Культ Непобедимого Солнца
Митраизм возник во втором тысячелетии до н.э. на выжженных солнцем просторах Персии и Малой Азии и достиг своего расцвета в III-IV веках после Рождества Христова. Подобно тому, как христианство зародилось в лоне иудаизма, митраизм был теснейшим образом связан с зороастризмом — одним из древнейших религиозных учений, влияние которого на многие культы и верования Востока и Средиземноморья было весьма значительным.
Вначале приверженцами митраизма были представители иранских и арийских народов; затем, благодаря киликийским пиратам (Киликия — древнее государство, находившееся на территории нынешней Турции), контролировавшим морские коммуникации, это учение проникло в Европу, достигнув отдаленных военных лагерей римлян в Британии и северной Германии.
Митра, сын зороастрийского божества света и любви Ормузда, почитался как владыка небесного света и солнца, бог справедливой силы, истины и верности своему слову. Древнеперсидская «Авеста» и индийская «Ригведа» воспевают его неустрашимость, всеведение, боевой дух и готовность сражаться с дэвами — злобными демонами, сотворенными богом тьмы Ариманом. Он следит за поддержанием мира и выполнением людьми своих обещаний, сурово карая лжецов и клятвопреступников. Пастухи и земледельцы обращались к Митре с молитвами об увеличении урожаев и о защите от засухи, воины перед сражением произносили его имя, веря, что воинственный бог Солнца, изображавшийся всегда в полном вооружении, неизменно встанет на сторону своих приверженцев.
Если христианство зиждется на идее любви и всепрощения, довольно терпимо относясь ко лжи (существует даже такое понятие, как «ложь во спасение»), то самым страшным преступлением в глазах митраиста являются нарушение данного слова, обман и неискренность. Приверженцы Митры неукоснительно придерживались основного постулата своего морально-нравственного кодекса: честность и правдивость в любой ситуации.
Возможно, именно тем фактом, что большинство средиземноморских купцов в первые века новой эры исповедовали митраизм, объясняется столь бурное развитие торговых отношений в этом регионе. Само имя Митры в переводе с авестийского означает «договор», и, оформляя сделку или заключая соглашение, древние неизменно призывали этого бога Непобедимого Солнца в свидетели чистоты своих намерений.
Культ Митры, покровительствующего порядку, закону, миру и власти, пришелся по вкусу римским цезарям, многие из которых сами приняли митраизм, о чем свидетельствуют многочисленные надписи и посвящения на монументах, четко связывающие культ Непобедимого Солнца Митры с идеей римской государственности. Число поклонников этого божества было в то время столь велико, что митраизм вполне мог бы стать мировой религией. Однако этого не произошло, и немаловажной причиной поражения митраизма и его постепенного забвения была его обрядовая, церемониальная сторона.
Дело в том, что митраизм был предельно строгим, даже жестким учением, требовавшим от своих адептов дисциплины и личного мужества. В христианстве раскаявшийся в конце жизни преступник мог получить отпущение грехов и надежду на спасение души. Митраист должен был на протяжении всей своей жизни неукоснительным образом соблюдать морально-нравственные предписания своей веры.
Другим препятствием на пути превращения митраизма в государственный культ был его закрытый, мистериальный и элитарный характер, полностью исключавший участие женщин в отправлении обрядов и священнодействий. В отличие от христиан, стремившихся обратить в свою веру как можно больше людей, митраисты искали индивидуального просвещения и совершенствования.
Сопоставление внешней, знаково-символической стороны учений Митры и Христа, а также обрядности и священных писаний этих двух религий способно повергнуть неискушенного читателя в крайнее изумление: оказывается, христианство почти полностью ассимилировало, или, проще говоря, скопировало символику и священные церемонии культа солнечного божества. Несмотря на целый ряд догматических и идеологических различий, влияние митраизма на христианское вероучение признается большинством современных исследователей как непреложный факт.
Последователи Митры праздновали день рождения своего божества 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, что впоследствии было перенято христианами. Появление на свет младенца Митры в самую темную ночь в году под сводами пещеры знаменует рождение света и надежды, ожидание скорого воскрешения природы после долгого зимнего сна. А ведь и рождение Иисуса символизирует приход в мир Мессии, дарующего надежду на воскрешение и возрождение души в новой, вечной жизни.
Рождественские легенды христиан и митраистов настолько похожи, что вывод о сознательном, почти полном заимствовании напрашивается сам собой. Так же, как и младенцу Христу, маленькому Митре пришли поклониться пастухи, а затем волхвы, принесшие Спасителю золото и благовония. Большинство исследователей полагают, что эти волхвы, фигурирующие и в Евангелии, и в митраистских преданиях, были зороастрийскими священнослужителями, пришедшими воздать почести родившемуся Мессии.
Жизненный путь Христа и Митры также во многом схож. Они оба соединяют в себе человеческое и божественное, являясь, таким образом, посредниками между людьми и Богом. И Христос, и Митра творят волю Отца, их пославшего, и противостоят силам тьмы. И тот, и другой по завершении своего земного пути вознеслись на небо, к престолу Творца.
Анализ критической массы этих фактов, недвусмысленно свидетельствующих о преемственности христианства по отношению к митраизму, привел исследователей культа персидского солнечного бога к неожиданному и довольно оригинальному выводу: в течение длительного времени, вплоть до XI века после Рождества Христова, Митра почитался как одна из ипостасей Иисуса Христа, а поклонение ему являлось одной из форм христианского вероучения. Верховный жрец солнечного божества носил тот же титул, что и глава католической церкви, — «папа» или «святой отец». Церемониальное облачение Папы Римского в точности соответствует одеянию митраистских священнослужителей: высокий головной убор, называемый тиарой или митрой, и красные ботинки, явная аналогия с обувью жрецов Митры — красными солдатскими сапогами, отличительному знаку древнеримских военачальников.
По всей вероятности, подобное слияние христианства и митраизма было делом рук римских цезарей. После установления христианства в качестве официальной государственной религии число приверженцев Митры было столь велико, что насильственная христианизация могла спровоцировать настоящий социальный взрыв. Власти предержащие пошли на компромисс, соединив оба учения воедино, внеся в миролюбивое и пацифистское по сути христианство воинственные идеи культа Непобедимого Солнца.
Римская империя в те годы находилась в состоянии длительной войны с Персией, и установление митраизма, персидской по происхождению религии, в качестве государственной идеологии ознаменовало бы духовную и конфессиональную зависимость Рима от Персии. Римских цезарей, стремившихся к установлению собственной гегемонии, такая перспектива совершенно не устраивала, поэтому христианизация была единственным средством остановить экспансию восточных вероучений.
После установления христианства и последовательной ассимиляции им символики и отдельных идеологических моментов митраизма культ Непобедимого Солнца начал постепенно сдавать позиции, пока окончательно не канул в Лету. Правда, отголоски этой некогда могущественной религии отчетливо слышны и в наши дни. Морально-нравственные принципы современного общества в значительной степени основываются на созданном митраистами духовно-этическом фундаменте. В повседневной жизни мы невольно упоминаем имя персидского солнечного божества практически ежедневно. Одно из самых распространенных русских имен — Дмитрий — означает в переводе «преданный Митре». А пользующиеся метро едва ли знают, что слово «метрополитен» произошло от слова «метрополия» или, как говорили раньше, «митрополия», то есть город Солнца, город Митры.
Но не только в именах и названиях сохранилась память о Митре. «Этот древнейший культ, — отмечает французский исследователь Аркон Дарол, — послуживший основой многих современных тайных обществ, содержит ряд элементов, типичных для подобного вида организаций. Будучи системой духовного обучения, он дает своим приверженцам возможность войти в реальное или воображаемое соприкосновение с высшими силами. Используя магическую власть, его жрецы заставляют посвященных верить в возможность с помощью магических слов добиться того, что недоступно непосвященному».
Митраизм не носит антиобщественного характера: его цели не вступают в конфликт с общей политикой тех стран, где он существует, он не угрожает сложившимся порядкам. Отличаясь терпимостью по отношению к другим культам, он не пытался и не пытается вытеснить их. Ежегодный праздник «Рождение солнца», который митраисты отмечают 25 декабря, перешел в христианскую традицию. Впрочем, нынешние поклонники этой религии утверждают, что христианство не столько вытеснило митраизм, сколько поглотило его, заимствовав некоторые внешние формы и приспособив их к собственным нуждам. Справедливо это или нет, трудно сказать, так как устроить диспут поклонников Митры и Христа пока не удавалось.
Вот что говорит один из британских митраистов: «У нашего древнего божества, которого часто изображают победителем быка или человеком с львиной головой, по-прежнему есть поклонники. Ведь солнце продолжает светить. ».
Возможно, прежде чем изучать христианские дела Константина стоит обратить внимание на его прежние религиозные взгляды, которые уже были обращены к монотеизму. Однако не Бог Авраама первоначально интересовал Императора, а монотеистический культ Непобедимого Солнца.
В римском мире этот культ был официально введён Императором Луцием Домицианом Аврелианом (270-275) и заключал в себе почитание единого бога, как спутника и хранителя Императора. Символом этого культа на монетах стали короны, лучи которых исходи от образа монарха. Императоры теперь были не только божественными личностями, но и находились под покровом Непобедимого Солнца озаряющего их своими лучами.
Этому культу единого бога Солнца поклонялся и покровительствовал Константин. С самого начала он уже был настроен на монотеистическую религию, и принятие христианства не являлось для него чем-то несуразным. Образ Единого и Истинного Бога, ранее воспринимавшимся Константином в виде Непобедимого Солнца, выразился в новом Боге – Иисусе Христе. Чудесная история с лабарумом и победа над узурпатором Максенцием у Мульвийского моста (312) ещё более уверила Императора в том, что христианский Бог имеет силу, а значит сможет помочь ему и в объединение Империи.
Однако, он так же, как и раньше, продолжал изображать на монетах Непобедимое Солнце и до самой смерти являлся Верховным Понтификом официального римского пантеона.
МИТРАИЗМ — религия, связанная с поклонением богу Митре.
На рубеже I в. в др.-иранской религии зороастризме постепенно на первый план выходит культ бога Митры, который считался одним из ближайших помощников Ахура Мазды (божества добра в зороастризме).
Именно в форме МИТРАИЗМА зороастризм был распространен от Средней Азии и Северной Индии вплоть до Атлантического океана.
Особой популярностью эта религия пользовалась в пограничных районах Римской империи, где стояли римские легионы, солдаты которых были приверженцами культа Митры; считалось, что он приносит им победу.
Сохранились остатки многочисленных святилищ (митреумов) вблизи римских лагерных стоянок, на которых можно встретить надпись — «Непобедимому богу Солнца Митре».
Представление о Митре особенно развито в «Михр-Яште» — одном из самых длинных и известных гимнов Авесты.
В Иране Митра выступает как личностное божество, охраняющее всеобщий порядок, который требует соответствующего поведения человека: следование моральным нормам, праву, почитание богов.
Главная цель жизни человека — помощь Ахура Мазде и Митре в борьбе со злыми силами. Человек сам выбрал между добром и злом, беря ответственность за этот выбор.
Основой этики праведника являются добрые мысли, добрые слова, добрые дела.
Бог Митра в древнеиранской миологии связан с идеей договора, посредничества, согласия, клятвы и дружбы. В то же время он бог войны, сражающийся на стороне праведника, безжалостного по отношению к нарушителям закона и согласия.
Митра охраняет государственные границы, что отражало консолидацию племенных союзов.
Одновременно он Бог Солнца, света.
День его рождения отмечали 25 декабря (поворот Солнца на лето).
Считалось, что Митра начинает свой небесный путь как Бог Солнца с мифической горы Хары.
Ему приносят в жертву белое животное, дикий рис, кипяченое молоко, мясо, сваренное на пару.
Так же, как и в зороастризме, большое значение в МИТРАИЗМЕ играл акт истолчения хаомы (вид растения) и приготовления ритуального напитка, который гарантирует бессмертие верующим.
В честь Митры совершались различные культовые действия, большей частью в подземельях, где археологи находят остатки алтарей.
Праздники, посвященные Митре, были очень пышными.
Сохранилось множество древних изображений Митры.
Чаще всего его представляли в виде человека с головой льва или как убивающего быка.
Источник
Соль (римская мифология) — Sol (Roman mythology)
- возлияние
- жертва
- вотум
- храмы
- фестивали
- Люди
- похороны
- Императорский культ
- мистические религии
- Понтификсы
- Augures
- Вестейлы
- Фламины
- Fetiales
- Эпулоны
- Fratres Arvales
- Список римских божеств
- Двенадцать главных богов
- Капитолийская триада
- Авентинская триада
- боги подземного мира
- Indigitamenta
- Боже Юлий
- Божественный Август
- Словарь древнеримской религии
- Римская мифология
- Древнегреческая религия
- Этрусская религия
- Галло-римская религия
- Interpretatio graeca
- Упадок греко-римского политеизма
Сол — олицетворение Солнца и бога в древнеримской религии . Долгое время считалось, что в Риме на самом деле было два разных последовательных бога солнца : первый, Sol Indiges, считался неважным и вообще исчез в ранний период. Ученые утверждали, что только в поздней Римской империи с прибытием в Рим сирийского Sol Invictus , возможно, под влиянием митраистских мистерий , солярный культ вновь появился . Недавние публикации подвергли сомнению представление о двух разных богах Солнца в Риме, указав на многочисленные свидетельства преемственности культа Солнца и отсутствие какой-либо четкой дифференциации — ни по названию, ни по изображению — между «ранним» и «поздним». «Римский бог солнца.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
Латинское соль для « Солнца », как полагают, происходит из протоиндоевропейского языка , как продолжение гетероклитического * Seh 2 ul- / * Sh 2 -en- , и, таким образом, связано с другими солнечными божествами в других индоевропейских странах. европейские Языки : германское Соль , санскрит Сурья , греческий Helios , литовский Сауле . Также сравните латинский sol с этрусским usil . Сегодня соль (или ее вариации, такие как итальянская подошва или французская солей ) по-прежнему является основным словом для обозначения «солнца» в романских языках .
В Римской республике
Согласно римским источникам, поклонение Солнцу было введено Титом Татием вскоре после основания Рима. В Вергилии он является дедушкой Латина , сына дочери Сола Цирцеи, которая жила недалеко от Рима в Монте-Чирчео. Святыня Сол стояла на берегу Нумиция, недалеко от многих важных святынь ранней латинской религии.
В Риме у Соля был «старый» храм в Большом цирке, согласно Тациту (56–117 гг. Н. Э.), И этот храм оставался важным в первые три века н. Э. На Квиринале был также старый храм Сола , где 9 августа Сол Индигес приносили ежегодное жертвоприношение в ознаменование победы Цезаря при Фарсале (48 г. до н. Э.). В римских ритуальных календарях или фасти также упоминается праздник Sol Indiges 11 декабря и жертвоприношение Sol и Luna 28 августа. Традиционно ученые считали Sol Indiges более ранней, более аграрной формой, в которой был римский бог Сол. поклонялись и считали его очень отличным от покойного римского Sol Invictus, которое, как они считали, было преимущественно сирийским божеством. Однако ни эпитет «индиги» (который вышел из употребления через некоторое время после Цезаря), ни эпитет «инвиктус» не используются с какой-либо последовательностью, что делает невозможным различие между ними.
Sol Invictus
Сол Инвиктус (английский переводится как «Непокоренное Солнце») долгое время считался поддерживаемым иностранным государством богом солнца, привезенным из Эмесы или Пальмиры в Сирии императором Аврелианом в 274 году и затмившим по важности другие восточные культы, вплоть до отмены культа. классическая римская религия под Феодосием I . Однако доказательства этого в лучшем случае скудны, и представление о том, что Аврелиан ввел новый культ солнца, игнорирует многочисленные свидетельства на монетах, изображениях, надписях и в других источниках о сильном присутствии бога солнца в Риме повсюду. имперский период. Тертуллиан (умер в 220 г. н.э.) пишет, что Большой цирк был посвящен в первую очередь Солнцу. Во время правления Аврелиана была основана новая коллегия понтификов Сола.
Существует некоторая дискуссия о значении даты 21 декабря для культа Солнца. Согласно единственному, позднему источнику, 21 декабря римляне устроили фестиваль Dies Natalis Invicti , «день рождения непокоренного». Большинство ученых предполагают, что имелся в виду Sol Invictus, хотя наш источник об этом фестивале не говорит об этом прямо. 25 декабря обычно указывалось как дата зимнего солнцестояния с первым заметным удлинением светового дня. Были фестивали и в другие дни декабря, включая 11-е (упомянутое выше), а также август. Гордон отмечает, что ни один из этих фестивалей не связан с астрономическими событиями. Когда был учрежден фестиваль 25 декабря, неясно, поэтому трудно оценить, какое влияние (если таковое имело место) он оказал на установление Рождества .
На протяжении 4-го века культ Сола продолжал поддерживаться высокопоставленными понтификами, в том числе знаменитым Веттием Агорием Претекстатом .
Связь с императорами
По мере того, как Культ Солнца рос, и Сол перенимал атрибуты других божеств, он стал использоваться как способ демонстрации имперской власти. Корона излучает показано на портреты некоторых императора на монетах , отчеканенных в 3 — м веке был связан с Солнцем, и , возможно, под влиянием ранее изображением Александра Македонского . Монеты, отчеканенные в 4 веке, изображают Соль на одной стороне. Константин I носил «лучистую корону», хотя некоторые утверждают, что она была предназначена для изображения « Святых Гвоздей », а не Солнца.
Отождествление с другими божествами
Греческая ассимиляция Аполлона и Гелиоса уже установилась в Риме к концу республики.
Различные римские философы размышляли о природе солнца, но не пришли к единому мнению. Типичный пример — Нигидий , ученый I века до н. Э. Его работы не сохранились, но, написав пять веков спустя, Макробиус сообщает, что Нигидиус утверждал, что Сол должен быть отождествлен с Янусом и что у него есть двойник, Яна , которая была Луной . Таким образом, они должны были считаться высшими из богов, приносившими свои жертвы раньше всех остальных. Такие предположения, по-видимому, были ограничены эрудированной элитой и не повлияли на хорошо засвидетельствованный культ Сола как независимого божества: ни в одном древнем источнике, кроме Макробиуса, не упоминается приравнивание Сола к Янусу.
Связь с Митрой
Сол много раз появляется в изображениях Митры, таких как Тавроктония Митры, убивающего быка и смотрящего на Сола через плечо. В других сценах они появляются вместе, когда Митра поднимается за колесницей Сола, пожимает руки и в некоторых изображениях Солнца преклоняет колени перед Митрой. Митра был известен как Sol Invictus, хотя Сол — отдельное божество, парадоксальные отношения, в которых они являются друг другом, но отдельными. Это отдельные божества, но из-за некоторого сходства между ними может быть создана связь, которая может привести к тому, что одно будет преобладать над другим.
Источник
➤ Adblockdetector