Лабораторная работа по астрономии солнце
Предмет: астрономия, 11 класс. Рекомендуется проводить в профильных физико-математических классах
Тема. Лабораторная работа «Солнечная активность».
Цель урока. Продолжить формирование представлений о Солнце как динамическом центре Солнечной системы Знакомство учащихся с проявлениями солнечной активности в виде пятен, протуберанцев Формирование общих представлений о пятнообразовательной деятельности Солнца, о циклах солнечной активности. Обратить внимание учащихся на непрерывное движение и изменения, наблюдаемые в разных слоях атмосферы Солнца.
Основные термины. Пятна, протуберанцы, космическая обсерватория SOHO, цикл солнечной активности. Центры солнечной активности (активные области); магнитные поля, спокойная и возмущенная фотосфера; 11-летний цикл солнечной активности; проблема «Солнце-Земля»; солнечный ветер.
Самостоятельная деятельность учащихся. Получение информации о Солнце в режиме реального времени. Активизация знаний о пятнообразовательной деятельности Солнца, вычисление чисел Вольфа и определение размеров активных областей по фотографиям с космической обсерватории SOHO.
Основные умения, получаемые учащимися в процессе урока. Умение по фотографиям определять размеры пятен и протуберанцев, сравнивать их с размерами Земли, умение определять степень солнечной активности по различным параметрам. Умение получать информацию о Солнце в режиме реального времени.
Мировоззренческий аспект урока. Интеграция физики и астрономии, углубление знаний по физике. Показать важное значение исследований проблемы «Солнце-Земля».
Этапы урока | Время, мин | Приемы и методы |
---|---|---|
I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы. Закрепление основного учебного материала в ходе проведения лабораторной работы. Обсуждение хода лабораторной работы | 3 | Беседа учителя |
II. Основное содержание урока. Непосредственная работа в Сети. | 20 | Выполнение лабораторной работы. Сохранение фотографий Солнца, полученных из Интернет с космической обсерватории SOHO |
III. Контроль усвоения | 10 | Заполнение отчета о лабораторной работе, заполнение четырех отчетных таблиц, ответы на контрольные вопросы |
IV. Рефлексия. Формирование умений и навыков. Первичная проверка усвоения знаний | 10 | Ответы на вопросы учащихся |
V. Домашнее задание. | 2 | Инструктаж по домашнему заданию |
I. Методика работы с телекоммуникационными средствами обучения
- Получение информации с сайта «Солнечное обозрение» http://www.alexeyryback.ru/ о пятнообразовательной деятельности Солнца в 23 цикле солнечной активности. Учащиеся должны получить данные о максимальном числе Вольфа летом 2000 года, сравнить с данными на день проведения лабораторной работы. Рекомендовать учащимся открыть одновременно несколько окон. Для удобства проверки имеется отдельный файл «Числа Вольфа».
- Получение информации о солнечной активности с сайта SOHO.
Порекомендовать учащимся выйти на страницы «Космическая погода», познакомиться с фотографиями, полученными с космической обсерватории SOHO. На обсерватории имеются различные приборы, наблюдающие Солнце в ультрафиолетовом диапазоне, приборы, ведущие наблюдения за пятнами на Солнце, LASCO-2, LASCO-3 и другие.
Учащиеся должны сохранить несколько фотографий для последующей работы. Сохранить фотографии Солнца на день проведения лабораторной работы, полученные с прибора MDI в режиме реального времени. По этим данным затем рассчитать число Вольфа на день проведения лабораторной работы.
Дополнительно. Возможно получение информации об активности Солнца на день проведения лабораторной работы с приборов LASCO-2 (фотографии окрашены в красный цвет), LASCO-3 (фотографии окрашены в синий цвет).
II. Примерный отчет учащихся о лабораторной работе
Заполнить таблицу отчета № 1 к заданию № 1
N | фото | число групп пятен g | число пятен f | число Вольфа W | Вывод о степени солнечной активности | Вывод о совпадении с табличными числами Вольфа |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Сентябрь 2000 | 8 | 27 | 107 | Солнце в состоянии высокой активности, много пятен | |
2 | 2002 | 18 | 35 | 202 | Солнце в состоянии высокой активности, много пятен | |
3 | Дата проведения лабораторной работы |
III. Контрольные вопросы
- Чему равно число Вольфа 19 июля 2000? — 450.
- В какие сроки наблюдался максимум солнечной активности в 23 цикле солнечной активности? — в 2000 году, в июле.
- Какими способами проявлялась солнечная активность за 23 цикл? — Увеличением числа вспышек, появлением большого числа пятен, протуберанцев.
- Во сколько раз большое пятно на Солнце в январе 2005 года больше Земли? — Пятно в 10,5 раз больше Земли. Размер пятна сравним с размерами Сатурна.
- Почему нельзя увидеть невооруженным глазом солнечную корону с Земли, загородив диск Солнца каким-нибудь непрозрачным экраном и это можно сделать на космической обсерватории SOHO (приборы LASCO-2, фотографии окрашены в красный цвет) и LASCO-3, фотографии окрашены в синий цвет)? — Корону Солнца можно увидеть с Земли только во время полных солнечных затмений. Воспользоваться простым экраном нельзя — атмосфера будет преломлять лучи. Обсерватория SOHO находится далеко от Земли, атмосфера не препятствует созданию искусственных солнечных затмений приборами LASCO и LASCO-3. Реальные размеры Солнца показаны белыми кружками.
IV. Оценка урока
Урок изучения проявлений солнечной активности, проведенный в данной форме — лабораторная работа — проходит исключительно интересно для учащихся, поскольку вопрос проявления солнечной активности значим для всех жителей Земли. В ходе урока учащиеся получают знания по астрономии на современном научном уровне, активизируют необходимые знания по физике, закрепляют навыки работы в современных информационных технологиях при систематизации сохраненных фотографий в виде файлов, работе в Интернет по определенным адресам.
Анализ данных с сайта «Солнечное обозрение» способствует концентрации внимания на специфические вопросы, связанные проявлениями солнечной активности в виде солнечных пятен.
Анализ данных с космической обсерватории SOHO, получаемые в режиме реального времени, активизируют представления учащихся о проявлениях активности Солнца. После такого занятия учащиеся могут пользоваться данными этого научного сайта одновременно с прогнозом погоды.
Источник
Лабораторная работа по астрономии солнце
Гомулина Наталия Николаевна, методист по физике и астрономии ОМЦ ЗАО г.Москвы.
Лабораторная работа «Солнечная активность»
Тип урока: очный. Учитель и учащиеся находятся в одном классе, а ресурсы Интернета от них удалены.
I. Цель урока. Знакомство учащихся с проявлениями солнечной активности в виде пятен, протуберанцев Формирование общих представлений о пятнообразовательной деятельности Солнца, о современном 23 цикле солнечной активности.
Основные умения, получаемые учащимися в процессе урока: уметь по фотографиям определять размеры пятен и протуберанцев, сравнивать их с размерами Земли, уметь определять степень солнечной активности по различным параметрам.
Основные особенности урока: интеграция физики и астрономии, углубление знаний по физике.
II. 1. Краткое описание процесса работы. Данная тема соответствует учебнику А.В.Засова, Э.В. Кононовича «Астрономия» п. 26 – «Солнце – ближайшая к нам звезда». Или учебнику Е.П. Левитана «Астрономия» §18 – «Общие сведения о Солнце», §19 – «Строение атмосферы Солнца».
N | Задачи этапов урока | Время, минут | Действия учителя | Планируемые действия учеников |
1 | Закрепление основного учебного материала в ходе проведения лабораторной работы. Обсуждение хода работы | 3 | Обсуждение хода лабораторной работы | Внимательно прослушать, подготовиться к лабораторной работе |
2 | Непосредственная работа в Сети | 20 | Организация работы по определенным электронным адресам. | Выполнение лабораторной работы. Сохранение фотографий Солнца, полученных из Интернет по определенным адресам. |
3 | Непосредственная работа в Сети | 20 | Организация работы по определенным электронным адресам. | Выполнение лабораторной работы. Сохранение фотографий Солнца, полученных из Интернет по определенным адресам. |
4 | Контроль усвоения | 20 | Помощь учащимся в заполнении карточки | Заполнение отчета о лабораторной работе, заполнение четырех отчетных таблиц, ответы на контрольные вопросы |
5 | Инструктаж по домашнему заданию | 2 | Дает указания к индивидуальному домашнему заданию (для желающих). Подводит итоги урока. | Запись рекомендуемых адресов Интернет–ресурса «Солнце» |
Цель лабораторной работы: Изучение солнечной активности по фотоснимкам.
Теория вопроса. Солнечная активность характеризуется различными факторами. Прежде всего, это количество солнечных пятен – областей с сильным магнитным полем и более низкой температурой. Сильное магнитное поле пятна подавляет конвективные течения, приносящие энергию из недр Солнца, и поэтому газ в центре пятна остывает, температура пятна на Солнце 4000 К –5000 К. Но полный поток энергии сохраняется, поэтому около пятна образуется яркий ореол с более высокой температурой, чем 6000 К. Солнечная активность характеризуется также солнечными вспышками, протуберанцами, корональными дырами.
Статистика солнечных пятен сводится к подсчету числа групп пятен g и числа всех пятен f, включая в группы и одиночные пятна. По результатам подсчета вычисляется число Вольфа: W = 10g + f.
Например, если число групп пятен g = 10 и число пятен N = 90, то число Вольфа W = 10g + N = 190.
Если среднее число Вольфа превышает 200 единиц, а среднее количество солнечных групп было больше десяти, то такие параметры соответствуют эпохе максимума пятнообразовательной деятельности Солнца и максимальной солнечной активности.
В июле 2000 года среднемесячный показатель числа Вольфа достиг аномальных величин, превысив 300 единиц. Последствием такой солнечной активности явилось даже наблюдения полярного сияния в Москве и Подмосковье в ночь с 15 на 16 июля 2000 года (широта 56 o ).
Если угловой размер солнечного пятна составляет 17″, то его линейные размеры около 12363 км, примерно равны диаметру Земли.
Это же можно оценивать и проще. Если угловой размер Солнца около 30 минут=1800I, то угловой размер пятна, которое в сто раз меньше, имеет примерно размеры в сто раз меньше размеров Солнца. А это примерно размеры нашей Земли.
Задание 1. Подсчитать число Вольфа W по фотографиям Солнца. Сравнить с табличными данными о числе Вольфа за последние два года. Сделать вывод о проявлениях солнечной активности за наблюдаемый 23 цикл солнечной активности.
Справочные данные.
Таблица 1.
Число Вольфа – Визуальные среднемесячные индексы солнечной активности в 1999 году.
Месяц | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | Сред нее |
Число Вольфа W | 55.3 | 85.8 | 57.1 | 78.4 | 110.3 | 118.9 | 147.9 | 118.7 | 87.0 | 145.1 | 176.7 | 95.5 | 106 |
Таблица 2.
Число Вольфа – Визуальные среднемесячные индексы солнечной активности в 2000 году.
Месяц | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | Сред нее |
Число Вольфа W | 94.56 | 114.9 | 207.4 | 201.8 | 155.0 | 188.3 | 304.2 | 210.7 | 207.6 | 155.0 | 140.5 |
Найти три фотографии Солнца по адресам http://sohowww.nascom.nasa.gov/
или http://www.sel.noaa.gov/solar_images/ – архив фотографий Солнца.
Сохранить три фотографии в jpg для последующего анализа солнечной активности.
aryback/ найти показатели о числе Вольфа по дням июля 2000 года. Чему равно число Вольфа 19 июля 2000? (Убедиться, что число Вольфа W=450 . ).
Заполнить таблицу отчета N 1
N фото | число групп пятен g | число пятен f | число Вольфа W | Вывод о степени солнечной активности |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Задание 2. Определить угловой и линейный размер солнечного пятна. Найти по адресу http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/ap000925.html прекрасную фотографию очень большого по размерам солнечного пятна. Большое пятно 23 цикла солнечной активности, одно из самых больших, зарегистрированных на Солнце. Сравнить размеры этого пятна с размерами Земли.
В конце марта 2001 года на Солнце появилась группа пятен, просто грандиозных по размеру!
По адресу http://www.spacew.com/sunnow/index.html можно найти изображение пятна, самого большого за последние 10 лет. Оно более, чем в 13 раз больше Земли!
Заполнить таблицу отчета N 2.
Линейный размер Солнца | Линейный размер пятна | Угловой размер Солнца | Угловой размер Пятна | Сравнение с радиусом Земли R пятна/R |
Задание 4. Изучить по полученным фотографиям яркие ореолы вокруг солнечных пятен. Сделать вывод о температуре пятна, температуре яркого ореола и средней температуре фотосферы.
Заполнить таблицу отчета N 4.
Температура фотосферы | Температура пятна, примерная температура | Температура полутени | Температура яркого ореола, примерная температура |
6000 К |
Задание 5. Изучить проявления солнечной активности по фотографии солнечной вспышки, сопровождающейся большим корональным выбросом, породившим продолжительный геомагнитный шторм около Земли, полученной научным спутником TRACE http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/ap001115.html и фотографии гигантского протуберанца http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/ap990923.html http://seds.lpl.arizona.edu/nineplanets/nineplanets/sol.html
Контрольные вопросы:
III. Рекомендуемые электронные адреса к уроку. Информация для учителя. http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/astropix.html – астрономическая картинка дня «Astronomy Picture of the Day». Этот сайт организован по датам. Обратить внимание учащихся, что цифры в электронном адресе соответствуют датам.
http://umbra.gsfc.nasa.gov/images/latest.html http://sohowww.nascom.nasa.gov/
http://www.sel.noaa.gov/solar_images/ImageIndex.cgi/ – фотографии Солнца.
http://www.chat.ru/
aryback/ – сайт «Солнечное обозрение» поможет учащимся сделать вывод о степени солнечной активности в 23 цикле.
IV. 5. Домашнее задание. Продумать ответ на вопрос: «Каково место 23 цикла солнечной активности в ряду других циклов?»
Задание для индивидуальной работы. Адреса учебного Интернет-ресурса «Солнце»:
http://www.hao.ucar.edu/public/research/mlso/ – страница обсерватории Mauna Loa Solar. Ежедневные изображения Солнца в спектральных линиях Ha , He I, и информация с внезатменного коронографа.
http://umbra.gsfc.nasa.gov/images/latest.html – изображения Солнца, полученные с космической станции SOHO
http://umbra.nascom.nasa.gov/images/latest.html – изображения Солнца в различных спектральных диапазонах, от инфракрасного до рентгеновского диапазона.
http://www.lpl.arizona.edu/rhill/alpo/solstuff/recobs.html/ – фотографии Солнца в непрерывном спектре и в линиях водорода. Графики солнечной активности за последние месяцы.
http://www.hao.ucar.edu/public/slides/slides.html – изумительные фотографии солнечной короны.
http://www.hao.ucar.edu/public/slides/slide15.html – проявления солнечной активности в рентгеновских лучах.
http://www.hao.ucar.edu/public/slides/slide13.html – солнечный протуберанец в динамике.
http://www.hao.ucar.edu/public/slides/slide4.html – магнитные поля на Солнце.
http://sohowww.nascom.nasa.gov/ – архив фотографий Солнца.
http://www.nso.noao.edu/synoptic/synoptic.html – изображения Солнца в линиях различных элементов Fe I, Ca II, He I, которые приходят с различных слоев атмосферы Солнца и непохожи друг на друга.
http://www.bbso.njit.edu/cgi-bin/LatestImages/ – анимационные изображения Солнца за последние 30 дней.
http://www.sel.noaa.gov/solar_images/ImageIndex.cgi/ – архив фотографий Солнца с 1997 г.
V. Контрольные упражнения. Заполнение четырех таблиц отчета на уроке и ответы на контрольные вопросы к лабораторной работе.
VI. Оценка урока. Урок изучения проявлений солнечной активности, проведенный в данной форме – лабораторная работа – проходит исключительно интересно для учащихся, поскольку вопрос проявления солнечной активности значим для всех жителей Земли. В ходе урока учащиеся получают знания по астрономии на современном научном уровне, активизируют необходимые знания по физике, закрепляют навыки работы в современных информационных технологиях при систематизации сохраненных фотографий в виде файлов, работе в Сети по определенным адресам.
Анализ данных с сайта «Солнечное обозрение» способствует концентрации внимания на специфические вопросы, связанные проявлениями солнечной активности в виде солнечных пятен. После такого занятия учащиеся будут пользоваться данными этого научного сайта одновременно с прогнозом погоды.
Источник