не заслоняй мне солнце, царь!
Покоритель половины поднебесья Александр Македонский однажды посетил Диогена. Что хотел, один из самых могущественнейших воителей, от этого старика? Отобрать его бочку для полного счастья? Прикатить её в один из своих роскошнейших дворцов и устроить в ней спальню? Он бывал так неприхотлив… Нет… Царь пожелал увидеть мудреца! Выросший среди философов, очень умный властелин, опустился к лицезрению нищего старца.
Жёсткие ответы того не разозлили Александра… Более того, он предложил мудрецу в награду за его подвижническую жизнь исполнить любую его просьбу… «Проси, что хочешь!»
Диоген взглянул на раззолоченного человека и ни на миг не задумавшись, отчеканил: «Отойди, не заслоняй мне солнце, царь!»
Закалённый в боях и чрезвычайно мужественный македонец отпрянул в сторону, словно испуганное, провинившееся дитя… Быстро совладав с собою, Александр, удивлённо спросил: «И это всё?!»
У него просили самых разнообразных милостей далеко не бедствующие люди, а этот старик…
«Поговори я с тобой побольше, Диоген, и мне пришлось бы перебраться на жительство в пифос. Впрочем, для мира, мне кажется, довольно и одного Диогена…
Этого я не знаю, — возразил тот, но знаю другое: мир погиб бы, окажись он во власти двух Александров!»
Свидетели новой дерзости вздрогнули, ожидая взрывной волны ярости от покорителя пол мира, но… Александр, внезапно подошед к мудрецу преклонил перед ним колено и промолвил: «руку твою, Диоген!»
«И скрестились две длани – царя и нищего мудреца».
Давно это было… И уже не повторится… Сменивший царя президент, не спустится на Дно. Да и для чего? Нет там ныне Мудреца…
Умом очень измельчённого потомка тех древних, великих времён, я хотел в «…не заслоняй мне солнце, царь!» поставить одно против другого. Что открывается нашим глазам? В Александре Македонском почти идеальная, насколько это возможно на земле, власть. Трезвый, могучий ум этого вождя, окружившего себя философскою свитою в вечной жажде, — в поиске новых и новых истоков мудрости. Он не брезгует даже заглянуть в бочку! Этот шаг личности, облачённой в умопомрачительный ранг власти, которую имели лишь единицы, в этом подлунном мире, обращает его в уникального вождя человечества… Ему не хватило малого и вместе с тем фундаментального, чтобы стать совершенным… Ему необходимо было воплотить, имеющие у него знания, в Жизнь…
Соседствующий с ним Диоген…
Человек самого низшего социального слоя,- бомж в набедренной повязке, владеющий только пифосом и то по милости людской… Но…
Владыка мира, как бы он не богат в материальном и духовном планах, пришёл к нищему! В чём причина? Этот бездомный был значительно богаче его сокровищами не от мира сего! Диоген владел нетленными богатствами разума! И вот нам представился случай узнать, в чём имел нужду человек Эволюционирующий.
Когда, восхищённый мудростью и бесстрашием Диогена, Александр «открыл» перед ним путь к дворцам, деньгам, должностям, славе… Высшая «Форма» Человека разумного, промолвила:
«Не заслоняй мне солнце, царь!»
Последние лучики уже остывающего осеннего солнышка! Вот и всё о чём попросил мирского царя Царь «Небесный»…
Как выяснилось, Личность, достигшая наивысших ступеней на иерархической лесенке Эволюции, довольствуется минимумом хлеба, быта, зрелищ…
Взглянем на нынешнюю ситуацию…
Повсюду плач,- обидели, обворовали… Властьимущие дачами обросли отечественными и заграничными… Иномарками не единичными, а уже серийными… Обслуживающим персоналом и личною охраною… В ихней собственности заводы, фабрики, транспорт, телевидение кинематограф, земля… Скоро и атомные станции с армией и её чрезвычайно смертоносными «Игрушками» будут приватизированы. И тогда… Наступит конец света! По бескрайним просторам могущественных собственников «нарежутся» тропинки, по которым только и можно будет передвигаться безопасно… Шаг влево, шаг вправо,- отстрел. Но…
Прежде чем облачаться в смертоносные лохмотья Страха, заглянем в себя! Насколько больше чем бочка, набедренная повязка и кусок хлеба, якобы которого нас лишают, мы имеем? И где-то там, дома… В каморке без окон и при закрытых дверях, шёпотом признаемся, что мы такие же как и эти зажравшиеся «динозавры», вот только ящеричные размеры ограничивают наш аппетит… А посади нас на особую диету в кабинет Президента или Думу, на худой конец, и мы так чудесно преобразуемся! Из нас такие «миленькие» тираннозаврики вылупятся!
Машина Эволюции затормозила…
Остановилась…
И набирая обороты покатилась назад…
Гомосапенс сполз до гомопотребилуса…
Источник
Притча о Диогене, мудреце из бочки
К сидевшему у бочки Диогену
Пришел Властитель мира, Александр.
«В моих руках — сокровища вселенной!
Где я ступил — там золотой меандр.
Проси! Исполню всякое желание,
Я вместо бочки дам тебе Дворец!
Идём со мной! Богатство дам и Звание!
Не прогадай! Ну, отвечай, мудрец. «
«Уйди! Не загораживай мне Солнце!»
Сказал невозмутимый Диоген.
«Моя Душа, мой Бог — не продаётся.
Во мне — весь мир! Мой мир — благословен!».
Художник:
Giambattista Langetti, Diogenes and Alexander, c. 1650. Fondazione Querini Stampalia, Venice
Все слышали о Диогене. Это древнегреческий философ, который жил в бочке.
Умер наш Диоген из бочки, согласно его тёзке — Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.
***
Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».
Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
***
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»
***
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.
Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.
Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?»
«Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю».
«А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?»
«Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н.э.
***
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
***
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?».
«Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей — почти никого», — покачал головой Диоген.
Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
***
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все.
Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»
На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз»
***
Афоризмы Диогена:
Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
Я — гражданин мира.
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе
Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
***
Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать.
Однажды афинянин смеялся над ним в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых»
Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы»
Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.
— Что ты делаешь?— спрашивали его.
— Ищу человека,— отвечал Диоген
Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
Поучать старца – что лечить мертвеца
Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись»
Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.
Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». –
«А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня»
Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.
Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию.
Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.
— Вот, афиняне, цена вашего ума,— сказал им Диоген.—Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.
(http://affinity4you.ru/post129713413/)
Кинизм- самое контркультурное направление в античной философии. Одним из его выводов стало убеждение в том, что основные потребности человека — животные.
Образ жизни вне цивилизационного комфорта — бочка, в которой жил Диоген. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.
Путь, ведущий к добродетели — аскеза. Удовольствия расслабляют душу и тело, мешают свободе.
Киник — вне государства, его отечество — весь мир.
Когда Александр Македонский обратился к Диогену со словами: «Проси, чего хочешь», мудрец ответил великому полководцу: «Уйди, не заслоняй мне солнца. «.
Перед лицом могущественнейшего монарха Диогену была достаточна натуральнейшая вещь, солнце, и этим он подчеркивал суетность любой власти.
Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.)
***
Как поёт Елена Максимова: «Счастье внутри! Его искать не надо. «
Источник
335 г. до н.э. Диоген занимался рукоблудием на площади и попросил Александра Македонского не загораживать ему Солнце
Диоген родился в Синопе, греческой колонии на Черном море, в семье менялы. Во время паломничества в Дельфы получил указание оракула заняться «переоценкой ценностей» и стал менять монету, как и отец . Однако, став менялой, будущий мыслитель подвергся гонениям со стороны горожан. Из этого он сделал вывод о том, что он должен заняться не материальными, а духовными ценностями.
Перебрался в Афины и стал учеником Антисфена, который основал философское течение киников. Принимал участие в битве при Херонее с македонской армией. Был взят в плен и продан в рабство. Учил детей своего хозяина. Отличался демонстративным поведением. Принимал пищу на площади и публично занимался рукоблудием. Полагал, что общественные моральные нормы относительны, поэтому человек должен вести себя непосредственно в соответствии с природой. Таким образом, на практике применял философию своего учителя Антисфена и превзошел его в юродстве. Жил в пифосе (пифосы — большие кувшины, в которых в том числе хоронили умерших, поэтому Диоген фактически жил в гробу) и не имел ничего, кроме плаща, посоха и сумы.
Когда Александр Великий завоевал Аттику, пришел в Коринф и познакомился с известным философом, то выразил готовность дать ему все, что мыслитель пожелает. Нищий чудак попросил Александра Великого не загораживать ему Солнце.
Диоген Был знаком с Платоном и часто с ним спорил. Ученик Антисфена видел настоящее счастье человека в аскетизме и независимости. Философ любил пошутить. Сохранилось немало анекдотов о его выходках. Однажды, когда афиняне суетились в сборах на войну с Александром Македонским, мыслитель решил тоже принять участие в общей суматохе и начал бесцельно катать свой пифос, в котором жил, туда-сюда.
Год: 335 г. до н.э.
Возраст субъекта: 77
Место: Коринф
Путь: Средиземное море
Субъект: Диоген
Страна: Греция
Географические координаты: 37.933,22.933
Источник