Меню

Кто светило солнце то шел дождь

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Том 4. Счастливая Москва

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Андрей Платонович Платонов

Том 4. Счастливая Москва

Темный человек с горящим факелом бежал по улице в скучную ночь поздней осени. Маленькая девочка увидела его из окна своего дома, проснувшись от скучного сна. Потом она услышала сильный выстрел ружья и бедный грустный крик — наверно, убили бежавшего с факелом человека. Вскоре послышались далекие, многие выстрелы и гул народа с ближней тюрьме… Девочка уснула и забыла все, что видела потом в другие дни: она была слишком мала, и память и ум раннего детства заросли в ее теле навсегда последующей жизнью. Но до поздних лет в ней неожиданно и печально поднимался и бежал безымянный человек — в бледном свете памяти — и снова погибал во тьме прошлого, в сердце выросшего ребенка. Среди голода и сна, в момент любви или какой-нибудь молодой радости — вдруг вдалеке, в глубине тела опять раздавался грустный крик мертвого, и молодая женщина сразу меняла свою жизнь — прерывала танец, если танцевала, сосредоточенней, надежней работала, если трудилась, закрывала лицо руками, если была одна. В ту ненастную ночь поздней осени началась октябрьская революция — в том городе, где жила тогда Москва Ивановна Честнова.

Отец ее скончался от тифа, а голодная осиротевшая девочка вышла из дома и больше назад не вернулась. С уснувшей душой, не помня ни людей, ни пространства, она несколько лет ходила и ела по родине, как в пустоте, пока не очнулась в детском доме и в школе. Она сидела за партой у окна, в городе Москве. На бульваре уже перестали расти деревья, с них без ветра падали листья и покрывали умолкшую землю — на долгий сон грядущий; был конец сентября месяца и тот год, когда кончились все войны и транспорт начал восстанавливаться.

В детском доме девочка Москва Честнова находилась уже два года, здесь же ей дали имя, фамилию и даже отчество, потому что девочка помнила свое имя и раннее детство очень неопределенно. Ей казалось, что отец звал ее Олей, но она в этом не была уверена и молчала, как безымянная, как тот погибший ночной человек. Ей тогда дали имя в честь Москвы, отчество в память Ивана — обыкновенного русского красноармейца, павшего в боях, — и фамилию в знак честности ее сердца, которое еще не успело стать бесчестным, хотя и было долго несчастным.

Ясная и восходящая жизнь Москвы Честновой началась с того осеннего дня, когда она сидела в школе у окна, уже во второй группе, смотрела в смерть листьев на бульваре и с интересом прочитала вывеску противоположного дома: «Рабоче-крестьянская библиотека-читальня имени А.В. Кольцова». Перед последним уроком всем детям дали в первый раз их жизни по белой булке с котлетой и картофелем и рассказали, из чего делаются котлеты — из коров. Заодно велели всем к завтрашнему дню написать сочинение о корове, кто их видел, а также о своей будущей жизни. Вечером Москва Честнова, наевшись булкой и густой котлетой, писала сочинение за общим столом, когда все подруги ее уже спали и слабо горел маленький электрический свет. «Рассказ девочки без отца и матери о своей будущей жизни. — Нас учат теперь уму, а ум в голове, снаружи ничего нет. Надо жить по правде с трудом, я хочу жить будущей жизнью, пускай будет печенье, варенье, конфеты и можно всегда гулять в поле мимо деревьев. А то я жить не буду, если так, мне не хочется от настроения. Мне хочется жить обыкновенно со счастьем. Вдобавок нечего сказать».

Из школы Москва впоследствии сбежала. Ее вернули снова через год и стыдили на общем собрании, что она как дочь революции поступает недисциплинированно и неэтично.

— Я не дочь, я сирота! — ответила тогда Москва и снова стала прилежно учиться, как не бывшая нигде в отсутствии.

Читайте также:  1 августа какое солнце

Из природы ей нравились больше всего ветер и солнце. Она любила лежать где-нибудь в траве и слушать о том, что шумит ветер в гуще растений, как невидимый, тоскующий человек, и видеть летние облака, плывущие далеко над всеми неизвестными странами и народами; от наблюдения облаков и пространства в груди Москвы начиналось сердцебиение, как будто ее тело было вознесено высоко и там оставлено одно. Потом она ходила по полям, по простой плохой земле и зорко, осторожно всматривалась всюду, еще только осваиваясь жить в мире и радуясь, что ей все здесь подходит — к ее телу, сердцу и свободе.

По окончании девятилетки Москва, как всякий молодой человек, стала бессознательно искать дорогу в свое будущее, в счастливую тесноту людей; ее руки томились по деятельности, чувство искало гордости и героизма, в уме заранее торжествовала еще таинственная, но высокая судьба. Семнадцатилетняя Москва не могла никуда войти сама, она ждала приглашения, словно ценя в себе дар юности и выросшей силы. Поэтому она стала на время одинокой и странной. Случайный человек познакомился однажды с Москвой и победил ее своим чувством и любезностью — тогда Москва Честнова вышла за него замуж, навсегда и враз испортив свое тело и молодость. Ее большие руки, годные для смелой деятельности, стали обниматься; сердце, искавшее героизма, стало любить лишь одного хитрого человека, вцепившегося в Москву, как в свое непременное достояние. Но в одно утро Москва почувствовала такой томящий стыд своей жизни, не сознавая точно, от чего именно, что поцеловала спящего мужа в лоб на прощанье и ушла из комнаты, не взяв с собой ни одного второго платья. До вечера она ходила по бульварам и по берегу Москвы-реки, чувствуя один ветер сентябрьской мелкой непогоды и не думая ничего, как пустая и усталая.

Ночью она хотела залезть на ночлег куда-нибудь в ящик, найти порожнюю пищевую будку Мостропа или еще что-либо, как поступала она прежде в своем бродячем детстве, но заметила, что давно стала большая и не влезет незаметно никуда. Она села на скамью в темноте позднего бульвара и задремала, слушая, как бродят вблизи и бормочут воры и бездомовные хулиганы.

В полночь на ту же скамью сел незначительный человек, с тайной и совестливой надеждой, что, может быть, эта женщина полюбит его внезапно сама, поскольку он не мог по кротости своих сил настойчиво добиваться любви; он в сущности не искал ни красоты лица, ни прелести фигуры — он был согласен на все и на высшую жертву со своей стороны, лишь бы человек ответил ему верным чувством.

— Вам чего? — спросила его проснувшаяся Москва.

— Мне ничего, — ответил этот человек. — Так просто.

— Я спать хочу, и мне негде, — сказала Москва.

Человек сейчас же заявил ей, что у него есть комната, но во избежание подозрений в его намерениях — лучше ей снять номер в гостинице и там проспать в чистой постели, закутавшись в одеяло. Москва согласилась, и они пошли. По дороге Москва велела своему спутнику устроить ее куда-нибудь учиться — с пищей и общежитием.

— А что вы любите больше всего? — спросил он.

— Я люблю ветер в воздухе и еще разное кое-что, — сказала утомленная Москва.

— Значит — школа воздухоплавания, другое вам не годится, — определил сопровождающий Москву человек. — Я постараюсь.

Он нашел ей номер в Мининском Подворье, заплатил вперед за трое суток и дал на продукты тридцать рублей, а сам пошел домой, унося в себе свое утешение.

Через пять дней Москва Честнова посредством его заботы поступила в школу воздухоплавания и переехала в общежитие.

Источник

Тестовые задания по теме «Сложносочиненные предложения». 9 класс

2 варианта с ответами.

1.Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

1.Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
2.Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
3.Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.
4.Взошло солнышко, всё вокруг ожило.
5.Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

Читайте также:  Светильники заряжается от солнца

2.Укажите сложносочинённое предложение:

1.Холмы всё мельче и мельче, дерево почти не видать.
2.Дождь, хлынувший с утра, не прекращался.
3.Собака бросилась в камыши, куда упала птица.
4.Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
5.Дети чувствуют, кто их любит.

3.В сложносочинённых предложениях с противительными союзами :

1.Происходит чередование явлений.
2. Перечисляются явления, которые не могут происходит одновременно.
3. Перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.
4.Второе предложение дополняет смысл первого.
5.Одно явление противопоставляется другому.

4.Укажите сложносочинённое предложение, в котором простые предложения не отделяются друг от друга запятыми:

1.Для счастья людям нужен мир и не нужна война.
2.Холодно и за весь май черёмуха не успела отцвести.
3.Начиналось наводнение и были закрыты мосты.
4.Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать.
5.Потёмки всё более сгущались и предметы теряли свои контуры.

5. Сложносочинёнными предложения называются:

1.Сложные предложения, в котором нет и не может быть союза.
2.Сложные предложения, части которых объединены подчинительной и сочинительной связями.
3.Сложные предложения, части которых объединены сочинительной связью.
4. Сложные предложения, части которых объединены подчинительной связью.
5.Сложные предложения, части которых передают чьи-то слова без изменений.

6.Укажите сложносочинённое предложение:

1.Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
2.Насильно мил не будешь.
3.Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде.
4.В сенях пахло свежими яблоками.
5.Она так устала, что не могла дальше идти.

7.Укажите предложение с противительным союзом:

1.Скрипнула дверь, и Чайковский вышел на крыльцо.
2.Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось
3.Посыпались первые крупные капли дождя, и рванулся ветер.
4.Солнце ещё не встало, а первые жаворонки уже звенели далеко-далеко.
5.То светило солнце, то шёл дождь.

8.Укажите сложносочинённое предложение без общего второстепенного члена:

1.Небо заволокло тучами и по земле гулял холодный ветер.
2.В тишине поют колокольчики да звенит холодный ручей.
3.Из лесу доносится крик птицы или раздаётся чей-то голос.
4.К утру ветер ослабел и снег перестал идти.
5.За окном брезжил рассвет и кричали петухи.

9.Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

1.Я старался взглянуть в окно, да оно всё было бело от снега и льда.
2.Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах.
3.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4.То ветер подует, то птица закричит.
5.Не то маячили на той стороне горы, не это только казалось.

10.Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

1. В нежном блеске утренней зари даль моря спокойно дремала, отражая перламутровые облака.
2.Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор.
3.То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
4.Неподвижный воздух был наполнен какой-то прозрачной пылью, становилось нестерпимо жарко.
5.Не отрываясь, мальчик с восхищением смотрел на белый пароход.

Источник

Тест. Бессоюзное сложное предложение

Список вопросов теста

Вопрос 1

В каком предложении не ставится тире?

Варианты ответов
  • С временем бесцельно спорить не воротишь ничего.
  • Скажешь не воротишь, напишешь не сотрешь, отрубишь не приставишь.
  • Будешь книги читать будешь много знать.
  • Теперь уже дело прошлое лгать не для чего.
Вопрос 2

В каком предложении ставится двоеточие?

Варианты ответов
  • Лето припасает зима поедает.
  • С ремеслом не умрешь без ремесла не проживешь.
  • Не робей перед врагом злейший враг человека он сам.
  • Не стыдно не знать стыдно не учиться.
Вопрос 3

В каком предложении ставится двоеточие?

Варианты ответов
  • В воздухе стояла мгла небо из синего стало белесоватым дальних гор совсем не было видно.
  • Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце.
  • В течение дня погода менялась несколько раз то светило солнце, то шел дождь.
  • В начале апреля лед на реке посинел, появились трещины ходить по нему стало опасно.
Читайте также:  Тюль желтые пятна от солнца
Вопрос 4

В каком предложении не ставится тире?

Варианты ответов
  • Горда ты плакать не станешь.
  • Он всегда бодр ночь для него что день.
  • Дни стояли ясные, холодные мы спали в палатке не раздеваясь.
  • Бег его легкий летящий никак не нагонишь.
Вопрос 5

В каком предложении ставится тире?

Варианты ответов
  • Все решено я в Вашей воле и предаюсь моей судьбе.
  • Я знаю в Вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  • Не важен предмет очарования важна жажда быть очарованным.
  • Я поднял глаза высоко в небе летели птицы.
Вопрос 6

В каком предложении ставится тире?

Варианты ответов
  • Он посмотрел на часы оставалось ждать еще 10 минут.
  • Я посмотрел на окно не было ни луны, ни звезд.
  • Он понял дружба гаснет от долгой разлуки.
  • Солнышко утром в колодезь озер глянуло месяца нет.
Вопрос 7

В каком предложении ставится тире?

Варианты ответов
  • Хотелось только одного мечталось только об од¬ном домой, домой.
  • Не шевельнется лист отяжелевший ему, как в шубе, тяжело в пыли.
  • Идем осторожно скользко того и гляди сорвешься.
  • Резкий ветер омыл лицо холодной водой сон сразу прошел.
Вопрос 8

В каком предложении должны стоять оба знака: двоеточие и тире?

Варианты ответов
  • Одинокий человек в лесу как сорвавшаяся блесна среди огромного озера ищи месяцами не отыщешь.
  • Упрямство рождено ограниченностью нашего ума мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора.
  • Сильный победит одного знающий победит тысячу.
  • Не торопись отвечать торопись слушать.
Вопрос 9

В каких предложениях должны стоять оба знака: двоеточие и тире?

Варианты ответов
  • Человек все равно что кирпич обжигаясь, он становится твердым .
  • Истина что крапива кто слегка до нее дотрагивается обжигает, зато тому, кто смело к ней подходит, она не причиняет ни малейшего вреда.
  • Пейзажист может работать спокойно природа никогда не настаивает на сходстве .
  • Популярность подобна луне если не прибывает, то убывает .
Вопрос 10

Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

Варианты ответов
  • Вторая часть дополняет содержание первой.
  • Вторая часть поясняет первую.
  • Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  • Вторая часть противопоставляется первой.
Вопрос 11

Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

Варианты ответов
  • Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
  • Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
  • Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
  • Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.
Вопрос 12

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

Варианты ответов
  • Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
  • Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
  • Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
  • Не хочешь отвечать — я скажу.
Вопрос 13

В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

Варианты ответов
  • Богатому не спится — богатый вора боится.
  • Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего.
  • Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.
  • Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.
Вопрос 14

В каком предложении не должно ставиться тире?

Варианты ответов
  • Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.
  • Простить виноватого — верное решение.
  • Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.
  • Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало
Вопрос 15

Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.

Источник

Adblock
detector