Кто рассказывает нам всю эту историю кладовая солнца
Кто рассказывает нам всю эту историю? Геологи, изучавшие Блудово болото и жившие временно в той же деревне, что и дети.
Слайд 14 из презентации «Рассказ «Кладовая солнца»». Размер архива с презентацией 3527 КБ.
Пришвин
«Выскочка» — Какой вы представляете сороку. Составление образа Вьюшки. На что рассчитывала Выскочка. Моделирование обложки. Вопросы к тексту. Пословицы. Рассказ «Выскочка». Блок- схемы. Рассказы М.М. Пришвина о животных. Самостоятельная работа. Модели. Загадки. О чем говорит название рассказа. С кем встретилась Вьюшка на охоте. Видел ли кто — нибудь сороку без хвоста.
«М.М.Пришвин» — Светлое озеро. Духовное состояние. Наследие писателя. Дом в деревне. Музей. Годы революции. Природа. Много своих земель и чужих. Мария Ивановна. В гимназии Пришвину не понравилось. Предвоенный 1940-й год. Здание каменного театра. Леса и болота. Годы войны. Переславль-Залесский. Первый класс. Серии коротких охотничьих и детских рассказов. Мир природы. Пришвин. Бюст М.М.Пришвина. Книги. Пришвин Михаил Михайлович.
««Кладовая солнца» Пришвин» — Расскажите об Антипыче. Растения среднерусской полосы. Кладовая солнца. Трудные испытания Золотой Курочки. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Название сказки-были «Кладовая солнца». Высокая сладкая трава белоус. Встревоженный на гнезде чибис. Первые лучи солнца. Тайны мира природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Чем для вас является «Солнце». Всё прекрасное на земле от солнца. Елочки-старушки.
«Годы жизни Пришвина» — Хрущево. Возвращение в Россию. Учеба в Ельце. Александровское реальное училище. Учился в Рижском политехническом институте. Журка. Собрания сочинений Михаила Пришвина. Тюмень. Михаил Пришвин. Воспоминания. Колючий комок. Возвращение на родину. Календарь природы. Образование. Родители. Начало литературной деятельности. Напился ёж. Путешествие на Север. Могила. Прощание с родиной. Кащеева цепь. Пришвин эвакуировался в деревню Усолье.
«Жизнь и творчество Пришвина» — Клюква. Настя и Митраша. Константин Паустовский. Портрет Пришвина. Главные герои сказки – были. Жизнь и творчество М.М.Пришвина. Дневники. Посмотрите на гравюру. Палестинка. Дневники Михаила Михайловича. На что же опирается Пришвин. Михаил Михайлович Пришвин. 23 января (4 февраля) 1873. Лесные ягоды северного края.
«Рассказ «Кладовая солнца»» — Где живет? Почему дети разошлись в лесу? Михаил Михайлович Пришвин (1873 — 1954). 1.Палестинка 2. Холмы-борины 3. «Собака скололась» 4. Слепая елань 5. «Кладовая солнца». Расскажите об Антипыче: Объясни значение слов и выражений: Как звали Травку дети? Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? Сказка – быль «Кладовая солнца». Что мы знаем о детях: С кем общается? Михаил Михайлович Пришвин. Какие звери встретились Насте и Митраше в лесу?
Источник
«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник
Контрольные вопросы к тексту Кладовая солнца»(тест)
1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?
2. Чем начало произведения напоминает сказку?
3. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери.
4. Обратите внимание, как «ведет» себя природа.
5. Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
6. Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти?
7. Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе?
8. Почему Травка пришла на помощь человеку?
9. С кем автор сравнивает Настю и Митрашу?
10. Назовите фамилию ребят.
11. Какое у ребят было хозяйство?
12. Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша?
13. Почему детей любили и уважали?
14. Какая клюква самая-самая хорошая?
15. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»?
16. Откуда в болоте холмы-борины?
17. Какое слово пытались выговорить все птицы в лесу?
18. О каких птицах рассказывает нам автор?
19. Какие два дерева стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа?
20. Отчего дети разошлись в лесу?
21. Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися братом и сестрой?
22. Что случилось после ссоры и птичьей драки?
23. Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки?
24. Кто такой Серый Помещик?
25. Что означают слова «собака скололась»?
26. Что и почему автор назвал «Кладовой солнца»?
27. Какие старушки обитали на болоте?
28. Как называется елань, в которую попал Митраша? Как он туда попал? Что это такое?
29. Какие звери встретились Насте и Митраше в лесу?
30. Почему Травка пошла с детьми?
31. Кто рассказывает нам всю эту историю?
32. Как были использованы ягоды? (
1.После войны в селе
2.Тем. что конкретно не называет место. «В одном селе…»
3.Они старались вести себя как мама и отец, сохраняя прежний ритм.
4.Природа помогает детям и предупреждает об опасности, радуется вместе с ними.
5. Митраша был упрям. Он шел по компасу, не наблюдал за природой, пропустил приметы, которые говорили о начале болота.
6. Настя идет одна, она забывает о брате, увидев ягоды. Ей хочется собрать их больше.
7.Чтобы убедить, что дети должны быть неразлучными. Всегда вместе,не забывать друг о друге, ведь они как сосна и ель едины.
8.Она увидела в Митраше Антипыча, ей захотелось к человеку, она тосковала без него, он для него хозяин.
9. золотая курочка, мужичок в мешочке.
11. корова, телка, коза, овцы, куры и поросенок
13. (они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны)
14. (перезимовавшая клюква считается самой сладкой)
15. (Ружье, компас, топор, манку)
16. (Когда-то это было древнее море, сохранились возвышенности – холмы, покрытые высоким бором, холмы были песчаные)
17. («Здравствуйте! Доброе утро»)
18. (О выпи, глухаре, тетереве, вороне, сороке, дрозде, журавле, куропатке, крякве, снегире)
20. (Они поссорились, выбирая дорогу: Настя хотела идти широкой проторенной, а Митраша – прямиком по компасу)
21. (Тетерев и ворон)
22. (Нашли тучи и подул сильный ветер, словно природы была недовольна)
23. (Собака Травка после смерти хозяина)
25. (Собака потеряла след, ходит по кругу)
26. (Болото с запасами торфа – горячее солнце было матерью каждой травинки, каждой ягодки; они, умирая, сохраняли солнечное богатство под водой, и торф достается человеку в наследство от солнца)
27. (Елочки – хилые, слабые, скрюченные)
28. (Елань – самое топкое место в болоте; «слепая» — потому что обычно ее не видно, а эта хитро «замаскировалась»; Митраша шел напрямик через болото по компасу, елань он не распознал)
29. (Лось, волк, змея, заяц)
30. (Она решила, что это ее новый «Антипыч», хозяин)
31. (Геологи, изучавшие Блудово болото и жившие в той же деревне, что и дети)
32. (Настя отдала их в детдом эвакуированным из Ленинграда)
Номер материала: 68032041346
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В рейтинг лучших вузов мира Quacquarelli Symonds вошли 48 российских университетов
Время чтения: 1 минута
График ЕГЭ сохраняется на всей территории страны
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
В Волгоградской области оснащают лаборатории первого школьного технопарка «Кванториум»
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник