Космические туристы: сколько их всего было, и как они готовились к полету
С 2023 года в России ожидается всплеск космического туризма. Листы ожидания компаний, обещающих космические путешествия, пополняются новыми желающими. Российский турист побывает за бортом орбитальной станции. Космический туризм предоставляет шанс человеку, не имеющего отношения к профессиональной подготовке космонавта, совершить полет за орбиту Земли.
Кто был в числе туристов
Космические туристы — состоятельные люди, готовые оплатить десятки миллионов долларов за возможность отправиться за пределы Земли. Все они — известные личности: бизнесмены, выступающие на конференциях, дающие интервью.
Для непрофессионалов отправление в космос проходит особенно сложно, но в 2001 году это продемонстрировал Деннис Тито. Он стал полноценным туристом космоса, первым из тех, кто полетел в космическую даль без многоэтапной подготовки.
Деннис Тито — главный управляющий инвестиционной компании Wilshire Associates в США. Он заплатил 20 млн долларов, чтобы полететь на корабле «Союз ТМ-32» и МКС. Его полет был организован «Роскосмосом» и Space Adventures. С ним отправились Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.
В полете Тито столкнулся с некоторыми проблемами: оттолкнувшись от пола, он сильно ударился головой о люк корабля и получил травму. Кроме того, Денниса беспокоило состояние сердца. В каждом случае о нем заботился Талгат Мусабаев.
Деннис, как бы там ни было, был в восторге от полета. Несмотря на ожидание худшего, он назвал путешествие величайшим приключением в жизни и все дни испытывал эйфорию.
Чарльз Симони — глава и основатель компании Intentional Software. Он летал в космос дважды в 2007 и 2009 годах. За свои путешествия турист заплатил 70 миллионов долларов.
Космическая жизнь
Все отличия касаются состояния невесомости. Невозможно присесть или класть вещи на поверхности. Все приспособления крепятся на липучках. Грузы лишены массы, а пространство может быть использовано в трех измерениях, что более удобно и экономно.
Расстояние между дисками позвоночника увеличивается в открытом космосе, поэтому в спине возможны дискомфортные ощущения. Если установить специальную радиолюбительскую связь, можно побеседовать с туристом, находясь дома.
Подготовка
Место проведения подготовки — Звездный городок Подмосковья. Люди изучают устройство корабля «Союз», системы МКС, тренируются поведению в нестандартных ситуациях. Все находятся в ожидании пилотируемых кораблей США, но все еще летают на «Союзе».
В числе традиций — фотографироваться на Красной площади, возлагать цветы у Кремля, после чего ехать на Байконур. Там будущие космонавты пребывают в режиме карантина и тренировок в течение двух недель, общаясь только с необходимым числом людей во избежание инфекций, которые могут быть занесены на МКС.
Перед стартом туристы навещают домики Королева и Гагарина, сажают деревья. Перед взлетом космонавты просматривают фильм «Белое солнце пустыни». Одной из традиций является выход космонавтов под песню «И снится нам не рокот космодрома. ». Однажды музыка не запустилась. Наступило беспокойное ожидание, космонавты замешкались. И тут некто додумался включить эту песню на телефоне. Тогда все произошло в соответствии с традицией.
Подытоживая действия путешественника, можно выделить следующие этапы:
- поиск специализированной компании;
- прохождение медкомиссии;
- тренировка в Звездном городке с другими космонавтами в течение
- полугода;
- поездка на Байконур;
- старт в ракете;
- проживание в течение двух недель на МКС;
- возвращение.
Навыки
В числе тренировок перед полетом находится вращение на центрифуге для испытания нагрузок усиленного притяжения. Когда человек начинает весить в восемь раз больше, он должен воспринять это новшество адекватно, продолжая выполнять необходимые действия.
Имитацию невесомости осуществляют на самолете ИЛ-76. Самолет улетает в высь, затем пилот переводит его в режим свободного падения. Таким образом, наступает состояние невесомости. Пилот должен успеть выполнить цикл упражнений, предусмотренный специальной тренировкой.
Другой метод почувствовать невесомость — погружение в бассейн глубиной 12 м. При нулевой плавучести происходит имитация выхода в космос с тренировками в скафандре. При тренировках космонавты способны сбрасывать вес от 2 кг.
Практикуются тренировки в имитируемых климатических зонах. Исходя из этого, предлагается три вида тренировок: «в зимнем лесу», «в воде» и в «пустыне». С минимумом приспособлений космонавты должны продержаться в различных условиях до встречи со спасательной службой.
Одна из тренировок — пребывание в барокамере со сниженным процентом кислорода. Человека погружают в среду разреженного воздуха и дают перечень задач для выполнения в необычных условиях. Все тренировки направлены на выработку уверенности космонавтов в нестандартных ситуациях.
После возвращения
Путь орбитального туристического полета продолжается около 12 дней или меньше. Корабль отходит от станции и приближается к Земле. Он проходит массу маневров для снижения скорости. Корабль делится на отсеки, после чего вместе с тремя членами команды внедряется в плотный слой атмосферы. Попадая в земные слои воздуха, корабль переносит нечто, подобное возгоранию.
На высоте 10 км раскрывается парашют, зонт которого имеет площадь до 1000 метров квадратных. Космонавтов будут ожидать спасатели на вертолетах или вездеходах. Обычно посадка планируется в степях Казахстана.
После прибытия космонавты вновь проходят тестирование состояния здоровья, дают интервью. Затем они летят в Москву для прохождения восстановительного периода. Их ждет праздничная встреча, подарки и награды, а также мировая известность.
Ближайшее будущее
Ожидается внедрение суборбитального туризма, при котором путешественники достигают условных границ с космосом. При этом они ощущают невесомость, после чего немедленно летят на Землю.
В России принято считать, что линия космоса берет начало со 100 км высоты, в США — с 80 км. Ожидаемая стоимость суборбитальных полетов не дорогостоящая, в отличие от орбитальных, которые обходятся в десятки миллионов долларов с утомительной подготовкой.
В настоящий момент разработка суборбитальных полетов происходит под влиянием операторов Blue Origin и Virgin Galactic. Приблизительная стоимость полета — от 250 тысяч долларов. Высота составляет минимум 80 км, полет длится 15 минут, 5 из них отводятся на пребывание в невесомости.
Возможно, в ближайшие годы космический туризм станет таким же обыкновенным явлением, как путешествие в Турцию или Египет. Чтобы слетать в космос, потребуются не только средства, которых достаточно для многих лет изысканной жизни на Земле, но и отменное здоровье, что накладывает некоторые ограничения. Кроме того, полет связан с определенным риском для жизни. Но мечта — дело, с которым не спорят.
Источник
Деннис Тито: первый турист в космосе
«Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию».
Деннис Энтони Тито, первый космический турист
28 апреля 2001 года с космодрома «Байконур» стартовал российский космический корабль «Союз ТМ-32». На его борту находился первый космический турист в истории — американский миллионер Деннис Энтони Тито (на фото слева). На корабле с туристом были российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.
Деннис Тито грезил космосом с самого детства и даже получил образование в области космических технологий и космонавтики. Но свою дальнейшую судьбу мужчина связал с бизнесом, став главным управляющим Wilshire Associates (влиятельная инвестиционная фирма в США).
За свой полет американец заплатил 20 млн. долларов, к важному событию своей жизни он готовился в течение восьми месяцев. Подготовка включала в себя не только медицинские тесты и физические упражнения, но и навыки управления космическим кораблем. Несмотря на хорошее здоровье, космический турист испытал проблемы с сердцем во время полета, но, к счастью, все обошлось. На орбите мужчина сильно ударился головой о люк корабля, но оказанная своевременно помощь помогла пережить и этот инцидент.
В NASA отвергли просьбу Тито взять его в космический полет, так что он обратился в Роскосмос. После восьмимесячного обучения, в ходе которого Денниса учили, в том числе — на всякий случай — управлять космическим кораблем и вручную стыковаться с МКС, первый космический турист блестяще сдал все экзамены и занял место в экипаже корабля «Союз ТМ-31». Компанию ему составили 50-летний Талгат Мусабаев и 51-летний Юрий Батурин. Источник.
Выражение «космический турист» было придумано СМИ вскоре после полета Денниса Тито. Однако сами герои подобных миссий предпочитают называть себя участниками космического полета, а не туристами.
Примечательно, что наша страна впервые в мире открыла не только космическую эру (с полетом Юрия Гагарина в 1961 году), но и эпоху космического туризма. И пионером в этом стал Деннис Тито. Кстати, продолжительное время Тито работал в Лаборатории реактивного движения при НАСА, а затем занялся финансированием госпроектов в космической области. Полет Денниса Тита в космос состоялся на его 61-м году жизни. Предприниматель родился 8 августа 1940-го года.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.
Источник
Первый космический турист Деннис Тито. История полета
Деннис Тито (родился 8 августа 1940 года в Куинсе, Нью-Йорк, США) – американский бизнесмен, который стал первым частным лицом, оплатившим свое путешествие в космос.
Краткая биография
Тито получил степень бакалавра космонавтики и аэронавтики в Нью-Йоркском университете в 1962 году и магистра технических наук в Ренсселеровском политехническом институте в г. Трое, штат Нью-Йорк, в 1964 году. Работал аэрокосмическим инженером в Лаборатории реактивного движения Национального управления по аэронавтике и исследованию космоса (НАСА), где помогал планировать и контролировать миссии на Марс «Маринера-4» и «Маринера-9». В 1972 году из космонавтики он ушел в сферу финансов и помог основать американскую инвестиционную компанию Wilshire Associates, а также создал индекс «Уилшир-5000» — меру оценки рынка ценных бумаг США. Он первым использовал математический инструментарий, применяемый в космонавтике, для определения рисков финансового рынка.
Сейчас или никогда
28 апреля 2001 года – день рождения коммерческих полетов в космос. В этот день американский бизнесмен оказался тем, кто стал первым космическим туристом в истории. Он оплатил свое пребывание на МКС, а также свою доставку туда на борту российского пассажирского транспортного корабля «Союз». Через сорок лет после того, как Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, Тито показал, что на космических путешествиях можно зарабатывать деньги, много денег, так как он выложил круглую сумму – 20 миллионов долларов США.
Он мечтал побывать в космосе еще со времени полета Юрия Гагарина. И в начале 2000 года Деннис начал претворять свою мечту в реальность. В том году ему исполнялось 60 лет, и он чувствовал, что его шансы попасть в космос стремительно уменьшаются. В то время старейшим астронавтом был Дик Слейтон, который побывал на орбите в 1975 году в возрасте 51 года.
И Тито я сказал себе: «Сейчас или никогда».
В июне 2000 года он подписал контракт с компанией MirCorp, который предусматривал полет на корабле «Союз ТМ-32» на российскую космическую станцию «Мир». Однако в декабре того же года эти планы провалились, так как Россия объявила, что планирует вывести с орбиты стареющую станцию («Мир» сгорел в атмосфере Земли в марте 2001 года).
Несмотря на неудачу, Деннис Тито вскоре договорился опять. Он подписал контракт с компанией Space Adventures, которая была посредником по доставке частных лиц в космос. В то время МКС была относительно новым проектом, сборка которого началась в ноябре 1998 года.
Палки в колеса
Российская сторона согласилась взять деньги Тито и предложила ему место на корабле «Союз». Но другие партнеры по станции, в частности НАСА и космические агентства Канады, Европы и Японии, не были настроены позитивно. Они прямо сказали России, что не рекомендуют полет Деннису.
Представители НАСА в то время, в принципе, не возражали против присутствия платежеспособного клиента на борту орбитальной лаборатории. Они просто не верили в то, что к апрелю обучение Тито будет достаточным, так как тогда предполагалось проведение сложных и ответственных станционных мероприятий.
В пресс-релизе НАСА от 19 марта 2001 года было заявлено, что наличие непрофессионального члена экипажа, не обученного работе со всеми критическими системами станций, который не может реагировать и помогать в любой непредвиденной ситуации, что может возникнуть, и который будет требовать постоянного наблюдения, привнесет значительную нагрузку на экспедицию и снизит общий уровень безопасности МКС.
Первый космический турист считает, что его возраст также сыграл свою роль. По его словам, у старших людей случаются и сердечные приступы, и инсульты, и что угодно, а транспортирование трупа обратно на Землю было бы не очень удобным и психологически тяжелым. Поэтому НАСА сделала все возможное, чтобы Тито не смог полететь в апреле.
Восемь месяцев в Звездном городке
Но Тито не сдавался. Он продолжал подготовку в Звездном городке около Москвы, где готовили космонавтов со времен Юрия Гагарина. Тито провел большую часть года там, пребывая в подвешенном состоянии. По его словам, это было непросто. Он должен был оставаться в России в течение восьми месяцев, точно не зная, полетит он или нет.
В конце концов настойчивость Денниса окупилась. Вопреки возражениям НАСА, он был отправлен на орбиту 28 апреля 2001 года, став 415-м человеком, когда-либо побывавшем в космосе.
По словам Тито, все драмы и трудности преходящи, тем более что агентство поддержало следующих космических туристов, посещавших орбитальную лабораторию, а также оказалось столь благосклонным к частным космическим полетам в целом.
Воплощение мечты
Первый космический турист поднялся на орбиту, провел около шести дней на борту МКС, а затем приземлился в Казахстане 6 мая 2001 года.
Его полет имел большое значение, так как вдохновил ряд инвестиций в частные космические путешествия. Вероятно, компании Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, Blue Origin Джеффа Безоса, и даже SpaceX Элона Маска не появились бы в этом бизнесе, если бы полет Денниса Тито не состоялся. Его пример показал, что полет в космос доступен для частных лиц как в отношении физической подготовки, так и в финансовом плане.
Со своей стороны, Тито счастлив, что принял участие в рождении этой отрасли, хотя и относит все заслуги на счет предпринимателей и орбитальных туристов, пришедших после него. И для него, конечно же, поездка всегда будет резонировать на гораздо более личном уровне. По словам Тито, путешествие было его 40-летней мечтой. Полет дал ему ощущение полноты жизни – все, что он сделает сверх того, будет для него лишь дополнительным вознаграждением.
Деннис Тито – космический турист
Тито приземлился в казахской степи на борту посадочной капсулы корабля «Союз», которая вернула его и двух российских космонавтов с МКС на Землю. Деннис, Талгат Мусабаев и Юрий Батурин приземлились в 05:42 по Гринвичу. Космонавты смягчили падение бортовыми ракетами и парашютом. За три часа до этого капсула «Союза» отстыковалась от космической станции и начала свой молниеносный спуск на Землю.
В заключительном видео из космоса Тито сказал, что лично он выполнил мечту своей жизни, лучше которой для него ничего не могло быть, и поблагодарил всех, кто поддержал его миссию. Когда экипаж покидал МКС, Талгат Мусабаев и американский астронавт Джим Восс обнялись, и Восс пожал руку Тито. Затем Тито и космонавты проплыли головами вперед в «Союз», и люк, соединяющий капсулу со станцией, был закрыт. Внутри капсулы они включили питание – космический аппарат черпал энергию из МКС и питал навигационный компьютер. Они надели громоздкие скафандры для полета на Землю, проверили герметичность корабля и отстыковались от станции.
Видеокамера на капсуле показывала быстрое удаление МКС и появление в поле зрения Земли. Капсула облетела планету один раз, а затем избавилась от большей части своего веса, включая жилой модуль с туалетом и кухней, а также приборный отсек с батареями и солнечными панелями. Осталась лишь 3,3-тонная посадочная капсула.
Жесткая посадка
Основной парашют «Союза» должен был раскрыться в 05:26 по Гринвичу, прежде чем сработают тормозные двигатели, чтобы смягчить посадку. В последний сеанс связи с экипажем центр управления полетами в Королеве, расположенном близ Москвы, попросил Мусабаева дать Тито две таблетки и соленой воды, чтобы помочь ему пережить перегрузки. Он не уточнил, что это были за лекарства.
Командир полета Петр Климук сообщил экипажу, что погода на месте посадки вблизи поселка, расположенного в 400 км к юго-западу от столицы Казахстана Астаны, хорошая, облачность незначительная, ветер 3–7 м/с и температура — около 20 °C.
После приземления
После посадки в 80 километрах к северо-востоку от Аркалыка в казахской степи тройка прошла предварительную медицинскую проверку в мобильном медицинском центре. Оттуда экипаж был доставлен в аэропорт Астаны для официальной встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. После краткой пресс-конференции в 12:00 по Гринвичу первый космический турист, Мусабаев и Батурин вылетели в Москву. Российские космические чиновники надеялись на безаварийную посадку, чтобы спорная поездка Тито поскорее завершилась.
Бывший американский сенатор и астронавт Джон Гленн назвал поездку Тито на российском корабле злоупотреблением основной исследовательской миссией освоения космоса. При этом он сказал, что не винит Тито в его желании попасть в космос, так как это невероятный опыт, но считает эту поездку неправильным использованием космического аппарата, предназначенного для проведения исследований.
Опасения НАСА
Несмотря на то что НАСА препятствовало полету Тито до завершения строительства многомиллиардного космического комплекса, поездка вызвала предположения, что другие представители элиты захотят подняться выше атмосферы. Среди всплывших имен были режиссер Джеймс Кэмерон, обладатель «Оскара», который искал идеальный ракурс для съемки нашей планеты.
Хваля Кэмерона за ожидание благословения НАСА на поездку на МКС, глава космического агентства Дэн Голдин постоянно поминал Тито перед репортерами и конгрессом в ключе его гигантского эго и космической ничтожности инвестора с Уолл-стрит. В подкомитете Палаты представителей он заявил, что эта ситуация стала невероятно стрессовой для мужчин и женщин НАСА и что г-н Тито не осознает усилий тысяч людей в США и России, работающих на обеспечение его безопасности и безопасности остальных членов экипажа.
Угроза безопасности?
Эти протесты едва ли проникли сквозь толстый корпус МКС, летящей на высоте более 300 км, где первый космический турист, бывший инженер НАСА, пользовался непритворной поддержкой своих товарищей по «Союзу», вежливым гостеприимством двух астронавтов НАСА, живущих в «Альфе», и был принят в теплые объятия российского командира станции.
Наполненный звуками арий и увертюр, а также достопримечательностями проплывающих мимо континентов и океанов, безмятежный мир гражданина-исследователя Тито был нарушен только ранним приступом морской болезни.
Во время пресс-конференции он отбросил обвинения Голдина о том, что его присутствие угрожает безопасности космических профессионалов. Тито, который заплатил до 20 млн $ за полет туда и обратно, очень многим помог экипажу.
Черная работа
Деннис Тито в космосе раздавал пищу и делал довольно грязную работу, помогая экипажу и оставляя ему больше времени для выполнения основной работы.
Именно соображения безопасности стали причиной того, что 60-летний Тито совершил свое космическое путешествие. Юрий Батурин, космонавт Талгат Мусабаев и Тито доставили на «Альфу» новую спасательную капсулу. Прибытие нового «Союза» требовалось каждые шесть месяцев, так как токсичное топливо на борту российских кораблей разлагалось и в течение длительного времени подвергало коррозии детали двигателя. Старому судну оставалось около двух недель до истечения его 200-дневного гарантийного срока.
Агентство НАСА, ведущий партнер 16 стран, по частям собиравших «Альфу», обиделось потому, что Москва продала место непрофессионалу.
Не было бы счастья
Но недостаточно финансируемая российская космическая программа, контролирующая список пассажиров для осуществления миссии «Союза», продолжила эксперимент с капитализмом высокого полета, особенно с учетом того, что стоимость билета покрывала затраты на весь полет. Многолетние нехватки денежных средств, вынудившие россиян начать свой туристический бизнес, преследовали космическую программу Москвы после распада СССР. Частично по этой причине Россия отказалась от станции «Мир» после рекордных 15 лет ее пребывания на орбите.
Вашингтон оплачивал львиную долю стоимости проекта, но Москва, которая имеет непревзойденный опыт долгосрочных космических миссий, разработала и построила много ключевых частей. По всей видимости, оппозиция США полету Тито имела политическую мотивацию.
Источник