Меню

Кто возглавил космос после королева

Второй после Королёва

29 июля 2015 года исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Клавдиевича Тихонравова — пионера ракетно-космической техники, одного из ближайших соратников Главного конструктора ракетно-космических систем С.П. Королёва.

Молодой инженер М.К. Тихонравов свой путь в авиации начал, научившись строить планеры и летать на них. Он серьезно изучал труды Н.Е. Жуковского и К.Э. Циолковского, был знаком с работами и полетами на балансирных планерах Отто Лилиенталя. Михаил Тихонравов с большим интересом изучил труд Циолковского «Аэроплан, или Птицеподобная летательная машина». Особенно Тихонравов отмечал точность описания парящего полета птиц Циолковским. С 1925 по 1931 год им был создан ряд планеров: АВФ-1 «Арап», АВФ-22 «Змей Горыныч» (совместно с В. С. Вахмистровым), «Жар-Птица» (совместно с А.А. Дубровиным), «Гамаюн», «Скиф», «Комсомольская правда» (совместно с В.С. Вахмистровым и А.А. Дубровиным).

Вникая в подробности труда Циолковского, Тихонравов почерпнул много для себя полезного, когда занимался планеризмом. Описание устройства аэроплана восхитило Тихонравова смелостью мысли, которая свидетельствовала о глубоком представлении Циолковского о летательном аппарате тяжелее воздуха. Уже позднее, когда Тихонравов занимался изучением реактивного движения и посетил Константина Эдуардовича в Калуге, он напомнил ему о том впечатлении, которое на него произвело описание конструкции аэроплана.

Глубокое понимание сути полета в воздухе по аэродинамическому принципу, способствовало развитию в творчестве Тихонравова идеи полета по реактивному принципу. Именно полет во внеатмосферных условиях, в космическом пространстве стал предметом труда и увлечения талантливого инженера.

Видимо, поэтому, проработав недолго в КБ по самолетостроению, Тихонравов вскоре увлекся проблемами ракетной техники и космонавтики. И в 1932 году он уже был в числе создателей и руководителей Группы изучения реактивного двигателя (ГИРД).

Во главе этой научно-экспериментальной организации с производственной базой для разработки ракет и ракетных двигателей стал С.П. Королев.

В Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) Михаил Тихонравов занимал одно из ведущих мест. И прежде всего в исследованиях по жидкостным и твердотопливным ракетам, снарядам. Особое внимание уделял изучению и развитию идей К.Э. Циолковского в области космонавтики.

Начальник РНИ И.Т. Клейменов и инженер РНИИ М. К. Тихонравов навестили Циолковского в Калуге. «Наш приезд в Калугу имел целью познакомить Константина Эдуардовича с теми работами, которые мы вели по реактивному движению, — вспоминал Тихонравов, после встречи с Циолковским 17 февраля 1934 года. — Ознакомившись по фотографиям с ракетами, Константин Эдуардович удивился: «Не ожидал, что уже так много сделано в этой области».

Тихонравов в статье «На ракете в стратосферу», опубликованной в калужской газете «Коммуна» в январе 1936 года, писал: «Полет человека на ракете вполне возможен. Человек на ракете поднимется в высшие слои атмосферы, покинет Землю и осуществит давнишнюю мечту человечества о посещении других миров, мечту, которую К.Э. Циолковский своими работами превратил из фантазии в реальность».

У Тихонравова были весомые основания делать такое заключение. Ведь еще весной 1935 года состоялась Всесоюзная конференция по вопросам реактивных летательных аппаратов для достижения стратосферы. На этой конференции с докладом «Перспективы развития ракетной техники и освоение стратосферы» выступил именно Тихонравов.

В годы Великой Отечественной войны он трудился в НИИ Министерства обороны, где руководил работами по созданию ракетного истребителя-перехватчика «302» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД. В послевоенный период изучал трофейную немецкую ракетную технику и руководил исследованиями составных баллистических ракет и совершенствованием их конструкции.

В начале 50-х годов Тихонравов заявил о возможности создания составной баллистической ракеты, способной сообщить последней ступени, несущей на борту искусственный спутник Земли (ИСЗ), первую космическую скорость — порядка 8 км/с. О полученных результатах он сообщил на первой научно-технической конференции в марте 1950 года.

К сожалению, у руководства и ряда специалистов доклад Тихонравова не получил поддержки. Считалось, что нет смысла создавать баллистические ракеты для запуска спутников в космос. У отечественной науки была на это вполне уважительная причина. Она сводилась к необходимости вооружить СССР атомным оружием и средствами его доставки в любую точку планеты, чтобы противостоять возможному атомному удару со стороны США.

Читайте также:  Яркий мир тк космос часы работы

Потребовалось создать межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) с дальностью полета до 10 тыс. км. Это можно было осуществить на основе работ Тихонравова по многоступенчатым баллистическим ракетам дальнего действия, устроенным по «пакетной» схеме.

В мае 1954 года С.П. Королев обратился в правительство с письмом, в котором впервые сообщил о начале практических работ по созданию ИСЗ на базе разработанной тогда межконтинентальной баллистической ракеты. В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу к С.П. Королеву в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.

Его стремления воплотились 4 октября 1957 года, когда вокруг Земли стал обращаться первый в мире искусственный спутник. Сбылась мечта многих поколений. А сам спутник представлял собой шар, имеющий в диаметре 58 см и вес 83,6 кг. Сегодня эти габариты могут вызвать усмешку. Но тогда не только сам факт запуска первого спутника Земли, но и «скромный» вес его поразил ученых зарубежных стран.

Потом запустили второй искусственный спутник Земли. Интересной особенностью второго спутника было то, что он нес на себе первого живого посетителя космоса — подопытную собаку Лайку. М.К. Тихонравов принимал деятельное участие и в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня1961 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Практично каждый новый шаг в освоении космического пространства связан с этим легендарным конструктором.

Михаил Клавдиевич и в дальнейшем продолжал трудиться над космическими аппаратами, которые устремлялись к Луне, Венере, Марсу… Конечно, все эти проекты рождались не просто — были и технические трудности, и теоретические споры. К примеру, о полете с помощью ракеты на Луну человечество от мечтаний перешло к делу после того, как удалось запустить первый в мире ИСЗ. А в начале 60-х годов полет на Луну был одной из практических задач космонавтики.

В нашей стране в 1965 году опубликовали постановление правительства о сосредоточении сил КБ на создании комплекса ракетно-космических средств для облета Луны и подготовки условий для последующей высадки экспедиции на поверхность Луны. Основная нагрузка по выполнению постановления была возложена на КБ, возглавляемое С.П. Королевым и В.Н. Челомеем. Уже вскоре были подготовлены ракеты-носители Н1 и УР500К.

Королев надеялся в освоении Луны при помощи пилотируемого полета быть первым. Построили огромную ракету Н1 длиною более 100 м. При этом неимоверно торопились. Экспертная комиссия установила много недоработок в Н1. И тем не менее 9 февраля 1969 года государственная комиссия решила о первом пуске ракеты Н1. Первая трагедия случилась 21 февраля 1969 года. На 69-й секунде после старта ракета, потеряв устойчивость, свалилась на землю. Так же катастрофически завершились еще три старта Н1 подряд. Провалился и четвертый запуск Н1.

Такой прямой старт громадной Н1 к Луне было явно «не по силам» даже столь мощной ракете. А ведь Михаил Клавдиевич еще в 1960 году предложил вариант ракеты, которая вывела бы на орбиту искусственного спутника Земли полезную массу по частям, с последующей сборкой из них космического аппарата, направляемого к Луне. Светлый ум авиационного инженера Тихонравова позволил ему в дальнейшем вложить всю свою душу, знания и опыт в ракетно-космическую технику.

Дальнейшая работа Михаила Клавдиевича была посвящена разработке тяжелого межпланетного корабля для полета на Марс, но вместе с этим он занимался и преподавательской деятельностью в МАИ им. С. Орджоникидзе. За огромный вклад в развитие советской авиационной, ракетной и космической техники Тихонравова награждают орденами Красного знамени, Красной звезды и другими. Умер Михаил Клавдиевич в Москве в 1974 году.

М.К.Тихонравов и С. П. Королёв

Источники:
Бажинов И.К. О работах группы М.К. Тихонравова в НИИ-4 Министерства обороны СССР // Космонавтика и ракетостроение. 2002, №1. — С.159-175.
Турьян В., Орлов Б. След в космонавтике // Крылья Родины. 2001, №2. — С.31-32.
Ячменникова Н. Унесенные Марсом //Российская газета. №5245 (166) от 29 июля 2010 г.

Читайте также:  Рингтон дина аверина мой космос

Источник

Отец «Сатаны» и конкурент Королева.Что нужно знать об академике Янгеле

106 лет назад родился Михаил Янгель, входивший в тройку главных конструкторов советских ракетно-космических комплексов наряду с Сергеем Королевым и Владимиром Челомеем. Он создал «Сатану» – одну из мощнейших межконтинентальных ракет. Что нужно знать об основателе целого направления в производстве баллистических ракет – в материале «Футуриста».

Что известно о Янгеле?

Михаил Янгель родился 7 ноября 1911 года (по юлианскому календарю – 25 октября) в сибирской глубинке — деревне Зырянова Иркутской губернии. У него было 12 братьев и сестер. В 1926 году юноша переехал в Москву к брату Константину. Сначала он учился в техникуме и работал помощником мастера текстильной фабрики в Красноармейске, одновременно обучаясь на рабфаке. В 1931 году он поступил в Московский авиационный институт (МАИ) на специальность «Самолетостроение» и окончил его с отличием. Янгеля направили в конструкторское бюро (КБ) Н.Н. Поликарпова, которого называли «королем истребителей» — там молодой инженер работал над лучшими боевыми самолетами того времени (И-153 «Чайка», И-185).

Во время войны Янгель работал на одном из авиазаводов в Новосибирске, а после окончания Великой Отечественной получал опыт в КБ известных конструкторов А. Микояна и В. Мясищева. Некоторое время Янгель провел в США — молодой специалист изучал американское машиностроение и авиацию в рамках работы в акционерном обществе Amtorg, которое было призвано содействовать развитию советско-американских торговых отношений.

К началу 1950-х годов Михаил Янгель окончил Академию авиационной промышленности СССР и стал одним из самых видных советских конструкторов-ракетчиков и заместителем Сергея Королева в отделе 3 НИИ-88 (ФГУП ЦНИИмаш), который принимал участие во всех советских и российских космических программах. В 1954 году он возглавил особое конструкторское бюро в Днепропетровске (ОКБ-586, «Южное»), которое создавало новые ракеты на высококипящих компонентах топлива — там академик и проработал до самой смерти, вписав свое имя в историю советской космонавтики и оборонной промышленности.

Что он изобрел?

Янгель в известной степени помог Королеву сосредоточиться на космической программе, занимаясь боевыми ракетными комплексами. Изначально на Днепропетровском автотракторном заводе изготавливали баллистические ракеты Р-1, Р-2 и Р-5М. Первая же разработка ОКБ под руководством Янгеля оказалась удачной. Это была ракета средней дальности Р-12, которая составляла почти 80% советских стратегических ракет до середины 1970-х гг. Следующая ракета Р-14, имела те же габариты, что и Р-12, и также была одноступенчатой — но летала она в два раза дальше (4500 км). Этого удалось добиться благодаря высококипящим компонентам топлива — гептила и азотного окислителя АК27-И, которые испаряются при температуре +60 и +22 градусов Цельсия соответственно. Такие компоненты имеют высокий удельный импульс. Кроме того, для них не нужно использовать мощные охладительные установки, как это делается в случае «классических» компонентов — водорода и кислорода.

Двухступенчатая ракета Р-16, которая должна была базироваться в шахте, была одной из самых ожидаемых в СССР, так как она была призвана заменить устаревшую и малочисленную Р-7. После двух неудачных испытаний конструкторы усовершенствовали ракету, и к 1965 году было произведено около 200 ракет.

Статья по теме

Самой известной ракетой Янгеля является Р-36М дальностью 11000—16000 км, которую в США прозвали «Сатаной». Эта тяжелая ракета могла доставлять на орбиту крупные аппараты (8800 кг), а также использоваться в боевых целях. В ней впервые использовался минометный старт. Ракета выталкивается из герметичного контейнера с выключенным двигателем с помощью пороховых газов, отклоняется с помощью порохового ускорителя, и лишь после этого включается маршевый двигатель. Эта технология стала единственным решением, позволившим запускать ракеты с борта подводной лодки в подводном положении. Янгель начал работу над ракетой в 1969 году, а завершил ее уже после смерти академика его соратник и ученик – Владимир Уткин.

Также Янгель работал над созданием космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ и космических аппаратов («Космос», «Интеркосмос», «Метеор» «Целина»).

А трагедии при запуске его ракет случались?

Читайте также:  Живые обои с часами космос

Взрыв на стартовой площадке Р-16 24 октября 1960 года

К сожалению, да. В 1960 году произошла катастрофа при подготовке к первому испытательному пуску Р-16, в которой погибло 74 человека. Еще несколько человек скончались впоследствии от ожогов и отравления угарным газом. Михаил Янгель был назначен техническим руководителем испытаний.

Запуск было решено приурочить к очередной годовщине Октябрьской революции, поэтому испытания новой ракеты готовились в режиме аврала. За работой конструкторов пристально следили Никита Хрущев и Леонид Брежнев. Изначально пуск был назначен на 23 октября, однако на последнем этапе предстартовых испытаний, уже на заправленной ракете, стали появляться замечания к электрической схеме. Из-за неполадок несанкционированно прорвалась одна из мембран, обеспечивающих герметичность двигателя, а также сработал пиропатрон, разделяющий ступени ракеты при запуске. Заправленная ракета могла находиться на стартовом столе ровно сутки — в случае переноса запуска нужно было сливать топливо и увозить ракету для переборки. Подготовка к новому запуску заняла бы еще несколько недель. Поэтому, вопреки технике безопасности, было принято решение устранить неисправности прямо на готовой к пуску ракете. Янгель пытался уговорить председателя комиссии по летным испытаниям, маршала Неделина, слить топливо и перенести запуск — но тот был непреклонен.

Статья по теме

24 октября на стартовой площадке собралось более ста человек: в их числе были испытатели, электрики и конструкторы, которые пытались починить ракету, а также военные, не имеющие прямого отношения к запуску. Маршал Неделин также присутствовал на площадке: он следил за подготовкой к старту в двух десятках метров от ракеты. Двигатель второй ступени ракеты запустился на 30 минут раньше, чем было запланировано. В результате произошел взрыв. Погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола.

Янгель чудом остался жив. Он отошел в курилку вместе с двумя коллегами. Конструктор Борис Черток, один из соратников Королева, пишет, что в курилке должен был состояться важный разговор: академика хотели попросить прекратить работы на заправленной ракете. Это спасло Янгелю жизнь, но он получил сильные ожоги. Всю оставшуюся жизнь он винил себя в катастрофе — несмотря на то, что виновниками аварии (которую стали называть Неделинской) признали разработчика систем управления и ответственных за технику безопасности, погибших при взрыве.

Какие отношения были у Янгеля с Королевым?

Весьма натянутые. Королев называл высокие и тонкие ракеты Янгеля «карандашами» и сомневался в их пригодности к полету, так как сам работал со сжиженными компонентами. Тем не менее, он вступился за коллегу при расследовании причин Неделинской катастрофы. По воспоминаниям инженера Бориса Губанова, Хрущев позвонил Королеву и спросил: «Что делать с Янгелем?» Главный Конструктор ответил: «Это могло случиться и у меня – новая техника. »

А какое отношение Янгель имеет к советской лунной программе?

Он, наряду с Королевым и Челомеем, разрабатывал сверхмощный носитель для полёта на Луну. Однако из-за плохой координации лунной программы конструкторские бюро были не соратниками, а соперниками. Каждое КБ стремилось доказать, что его проект дешевле. Это стало одной из причин провала советской лунной программы.

Как Янгель переживал неудачи?

Очень тяжело. После Неделинской катастрофы его сразу же вынудили отчитываться перед властями и работать в комиссии по расследованию причин случившегося на полигоне. Напряженная работа, физические и психологические травмы, полученные во время аварии, довели его до инфаркта (второго в его 49 лет). Дочь Янгеля Людмила вспоминает, что в больнице академик, с трудом удерживая карандаш в обожженных руках, рисовал план стартовой площадки и снова и снова пересказывал события, предшествовавшие аварии. Впоследствии Янгель перенес еще два инфаркта, упорно продолжая работу над проектами. Пятого академик вынести уже не смог. Михаил Янгель умер в свой 60-й день рождения.

Это же в честь Янгеля назвали станцию московского метро?

Да, и не только станцию. Его именем названы улицы в различных городах России, Казахстана и Украины, несколько стипендий в технических университетах, а также астероид, кратер на Луне и пик на Памире.

Источник

Adblock
detector