Рецензия: «Двое во вселенной» с Ольгой Куриленко и Джереми Айронсом
Долгий поцелуй в темноте, скрывающей лица. Едва свет озарит черты, как мы разглядим в целующихся старика и девушку. Страстно вздыхая, пожилой любовник прошепчет что-то про «жаль, нам нельзя быть вместе сколько захочется» и нырнет в со-седний номер отеля. То, что поначалу кажется банальным адюльтером, получит небанальное сюжетное развитие.
Следующие два часа мы будем читать и слушать сообщения, которыми профессор Эд Ферум (Джереми Айронс) бомбардирует возлюбленную студентку Эми Райан (Ольга Куриленко). Звонит ей на площадку, где она выполняет каскадерские трюки. Пишет эсэмэски в университет на экзамен по астрофизике. Всплывает в окне скайпа, чтобы поздравить с успешной сдачей. Вручает дубликат потерянных ключей — тоже не лично, через курьера.
Личных встреч больше не будет, как и самого профессора: в аудитории, куда Эми однажды приедет послушать лекцию о космической гармонии и параллельных вселенных, зачитают некролог. Письма и сообщения при этом продолжат атаковать Эми вопреки возможностям умершего физического тела их посылать — великая любовь, как известно, бессмертна и творит чудеса.
Фильм La corrispondenza, выходящий в российский прокат под названием «Двое во вселенной», можно было бы маркировать как претенциозную мелодраму, если бы драма местами уверенно не перевешивала любовную линию. Сначала интрига и вовсе напоминает детективную: шокированная героиня едет в Эдинбург искать след возлюбленного, обрывающийся в крематории. Затем разгадывает тайну поступления писем.
Чуть позже, словно наркоман к дозе, она привыкает к виртуально-загробному роману, вершащемуся где-то на небесах посредством мобильных сигналов из прошлого. А вскоре и прежде испытывавшая сложности с социализацией Эми окончательно выпадет из общественной жизни. Подобно Эвридике героиня будет бродить как тень с мобильником в руках, ожидая посланий от возлюбленного с того света.
Романтический контекст на глазах зрителя становится обсессивным: старик-профессор умер и тащит следом живую девушку, с которой не смог расстаться. Одержимость — тема, давно волнующая режиссера Джузеппе Торнаторе: он касался ее и в «Незнакомке», и в «Лучшем предложении». «Двое во вселенной» тоже продолжают эту линию, но немного под другим углом.
Дальним референсом к ленте можно назвать картину «Она» Спайка Джонса о любви писателя к бесплотной операционной системе с сексуальным голосом Скарлетт Йоханссон. Фильм, получивший «Оскар» за оригинальный сценарий, содержал довольно простой месседж: человек влюбляется в совокупность черт характера и личностных особенностей, по
отношению к которым физическое тело вторично. Его может и не существовать вовсе.
В ленте Торнаторе главный герой умирает, но слово его живет, удерживая на орбите те спутники, что были рядом при жизни.
От окончательного падения в пучину банальности работу Торнаторе удерживает только саспенс, поддерживаемый музыкой Эннио Морриконе. Сентиментальность, граничащая с дурным вкусом, пропитывает картину насквозь. Дочь главного героя Ферума всерьез произносит сентенцию «Как я хотела бы, чтобы меня так любили». Лист бьется в оконное стекло. Сокол летит за поездом…
59-летний режиссер и раньше не стеснялся примитивной образности, но здесь решил переплюнуть самого себя. Актриса Ольга Куриленко будет много и часто плакать — «Двое во вселенной» стали ее драматическим бенефисом, как когда-то «Малена» для Моники Беллуччи. Красивые люди страдают в красивых декорациях под грустную музыку — Торнаторе знает, что на товар подобного рода всегда найдется купец. Получив в 1989-м «Оскар» и кучу упреков в приторности, он сыплет столько сахара, сколько хочет, и, кажется, нисколько не боится умереть от диабета. Смерть не проблема, если даже мертвый профессор способен писать красивые любовные письма.
«Двое во вселенной» (La corrispondenza) / Италия, 2016 г., 116 мин. Режиссер: Джузеппе Торнаторе. В ролях: Джереми Айронс, Ольга Куриленко, Шона МакДональд, Даррен Уитфилд, Саймон Микок, Анна Савва, Джеймс Блур. В прокате с 5 мая ( «Экспонента» )
Источник
Двое во вселенной. Рецензия
Сонливый сказ о любви
Человек получает письмо из будущего. Или на самом деле из прошлого. А может быть, из настоящего. Для романтической драмы нет ничего лучше, чем трогательная фантазия о любви на расстоянии, да ещё и со сказочным путешествием в пространственно-временном континууме. Нет, речь не о «Доме у озера», а об англо-итальянской мелодраме «Двое во вселенной» Джузеппе Торнаторе, который превращает письма и компьютерные диски в машину времени. Его работа – это слащавый брак романтического прошлого и технологического настоящего.
В «Двоих во вселенной» Торнаторе рассказывает о романе, который охватывает внушительное время жизни двух людей, но показывает лишь несколько поцелуев. Идея переписки двух влюблённых, о которой знают только они – стара как мир. Несколько десятков лет подобный сюжет был научно-фантастическим детищем, однако сегодня рассказ об Эде (Джереми Айронс) и Эми (Ольга Куриленко) – реален, ощутим, сентиментален, но парадоксально неправдоподобен. И давайте разбираться что к чему.
История любви стареющего учёного и молодой студентки ломает границы пространства и времени. Герой Айронса, который вскоре умирает, остаётся для тоскующей Эми и памятью, и наставником, и светящейся звездой, которая греет её в ночи. Джереми Айронс выступает в амплуа блестящего профессора астрофизики, а Ольга Куриленко – в роли его смышленой подопечной. Во вступлении поразительной красоты зрителя знакомят со взаимной страстью Эда и Эми. Они возбуждённо обнимаются, поражённые запалом телесной и духовной нежности. Начало фильма – в гостиничном номере – первый и последний раз, когда мы видим их вместе. Они называют друг друга ласковыми, но странными прозвищами: Эд зовет её «Камикадзе», потому что она работает каскадёром в кино, а Эми называет его «Волшебником», потому что он – умнейший преподаватель.
Взволнованные персонажи сохраняют длительные отношения на расстоянии при помощи текстовых сообщений, электронной почты и видеозвонков. Их телефоны и компьютеры не умолкают ни на минуту. Звонки и уведомления, звонки и уведомления. Вдруг Эд таинственным образом исчезает, но его милые, любовные текстовые сообщения продолжают поступать. Почему? Зачем? И что должна делать Эми? Девушка должна отвечать или молчать? Так начинаются её поиски истины, построенной на технологиях и магии.
Связь между мудрым профессором и молодой выпускницей – тема не первой свежести, но этически всегда противоречива и достойна внимания. А понимание того, что у Эда есть семья, даёт публике причину остаться и следить за дилеммой персонажей. Тем не менее, постепенно мы понимаем, что самодовольство автора не ставит нас на путь моральных нюансов сюжетной экспозиции. Да и зрителю сразу показывают, что вполне нормально, что якобы благоразумная, культурная девушка тратит всё время на лекциях и в библиотеке на чтение и ответы возлюбленному. Такая привычка – суть истории и инструмент повествования. Способна ли подобная экспозиция подтолкнуть зрителя идентифицировать себя с главными героями – большой вопрос.
Итак, любезность и обходительность героя Айронса кажется мнимой. Уж слишком мало времени мы видели вместе эти два милых, почти родных сердца, чтобы поверить в правдивость их любви и окружения. Естественно, смерть Эда – фатальный удар и для зрителя, и для Эми. Тут Торнаторе цепляет всех на крючок. Поистине крутой поворот почти в начале фильма вызывает интеллектуальное и эмоциональное любопытство, но в то же время знаменует начало утомительного пути Эми с надуманной чередой случайностей и рядом сочинённых оказий.
Виртуальное присутствие героя Джереми Айронса ставит под угрозу весь сюжет, а инфантильная игра Ольги Куриленко заставляет пролить слезу лишь в миг потери её любимого. Заботливые сообщения и навязчивые письма становятся раздражающим принуждением и невольным якорем сюжета, чтобы рассказ работал и должным образом подзадоривал интерес Эми и публики. Иными словами, мы смотрим не потому, что сочувствуем героине Куриленко, а потому, что повествование соткано из череды удобных и благоприятных условий.
Фильм не о ней, а о нём. Если быть точнее, то «Двое во вселенной» – кино о поиске одного человека другим. Беглое появление в кадре маленького сына Эда – шаткая попытка показать противоречивость женатого мужчины, который любит и свою семью, и невинную Эми. Можно понять, почему молодая девушка увлекается взрослым мужчиной – общие интересы и сфера деятельности. Однако рассказано об их отношениях вскользь и широкими штрихами, поэтому их чувства воспринимаются как данность. Секретность их отношений – избитый лейтмотив, который совершенно очевидно используется как средство для создания принуждённой остроты и бесполезной тоски, которые никак не обыгрываются. Под конец выясняется, что в скрытности вообще нет необходимости, ибо она присутствует только для усиления мелодраматичности происходящего.
Когда мужчина покидает Эми, она забывает о работе, университете и общественной жизни. Правда, общее положение дел намекает на её успех, хотя мы лишь урывками видим её за изучением книг, а всё остальное время Эми заливается слезами и путешествует по живописной Европе: то в Шотландию, то в Италию, то в Англию. Она не космически богата, однако ей удаётся не работать и окунуться с головой в трагедию своей жизни.
Ключевой недостаток фильма – правдивость действия. У фильма два пути: детективно-приключенческий и романтически-фантазийный. Кто отправляет девушке письма и видео-послания от имени Эда? Эми, будто сыщик, связывает звенья одной цепочки событий, чтобы в конце концов добраться до передатчика-инкогнито. Джузеппе Торнаторе же идёт совершенно иной тропинкой. Вместо увлекательного расследования режиссёр увлечён серией удачно расставленных сюжетных эпизодов и вспомогательных персонажей.
Кроме того, в жизни Эми есть коллега, который, очевидно, не равнодушен к прекрасной девушке и выступает в образе героя. Когда девушка начинает рыдать, сидя перед экраном компьютера и слушая очередной монолог умершего любовника, смелый парень мгновенно подбегает к ней, чтобы остановить запись. В финале молодой человек намекает Эми на нечто большее, чем дружбу, и она, кажется, нерешительно отвечает ему взаимностью, но звёзды, которые не раз появляются над головой героини – образное присутствие духа Эда – очевидно иллюстрируют неувядаемость платонической любви. Эми уходит вдаль, улыбнувшись поклоннику, но звёзды освещают путь этой очаровательной особе. Изящная метафора унылой истории.
Вместе с тем эстетика фильма довольно привлекательна, хотя оператор Фабио Замарион не стремится к изобретательности и авангардности изображения. История заманчива, но чувствуется желание Торнаторе произвести изрядное впечатление и заявить о собственной значимости. Ряд действий видится вынужденным и невероятным, а некоторые сцены и вовсе кажутся демонстративными. Напротив, скупое, но довольно звучное музыкальное сопровождение уже оскароносного старика Эннио Морриконе душещипательно.
Торнаторе показывает, что технологическая переписка есть попытка человека продлить собственное существование. К слову, камерная испанская картина «10 000 км» – настоящее экзистенциальное путешествие и полновесное изображение тезиса Торнаторе. А вот его «Двое во вселенной» – сфантазированный, иногда безосновательный рассказ о любви, который пропитан недурной мистикой, но видится рутинной, изматывающей драмой.
Милое личико Ольги Куриленко, статный, но эпизодический образ Джереми Айронса и славная затея Джузеппе Торнаторе – всего этого не достаточно для спасения меланхолично-тоскливого корабля усопшей любви. По крайней мере, «Двое во вселенной» выглядит красиво, тут и там делаются занятные философские ссылки, а лирическое клавишно-струнное музыкальное сопровождение от Эннио Морриконе внушает наслаждение настолько, чтобы зрители отвлеклись от вялой мечтательности слабого фильма.
Вердикт: «Двое во вселенной» – сонливое кино и пустая трата времени, и, к сожалению, всё, что мы получаем, – это сентиментальный вздор и скуку. А нужна-то щепотка реализма.
Источник
Чужая переписка
Их зовут Эд и Эми. Он — профессор, роль которого исполняет непревзойденный Джереми Айронс. Видит его зритель в основном не «живьем», а по скайпу. Вот уж задача для актера — хорошо сыграть по скайпу. Но Айронсу это удается, а другим с развитием технологий к этому, видимо, стоит привыкать. Еще зритель читает сообщения Эдда Феррума: написанные на компьютерном жаргоне в мессенджере айфона и в старинном стиле — в письмах, вложенных в конверты и в букеты цветов (кажется, что они даже пропитаны запахом его парфюма).
Адресат — молодая студентка. Ее играет Ольга Куриленко, которую давно уже пора причислить к актрисам, а не вспоминать постоянно о том, что перед нами модель украинского происхождения. По крайней мере, Ольга упорно работает над этим, хотя слава «девушки Бонда» еще долго будет накладывать отпечаток на все ее киноработы.
Эд зовет свою возлюбленную «камикадзе». И это связано с тем, что она не боится рисковать — не только завести роман с женатым солидным мужчиной (а вместе они — шесть лет), но и укладывать на лопатки сверстников на тренировках по единоборствам, а еще подрабатывать каскадером на съемочных площадках боевиков. Таким образом, фраза «в горящую избу войдет» — как раз про эту девушку, которая в свободное от острых ощущений время изучает астрофизику. Такой предмет выбран сценаристом Торнаторе, видимо, не случайно — чтобы показать, что влюбленные находятся в астрале, в космосе, где действуют совсем другие законы. Иначе как объяснить, что когда физически Эд исчезает — умирает — его послания продолжают поступать к Эми?
В литературном мире есть жанр — «избранная переписка», и у него есть масса поклонников, ибо что может быть любопытнее, чем таким образом «подглядывать» за чужими отношениями. Таков и жанр нового фильма Торнаторе — избранные места из переписки ученого, который придумал невероятное только для того, чтобы навсегда оставаться бессмертным для своей возлюбленной. Но что Торнаторе в этой картине не удается, так это держать зрителя в напряжении почти детективной загадки. Фильм похож на неторопливый изысканный итальянский ужин из множества блюд. Режиссер смакует каждый кадр, каждую сцену, будь то кленовый лист, который своей «пятерней» стучится в окно или пес с глазами человека не просто с высшим образованием, но с ученой степенью.
Сам Торнаторе не дает нам забыть, что Куриленко — модель, так подробно снимая ее тело и лицо. Он даже заставляет актрису позировать обнаженной для скульптуры, которая в итоге передаст всю суть фильма. Девушка — закрытая в кольцо собственных рук, положила ноги на две солидные книги, а ее обритая наголо голова прислонилась к большой сфере, которая с другой стороны оказывается ее же лицом. Что в этой голове? Какие знания вложил в нее профессор Феррум? И как долго она будет продолжать его искать и любить? Или выстроит новую жизнь — режиссер оставляет этот вопрос открытым.
Спросите Пеппучио!
Музыка в фильме «Двое во вселенной» завораживает. Все потому, что работал над ней обладатель премии «Оскар» Эннио Морриконе. Это не первая его совместная работа с Торнаторе — также «оскароносцем». Достаточно вспомнить не так давно вышедший фильм «Лучшее предложение», где главную роль исполнил Джеффри Раш. Также Морикконе писал музыку к таким фильмам Торнаторе, как «Малена», «Легенда о пианисте» — их творческий союз лег в основу нескольких кинематографических шедевров. А еще Морриконе — автор музыки к картинам других режиссеров: «Омерзительная восьмерка», «72 метра», «Лолита», «Однажды в Америке», «Спрут», «Профессионал»… Как только звучат названия этих фильмов, в голове эхом отдается музыка Морриконе. Но вот что композитор говорит о работе именно с Торнаторе, которого трогательно называет Пеппучио. За более чем полвека дружбы — уже можно.
Маэстро, когда вы впервые встретили Джузеппе Торнаторе?
Эннио Морриконе: Продюсер Франко Кристальди предложил мне участвовать в фильме Торнаторе «Новый кинотеатр «Парадизо». К сожалению, я вынужден был отказаться, так как уже работал над американским фильмом. Кристальди заставил меня вернуться в Италию и прочитать сценарий. Он был очень хорошо построен, совсем как роман. Так что я передумал и согласился, даже не встретившись с Торнаторе. Позже я позвонил в Штаты и отказался от участия в их проекте.
Торнаторе часто меняет членов своей команды, но к вам это не относится. В чем секрет?
Эннио Морриконе: Не знаю. Спросите Пеппучио! (Торнаторе — Прим. С. А.)
Изменились ли ваши отношения со временем? Если да, то как?
Эннио Морриконе: Мы стали смелее и стали чаще рисковать при совместной работе. Мы понимаем и уважаем друг друга. Работать с режиссерами калибра Торнаторе сложно, но я не сдаюсь и говорю, что может быть лучше для него, для фильма и для меня.
Саундтрек к фильму «Двое во вселенной» кажется классическим, но в то же время довольно современным, что является отличительной чертой ваших работ. Как вам это удается?
Эннио Морриконе: Я сочинил музыку, которую счел наиболее подходящей для этого фильма. Я хотел, чтобы композиции были разнообразными, имели разную цветовую гамму. Некоторые из них кажутся очень современными, другие — спокойными. Не думаю, что я что-нибудь поменял бы, если бы у меня был шанс. Разумеется, я тщательно продумал каждую деталь, сначала сам, а потом — с Торнаторе. Это было непросто, так как у меня в то время ухудшилось самочувствие. Но мы сделали эту работу.
Источник