Меню

Кто украл луну гоголь

Луна и Черт

Лунные сказки. Сказка четвёртая.
Луна и Чёрт.

В одной повести у Гоголя Чёрт перед рождеством Месяц с неба украл. А ведь прав был Николай Васильевич. Ой, как прав! Чёрт и Луна, действительно, связаны!
Вот смотрите.
Луна – красавица светлолицая – одна по небу ночному ведь не гуляет: дружок её – тёмноокий Месяц – почти всегда рядом. То он тёмной полосой за ней следует, то она, светлая, за ним… То, ссорясь, Луна его тьму оттесняет, выталкивает с диска, то Месяц нагоняет её и прячет: свет её тьмой своей закрывает…
С Земли-то нам лишь 2 грани видятся: грань светлая да грань тёмная. А граница между ними своё название имеет. Даже несколько! Когда Свет наступает, имя ей
– «Люминатор» (не по-русски), а коли Тьма наступает, другое название – «Терминатор». Но мы-то русские – мы по-русски говорим: «Све-то-вод», потому как грань эта Свет за собой ведёт, очищая лик красавицы-Луны. Да так старательно, что он по-ангельски всю ночь и светится! Может, потому Световод ещё Ангелом называли. А, может, просто слово «Луна» в обратную сторону прочли. (В прежние времена в обе стороны читали, чтобы лучше понять.)
Если чёрная полоса наползала, марала светлую, русские звали её Мрако-Бельтес. Или по-просту – Черта. Или – Чёрт!
Ангелы границу эту отодвигают в сторону Тьмы, Светом своим лик Луны отмывают, а Черти двигают её в сторону Света и темнят, пачкают. Тут, на границе, у Ангелов с Чертями – вечная борьба. Вон, вон, гляньте-ка! Видите? У Чёрта рожки разглядеть можно! Двенадцать ночей подряд двигают Черти границу в сторону Света, рогами своими Луну запугивая.. Одна ночь – один Чёрт, вторая – второй, потом третий… А на тринадцатую ночь границе уже двигаться некуда.. – ни кромочки светлой Луны на небе не остаётся. Даже в самую ясную погоду! Всё черти тьмой захватили! Вот и бывает их, Чертей, всего Тринадцать. Число 13 у нас так и зовётся – «Чёртова Дюжина», черти же сами – «Чертями Полосатыми».
Кабы помнили мы, друзья, прежние правила чтения, то и само слово «Чёрт» наоборот получилось бы «Месяц»!
Так-то.

На третьем «Сказочном САМОВАРЕ » мы узнаем, что такое живая и мёртвая вода, кто такие домовые и Баба Яга, Кикимора, Водяной, Кащей, Елена Прекрасная и Василиса Премудрая, Курочка Ряба с золотым яичком… и какими могут быть оборотни. А также, когда происходят чудеса. Ещё узнаем, почему сказки наши никогда не записывались. Представьте, их просто играли (как миниспектакли)!

Источник

Урок по литературе. Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». «Чёрт украл луну».

Место работы: МБОУ СОШ с.Нижнечерекулево

Урок по литературе

Учебный предмет, класс

Русская литература, 6 класс

Название темы или раздела учебного курса

Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». «Чёрт украл луну».

Цели, задачи дидактического материала

1. Знакомить с содержанием начала произведения «Ночь перед Рождеством», обогащать словарный запас учащихся; сформировывать у учащихся знания о выразительных деталях, яркости и образности языка повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”, расширять кругозор учащихся. 2. Р азвивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность, образное мышление и творческое воображение; 3. Воспитывать стремление к добру.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft PowerPoint, Test

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Дидактический материал включает в себя анализ произведения, словарную работу по тексту в форме презентации, проверку усвоенных знаний через гипертест

Ресурсы дидактического материала, видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты

Презентация, гипертест, картины, мультипликационный фильм

Используемые источники информации (литература, Интернет и др.)

Возможность использования дидактического материала:

– педагогом на уроке (указать этапы урока)

Можно использовать урок при объяснении непонятных для детей слов, при проверке усвоенных знаний (тест), анализа прочитанного отрывка

План-конспект урока по русской литературе на тему «Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». «Как чёрт украл луну»

На данном уроке я использовала информационную технологию в виде презентации при объяснении новых слов, показа мультипликационного фильма и проверки знаний учащихся.

Читайте также:  Сколько лет появляется кровавая луна

Использование ИТ позволяет детям (особенно детям с нарушением слуха) способствовать формированию образного восприятия художественной литературы, также творческому воспринимать художественные образы. Способствует повышению эффективности этого процесса. Иными словами, презентации позволяют детям лучше представить то, о чем они прочитали в книге и способствует расширению словарного запаса.

Гипертесты позволяют с максимальной отдачей использовать время, отведённое для проверки усвоенных знаний.

Урок проводится в компьютерном классе, оснащённом мультимедийной техникой на компьютерах, связанных между собой через локальную сеть.

Урок сопровождается авторской презентацией.

Автор: Асадуллина Айгуль Назиповна – учитель русского языка и литературы (молодой специалист, стаж работы – 1 год, окончила филологический факультет РО БГПУ им.М.Акмуллы)

Цели : 1. Знакомить с содержанием начала произведения «Ночь перед Рождеством», обогащать словарный запас учащихся; сформировывать у учащихся знания о выразительных деталях, яркости и образности языка повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”, расширять кругозор учащихся. 2. Р азвивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность, образное мышление и творческое воображение; 3. Воспитывать стремление к добру.

1. Оргмомент. Рапорт дежурного. (учитель приветствует детей, записывает в журнал отсутствующих)

2. Знакомство с планом урока.

Учитель спрашивает, что будут делать учащиеся на уроке.

1) Проводить словарную работу.

2) Называть героев произведения.

3) Отвечать на вопросы.

4) Анализировать отрывок.

5) Смотреть эпизод из мультфильма «Ночь перед Рождеством».

3. Словарная работа.

– Ребята, вы дома начали читать повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». И сами убедились, что в повести очень много непонятных для нас слов. С целью понять и запомнить новые слова, я приготовила для вас презентацию. Давайте вместе посмотрим.

Презентация «Словарная работа»

4. Изучение нового материала.

Беседа по содержанию первых страниц повести.

– О чём говорится в начале повести? В какую красоту нас окунает писатель?

(Начинается произведение с описания зимнего пейзажа. Ночь накануне великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа)

– Какие фантастические черты несёт пейзаж? (Пейзаж одушевлён: «Глянули звёзды», «Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…», «месяц…заглядывал»).

– Кто и почему нарушает эту красоту? (Эту тишину, красоту нарушают злые силы – чёрт, ведьма. Они ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям, потому что им осталась только одна ночь бродить на белом свете.)

– Вот мы и познакомились с героями повести – это чёрт и ведьма. Посмотрите на доску и запомните, как они выглядят. (картины висят на доске).

­– Что делает ведьма? (Ведьма поднимается на своей метле на небо и собирает в свой рукав звёзды).

– Что делает чёрт? (Чёрт крадёт месяц).

– Так мы и назовём свой урок. «Чёрт крадёт месяц».

Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему.

– Прочитаем отрывок повести, где чёрт крадёт месяц. (стр. 113 учебника)

«Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал далее».

– Для чего чёрт крадёт месяц? Прочитайте этот отрывок. «Чёрт крадёт месяц, потому что хочет отомстить кузнецу Вакуле. Чёрт на него зол, потому что тот занимался малеванием, и однажды он изобразил святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключённые прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем, чем ни попало…. И с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу. Украл месяц, чтобы кузнец не смог пойти к дочке Чуба».

Читайте также:  Код ошибки бакси луна

5. Чтобы хорошо представить этот отрывок, давайте посмотрим начало мультфильма «Ночь перед Рождеством». (просмотр мультипликационного фильма – 5 минут http :// video . mail . ru / mail / rolik 2222/809/1829. html ).

– Понравился ли вам мультфильм? Всё ли было вам понятно?

Каких героев вы узнали в эпизоде из мультфильма. Назовите их.

– С какими еще героями познакомились во время прочтения отрывка?

(Сорочинский заседатель, козак Чуб, его дочь, кузнец Вакула). Посмотрите, как художники представили этих героев на своих картинах (картины на доске).

– Итак, прочитанный нами отрывок является завязкой повести, то есть началом истории, происходящей в ночь перед Рождеством в Диканьке. Мы узнали, что в произведении Гоголь с юмором описывает и сказочные, и реальные события. Злые силы – ведьма, чёрт – изображаются не страшными, а забавными, смешными. Я надеюсь, что вы с таким же интересом прочитаете повесть до конца.

6. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал урока. Для этого пройдите к компьютерам.

7. Итак, каждый свою оценку за урок увидел.

– Что мы сегодня делали на уроке? (Чтение детьми плана урока в прошедшем времени). Проверочная работа

1. Назовите жанр произведения «Ночь перед Рождеством»

2.Кто автор повести?

3. Как называется книга, в которую вошла повесть «Ночь перед Рождеством»?

1. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

2. «Повести Белкина»

3. «Мифы Древней Греции»

4. «Записки охотника»

4. Уберите лишнего героя

3. Кузнец Вакула

5. Что ведьма собирала в рукав?

6. Как ведьма и чёрт вылетели из хаты? Через:

7. Кто украл месяц?

8. За что чёрт мстил кузнецу? Потому что кузнец…

Источник

Краткое содержание Гоголь Ночь перед Рождеством

Зимний снежный вечер перед Рождеством уже подходил к концу. Мороз на улице начал усиливаться, становилось холоднее, чем днем. Неожиданно из трубы одной из изб вылетает ведьма. Она парила над избами и клала себе в рукав звезды с зимнего неба. Ее никто не видел, так как пора колядок еще не наступила. Молодежь в деревне только думала выходить из изб. В небе ведьма встретилась с чертом, желавшим своровать небесное светило — полумесяц.

Бес с самых давних пор был озлоблен на местного мастера — кузнеца Вакулу, лучшего художника на хуторе Диканька. Он был верующим человеком, любившим писать картины. Одна из картин освещала сцену Страшного суда, где прогоняли антихриста из преисподней. С того времени как возник этот рисунок бес принял решение отомстить Вакуле. Это была его последняя ночь, позволявшая ему беспрепятственно передвигаться по белому свету.

Задуманное бесу удалось, и только он украл месяц, и всю землю покрыла темная пелена неба не позволявшая найти, дорогу домой. Даже ведьма, увидевшая себя в полной мгле, крикнула от испуга. Тут к ней подлетел бес и начал шепотом говорить нежные слова, которые очень приятны женщинам, в том числе и ведьме.

Оксана, она была дочкой жалуемого в деревне казака Чуба, осталась в избе одна. Она принаряжалась стоя перед зеркалом, и ждала подружек. За этим занятием и застал ее пришедший кузнец Вакула. Глядя на девушку он не мог налюбоваться ее красотой, но она принимает его отталкивающе и холодно. Разговаривая, они услышали стук в дверь. Вакула рассердился, и хотел выгнать стучащего в дверь, однако на пороге стоял отец его возлюбленной. Чуб, заблудившийся в темноте, принял решение, возвратится домой. Услышав голос Вакулы, он решил, что спутал свою избу с избой казака Левченко. Искаженным тембром голоса, он сказал кузнецу, что решил колядовать, но кузнец отправил хозяина восвояси.

Тогда Чуб принимает решение посетить ведьму Солоху, мать кузнеца. В данное время у нее гостил бес. Во время проникновения, черта к ней в избу, через трубу, то неожиданно обронил украденный им месяц.

Читайте также:  Транзитный нептун соединение луна

Месяц, пользуясь таким прекрасным случаем, взмыл, ввысь осветив всю округу. Сильная непогода, сопровождающаяся снежной бурей утихла. Оживленная праздничная толпа колядующей молодежи вывалились на заснеженные дорожки улиц. Девчата пошли звать с собой и Оксану. Увидав на одной из девушек новенькие башмачки, расшитые золотой нитью в присутствии всех сообщила, что они с Вакулой поженятся, когда он достанет ей башмачки которые королева носит. Услыхав такие слова, кузнец ушел очень огорченный.

Между тем в избе Солохи возникает очередной посетитель, сельский голова. Бес мгновенно исчезает в мешке с углем. Повелительница дома с большим удовольствием принимала почтенных гостей, однако они не могли даже подумать, что у всякого из них имеется конкурент. Непосредственно нежной она была с Чубом, т.к. испытывала желание прибрать к рукам все его состояние. Она беспокоилась, что ее сын первым станет распоряжаться этим богатством, по этой причине она частенько вносила разлад между Вакулой и Чубом.

Не успел голова вытрусить снег со своего наряда, снова раздался стук – стучавшим был дьяк. Так каждый из поклонников в свою очередь очутились в угольных мешках находящихся в углу избы. Они опасались даже шелохнуться. После них домой вернулся Вакула, увидев мешки в углу избы, он предположил, что это сор собранный матерью и его необходимо выкинуть.

По пути он встретился с девчатами, промеж каких была его возлюбленная Оксана. Бросив на снег мешки, которые были побольше. А с меньшим за спиной, настигает надменную прелестницу. Однако она опять высмеяла парня. И он идет к проруби топиться, т.к. исполнить желание любимой он не может. По дороге он заходит к Пацюку, про которого болтали, будто он дружит с бесом. Пацюк ответил, что незачем искать черта тому, у кого он за спиной. Тут Вакула и встретил черта, с которым был подписано соглашение, в котором сказано, что бес везет его к королеве у каковой он выпросит, башмачки для любимой Оксаны.

Долгой была дорога к государыне. Познакомившись с ней и рассказав свою историю, Вакула берет из ее рук долгожданные башмачки и везет их Оксане. На хуторе все решили, что кузнец утопился от безответной любви в эту праздничную ночь. Более всех сожалела Оксана. Она сообразила, что более никто не будет исполнять ее просьбы и прихоти. Она перестает спать по ночам, понимая, что влюбилась в кузнеца Вакулу.

По возвращении в Диканьку Вакула явился в избу Чуба, просить у него руки его дочери. Девушка дала согласие быть его супругой даже без башмачков. Они сыграли свадьбу.

Главная мысль рассказа Ночь перед Рождеством Гоголя

Этот рассказ учит, не сдаваться не перед какими трудностями. Находить пути решения всех проблем. Верить в то, что иногда может произойти даже чудо в решении этих проблем, надо только верить.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

Ночь перед Рождеством. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В 1221 году в семье князя Киевского и Владимирского Ярослава и супруги его Феодосии, появился на свет младенец. Ребенка нарекли Александром.

В послевоенное время Федя жил в детском доме. Ему было десять лет, он никогда не улыбался и не играл с детьми. Один раз учительница попросила Федю прочитать строки из книги.

1833 год, Москва. Главный герой-Володя, ему 16 лет, живет с мамой и папой, и в этом году он заканчивает школу. Неожиданно в соседний дом заселяется богатые Засекены.

Опера «Золотой петушок» была написана на основе одноименного произведения А. С. Пушкина. Опера является последним творением Н. А. Римского – Корсакова. Опера состоит из 3 действий.

Главный герой рассказа – Огюст Сен-Клер. Многие его друзья и знакомые испытывали к нему неприязнь в связи с тем, что он был весьма груб с теми, кто не нравился ему. Этот человек не верил, что между людьми могут складываться

Источник

Adblock
detector