Меню

Кто придумал термин космос

Космос. История появления слова и его исконное значение

Поднимите голову в небо, и вы увидите солнце и облака, ночью – луну и звезды. А что же дальше — там, высоко! Вселенная, космос, неизведанные миры, тайны и загадки.

Слово «космос» в современном русском языке имеет значение космического пространства, пустых участков вселенной, которые находятся вне очертаний небесных тел. Есть еще одно определение: «космос» — это порядок, противоположный хаосу, это мироздание; космосом называют внутренний мир человека, его индивидуальность, характер. Недаром говорят, что каждый человек – это космос, отдельный мир, такой же неизученный и загадочный, как целая вселенная.

Слово «космос» греческого происхождения. Древние греки назвали космосом систему мироздания, порядка, жизненное устроение, которое развивается по определенным канонам и традициям, а еще греки ассоциировали космос с красотой, гармонией в противовес хаосу.

Древние греки придумали целую систему, в которой изложили свою космическую теорию. Космос у них состоит из трех важнейших частей: верхнего, среднего и нижнего миров. Это сложилось потом в целую философию, названную мифологией. Верхний мир представлял собой небо, на котором жили боги Олимпа. Конечно, фактически гора Олимп находилась на севере Греции, но она, недосягаемая для человека, часто ассоциировался с небом, залитым облачным зефиром.

Средний мир – носил имя Ойкумена. Его населяли люди.

Где – то под землей находится царство Аида – это нижний мир. Там обитают тени умерших, над ними сыновья Зевса – Минос, Эак и Радамант вершат суд. Царство мертвых, по легенде, охраняет страшное трехголовое существо – пес Цербер.

В самых недрах космоса находится Тартар – глубокая черная бездна, там обитает богиня ночи, туда отправляются души умерших грешников.

Интересно, что в языке иногда появляются слова, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Например, слову «космос» есть родственное слово «косметика». Казалось бы – это странно, но посмотрите на определение: космос имеет еще одно значение – «украшать». Так и косметика используется для украшения, преображения. Мужское имя Кузьма тоже связано с космосом. Это греческое имя образовано от Косма, обозначает: «вселенная», «украшенный», а также «кузнец».

Источник

Откуда слово «космос»?

В эти дни все разговоры — об удачном полете ракеты Crew Dragon, доставившей двух американских астронавтов на МКС. Что же, событие, и правда, очень важное и интересное.

А мы предлагаем вам узнать о том, откуда происходят и что означают слова связанные с космическими полетами и космосом вообще.

Начнем с самого важного слова: «космос».

» Косм ос» заимствован из греческого языка, где » kosm os» означает одновременно и «мир», «вселенную», и «порядок». От него же происходит глагол » kosm ein» — «украшать». Известные своей любовью к гармоничным и правильным формам, греки искренне считали, что красоту лишенному всякой формы хаосу может придать только упорядочивание.

Отсюда же и слово » косм етика», попавшее к нам через французское » cosm etique», но происходящее от того же корня. В греческом » kosm ētikē» означает буквально «искусство украшать».

А вот слово «космо навт » — это наше собственное изобретение, хотя и полностью собранное из греческих корней. Про «космос» мы уже знаем, а что такое «- навт «?

Эта часть происходит от » naut es», означающего «плаватель», «моряк». А » naut es» происходит в свою очередь от » naus » — корабль. «Арго навт ы», которых мы знаем по одноименному древнегреческому мифу — это «те, кто плывут на Арго», то есть на корабле с таким именем.

Другой не совсем очевидный пример применения этой же основы — название вида моллюска и вымышленного подводного корабля капитана Немо: » Наут илус». А еще есть очень редко, но все же используемое слово «аква навт «, дословно означающее «плавающий в воде», и насмешливо-просторечное «алко навт «, то есть «покоритель алкогольной стихии».

Само слово «космонавт» было изобретено специально для новой, доселе неизвестной профессии покорителя космоса в 1960 годах, в СССР.

Конечно же, во времена холодной войны, противостояние шло во всех сферах, в том числе, и в языковой. Поэтому своих первых покорителей космоса NASA назвали » астро навтами», подчеркивая их особый статус и главное отличие: если космонавт стремится в космос, то астронавт — к другим звездам.

Именно «звезду» дословно означает греческое слово «aster», попавшее в русский язык через латынь в качестве названия цветка » астра «. Если подумать, то ведь и правда что-то общее в них есть?

Другие примеры слов с этим корнем, заимствованных из греческого многими веками ранее: «астро ном ия» (наука «дающая имена звездам»), «астро лог ия» (наука «описывающая звезды»), «астро ляб ия» (прибор «берущий звезды»).

Для «плаванья» необходим корабль. Американцы так его и назвали: «космическим кораблем».

Слово » кораб ль» в русском языке появилось тоже из греческого, где » karab os» означает «судно». А изначальный корень этого слова — » krab «, который означает то же самое, что и современное русское «краб». Где связь? Она во внешнем сходстве остова судна, который затем обтягивался кожей, с крабьими ножками.

О том, что мы заимствовали его из греческого через латынь, а не из других европейских языков, говорит корневая согласная «б». В европейских, прежде всего, романских языках, на этом месте «в». И в итальянском, например, слово выглядит так: » carav ella», что дало русское » карав елла», но уже для обозначения конкретного класса судна.

Советские же конструкторы «космических кораблей» не выдумывали, а использовали слово «ракета». Ведь по принципу действия «Восток-1», на котором взмыл ввысь Юрий Гагарин, мало чем отличался от ракет для фейерверков и шутих, которые завезли в Россию еще во времена Петра I.

» Ракет а» к нам попало из любимых Петром голландского ( Raket ) или немецкого ( Raket e), а в них — из итальянского » rоссhеtt а», означавшего «веретено». Снаряд для фейерверка так был назван исключительно из-за внешнего сходства.

Забавно, но во французском языке ракета называется словом » fus éе», и происходит оно от французского же названия для веретена: » fus eau». От этого переноса произошло огромное количество терминов во многих языках, но об этом расскажем как-нибудь в другой раз. Сейчас же просто отметим, что сходство веретена со снарядом заметили не только итальянцы.

Но вернемся к морской тематике.

Для обеспечения жизни в космосе человеку требуется специальный костюм. В русском языке он получил название «скафандр», которое взяли из французского. Но мы же без труда угадываем и здесь греческие корни, верно?

Особенно хорошо видится здесь «- андр «, который означает «мужчина», «человек». Попасть к » андр ологу» — событие не из веселых, но кто-то же должен лечить мужские проблемы? Другой пример мы находим в имени «Ихти андр » главного героя «Человека-амфибии», которое так и переводится.

Ну а » скаф- » — это еще один корень, обозначающее судно. В данном случае, » skaph os» означает «челнок». Этот корень встречается пореже, но есть, например, в слове «бати скаф «, где » bat os» означает «глубокий».

Итак, «скафандр» — это «лодка для человека». И именно так назывался специальный костюм для обучения плаванью, который изобрели французы. Вот как он описывается в толковом словаре:

Корсет или камзол из пробкового дерева, с помощью которого человек может держаться на воде

Затем этим словом начали называть костюм для погружений под воду, а при разработке скафандра космического, его назвали по аналогии с уже существующим костюмом для водолаза. Тем более, что конструктивно они очень похожи и выполняют схожие функции.

На корсет или камзол одеяние космонавта не похоже вовсе, но и некрасивым его назвать нельзя.

Заканчивается полет и космонавта, и астронавта, удачным раскрытием парашюта. И у этого слова происхождение очень простое: французы взяли итальянскую приставку » para -«, означающую «защищай», и добавили к французскому слову «chute», означающему «падение». Падать стало безопасно, а удачное название по-настоящему революционного изобретения мы заимствовали в русский язык.

На этом все, надеемся, что вам было интересно, а в статье нашлось что-то, чего вы не знали. Ведь именно со знаний начинается путь к далекому космосу. Если этот выпуск вам понравился — ставьте ему лайк, и подписывайтесь.

Источник

КОСМОС

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое КОСМОС в других словарях:

КОСМОС

(Κόσμος) — первоначально синоним «порядка, гармонии, красоты», со временем стало обозначать «мир или вселенную». По преданию, впервые назвал мир этим и. смотреть

КОСМОС

(Κόσμος) — первоначально синоним «порядка, гармонии, красоты», со временем стало обозначать «мир или вселенную». По преданию, впервые назвал мир этим и. смотреть

КОСМОС

космос м. Мир, вселенная.

КОСМОС

космос м.(outer) space, cosmos покорение космоса — space exploration

КОСМОС

космос См. мир. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. космос мир, вселенная, мироздание, макрокосм, космическое пространство; макрокосмос Словарь русских синонимов. космос 1. космическое пространство 2. см. Вселенная Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. космос сущ. • мир • вселенная • мироздание • макрокосм Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. космос сущ., кол-во синонимов: 11 • вселенная (16) • космея (2) • космическое пространство (1) • макрокосм (5) • макрокосмос (5) • мир (71) • мироздание (5) • миропорядок (3) • операционная система (8) • растение (4422) • язык (247) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: вселенная, космическое пространство, космонавтика, макрокосм, макрокосмос, мир, мироздание. смотреть

КОСМОС

Космос (Κόσμος) — первоначально синоним «порядка, гармонии, красоты», со временем стало обозначать «мир или вселенную». По преданию, впервые назвал мир этим именем Пифагор, ввиду пропорциональности и гармонии его частей. Согласно с этим, у всех греческих философов слово К. применялось не в смысле простого нагромождения существ и феноменов, но как система или организм, исполненный целесообразности. В эпоху возрождения алхимики различали великий и малый К. (макрокосм и микрокосм): под первым разумелся внешний мир, под последним — человек; между тем и другим они находили бесконечное количество аналогий и тайных соотношений. Наибольшей популярности выражение К., в смысле системы мироздания, достигло благодаря книге Александра Гумбольдта (см.), давшего заглавие «Kosmos» большому труду, в котором он подверг обработке результаты своих многолетних занятий во всех почти областях естествознания.

Читайте также:  Что такое сол для космоса

КОСМОС

Космос — популярно-научное обозрение; выходило в СПб. в первом полугодии 1869 г. еженедельно, затем — ежемесячно; ред.-изд. Л. Н. Симонов. Прекратилось в мае 1870 г.

КОСМОС

от греч. kosmos — украшение, порядок, мир) — синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют т. н. ближний космос, исследуемый при помощи искусственных спутников Земли, и дальний космос — мир звезд и галактик. Всего лишь 100 лет назад, в эпоху торжества материального интереса, безграничное, никому не принадлежащее околоземное пространство интересовало с точки зрения реального приложения усилий человечества лишь редких мечтателей. Русский мыслитель Н. Федоров, первым в мире разрабатывая «философию общего дела», надеялся, что уже в обозримым будущем наука изменится принципиально — от кабинетных опытов к «экспериментам в масштабах космоса». Его идеи были развиты К. Циолковским, первым сделавшим расчеты по выходу в околоземное пространство. Первые инженерные шаги к покорению космоса начали делаться еще в 1920–30-е гг., когда в СССР, США и Германии начались работы по созданию стратостатов и ракетных двигателей. Так, именно в созданном в 1933 г. Реактивном научно-исследовательском институте («Центр Келдыша») в 1938–40 гг. была разработана первая реактивная система залпового огня БМ-13, вошедшая в историю под названием гвардейского миномета «Катюша». А на германской базе Пенемюнде под руководством В. фон Брауна в начале 1940-х гг. была создана первая баллистическая ракета ФАУ-2, впоследствии ставшая прототипом «изделия № 1», разрабатывавшегося в НИИ-88 под руководством С. Королева. 1950-е гг. стали для советской космической и оборонной промышленности поистине триумфальными. В 1955 г. СССР объявил о своем решении запустить спутник в течение двух лет. В США всерьез намерение советских ракетчиков не восприняли: американцы считали, что успехи в области высоких технологий возможны лишь в условиях демократии, которую характеризует свободная конкуренция идей. Однако уже в течение двух следующих лет было доказано обратное: 4 октября 1957 г. межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. А 3 ноября 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый в мире спутник с живым существом (собакой) на борту. Американская газета «Дейли ньюс» в те дни писала: «Сейчас мы выглядим довольно глупо со всем нашим пропагандистским визгом, когда мы утверждали на весь мир, что русские плетутся где-то в хвосте в области научных достижений». Однако президент США Д. Эйзенхауэр поначалу не осознал значения этого события, а его помощник по особым поручениям К. Рэнделл попросту назвал спутник «дурацкой безделушкой в космосе». Он с пренебрежением сравнивал его с основными достижениями Америки, в первую очередь — с американскими супермаркетами в югославском городе Загребе. Заволноваться администрацию Эйзенхауэра заставило лишь заявление Н. Хрущева, что спутник был запущен межконтинентальной ракетой, которая может быть «с точностью направлена в любую точку земного шара». Американцы в срочном порядке форсировали работы над собственным спутником, успешный запуск которого состоялся в 1958 г. Разработчиком спутника был В. фон Браун. В 1958 г. вышла директива Совета национальной безопасности «Предварительный вариант политики США в отношении космического пространства», которая гласила, что космическая техника должна содействовать достижению военно-стратегических целей страны. В США начала внедряться аналогичная советской система подготовки кадров, поскольку запуск спутника американцы посчитали прямым следствием всеобщей технической грамотности русских. В 1958 г. было создано НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) для централизации космических исследований («побочного продукта» институтов — разработчиков новых видов ядерного оружия). Но 12 апреля 1961 г. СССР нанес новый удар по репутации американцев. На околоземную орбиту был выведен первый в мире пилотируемый космический корабль. На следующий день, поздравляя Ю. Гагарина, Хрущев, рассмеявшись, сказал: «Пусть теперь капиталистические страны попробуют угнаться за нашей страной!». А в это время США поразил скандал. На вопрос журналиста, что администрация думает о полете Гагарина, сотрудник Белого дома заявил, что «сейчас 3 часа ночи, все спят, придурок!». На следующий день первые полосы газет вышли с заголовками: «Пока Америка спала, русский первым оказался в космосе!». СССР в одночасье стал самой модной страной мира. Сотни миллионов мальчишек повесили на стены своих комнат портреты Гагарина. Целые государства меняли ориентацию с капиталистической на социалистическую. В мировой элите тех лет быть «интеллектуалом» и быть «левым» значило одно и то же. Президент США Дж. Кеннеди в бешенстве потребовал от своих советников подготовить «любую программу, независимо от расходов», которая бы предоставила США реальный шанс побить Советы в космосе. Конгресс США одобрил предложение В. фон Брауна отправить на Луну («при условии обеспечения возврата») американских граждан: само это событие — человек на Луне — представлялось таким простым для понимания, что должно было стать гвоздем программы на мировой сцене. Однако СССР было уже не догнать. В 1965 г. в СССР был запущен первый спутник связи «Молния-1», в этом же году Е. Леонов впервые вышел в открытый космос. В 1966 г. совершена первая мягкая посадка на Луну (станция «Луна-9»), в 1970 г. — на Венеру (спускаемый аппарат «Венера-7»), а в 1971 г. — на Марс (АМС «Марс-3»). В условиях секретности СССР готовил и проект пилотируемой экспедиции на Луну, однако впервые на ее поверхность высадились американцы. 20 июля 1969 г. первым человеком, ступившим на поверхность Луны, стал Н. Армстронг. До 1972 г. НАСА успела отправить на Луну еще 5 пилотируемых экспедиций. Необходимо заметить, что в последние годы все чаще звучат сомнения в реальности лунной экспедиции американцев. Аргументы в пользу «голливудского» происхождения киноархива «Аполлона-11» приводят как специалисты по кинематографическим спецэффектам, так и физики, химики, астрономы. Американцам нужна была гарантированная победа, а любая неудача в таком проекте была бы несмываемым позором. Гарантии могли возникнуть, только если реальная высадка будет кинематографически фальсифицирована. Самое интересное, что НАСА буквально в 2006 г. заявило, что из хранилищ «пропали» все вещественные доказательства экспедиции и съемки, а есть только «копии». Соперничающие в космосе СССР и США вели свои разработки практически параллельно, но разными путями. В 1971 г. в СССР была запущена первая пилотируемая орбитальная станция «Салют», а в 1973 г. на орбиту была выведена перваяя американская орбитальная станция «Скайлэб». В 1972 г. НАСА приступила к разработке кораблей многоразового использования, или «челноков» («шаттлов»), которые бы позволили возвращать спутники с орбиты, осуществлять ремонт спутников в космосе, выводить в космос ядерное оружие. Это стало основным направлением американской астронавтики, направлением тупиковым. «Челноки» после перелетов все равно приходилось каждый раз капитально ремонтировать, так что это мало чем отличалось от строительства новых кораблей. Зато русские могли находиться на орбитальных станциях многие месяцы и годы, проводить длительные эксперименты, получая уникальный опыт, недоступный американским экипажам, летающим на несколько суток. Все рекорды по длительности пребывания в космосе принадлежат советским космонавтам, и они не побиты до сих пор. Первой женщиной в космосе также была гражданка СССР — В. Терешкова. За годы космической эры наука и техника развивались с небывалой динамичностью. Объем знаний, полученных по результатам космической деятельности, сравним с накопленным человечеством за предшествующие столетия. Поведение клеток организмов в условиях невесомости, химические реакции в «идеальных» чистых условиях космоса протекают иначе, чем на Земле, и это позволяет иначе глядеть на природу многих процессов. Но нужно отметить, что практически изначально советская космонавтика и американская астронавтика развивались как военные отрасли, и программ по «мирному космосу» было немного. Именно наличие собственных программ в освоении космоса, возможность выводить на орбиту военные спутники и пилотируемые корабли и обеспечивали США и СССР титул сверхдержав. Космос предстал как уникальный по своему значению плацдарм для ведения как холодных (см. Холодная война), так и «горячих» войн. Одной из самых скандальных страниц в истории освоения космоса стало сделанное в 1983 г. президентом США Р. Рейганом объявление о запуске программы СОИ (Стратегическая оборонная инициатива), целью которой являлась разработка широкомасштабной системы противоракетной обороны посредством развертывания нескольких эшелонов ударных космических вооружений, способных перехватывать и уничтожать баллистические ракеты с помощью лучевых, электромагнитных, кинетических, сверхвысокочастотных и прочих видов новейшего оружия. Даже в США ведущие специалисты заявили, что затраты на эту программу могут оказаться триллионными, в то время как русские могут в любой момент прислать список ошибок в программе и список условий, на которых они берутся не уничтожать всю эту систему одни нажатием клавиши. Надо сказать, что СССР первенствовал космосе абсолютно, в частности, имел не только лучшие технологии, но и большее количество спутников, угрозы США были сродни угрозам дворового хулигана боксерутяжеловесу. Втягивание США в дорогостоящий проект могло бы полностью подорвать американскую экономику и привести к победе СССР в холодной войне. Блеф Рейгана с программой СОИ, за свою фантастичность иронически прозванной журналистами «звездными войнами», смог, однако, произвести впечатление на советское руководство. В обмен на прекращение Америкой работ по созданию «ядерного зонта» М. Горбачев согласился на крайне невыгодные условия ядерного разоружения и вывод советских войск из ГДР. С приходом к власти в США администрации Дж. Буша (мл.) работы по программе СОИ были возобновлены в рамках создания системы ПРО. В число наиболее перспективных, по мнению американских военных, разработок входят лазеры, способные «ослепить» иностранные спутники, маневренные спутники, способные поражать другие и т. п. По словам командующего космическими войсками США генерала Х. Эстеса, космос станет центром военной стратегии будущего. «Я верю, что оружие появится в космосе. И мы должны быть во главе этого процесса», — заявляет его заместитель П. Титс. Вашингтон не скрывает претензий на военную «приватизацию» внеземной сферы, нисколько не прислушиваясь при этом к мнению как участников «космического клуба», так и других стран. В октябре 2005 г. 160 государств — членов ООН проголосовали в поддержку предложения о введении запрета на вывод оружия в космос. При этом единственный голос «против» был подан представителем США. Годом позже, в октябре 2006 г., без публикации извещения для населения США была пущена в ход директива Дж. Буша «Национальная политика в области космоса», согласно которой Соединенные Штаты впредь отказываются заключать любые международные соглашения в сфере контроля над вооружениями, которые могут ограничить присутствие американцев в космосе и их действия в нем. Согласно новой доктрине США должны принять все меры к тому, чтобы сделать Луну своим плацдармом для развертывания базы глобального контроля запусков всех ракет с Земли. Таким образом Америка провоцирует новый виток гонки вооружений в космосе. Тема «приватизации» Луны актуальна для американцев и по другой причине. В январе 2006 г. глава ракетно-космической корпорации «Энергия» Н. Севастьянов заявил о планах создания к 2015 г. на Луне постоянной базы для добычи гелия-3. Запасы этого изотопа, в изобилии содержащегося в аморфном лунном грунте — реголите, могут полностью обеспечить мировую энергетику на срок более 1000 лет. Годовые же потребности землян покрывают всего 2–3 полета космических кораблей грузоподъемностью в 10 тонн. Даже с учетом межпланетной транспортировки драгоценного вещества полученная электроэнергия окажется в десятки раз дешевле той, что вырабатывается сейчас на АЭС. При этом впервые процесс получения энергии окажется экологически безвредным. Помимо гелия-3 Луна богата также торием и ураном, а также металлами, которые будут использованы при строительстве лунных станций и заводов — железом, хромом, цирконием, платиноидами. Есть на естественном спутнике и нужные для производства воды углерод, кислород и водород. Таким образом, Луна предстает как важнейший источник стратегического сырья, получение полного контроля над которым видится руководству США делом национальной важности. Противостоять США в космосе с каждым годом России становится все труднее. После распада СССР в 1991 г. к власти пришла команда «реформаторов», которая верила в то, что исповедовал Эйзенхауэр и в то, что сами же американцы признали ошибкой, в то, что супермаркет важнее, чем спутник. В СМИ России появились статьи о ненужности и дороговизне космоса, было резко сокращено финансирование. Еще в 1995 г. число российских спутников превосходило число американских: 158 и 146 соответственно, сейчас у нас всего 99 спутников против 424 американских. За 10 лет в результате преступной политики перестройщиков и реформаторов было потеряно полувековое преимущество России. По уровню финансирования космической деятельности Россия делит с Индией 5-е место в мире после США, Евросоюза, Японии и Китая. Конкуренцию России теперь составляют не только США, но и другие члены «космического клуба», в т. ч. Китай, запустивший свой первый искусственный спутник Земли «Алеет восток» еще в 1970 г., а в 2003 г. пославший в космос на корабле «Шэньчжоу-5» своего первого космонавта Ян Ливея. В ближайших планах этой страны — запуск к 2010 г. космического зонда к Луне, а к 2020 г. — к Марсу, а также создание собственной космической станции. Уже разработана и скоро получит свое орбитальное воплощение система вооружения под названием «Звезда-паразит», которая обладает способностью стыковаться к спутникам противника, мешать их работе или уничтожать. Китай давно обогнал РФ не только по расходам «на космос», но даже и по числу космодромов: у Китая их 4, у России номинально тоже, но из них Капустин Яр давно не функционирует, Свободный только вступает в строй, а Байконур находится на чужой территории. Тем не менее, правительство решило реанимировать космические амбиции России, утвердив в июле 2005 г. Федеральную космическую программу до 2015 г., согласно которой Россия уже в 2008 г. должна восстановить свои космические потери за последние 5 лет. Только в 2006 г. на реализацию космических проектов государство выделило 23 млрд рублей (что более чем на 5 млрд больше, чем в 2005 г.). В России активно развиваются Федеральная космическая программа, Федеральная целевая программа ГЛОНАСС (национальная навигационная система). Роскосмос и Космические войска РФ совершенствуют орбитальную спутниковую группировку. Космическая деятельность по-прежнему играет исключительно важную роль в решении социально-экономических, научных, оборонных и других жизненно важных задач России и является одним из высших государственных приоритетов Российской Федерации. смотреть

Читайте также:  Стол игровой с проволочными лабиринтами космос

КОСМОС

КОСМОС(от греч. χόσμος «порядок», «упорядоченность»; «строение», «устройство»; «государственный строй», «правовое устройство», «надлежащая мера»; «миро. смотреть

КОСМОС

греч. . – «строй», «порядок», «украшение», «мировой порядок», «вселенная») – 1) в широком смысле слова К. – «мир», или «мироздание» (см. Вселенная) и 2) категория антич. философии, обладающая астрономич., эстетич., этич., социально-политич. и филос. значением. В астрономич. отношении представление о мире отличалось у древних непосредственно целостным характером и потому, с одной стороны, оно не было лишено мифологич. элементов (см. о наполненности демонами и о «созданности» богом у Фалеса А1, Diels9, о космич. пещере у Ферекида В 6, о божественной пронизанности у Пифагора и Эмпедокла 31 В 136, о вмещении в К. ума у Анаксагора А 64, промысла у Экфанта 4, раздора у Эмпедокла В 131), с другой стороны, понимание К. уже у ранних греч. философов освобождается от мифич. представлений, будучи то «смешением элементов» (Эмпедокл А 32), то «идеей ума» (Экфант 1), то системой чисел у пифагорейцев и Платона, то вместилищем гомеомерии у Анаксагора, то вихрем атомов у атомистов. Основываясь на непосредств. созерцании, античность имела тенденцию строить К. как нечто конечное во времени и пространстве, как некое огромное произведение иск-ва. Об единстве К. говорили Фалес, Пифагор, Эмпедокл, Экфант, о наличии в нем пространств. границы – Мелисс (А 9); об его шаровидности – не только пифагорейцы, напр. Экфант (1), но даже и Левкипп и Демокрит (67 А 22), они же говорят и о «круглости» К. (А 24). В течение всей античности просуществовал пифагорейско-платонич. К.: посредине мира – мировой очаг или Гестия, центр. огонь, кругом него вращались Земля, Луна, Солнце, пять известных тогда планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн); далее следовала сфера неподвижных звезд; кроме Земли признавалось еще вращение вокруг центра т.н. Противоземия (общее резюме – у Филолая А 16). Кроме того, все мировое пространство мыслилось натянутым в виде струны так, что каждая из сфер издавала определенный тон, откуда и появлялись т.н. гармония сфер и представление о К. как о некоем гигантском музык. инструменте, к-рый является к тому же универсальным живым существом. Окончат. оформление этой концепции завершается в платоновском «Тимее» и в Древней Академии. Стоики добавили к этому учение о взаимной «симпатии» всех мельчайших частей космоса. Обращает на себя внимание также и вполне определ. учение о неоднородности различно-натянутого повсюду пространства. Поскольку такое представление существовало в течение всей античности, его можно считать наиболее для нее характерным. Но древность далеко не сводилась к одной только пифагорейско-платонич. астрономии. У мн. философов (и, прежде всего, у Гераклита) было популярно учение о периодич. мировых пожарах. Здесь мир представлялся уже бесконечным во времени, а временными считались только те или другие его образования. К. является «нерожденным, негибнущим, вечным» у Ксенофана (А 37), «несозданным» у Гераклита (В 30), но отд. его образования гибнут у Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора, Архелая, Диогена, Левкиппа (59 А 65). У атомистов же мыслилось бесконечным и мировое пространство, а пластика переносилась у них не на мир в целом, но на отд. атомы, к-рые мыслились бесконечно разнообразными геометрич. телами. Впрочем, о бесконечных мирах говорили уже Анаксимандр (А 10.14.17), Анаксимен, Архелай, Ксенофан и мн. др. Т.о., даже у пифагорейцев еще не было представления о центральном положении Земли, к-рое закрепилось лишь в позднейшей античной астрономии и было научно обработано в системе Птолемея, что, однако, не мешало появлению гелиоцентрич. систем (Аристарх Самосский III в. до н.э., Селевк из Селевкии II в. до н.э.). В любых учениях о К. отсутствует идея личного творца, появившегося только в поздней античности под влиянием Библии. Античный К. всегда возникает из хаоса, из хаотич. смешения физич. элементов, о происхождении к-рых вопроса уже не ставилось. Платонизм, правда, всегда имел ту или иную теорию этих элементов и даже вводил такие понятия, как первообраз и демиург, якобы создававший вселенную согласно этому первообразу. Но ни платонич. демиурги, ни аристотелевские перводвигатели никогда не имели в античности личного характера; и платоники всегда мыслили их в виде безличного начала, т.е. в виде своего рода системы законов природы. Т.о., в астрономич. отношении античный К. отличался непосредств. целостностью, пластикой, конечными размерами и вполне чувств. представлением как центр. точки (в виде Земли), так и периферии (в виде эфирного тела). Пифагорейско-платонич. и птолемеевское понимание К. оставалось и после крушения античного мира, вплоть до эпохи Возрождения. В эстетич. значении термин употребляется у орфиков (В I – «К. песни»), Парменида (В 8, 52 – «К. речей»), Демокрита (В 21 – о стихах Гомера; В 195 – «одеяния и К.»), Горгия (В 11 – о вооружении). В применении к этич. области термин К. тоже употреблялся часто (Гераклит А 1,12). Был К. в области воспитания (Демокрит В 180), женского поведения (там же В 274), воздержности в словах (Биант 10,3), политич. устройства (Демокрит В 258; ср. Горгий В 6 и Протагор C l). К., как украшающую функцию красоты (а не саму красоту), рассматривал Платон в своем «Гиппии большем». Здесь он говорил об украшении лавровыми венками, пестрой одеждой, коваными изделиями; слова у него украшают речь, речь украшает человека, добродетель украшает душу и т.д. и т.д. У Аристотеля этот термин находит самое широкое употребление в области быта и бытовых предметов, в области этич., политич., логич., поэтич., риторич. и, наконец, космич. (где он, между прочим, именуется самим богом, фрг. 21.1477 22). Наконец, в своем филос. употреблении термин К. обозначает у греков предельное обобщение всего видимого и мыслимого и в этом смысле под влиянием Платона (R. Р. VI 507 В; Tim. 30 В – 51 D, 52 A; Phaedr. 246 С) уже Филон Александрийский (De mundi opif. 4) прямо говорит об «умопостигаемом К.». В качестве технич. термина этот «умопостигаемый К.» фигурирует везде у неоплатоников, как, напр., у Плотина (У 9,9. 13; IV 1 сл.). Здесь он является идеальным первообразом вещей, источником их смысла и жизни, вечно созерцающим себя самого, изливающим из себя формы на все существующее (последние два мотива являются аристотелизмами). Интересно, что даже здесь, на высотах филос. абстракции, для характеристики чистого мышления древние философы все еще пользуются своим старинным термином, искони связанным с эстетикой, пластикой и натурфилософией. Лит.: Лосев А. Ф., Античный К. и совр. наука, М., 1927; Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классич. древности, пер. [с нем. ], М.–Л., 1936; Gutberiet К., Der Kosmos, Paderborn, 1908; Reinhardt К., Kosmos und Sympathie, M?nch., 1926; Kranz W., Kosmos und Mensch in der Vorstellung des fr?hen Griechentums, «Nachrichten von der Gesellschaft der Wissenschaften zu G?ttingen», neue Folge, 1938, Bd 11, No 7; его же, Kosmos als philosophischer Begriff fr?hgriechischer Zeit, «Philologue» (?. d. klassischen Altert.), 1939, Bd 93; его же, Kosmos, «Archiv f?r Begriffsgeschichte», 1957, Bd 2, Tl 2; Ryffel H., Eukosmia. Ein Beitrag zur Wiederherstellung des Areopagitikos des Damos, «Museum Helveticum». 4 Jg., 1947, fasc. 1; Diller H., Der vorphilosophische Gebrauch von Cosmos und Cosmein, в кн.: Festschrift Bruno Snell, M?nch., 1956; Schadewaldt W., Das Welt-Modell der Griechen, «Neue Rundschau», 1957, Bd 68, H. 2. А. Лосев. Москва. . смотреть

КОСМОС

КОСМОС (греч. kosmos — устройство, упорядоченность, украшение) — философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности; ба- зовое понятие метафизики (см. Метафизика, Лого-центризм). Основными характеристиками К. являются: 1) оформленность как конфигурированная определенность облика; 2) дифференцированность, т.е. выделенность и конституированность составных частей; 3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов; 4) наличие имманентного эволюционного потенциала, реализующегося, как правило, в динамике циклично-пульсационного характера; 5) закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу (типа нуса или логоса в античной философии); что обусловливает такие характеристики К., как: 6) эстетическое совершенство К., мыслимого в качестве прекрасного (ср. общеевропейскую семантику корня cosmetic), его гармоничность (характеристика К. как прекраснейшей гармонии у Гераклита, тезис Платона о том, что К. — прекраснейшая из возможных вещей и т.п.). Данное свойство К. мыслится именно как результат пронизанности его внутренней мерой (как закономерностью и порядком) и соответствием всех космических частей и проявлений данной мере (см. Красота). В архаической традиции К. в этом контексте нередко мыслился в качестве сферического: рассуждения о сфере как о наиболее равновесном, совершенном и самодостаточном из геометрических тел в элейской концепции бытия: идея гармонии сфер у Пифагора, семантическая структура равного себе самому отовсюду Спайроса как исходного состояния К. у Эмпедокла и др.; 7) познаваемость, понимаемая как рациональная экспликация имманентной меры (порядка, принципа) К.; 8) предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний К. на основании постижения закономерностей его развития, что в субъективной оценке воспринято культурой как своего рода человекосоразмерность (уют) К. В категориальном строе европейской культуры К. антиномичен Хаосу как бесформенной неупорядоченности. В рамках семантической оппозиции Хаос — К. функционально могут быть выделены различные уровни соотношения ее составляющих: а) морфологическое соотношение: К. противостоит безвидному (Гесиод) Хаосу в качестве оформленного, т.е. наделенного формой как эйдосом (см. Гилеморфизм); б) субстратное соотношение: К. возникает из Хаоса как организация последнего и, собственно, представляет собой не что иное, как Хаос, упорядоченный, т.е. подчиненный статическому (структура) и динамическому (закономерность) порядку; в) пространственное соотношение: как правило, в мифологичерких представлениях К. ограничен от Хаоса посредством структурных оппозиций, задающихся семантикой мифологемы Мирового древа (по вертикали ствол дифференцирует мировые зоны на небо=крону как обитель богов или духов, ствол и околоствольное пространство как человеческий мир и корни как подземное царство мертвых (три шага Вишну), а по горизонтали радиус древесной тени отграничивает К. как центральный мировой локус от хаотической периферии (или в мифологеме Космического лука: тетива задает горизонт оформленного мироздания, а стрела выступает аналогом Мирового древа); г) временное соотношение: К. генетически вторичен по отношению к Хаосу, однако в функциональном плане мировая динамика может быть рассмотрена как последовательная смена эволюционных циклов — от становления (оформления, космизации) мироздания до его деструкции (хаотизации). В дофилософской культуре архаики эти идеи связывались с представлениями о ежегодной гибели (деструкции) и возрождении (оформлении) К. в сакральную дату календарного праздника (стык уходящего и наступающего года, мыслимый как гибель и рождение мира). В культуре с развитой философской традицией данные представления артикулировались посредством категориальных структур, фиксирующих становление и эволюционный финал космического цикла: от семантической структуры апейронизации у Анаксимандра, чередующегося доминирования креативно-синтезирующей Филии и инспирирующего распад оформленного К. на элементы у Эмпедокла и эксплицитно выраженной Аристотелем идеи зона как наличного варианта оформления мира (конкретно данного К.), понятого в качестве одного из возможных в цепи последовательной смены космических циклов, — до фундаментальной парадигмы русского космизма конца 19 — начала 20 в., основанной на переосмыслении идеи апокалипсиса как завершения космизации (гармонизации, одухотворения, обожения) мира в нравственном усилии человека. Идея гармонической организации мира как К. настолько прочно утвердилась в европейском стиле мышления, что обрела статус самоочевидности (см. космологическое доказательство бытия Бога, где идея К. выступает в качестве аргумента), а понятие К. прочно вошло в категориальный строй классической западной культуры, закрепившись в качестве названия за мирозданием как таковым. Что же касается современной культуры, то в философии постмодерна понятие К. радикально переосмыслено с точки зрения его статуса: идея мира как К. понята в качестве одной из метанарраций (Лиотар) европейской культуры как доминантных мифологем (идеологем), претендующих на онтологизацию в качестве наиболее (или единственно) корректных. Подобная интерпретация мира сопрягается в постмодернизме с семантическим гештальтом корня (мир как ветвящееся дерево); центральным, по оценке постмодернизма, символом для такой культуры выступает книга как духовная ре- альность в образе Дерева или Корня (Делез и Гваттари), что порождает представление о К. как об имеющем единый семантический строй и единственный способ дешифровки (интерпретации). Поскольку постмодернистская парадигма философствования фундирована идеей заката метанарраций, постольку идея мира как К. утрачивает свои позиции (мир потерял свой стержень — Делез и Гваттари), сменяясь идеей множественности возможных картин мира, не претендующих на статус онтологии: любой нарратив как рассказ о мире обретает статус легитимного, а понятие К. замещается в постмодернизме понятием Хаосмоса — понятием, фиксирующем постмодернистскую идею о нарративно-игровых (виртуальных в онтологической проекции) семиотических средах, подчиненных не стабильной в своей объективности закономерности, но сугубо ситуативным конвенциям перформанса (Хомский): правильность как проявление порядка К. сменяется порядками правил игры. Мир превратился в Хаос, но книга продолжает быть образом мира: хаосмос-корешок занял место мира корня (Делез и Гваттари). М.А. Можейко

Читайте также:  Как делать эффект космос

КОСМОС

(греч. kosmos устройство, упорядоченность, украшение) философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности; базовое понятие метафизики (см. Метафизика, Лого-центризм). Основными характеристиками К. являются: 1) оформленность как конфигурированная определенность облика; 2) дифференцированность, т.е. выделенность и конституированность составных частей; 3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов; 4) наличие имманентного эволюционного потенциала, реализующегося, как правило, в динамике циклично-пульсационного характера; 5) закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу (типа *нуса* или *логоса* в античной философии); что обусловливает такие характеристики К., как: 6) эстетическое совершенство К., мыслимого в качестве прекрасного (ср. общеевропейскую семантику корня cosmetic), его гармоничность (характеристика К. как *прекраснейшей гармонии* у Гераклита, тезис Платона о том, что *К. прекраснейшая из возможных вещей* и т.п.). Данное свойство К. мыслится именно как результат пронизанности его внутренней мерой (как закономерностью и порядком) и соответствием всех космических частей и проявлений данной мере (см. Красота). В архаической традиции К. в этом контексте нередко мыслился в качестве сферического: рассуждения о сфере как о наиболее равновесном, совершенном и самодостаточном из геометрических тел в элейской концепции бытия: идея *гармонии сфер* у Пифагора, семантическая структура *равного себе самому отовсюду* Спайроса как исходного состояния К. у Эмпедокла и др.; 7) познаваемость, понимаемая как рациональная экспликация имманентной *меры* (порядка, принципа) К.; 8) предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний К. на основании постижения закономерностей его развития, что в субъективной оценке воспринято культурой как своего рода человекосоразмерность (уют) К. В категориальном строе европейской культуры К. антиномичен Хаосу как бесформенной неупорядоченности. В рамках семантической оппозиции *Хаос К.* функционально могут быть выделены различные уровни соотношения ее составляющих: а) морфологическое соотношение: К. противостоит *безвидному* (Гесиод) Хаосу в качестве оформленного, т.е. наделенного формой как эйдосом (см. Гилеморфизм); б) субстратное соотношение: К. возникает из Хаоса как организация последнего и, собственно, представляет собой не что иное, как Хаос, упорядоченный, т.е. подчиненный статическому (структура) и динамическому (закономерность) порядку; в) пространственное соотношение: как правило, в мифологичерких представлениях К. ограничен от Хаоса посредством структурных оппозиций, задающихся семантикой мифологемы Мирового древа (по вертикали ствол дифференцирует мировые зоны на небо=крону как обитель богов или духов, ствол и околоствольное пространство как человеческий мир и корни как подземное царство мертвых (*три шага Вишну*), а по горизонтали радиус древесной тени отграничивает К. как центральный мировой локус от хаотической периферии (или в мифологеме Космического лука: тетива задает горизонт оформленного мироздания, а стрела выступает аналогом Мирового древа); г) временное соотношение: К. генетически вторичен по отношению к Хаосу, однако в функциональном плане мировая динамика может быть рассмотрена как последовательная смена эволюционных циклов от становления (оформления, космизации) мироздания до его деструкции (хаотизации). В дофилософской культуре архаики эти идеи связывались с представлениями о ежегодной гибели (деструкции) и возрождении (оформлении) К. в сакральную дату календарного праздника (стык уходящего и наступающего года, мыслимый как гибель и рождение мира). В культуре с развитой философской традицией данные представления артикулировались посредством категориальных структур, фиксирующих становление и эволюционный финал космического цикла: от семантической структуры апейронизации у Анаксимандра, чередующегося доминирования креативно-синтезирующей Филии и инспирирующего распад оформленного К. на элементы у Эмпедокла и эксплицитно выраженной Аристотелем идеи зона как наличного варианта оформления мира (конкретно данного К.), понятого в качестве одного из возможных в цепи последовательной смены космических циклов, до фундаментальной парадигмы русского космизма конца 19 начала 20 в., основанной на переосмыслении идеи апокалипсиса как завершения космизации (гармонизации, одухотворения, обожения) мира в нравственном усилии человека. Идея гармонической организации мира как К. настолько прочно утвердилась в европейском стиле мышления, что обрела статус самоочевидности (см. космологическое доказательство бытия Бога, где идея К. выступает в качестве аргумента), а понятие *К.* прочно вошло в категориальный строй классической западной культуры, закрепившись в качестве названия за мирозданием как таковым. Что же касается современной культуры, то в философии постмодерна понятие *К.* радикально переосмыслено с точки зрения его статуса: идея мира как К. понята в качестве одной из *метанарраций* (Лиотар) европейской культуры как доминантных мифологем (идеологем), претендующих на онтологизацию в качестве наиболее (или единственно) корректных. Подобная интерпретация мира сопрягается в постмодернизме с семантическим гештальтом *корня* (мир как ветвящееся дерево); центральным, по оценке постмодернизма, символом для такой культуры выступает *книга как духовная реальность в образе Дерева или Корня* (Делез и Гваттари), что порождает представление о К. как об имеющем единый семантический строй и единственный способ дешифровки (интерпретации). Поскольку постмодернистская парадигма философствования фундирована идеей *заката метанарраций*, постольку идея мира как К. утрачивает свои позиции (*мир потерял свой стержень* Делез и Гваттари), сменяясь идеей множественности возможных картин мира, не претендующих на статус онтологии: любой нарратив как рассказ о мире обретает статус легитимного, а понятие *К.* замещается в постмодернизме понятием *Хаосмоса* понятием, фиксирующем постмодернистскую идею о нарративно-игровых (виртуальных в онтологической проекции) семиотических средах, подчиненных не стабильной в своей объективности закономерности, но сугубо ситуативным конвенциям *перформанса* (Хомский): правильность как проявление порядка К. сменяется порядками правил игры. *Мир превратился в Хаос, но книга продолжает быть образом мира: хаосмос-корешок занял место мира корня* (Делез и Гваттари). смотреть

КОСМОС

КОСМОС(греч. kosmos). Мир, вселенная.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.КОСМОСвселенная, мир.Словарь иностр. смотреть

Источник

Adblock
detector