Меню

Лабиринт про космос для дошкольников

12 практических развивающих занятий на тему “Космос”

Ну что, полетели изучать космос?

Я собрала здесь множество развивающе-творческих заданий из разных ресурсов, в которых малыш смог бы проявить свои художественные качества, немного поизучать небесные объекты и потренировать руку к письму. Все картинки готовы для распечатывания – скачивайте и играйте!

Карточки для детей “Космос”

Распечатайте лист с карточками и заламинируйте его или приклейте на картон. Затем разрежьте по серым линиям. Чтобы игра с карточками получилась познавательной, показывайте малышу карточки и рассказывайте, что на них изображено, опишите эти объекты, что в них особенного. Одновременно показывайте только 1 карточку.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите “сохранить картинку как…”

Лото “Солнечная система”

Круглые маленькие карточки с планетами, Солнцем и Луной. Планеты солнечной системы не названы для экономии места, однако вы запросто можете их подписать с обратной стороны карточек.

Порядок таков: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите “сохранить картинку как…”

[note]Как играть в лото?

  • Расскажите малышу, что изображено на карточках.
  • Покажите, как накладывать карточки на такие же предметы на игровом поле.
  • Попросите его самостоятельно разложить карточки на поле.
  • Старайтесь каждый раз рассказывать что-то новое по изображенный предмет.
  • Если малыш уже умеет говорить, то пусть называет предмет, карточку с которым взял в руки.

Раскраски “Космос”: Земля и Луна, Ракета, Сатурн, летающая тарелка.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите “сохранить картинку как…”

Задание для подготовки руки к письму “На старт! Внимание! Марш!”.

Попросите малыша помочь ракете взлететь, рисуя линию от земли к ракете. Если вы спрячете эту распечатку в файл-уголок и дадите малышу сухостирающий маркер (маркер для белой офисной доски), то сможете выполнять задание много раз.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите “сохранить картинку как…”

Найди одинаковые ракеты и соедини их.

Эта игра на внимание. Ребёнку нужно находить одинаковые ракеты среди множества похожих. Это сложное задание, поэтому не переживайте, если малыш не сразу справиться с ним. Спрячьте лист в файл-уголок, как и предыдущее задание, и на следующий день пригласите малыша поиграть в эту игру ещё раз.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите “сохранить картинку как…”

Дорисуй половинку.

Это задание готовит руку к письму и развивает образное мышление. Если ребёнок ещё маленький и ему сложно выполнить это задание самостоятельно, попробуйте порисовать с ним рука в руку.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите “сохранить картинку как…”

Дорисуй ракетам крылья и хвосты.

Эта игра развивает креативное мышление, ведь, согласитесь, достаточно сложно придумать разные красивые крылья всем ракетам

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите “сохранить картинку как…”

Помоги Белке и Стрелке найти дорогу!

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите “сохранить картинку как…”

Посчитай вместе с Белкой и Стрелкой звезды!

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите “сохранить картинку как…”

Рисовалки-обводилки

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите “сохранить картинку как…”

Нарисуй метеориты и добавь свои узоры!

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите “сохранить картинку как…”

Найди нужное слово в облачке!

Если Вам понравился этот космический тематический комплект, расскажите о нём своих друзьям в социальных сетях (панель слева от статьи) – пусть они вместе с детьми ещё разок глянут на небо!

Источник

В. Майоров: Космос. Созвездия и планеты. ФГОС

Аннотация к книге «Космос. Созвездия и планеты. ФГОС»

Благодаря этому плакату ты сможешь совершить увлекательное космическое путешествие не выходя из дома. Найди на листах с наклейками картинки, соответствующие созвездиям, и приклей их на полушария звёздного неба.
На другой стороне плаката ты найдёшь справочную информацию и наглядную схему Солнечной системы, которую нужно дополнить наклейками с изображением планет. Приятного путешествия!

Разобрали с дочкой (почти пяти лет) плакат «по полочкам» за один час! Сразу наклеили все созвездия, повторили все планеты Солнечной системы, вспомнили историю про Плутон.
На следующий день заново отклеили-приклеили зодиакальные созвездия, хорошенько изучили созвездия Южного полушария. И так несколько раз :).

Рекомендую всем родителям дошколят.

Неплохой плакат для первого знакомства с миром космоса. Весь материал дан в доступной и увлекательной для ребёнка форме. Наклейки — это всегда весело, а здесь их целых два листа. Сам плакат выполнен из незаламинированного картона, что конечно же не продлит срок его службы.

Карта очень понравилась и качеством и размером. Сын (6 лет) самостоятельно находит созвездия и клеит наклейки. Вообще, очень здорово что к карте есть наклейки. Процесс изучения становится более увлекательным. Данную карту купили в дополнение к книге-энциклопедии Звёздное небо. Теперь изучать звёздное небо в двойне интереснее, ведь есть возможность не только слушать о звёздах и созвездиях, но и находить их на карте.
Одно не понравилось, что наклейка созвездия Близнецы не соответствует легенде.

Источник

Картотека дидактических игр по теме «Космос»
картотека на тему

В картотеке представлены дидактические игры для дошкольников по теме «Космос»

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_didakticheskih_igr.docx 25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

  1. «Правильно расставь планеты»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.

Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типу паззлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.

Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры которых совпадают (по типу паззлов). Ребята постарше последовательность расположения планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются.

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.

Материал: 12 карточек с изображением созвездий, 12 карточек с картинками, символизирующими эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

Ход игры . Детям раздаются карточки с картинками, символизирующими созвездия. Необходимо подобрать к ним соответствующие созвездия. Затем можно усложнить задачу – ребенку нужно найти созвездие по памяти. Показываем картинку, потом ее прячем. Ребенок по памяти находит нужное созвездие.

Цель: продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.

Материал: картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических фигур.

Ход игры . На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соеденить линией изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Материал: карта звездного неба, схемы 12 созвездий + Большая и Малая Медведица.

Ход игры . Детям раздаются схемы созвездий. Для начала они рассматривают карту звездного неба, находят необходимое созвездие по количеству и форме расположения ярких звезд. Затем ребята с помощью маркера прорисовывают создездия на своих схемах.

С помощью этой игры дети решают самые разные задачи: совершенствуют графические навыки, ориентируются на пространстве листа, изображают фигуры созвездий.

Цель: учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность.

Материал: 20 карточек с картинками на тему «Космос», 20 карточек с изображением силуэтов.

1 вариант . Воспитатель раздает детям карточки с картинками. Предлагает детям рассматреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какой-либо картинки. Дети должны найти среди имеющихся карточек ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.

2 вариант . На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на соответствующие картинки.

3 вариант .На одной стороне стола раскладывабтся силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Детям необходимо с помощью палочек соеденить тень с нужной картинкой.

Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.

Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.

Воспитатель: «Мы – космонвты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность.Сейчас я хочу устроить такое истытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.»

1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.

Предполагаемые наборы картинок (слов):

1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка

2.Ракета, спутник, лодка, луноход

3.Комета, метеорит, звезда, глобус

4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт

5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс

6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп

7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея

8.Море, пустыня, океан, река

9.Овен, Близнецы, астролог, Рак

10.Равнины, горы, пустыня, океан

11.Смелый, храбрый, злой, отважный.

  1. «Планеты Солнечной системы»

Цель: уточнить названия планет Солнечеой Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память.

Материал: набор карточек с изображением планет – по две карточки на одно изображение.

Ход игры . Игрок открывает сначала одну карточку, называет, что на ней нарисовано и показывает остальным. Затем открывает вторую карточку, тоже называет и показывает. Если карточки не совпадают – игрок кладет их на прежние места изображением вниз, а право хода переходит к следующему участнику. Если игрок откроет две одинаковые карточки, он забирает их себе, но прежде называет, какую планету выбрал, и делает еще один ход. Если игрок не назвал планету, он лишается хода. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. В конце игры каждый игрок считает картинки парами. Ребенок, собравший больше всех картинок-парочек, выиграл.

Цель : учить детей плоскостному моделированию по образцу. Развивать мышление, творческое воображение, память.

Материал: 12 карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.), геометрические фигуры разного цвета.

1 вариант. Дети накладывают детали на образец.

2 вариант. Дети конструируют, глядя на образец.

3 вариант. Дети конструируют по памяти.

4 варант. Дети придумывают свои космичесике объекты.

Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Материал: кусочки фетра, карточки с рисунками созвездий (12 зодиакальных созвездий, Большая и Малая Медведица), маленькие звездочки.

Ход игры . Ребенок выбирает в качестве образца карточку и самостоятельно выкладывает на фетре созвездие из звездочек. Он сам определяет количество созвездий, которые будет выкладывать. Опыт показывает, что с особым удовольствием дети составляют со созвездие, под которым каждый из них родился.

Цель: активизировать и расширить словать по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.

Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

-человек, который считает звезды – звездочет,

-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,

-скопление звезд на небе- созвездие,

-момент, когда звезды «падают» — звездопад,

-небо, на котором много звезд – звездное,

-небо, на котором нет звезд – беззвездное,

-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.

Источник

Расскажите детям про космос

«Расскажите детям про космос» — увлекательное пособие с карточками для занятий в детском саду и дома.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО

Черный бархат неба
Звездами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.

Звездное небо видел каждый. Огромное количество звезд, которое, на первый взгляд, невозможно сосчитать, Луна, непонятные туманности. Звездное небо притягивает и завораживает. Чего только нет на небе — туманности, звезды, созвездия, планеты, галактики. Еще в далекие времена, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что звезды располагаются в определенном порядке, а не хаотично, их можно объединить в созвездия.

Наиболее древние названия у созвездий, которые образуют так называемый зодиак. С греческого «зодиак» переводится как «круг животных». По созвездиям зодиака Солнце совершает свой годовой путь, проходя каждое из них примерно за месяц, поэтому созвездий ровно двенадцать. Имена зодиакальным созвездиям дали древние греки: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей. Самое известное созвездие — Большая Медведица. Но оно похоже не на медведицу, а на ковш с длинной ручкой. Древние греки рассказывали миф о том, как бог Зевс влюбился в нимфу Каллисто, а его рев-

нивая жена Гера превратила девушку в медведицу. Зевс поместил ее на небо в виде созвездия.

На Руси это созвездие называли Возом, Кастрюлей и Ковшом, а украинцы — Телегой.

Рядом с Большой Медведицей находится созвездие Малой Медведицы, которое тоже похоже на ковш, только поменьше. На самом конце ручки «ковша» сверкает Полярная звезда.

На севере звезда видна,

И называется она

Она надежный друг людей,

И две Медведицы при ней

Среди космических огней

Всё ходят чередой.

Млечный Путь — полоса, кольцом охватывающая небо. Древние эскимосы считали ее заснеженной дорогой, кочевники Востока — путем, усеянным соломой, а греки — дорогой богов. На самом деле Млечный Путь — это миллионы звезд, которые составляют нашу галактику. Само слово «галактика» по-гречески и обозначает «молочный». Астроном Уильям Гершель доказал, что Млечный Путь — это скопления звезд.

КОМЕТА

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звезд.
— Послушайте, созвездья,

Чудесные известия,
Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!
(Г. Сапгир)

Кометы считаются самыми загадочными объектами во Вселенной. Хвостатые звезды, которые внезапно появлялись в ночном небе, пугали древних людей. Кометы считались вестниками несчастий. Когда очередная комета приближалась к Солнцу, ждали самых невероятных бедствий, эпидемий и кровопролитных войн.

Астрономы выяснили, что кометы — обычные небесные тела, огромные каменные глыбы, покрытые толстым слоем льда. Чем ближе комета к Солнцу, тем выше поднимается температура, и лед начинает испаряться — за кометой вырастает огромный хвост, который тянется на миллионы километров.

Самая известная — комета Галлея, которая возвращается к Солнцу каждые 76 лет. Последний раз

она сияла на земном небе в 1986 году. Это посещение было уже тридцатым на памяти человечества. Сообщения о комете Галлея теряются в глубине веков. Иногда она так близко подходила к Земле, что была видна даже днем, наводя ужас и смятение.

Когда в 1910 году наша планета должна была пройти через хвост кометы Галлея, многих жителей Земли охватила паника. Срочно строились убежища — люди думали, что в хвосте содержатся ядовитые вещества, которые отравят все живое. Но ученые уже тогда знали, что хвост кометы — всего лишь сильно разреженный газ, через него можно даже наблюдать звезды, и частички этого газа никак не могут пробиться сквозь плотную атмосферу Земли.

Современные астрономы изучают кометы с помощью автоматических зондов. Впервые космические корабли отправились к комете Галлея в 1986 году. Приблизившись к комете, они передали на Землю ее снимки.

КОСМИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОП

Астрономы всегда мечтали о хороших условиях для наблюдения за звездами. Они забирались высоко в горы, где чище атмосфера, строили большие телескопы, чтобы различить слабые звезды. Но лучшее место для изучения звездного неба — космос, в котором нет атмосферы. И в 1990 году на земную орбиту был выведен Космический телескоп Хаббла. Телескоп весил 12 тонн, диаметр его зеркала составил 2,5 метра.
С помощью космического телескопа астрономы получили фотоснимки чрезвычайно высокого разрешения, недоступного земным телескопам. «Острота зрения» телескопа Хаббла такова, что он может увидеть небольшую муху с расстояния 10 километров. Космический телескоп помог открыть тысячи новых звезд, галактик и туманностей. Впервые была сфотографирована поверхность огромной звезды Бетельгейзе в созвездии Ориона.
Результаты наблюдений телескопа действительно превзошли все возможные прогнозы. Он заглянул в глубины Вселенной, показал астрономам звезды, расположенные от нас на расстоянии многих миллиардов световых лет.
Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно —

«Изучайте глубины Вселенной!»

Сегодня на земной орбите находятся десятки различных специализированных телескопов, каждый из которых исследует небесные объекты в особом диапазоне волн: «Коперник», «Астрон», «Ухуру», «Эйнштейн» и многие другие.

В июле 1999 года корабль «Колумбия» вывел на орбиту рентгеновский телескоп «Чандра», предназначенный для исследования космического излучения и загадочных «черных дыр».

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!
(Р. Алдонина)

Луна — спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Ее можно наблюдать даже невооруженным глазом, а в небольшой бинокль на поверхности Луны можно заметить темные протяженные пятна, которые были названы морями.

Галилей первым обнаружил на Луне горы и равнины. Он выяснил, что моря — это равнины более темного оттенка, чем другие области, которые назвали материками. На материках много кратеров, образовавшихся после падения метеоритов.

Астрономы дали названия лунным хребтам и горным цепям. Как и на Земле, они назвали их Апеннинами, Кавказом, Альпами. На карте Луны появились Океан Бурь, Море Кризисов, Море Спокойствия, Море Дождей. Кратеры получили имена земных ученых: Коперника, Кеплера, Тихо Браге. Объекты на обратной стороне Луны, сфотографированные космическими зондами, получили имена современных ученых и космонавтов.

На Луне нет ни воды, ни воздуха. Днем температура достигает +120 градусов, ночью — мороз -170 градусов.

Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли мы видим ее то круглой, то в виде серпа, иногда ее совсем не видно. Мы видим только ту часть, на которую падают солнечные лучи.

Как возникла Луна? Есть три версии, объясняющие происхождение нашего спутника. В XIX веке астроном Джордж Дарвин предположил, что Луна и Земля сначала были одной расплавленной массой, которая разорвалась на две части.

Другие ученые выдвинули версию, что первоначально Луна была астероидом, который был захвачен притяжением Земли и стал ее спутником. Отечественные ученые во главе с О. Ю. Шмидтом в середине XX века разработали гипотезу, что Луна и Земля образовались из облака мелких частиц.

ЛЮДИ НА ЛУНЕ

В 1958 году к Луне отправился первый земной аппарат — советский зонд «Луна-I». Он пролетел на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны. В сентябре этого же года «Луна-2» совершила жесткую посадку на земной спутник.
«Луна-17» и «Луна-21» доставили на Луну самоходные аппараты — луноходы, которые управлялись с Земли по радио. «Луноход-1» проработал 11 лунных дней (10,5 земных месяцев) и прошел по поверхности Луны около 10 километров, «Луноход-2» преодолел около 37 километров за 5 месяцев. «Луноходы» фотографировали поверхность, брали образцы грунта, изучали его химический состав.

Конечно, самоходные аппараты на Луне — значительное достижение науки. Но человеку хотелось большего — самому ступить на поверхность спутника Земли. В 1962 году американцы начали подготовку к пилотируемому полету на Луну. Американские конструкторы разработали наилучшую траекторию полета к Луне, облет ее и возвращение на Землю. 24 декабря 1968 года космический корабль «Аполлон-8», командиром которого был Фрэнк Борман, достиг орбиты Луны и совершил 10 витков вокруг нее.

В июле 1969 года с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета-носитель «Сатурн-5», которая

вывела на околоземную орбиту «Аполлон-11». Командиром корабля был Нейл Армстронг. 19 июля «Аполлон-11» вышел на лунную орбиту. Астронавты Армстронг и Олдрин пересели в лунный модуль «Орел» и начали снижаться. В 21 час по среднеевропейскому времени астронавты прилунились в Море Спокойствия. Олдрин и Армстронг ступили на поверхность Луны. Это было самое дальнее путешествие человека в космосе.

Там, на Луне, на Луне,

На голубом валуне

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, над Луной

Шар голубой, шар земной.

Очень красиво всходит и заходит!

Всего на Луне побывало 12 астронавтов в составе шести экипажей. Они доставили на Землю для изучения более 300 килограммов лунной породы. В последних экспедициях астронавты передвигались по Луне на четырехколесных электромобилях. «Аполлон-17» стал последним пилотируемым земным кораблем, совершившим посадку на Луне.

А во тьме,
Горя багровым светом,

Хмурая военная звезда.

Марс — четвертая планета от Солнца. Писатели-фантасты считали, что на Марсе живут разумные существа — марсиане.

В конце XIX века итальянский астроном Скиапарелли обнаружил на Марсе длинные прямые линии,
которые он назвал каналами. Американский астроном Персиваль Ловелл предположил, что марсиане страдали от засухи, повторяющейся каждый год, и потому прорыли каналы от полюсов к экватору. Лишь спустя десятки лет, когда были построены мощные телескопы, ученые установили, что каналы на самом деле лишь цепочки кратеров или высоких гор, которые на большом удалении кажутся прямыми линиями.

С началом эры космических полетов Марс стали исследовать автоматические зонды. В 1962 году советская станция «Марс-1» прошла на расстоянии 197 тысяч километров от планеты. В июле 1965 года около Марса пролетел американский корабль «Маринер-4». Он передал первые фотографии поверхности Марса.

В 1976 году два спускаемых аппарата «Викинг» приземлились на Марс и обнаружили там безжизненный холодный мир.

… Чернели грозно кратеры

И россыпи камней,

Но были скалы дикие

Мрачнее и грозней!

Они, как пики, врезались

В безоблачный простор.

Ни кустика, ни травки,

Ни речек, ни озер.

На Марсе находятся самые большие горы в Солнечной системе. Потухший вулкан Олимп имеет высоту 27 километров. Он в три раза выше Эвереста!

Геологи полагают, что раньше на Марсе было много воды. На снимках, сделанных космическими аппаратами, видны длинные ветвящиеся долины, похожие на пересохшие русла рек. Их длина — десятки и сотни километров. Сегодня ученые считают, что разумной жизни на Марсе нет, хотя, возможно, здесь могли (или могут и по сей день) существовать простейшие организмы. Исследования космических зондов пока не подтвердили, но и не опровергли этот факт.

ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ

Вот так выглядит международная космическая станция (МКС) на орбите Земли. Постоянно, сменяясь каждые 2-3 месяца, на ней работают интернациональные экипажи космонавтов.
Двадцатый век, к галактикам взлетая,

Несет нам всем торжественную весть:

Есть космонавт — профессия такая,

Уже такая должность в мире есть.

Первой долговременной станцией, работающей на орбите, стал наш «Салют». Она была выведена в космос в 1971 году. Станция была разделена на несколько отсеков: рабочий, спальный, приборный. На «Салюте» было все, что нужно космонавтам для долгого полета, даже велотренажер и беговая дорожка.

Первая станция проработала три года. Следом за ней на земную орбиту отправились другие, более современные станции.

С 1986 по 2001 год на земной орбите летала станция «Мир». Это был целый научный комплекс. На «Мире» был свой металлургический цех, астрономическая обсерватория и даже оранжерея. «Мир» стал первой станцией, на которую прилетали как советские аппараты «Союз», так и американские корабли многоразового использования. За 15-летний срок существования станции на ней побывало более 100 человек различных национальностей. На станции «Мир» был побит рекорд продолжительности полета. Российский космонавт Валерий Поляков провел на борту станции 14 месяцев с января 1994-го по март 1995 года.

В 1998 году на орбиту были запущены первые два модуля (российский «Заря» и американский «Единство») международной космической станции. А в 2000 году на МКС прибыл первый экипаж в составе двух российских и одного американского космонавта. Были развернуты солнечные батареи, которые обеспечили станцию электричеством. В ближайшее время к станции будут достроены все модули, и ее длина превысит 100 метров.

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)
Вокруг Солнца обращаются планеты, которые составляют Солнечную систему. Самая красивая и самая интересная из планет — это наша Земля. Вот так выглядит Земля из космоса — недаром ее называют «голубой планетой».

Земля — единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Земля образовалась одновременно с другими планетами Солнечной системы около 4,5 миллиардов лет назад. Жизнь на Земле возможна потому, что у нашей планеты есть плотная атмосфера, в которой присутствует кислород. Атмосфера появилась на Земле миллиарды лет назад в результате извержений вулканов.

Если бы на Земле не было бы атмосферы, температура в разных точках планеты колебалась бы от +160 до -100 градусов. Ни одно живое существо не выдержало бы такие перепады.

На Земле разнообразный климат. В тропических лесах на экваторе жарко и влажно, а на полюсах очень холодно.

Большую часть нашей планеты (три четверти) занимают моря и океаны, поэтому ее правильнее было бы назвать планетой Океан. Самая глубокая точка мирового океана — Марианская впадина. Она расположена на глубине больше 11 километров. А самая высокая гора — Эверест в Гималаях. Она немного не дотянула до 9 километров. В нашей стране самой высокой горой является Эльбрус на Северном Кавказе. . ‘ »

В центре Земли находится твердое металлическое ядро. Выше лежит слой расплавленных пород — мантия. Поверхность Земли состоит из земной коры, ее толщина колеблется от 6 до 40 километров. Кора сложена из платформ, которые постоянно движутся по верхней мантии. На границах плит часто происходят землетрясения и извержения вулканов. На заре истории Земли, когда наша планета еще не успела достаточно остыть, на ней извергались тысячи вулканов, а пласты земли постоянно передвигались. Сейчас вулканические извержения и землетрясения происходят не так часто.

САТУРН

У каждой планеты есть что-то свое,

Что ярче всего отличает ее.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Ученые вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.
(Р. Алдонина)
Сатурн легко узнать по поясу из ярких широких колец. Это вторая по величине планета, ее диаметр 120 тысяч километров. Вокруг Солнца Сатурн обращается за 29 лет.

За Сатурном люди наблюдали с древних времен, это самая дальняя планета Солнечной системы, которую можно различить невооруженным глазом. Первым человеком, который направил на нее телескоп, был Галилео Галилей. Его телескоп был маломощным и не позволил ученому четко увидеть кольца. Галилею удалось увидеть лишь диск планеты, по обеим сторонам которого были расположены еще два маленьких диска — планета как бы имела большие уши. Галилей решил, что это спутники Сатурна. Лишь в 1655 году Кристиан Гюйгенс в более мощный телескоп определил, что у Сатурна есть кольца.

Астрономы выдвинули гипотезу, что кольца Сатурна — это обломки его спутника, разорванного

притяжением Сатурна. Гравитация планеты не дает частицам кольца вновь соединиться в один объект.

Как и Юпитер, Сатурн почти полностью состоит из газа. Температура на Сатурне ниже, чем на Юпитере, поэтому его атмосфера выглядит не такой яркой, как на соседней гигантской планете. На Сатурне дуют самые сильные ветры в Солнечной системе. Их скорость достигает почти двух тысяч километров в час.

У Сатурна очень много спутников, а самый большой — Титан. Это второй по величине спутник в Солнечной системе. Он окружен плотной атмосферой, которая состоит из азота и углеводородов. На поверхности Титана есть океаны, наполненные жидким метаном. Астрономы предполагают, что на Титане могут существовать простейшие формы жизни. В 2005 году Титан исследовал космический зонд «Кассини». На поверхность Титана был сброшен спускаемый аппарат, который передал на Землю фотографии далекой планеты.

СОЛНЦЕ

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,
Сядь на пенек, погуляй весь денек.

Солнце — это ближайшая к Земле звезда, но до нее все равно так далеко, что даже свет, движущийся со скоростью 300 тысяч километров в секунду, идет к нам от Солнца 8 минут. От Земли до Солнца — 150 миллионов километров.

Без Солнца не было бы и жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: это смена дня и ночи, наступление зимы или лета.

Люди начали исследовать Солнце более двух тысяч лет назад. Китайцы первыми обнаружили странные темные пятна на поверхности светила. Выражение «и на Солнце есть пятна» стало поговоркой, обозначающей, что в мире нет ничего идеального.

Наблюдать Солнце в телескоп небезопасно — можно ослепнуть от яркого света. Чтобы ослабить сияние Солнца, астрономы применяли специальные темные стекла-фильтры. Астрономы заметили, что если про-
пустить солнечный луч сквозь призму, он разложится на семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это может показаться удивительным, но видимый нами белый свет состоит именно из сочетания этих цветов.

С помощью прибора-спектрографа ученые определили температуру и давление внутри Солнца, а также химические элементы, которые входят в его состав. Солнце состоит из раскаленных газов. Его поверхность нагрета до 6000 градусов. Температура в недрах Солнца достигает 15 миллионов градусов.

Что такое звезды?

Если спросят вас —

Что притом всегда,

На поверхности Солнца часто происходят вспышки и взрывы, появляются факелы-протуберанцы.

Луна, вращаясь вокруг нашей планеты, иногда оказывается точно между Землей и Солнцем. Тогда происходит солнечное затмение. Во время полного затмения становится видна солнечная корона и большие протуберанцы.

СТАРТ КОРАБЛЯ

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.
И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.
(С. Баруздин)
Чтобы изучать звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали
космические корабли. Они отправляют их далеко от Земли с различными научными целями.

Космическая ракета — это сложная конструкция, в создании которой участвовали специалисты самых разных профессий. Одни готовили двигатели, другие строили каркас корабля, третьи работали с научными приборами.

Космический корабль в космос выводит ракета-носитель, которая состоит из двух или трех ступеней. Когда заканчивается топливо в первой ступени, она отбрасывается, начинают работать двигатели второй ступени. Потом — третьей. На орбиту выводится «полезный груз» — искусственный спутник Земли, корабль с космонавтами или орбитальная станция.

В 1981 году первый полет совершил американский корабль многоразового использования — шаттл «Колумбия». По внешнему виду шаттл напоминал большой самолет с крыльями и хвостом. На орбиту шаттл выводили две ракеты-ускорители. Израсходовав топливо, они отделялись на большой высоте от корабля и на парашютах спускались в океан. Там их вылавливали и отправляли на завод для повторной заправки.

Приземлялся шаттл как обычный самолет. Посадочная полоса для него была очень длинной, выложенной прочными бетонными плитами.

Мне сказал конструктор главный:

— Будет взлет не очень плавный…

Будет сердце, может быть,

Часто в пятки уходить…

—Задеру повыше пятки,

Вот и будет все в порядке!

И тогда за весь полет

Сердце в пятки не уйдет.

Ракеты запускают на орбиту со специальных стартовых площадок — космодромов. Сейчас таких сооружений много, почти каждая страна имеет свой космодром, есть даже плавучие космодромы.

Самый знаменитый российский космодром — Байконур, расположенный в казахских степях. В наши дни это территория Республики Казахстан, но там по-прежнему работают российские граждане, которые обслуживают космодром.

ЮПИТЕР
По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Он восьмым идет по счету

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.
(А. Хайт)
Юпитер — самая большая планета в Солнечной системе. Диаметр Юпитера в 11 раз
больше, чем у нашей планеты. Путь вокруг Солнца Юпитер проходит за 12 лет.

Юпитер был известен с древних времен благодаря большой яркости. Древние греки назвали его именем своего верховного бога, владыки неба Зевса (в римской мифологии — Юпитер).

Долгое время Юпитер считали звездой. В 1610 году знаменитый астроном Средневековья Галилео Галилей, внимательно понаблюдав за Юпитером в телескоп, пришел к выводу, что это не звезда, а планета. Галилей заметил, что Юпитер не совсем круглый,

а сплющен с полюсов. Ученый открыл и четыре крупных спутника планеты, которые позднее назвали галилеевыми. В 17 веке английский астроном Кук обнаружил на поверхности планеты пятна, а итальянец Кассини открыл Большое Красное Пятно в южном полушарии планеты. Природу этого загадочного образования объяснить он не смог.

В наше время ученые наблюдают за Юпитером в телескопы с Земли. К самой большой планете посылают космические корабли. Исследования показали, что внутреннее строение Юпитера сильно отличается от Земли. Видимая поверхность диска Юпитера — это на самом деле облака, состоящие из метана и аммиака. В центре планеты находится небольшое твердое ядро. Пятна на поверхности Юпитера — атмосферные циклоны и вихри. Большое Красное Пятно — самый мощный ураган в Солнечной системе. Он бушует уже более трехсот лет. За это время он не раз менял свой цвет, становясь то темнее, то светлее. Размеры Большого Красного Пятна таковы, что внутрь него могла бы свободно уместиться наша Земля.

Источник

Читайте также:  Окружающий мир космос первая младшая группа
Adblock
detector