Меню

Квадрат малевича это солнце

Смыслы «Черного квадрата»



«Черный квадрат» Казимира Малевича – самая загадочная картина прошлого столетия. Вокруг нее до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым картина вызывает у зрителей весь спектр чувств – от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Черный квадрат»?…

С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?

«Черный квадрат» — это темный прямоугольник

Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.


Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915

Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом титанической внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году.

Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат еще не был черным. Его заполняли характерные для кубизма формы. Похожие формы проглядывают через трещинки верхнего красочного слоя «Черного квадрата». Это доказательство того, что Малевич изначально писал очередную композицию в стиле кубизма, но в какой-то момент все закрасил, изобразив черный квадрат на плоском белом фоне.

«Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», – впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе творческого акта прозрением.

Написав по наитию «Черный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины. «Занят вглядыванием в его («Квадрата») загадочное черное пространство», – писал Малевич и утверждал, что видит в нем «то, что когда-то видели люди в лице Бога».

«Черный квадрат» — это вызов православию

Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы.


Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915

Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».

Так «Черный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.

«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.

Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.

«Черный квадрат» — это разноцветный куб

Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.

Читайте также:  Сколько лет добираться до солнца

Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».

Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

«Черный квадрат» — это бунт в искусстве

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение.

Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».

Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.


«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».

«Черный квадрат» — это пример гениального пиара

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.

Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет.

А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств.

Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.


Альфонс Алле, «Философы ловят черную кошку в темной комнате», 1893

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.

«Черный квадрат» — это политический ход

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.

«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.


Впоследствии, в отличие от Марка Шагала или Василия Кандинского, уехавших в Европу, познавших еще при жизни славу и материальное благополучие, Казимир Малевич прожил полную лишений и трудностей жизнь в России, а имя его на многие годы было забыто.

«Черный квадрат» — это отказ от содержания

Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.

Читайте также:  Спиши раскрывая скобки солнце спряталось

«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве

Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.

Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.

«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

Автопортрет — Казимир Малевич.

«Черный квадрат» — это шарлатанство

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины…

Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем…

Источник

«Черный квадрат» Казимира Малевича — интересные факты

«Черный квадрат» — или, если быть совсем уж точным, «Черный супрематический квадрат» — картина Казимира Малевича (1879 — 1935), созданая художником в 1915 году и ставшая не только самой известной его работой, но и и одним из самых противоречивых и широко обсуждаемых произведений искусства вообще. С одной стороны, яростно критикуемая недоброжелателями, считающими «Черный квадрат» величайшим надувательством всех времен и народов, с другой — превозносимая поклонниками, как наиболее концептуальный шедевр живописи за всю ее историю — эта картина, хотим мы того или нет, уже заняло свое незыблемое место в истории мировой живописи. В этой статье мы вспомним кое-какие интересные факты, связанные с «Черным супрематическим квадратом».

1. «Черный квадрат» — первая картина в истории мировой живописи, на которой художник сознательно не изобразил ничего. Важно понимать, что «Черный квадрат» Малевича и провозглашенный им супрематизм возникли не на пустом месте: это продолжение осознаного бунта мастеров кисти против вторичности искусства по отношении к реальности.

Всю историю своего существования живопись вынуждена была «обслуживать» действительность — что не так уж и странно, если учесть, что сама живопись является всего лишь частью этой действительности и осуществляется предметными средствами субъектами материального мира. Тем не менее, эта вторичность всегда была костью в горле для художников, которым к концу 19 века все меньше нравилось исполнять функции «одушевленного фотоаппарата».

Из этого радикального недовольства проистекают все авангардные живописные течения начала 20 века. Тот же Малевич, прежде, чем придти к порожденному им супрематизму, активно работал сразу в нескольких авангардных направлениях: кубизме, футуризме и алогизме.

Однако данные направления не могли считаться окончательно радикальными: «проклятая» реальность так или иначе присутствовала в них. Поэтому «Черный квадрат» стал следующий стадией и самым убийственным аргументом в борьбе с действительностью. По большому счету — это декларация окончательной победы живописи, как самоценного действа, над миром вещей. Естественно, эта победа стала в то же время тупиком, концом пути и смертным приговором искусству, наглядно показав, что существовать «в вакууме», в полном отрыве от действительности искусство не может.

2. «Черный квадрат» впервые возник благодаря оперной постановке. Это действительно так. В 1913 году Малевич работал над декорациями и костюмами для оперы Матюшина «Победа над Солнцем», поставленной в конце 1913 года. В работе над эскизами и возникло первое изображение черного квадрата, означавшего доминанту активного человеческого творчества над слепой материей природы.

Читайте также:  Праздники древних солнце луна

Сам Малевич хорошо помнил об этом и не придавал никакого значения фактической дате создания картины «Черный супрематический квадрат» — написанной, как мы знаем, в 1915.

Для него гораздо важнее было появление самой идеи, или концепции — вот почему сам Малевич всегда комментироровал свой «Квадрат» неизменным образом: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913».

3. «Черный квадрат» стал «иконой стиля» и главной работой провозглашенного Малевичем супрематизма. «Черный квадрат вместе с другими супрематическими работами был написан Малевичем к отчётной футуристической выставке «0,10», проходившей в Петербурге в январе 1916 года.

Показательно, что среди четырех десятков работ супрематистов «Черный квадрат» занимал самое важное место: он был расположен в так называемом «красном углу», где в русских домах по традиции располагаются, как всем известно, иконы.

4. Помимо «Черного квадрата», Малевич написал «Черный круг» и «Черный крест», впервые продемонстрированные на той же выставке в Сантк-Петербурге и, согласно концепции Малевича, представлявшие три ключевых элемента супрематической системы, отталкиваясь от которых, можно было двигаться к более усложненным формам.

5. «Черный квадрат» вовсе не так «беспредметен», как кажется на первый взгляд. Да, людей, приверженных к более классическим форма искусства и сторонников конспирологии всегда живо интересовало, что же на самом деле скрывает картина Малевича: они упорно отказывались верить, что художник изобразил лилшь черный квадрат — и ничего более.

Интересно, что догадки их подтвердились после проведенного в 2015 году исследования методом рентгеноскопии. Выяснилось, что появлению «Черного квадрата» предшествовали еще два изображения на этом же холсте, которые были выполнены в цвете. Самое первое из всех — кубофутуристискеая композиция, затем — протосупрематическая, и, наконец, собственно «икона супрематизма» — «Черный квадрат».

Кроме того, удалось «разглядеть» с помощью ренттена и надпись, сделанную, судя по почерку, рукой самого Малевича: «Битва негров в пещере глубокой ночью».

6. «Черный квадрат» — не первое изображение подобного рода. Процитированная выше надпись, обнаруженная с помощью рентгена, не случайна: она в точности повторяет название картины Альфонсо Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1882).

Следует, однако, понимать, что Алле, написавший своего рода «Прото-Черный квадрат» преследовал исключительно юмористические цели, в то время как Малевич на основе ровно того же изображения вывел целую новую концепцию в подходе к искусству. Разница, впрочем, невелика — и там, и здесь мы наблюдаем пустоту.

Еще ранее, в 1617 году, изображение черного квадрата появилось в труде английского мистика и астролога Роберта Фладда «Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia». В трактате Фладда черный квадрат символизировал изначальную вселенскую тьму, которая предшествовала появлению нашего мира.

7. Долгое время публика видела «Черный квадрат» вверх ногами. Лишь в 2015 году, когда была обнаружена надпись о «неграх в пещере», выяснилось, что изначально картина была повешена в Третьяковке вверх ногами, и целое столетие публика, таким образом, наблюдала картину в перевернутом виде. Впрочем, после того, как «Черный квадрат» повесили «правильно», ничего не изменилось.

7. Помимо «Черного квадрата», Малевич написал еще «Красный квадрат» и «белый квадрат». Картина «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» была написана одновременно с «Черным квадратом» и экспонировалась на той же выставке «0,10».

«Белый квадрат» появился тремя годами позже (1918) и знаменовал собой начало «Белого периода» в искусстве художника. Сам Малевич считал три квадрата достатояной базой для нового мировоззрения — ни больше, ни меньше. Черный квадрат он характериозвал как «знак экономии», красный — как «сигнал революции», и белый — как торжество «чистого действия».

8. Черный квадрат существует не в единственном варианте. До 1932 года по разным причинам Казимир Малевич выполнил несколько вариантов «Черного квадрата», два из которых, включая оригинальный, хранятся в Третьяковской галерее, еще один (1923) в Государственном Русском Музее, и самый последний и самый маленький из всех (53,5 х 53,5 см) — в Эрмитаже.

Источник

Adblock
detector