, туда-сюда.

Год: 335 г. до н.э.
Возраст субъекта: 77
Место: Коринф
Путь: Средиземное море
Субъект: Диоген
Страна: Греция
Географические координаты: 37.933,22.933

Источник

Adblock
detector