Сочинение на тему: Кто прав Настя или Митраша в сказке Кладовая солнца, Пришвин
Кто прав Настя или Митраша
35 предложений/ 420 слов
Сказка-быль «Кладовая солнца» — одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней писатель, который к тому же был опытным географом и этнографом, подробно рассказал о природе Переславль-Залесского района и о жизни двух детей, оставшихся сиротами в период войны. Двенадцатилетняя Настя и десятилетний Митраша научились быть самостоятельными. Поначалу им во всем помогали соседи, ну а потом они и сами научились за собой ухаживать.
Настя, которую автор называл «золотой курочкой на высоких ножках», готовила еду, а Митраша охотился и отвечал за их безопасность. Он ходил с отцовским ружьем, надевал отцовскую куртку и на всякий случай за поясом носил топор. Вот так пришлось этим маленьким детям выживать в суровых условиях жизни. Лес, куда они часто ходили, был не таким уж безобидным. Нужно было остерегаться как хищных животных, так и некоторых природных явлений.
Однажды, отправившись к Слепой елани за клюквой, дети всерьез повздорили и разошлись по двум разным сторонам. Митраша выбрал короткую, но опасную тропу, а Настя — более долгую, но утоптанную тропу. В итоге, оба были правы. Эти тропинки вели к той самой обширной полянке, про которую им когда-то рассказывал отец. Однако Митраша по дороге не заметил, как оказался посредине гибельной топи. Трясина стала его засасывать и выбраться сам он уже никак не мог.
Настя, тем временем, нашла заветную полянку и увлеклась сбором полезной ягоды. Вспомнила о брате она только тогда, когда проголодалась. Она понимала, что он тоже голоден, но где-то заблудился. От бессилия она села и заплакала. На помощь к ней прибежала собака лесника Антипыча по кличке Травка. Травка вот уже два года жила одна, так как хозяин умер. Она ужасно по нему скучала, поэтому в других людях пыталась найти ту же заботу, которую он ей дарил, но пока все напрасно.
Почуяв запах еды, она прибежала к Насте. Увидев девочку в слезах, она всячески старалась ее утешить. Но тут она почуяла запах зайца и побежала в сторону елани. Там она и нашла маленького мальчика, застрявшего в болоте. Митраша понимал, что это его последний шанс спастись. Он ласково подманил собаку, ухватился за ее задние лапы и выбрался из трясины. Тут еще появился Серый Помещик — самый страшный волк в округе. Мальчик, не мешкая, выстрелили в него в упор.
К утру, дети выбрались из леса с целой корзиной спелых ягод и историей про застреленного волка. Травка с тех пор стала их лучшим другом и перебралась жить к Митраше. В этом десятилетнем герое она почувствовала нового хозяина, такого же доброго и заботливого как Антипыч. А Настя больше не ссорилась с братом. Она долго корила себя за жадность и решила отдать ягоды голодающим детям Ленинграда.
Источник
Кто прав настя или митраша сказки кладовая солнца
Все активно включаются в спор, высказывают свое мнение, пытаются доказать правоту своих суждений. Большинство нас считает, что прав Митраша и что рассказчик на его стороне, однако часть нас рьяно защищает Настю, отстаивая разумность ее действий. Приведем некоторые ответы нас: «Я думаю, что автор на стороне Митраши, потому что Митраша был смелым. Он хотел идти по новому пути. Он верил компасу отца. Митраше встретились большие трудности, но он прошел через эти трудности. А Настя, по сравнению с Митрашей, самая обыкновенная. Митраша против нее герой. Попав в беду, он остался сильным».
«Пришвин на стороне Настеньки. Ему жаль девочку, которая страдала из-за своего строптивого братца. Поступок Митраши был глупый. Он оставил выбитую тропу и прямо полез в Слепую елань. Разве это умно? Поступок Митраши писатель называет отчаянным, а смелость его бессмысленной, А Настя спокойно нашла клюкву. Если бы Митраша не хорохорился по своей привычке, они вместе бы нашли клюкву и вернулись домой».
«Мне кажется, что рассказчик на стороне Митраши. Ему понравилась решительность «мужичка», наверное, он сам был таким же решительным. Митраша говорил: «Я же сам по себе по своей тропке пойду». Он хотел доказать, что по этой тропке ходили смелые люди и что можно идти смело. А Иастя, красная, как кумач, плюнула ему вслед. Здесь автор упрекает Настю, ведь она была старшая сестра и должна была позаботиться о нем, а не ссориться».
Обмен мнениями чрезвычайно полезен. Он обостряет внимание учеников к решаемому вопросу, подготавливает последующую беседу. Читатель не поддерживает ни одну из спорящих сторон, оставляя за собой право высказать мнение в конце беседы. Он предлагает детям разобраться в случившемся, внимательно проследив за мыслью рассказчика.
Естественно, в процессе беседы возникает разговор об олицетворениях, которые играют в произведении существенную роль. Важно, чтобы наса осознали, что с помощью олицетворений писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками] живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев. Так, злые силы природы мешают им, стараются запугать, заставить уйти из леса: «Деревья зарычали, завыли, застонали». Добрая природа успокаивает у себя, помогает им: «. трава белоус показывала направление обхода елани».
В отрывке «Тетерев-Косач» Пришвин показывает красоту природы. Под лучами солнца «могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы». Тетерев-Косач тоже «стал расцветать». «На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив радужный, раскинутый лирой хвост». Все птицы приветствуют солнце, и их пение напоминает журчание ручейков, которые как бы сливаются в один большой ручей, бегущий по невидимым камешкам.
Читатели отвечают, что могучая природа очаровала, околдовала у себя. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни. Писатель говорит: «Было совсем тихо в природе, и все, озябшие, до того были тихи, что тетерев-косач не обратил на них никакого внимания». «Затаив дыхание, сидели все на холодном камне. » «Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой».
Предлагаем разобрать сцену спора у себя о дороге, выяснив, как ведет себя каждый из них, как природа помогает понять настроение спорящих. Читатель обращает внимание нас на то, что писатель, изображая внезапно изменившуюся картину прекрасного утра (холодная синяя стрелка облака пересекла пополам восходящее солнце, ветер бушевал, стонали деревья), заставляет нас насторожиться, подготавливает к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Этим он выражает мысль, что человек очень близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своем высоком человеческом назначении, о том, что он должен быть Человеком с большой буквы, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает еще большее зло.
Читатели рассказывают, как Митраша осуществил план своего спасения. Избавившись от смертельной опасности благодаря проявленной воле и находчивости, человек становится еще сильнее, и эта сила выражается прежде всего в его заботе о тех, кто нуждается в «человеческой руке»: «. он отер последние слезы с лица, отряхнул грязь с лохмотьев своих, как настоящий большой человек, властно приказал?! «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!» Услыхав такой голос, такие слова, Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний прекрасный Антипыч».
Прослеживаем путь Насти. Мы уже знаем суждения многих нас о том, что путь Насти правилен, а ее благоразумие якобы вызывает одобрение автора и как бы награждается клюквенной палестинкой.
Рисуя черный пень, который собирает и обогревает вокруг себя все живое: и бабочек, и ящериц, и мух, — автор вновь упрекает Настю, оставившую брата.
Только встреча со змеей заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. «Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она». Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими своими действиями («. больным детям. отдала. всю свою целебную ягоду») доказывает, что поняла и искупила вину.
В конце урока, обобщая рассуждения школьников, Читатель высказывает мысль о том, что и пути «открывателей», и пути «осваивателей» нужны и полезны людям, но сила и красота человека проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу — быть полезным другим. Отступление от этого, победа эгоистического начала в человеке делают несчастным прежде всего самого человека.
Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенстве человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство человека с природой. На одной из них еще раз остановим внимание нас:
«Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь — весь-то человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки».
Источник
«Кто прав – Настя или Митраша?» (урок-диспут по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Разделы: Литература
Цели:
- осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину;
- роль описания природы, её одухотворённость, участие в судьбе героев;
- воспитывать культуру речевого общения во время спора, умение просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента.
На занятии по развитию речи, предшествующем данному уроку, учащиеся учились вести дискуссию, узнали основные свойства дискуссионной речи, обусловленные её целями (найти истину, убедить, переубедить). Узнали, что в основе любого дискуссионного монолога лежит рассуждение, и учились правильно строить свои высказывания, где тезис обязательно подкрепляется аргументами и доказательства переходят в вывод.
Перед уроком класс был поделён на две команды, которым было дано задание глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться (вопрос должен быть интересен учащимся, затрагивать и волновать их). Для обсуждения берём эпизод, когда во время похода за клюквой между героями возникает конфликт, и они расходятся по разным тропинкам. Учащимся было предложено пересмотреть текст, найти аргументы в пользу того или другого героя: 1 команде – в пользу Митраши, 2 команде – в пользу Насти.
Оформление. При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья расставлены таким
образом, чтобы участники спора видели друг друга. На столах тексты изучаемого
произведения. На стендах оформлены рисунки учащихся, которые они
выполнили дома, таблицы с правилами ведения спора. На доске записаны тема
урока и эпиграфы.
«Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие, спор». (Словарь)
«В споре нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имён. Важна одна лишь истина, перед которой все равны». (Р.Роллан)
Второй этап – проведение дискуссии.
Успех дискуссии во многом зависит от ведущего (учителя). Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать её выбор, ясно сформулировать цель. Задача учителя – расположить к себе учеников, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказать своё мнение, но и стремился его отстаивать. Не препятствовать желающим выступить, но и не принуждать их к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности. Стимулировать активность учащихся поможет продуманная система вопросов. Учитель должен умело сопоставлять различные точки зрения, не торопиться исправлять заблуждающихся, направлять дискуссию в русло намеченной цели, но не спешить навязывать готовое решение. Для окончания дискуссии выбрать подходящий момент, не нарушая логику развития спора.
- Организационный момент.
- Объявление темы и целей урока.
Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Вспомним, кто они такие, что было особенно удивительным в их жизни.
Проверка выполнения домашнего задания. Рассказ о героях с использованием сравнительной характеристики.
— Расскажите, почему возник конфликт между детьми? (объяснение слова «конфликт», цитата из словаря Ожегова на доске).
Обращаем внимание, что конфликт намечается ещё во время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место».
— Чтение эпизода. (Спор, а потом и ссора детей. Они расходятся по разным тропинкам.)
— Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне. Бернар Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Но может быть, столкновение взглядов породит и нечто третье? Давайте обменяемся мнениями и посмотрим, к какому выводу мы придём.
Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли:
Вырази своё мнение.
— Я не согласен с мнением…
— Я соглашусь с тем, что…, но…
— Мне ближе позиция…
Обращаю внимание на таблицу с правилами ведения спора.
1. Хорошо продумывай свою будущую речь.
«Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)
2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».
« Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)
3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь
сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд)
4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.
«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)
5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.
Учащиеся каждой команды высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:
— Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.
— Почему Пришвин вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Для чего этот рассказ помещён перед появлением детей в лесу?
Ель и сосна – два дерева, которые должны были бы расти самостоятельно, но обречены жить вместе. «Деревья… боролись между собою корнями за питание». Причина несчастья деревьев – эгоистическое стремление самоутвердиться за счёт другого, в их разобщённости.
— Как вели себя дети, оставшись одни?
— Почему Митраша попал в беду? Что ему помогло выйти победителем из создавшегося положения?
Обращаем внимание на то, что природа предупреждает мальчика об опасности. Но Митраша не видит старушек-ёлочек. Стремясь к своей цели, он уходит с протоптанной людьми тропинки. А не пренебрежение ли это опытом поколений? Люди связаны неразрывно с прошлым и будущим, с вечными человеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.
— Почему Настя забыла о брате?
Настя набрела на палестинку, увидев много ягод, забыла обо всём на свете. «Ей больше хотелось», «ссыпать горсточку за горсточкой». Она попала под власть унижающего человека чувства жадности. Это уже не прежняя «золотая курочка», Даже лось не признал ползающую от жадности по земле девочку за человека. Почему смогла произойти такая беда с детьми? Что осуждает автор в поведении детей? Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких.
— Что нужно было сделать в ситуации конфликта, чтобы избежать неприятностей?
— Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности?
Спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств – жадности, упрямства.
В конце урока-диспута можно организовать работу с карточкой слов нравственной тематики и предложить учащимся отобрать слова-понятия, которые можно отнести к характеристике Насти, Митраши. Подумать, какие слова-понятия объединяют детей. Доказать свою точку зрения.
Душа – (общеслав.) – внутренний мир человека, его сознание.
Желание (общеслав.) – стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь; просьба, пожелание.
Дружба (общеслав.) – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Забота (искон. рус.) – мысль или деятельность, направленная на благополучие кого-чего-нибудь; внимание, беспокойство за кого-чего-нибудь.
Сострадание (общеслав.) – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Доброта (общеслав.) – всё положительное, хорошее, полезное; отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.
Любовь (общеслав.) – чувство глубокой привязанности, сердечного влечения.
Щедрость (искон. рус.) – оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости.
Верность (собств. рус.) – надёжность, прочность, преданность; стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей.
Совесть (ст.-сл.) – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Терпеливый (искон. рус.) – обладающий способностью терпеть, выдержать.
Прощение (искон. рус.) – не поставить в вину чего-нибудь, извинить.
Тосковать (искон. рус.) – сильно скучать.
Эгоизм (вероятно, из фр.) – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других.
Одиночество (собств. рус.) – состояние одинокого человека.
Счастье (общеслав.) – чувство и состояние полного высшего удовольствия; успех, удача.
Память (общеслав.) – воспоминание о ком-нибудь, о чём-нибудь.
IV. Итоги урока. Домашнее задание.
Д/з. Поразмышлять об услышанном на уроке и ответить письменно на вопрос: «Что я посоветовал(а) бы детям в сложившейся ситуации?»
Источник