Меню

Лего белое солнце пустыни

Кем был прототип Верещагина из «Белого солнца пустыни», и почему у него был полный дом оружия

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Павлинов во дворе видел? Вот на них сменял… мундир-то»

В «Белом солнце пустыни» персонаж Верещагина получился настолько удачным и харизматичными, что некоторые даже скажут, что это он главный герой фильма. Чего уж там, главная драма кино сводится к гибели Павла Артемьевича, а песню-лейтмотив «Ваше благородие, госпожа Удача», написанную Булатом Окуджавой, исполняет именно этот персонаж. На момент знакомства со зрителем киношный Верещагин – это человек, потерявший всякий смысл жизни: единственный сын умер, будучи совсем маленьким, пограничная застава упразднена после Революции, в регионе бардак и безвластие, а лучшие годы остались далеко позади. Поэтому Верещагин и заливает свое горе и безделье водкой.

При этом бойцовский дух Павла Артемьевича постоянно прорывается, однако каждый раз отсутствие конкретной цели и любящая супруга удерживают его от какого-нибудь безумного плана, в ходе которого «убьют ведь дурака». В конечном итоге под влиянием от знакомства с Суховым и Петрухой, а также после новостей о смерти последнего, Верещагин включается в борьбу с бандой Абдуллы и погибает.

«Я мзду не беру»

Судьба настоящего Верещагина – Михаила Дмитриевича Поспелова сложилась не так драматично. Однако, впечатление история Поспелова производит не меньшее. Родился Михаил Дмитриевич 10 августа 1884 года в Орле. В молодости, как и многие юноши, был пропитан революционным духом и идеями демократии. За излишнее вольнодумство Дмитрий Поспелов вылетел с первого места учебы, после чего поступил вновь в Тифлисское пехотное училище. Закончив учебу с отличием, поступил на службу в Русскую Императорскую армию. В 1911 году по собственному желанию перевелся служить на Каспий, на границу. Там он был отправлен в 30-ю Закаспийскую пограничную бригаду. С 1913 года стал ее начальником, получив звание штабс-ротмистра.

Под руководством Михаила Дмитриевича было 5 пограничных отделов сухопутной и морской охраны: несколько отрядов кавалеристов, четыре катера и целый миноносец «Часовой». Формирование Поспелова должно было контролировать 100 верст границы, бороться с нарушителями, контрабандистами и налетчиками из курдских племен, которые нападали на местные селения с целью угона рабов. Службу Михаил Дмитриевич знал на отлично, за что все бандиты в округе с ненавистью прозвали его «Красный шайтан». Такое прозвище Поспелов получил за рыжие усы. Коллеги отзывались о начальнике границе как о человеке исключительно надежном, честном, смелом, не берущим взяток. Вместе с Михаилом Дмитриевичем на границе жена и его семья: супруга и две дочери.

«Вот что, ребята: пулемёт я вам не дам»

Революция 1917 года закономерным образом покоя на границе не добавила. Когда император Николай II отрекся от престола, а власть в стране взяло либеральное Временное правительство, криминальный элемент почувствовал, что настало его время. То, что скоро начнутся большие проблемы, понял и Михаил Дмитриевич. Поспелов отправился в Ашхабад, где через старых знакомых раздобыл дополнительное снаряжение для заставы: ящик гранат, штоковый миномет, пулемет системы Льюиса. Вернувшись на заставу, Поспелов превратил ее в настоящую крепость. Дом был укреплен баррикадами. Наш герой также научил обращаться с оружием своих дочерей и супругу, понимая, что дальше ситуация на границе будет становиться только хуже, и Поспелов не ошибся.

Так как в стране был редкостный бардак, и без того немногочисленные пограничники начали дезертировать. Большинство просто опасалось за свои жизни: бандитов и контрабандистов становилось все больше. Всякий криминальный элемент был не прочь поквитаться с «прихвостнями режима» в лице таможенников. Однако, Михаил Дмитриевич с места службы не побежал, оставаясь верным присяге и долгу офицера, несмотря на то, что той страны, в которой он эту присягу давал, уже не было. Несколько раз басмачи крупным отрядом являлись к дому Поспелова. Каждый раз Михаил Дмитриевич окапывался и ощетинившись пулеметом и винтовками в руках детей и жены был готов дать бой. Правда, ни разу басмачи так и не решились штурмовать укрепленное жилище и поквитаться за старые обиды с царским таможенником.

Прошел год, случилась Октябрьская революция. Порядка в стране не добавлялось, а вскоре и вовсе началась Гражданская война. Все это время Поспелов оставался жить на границе в своем укрепленном доме. Местные жители шли кто куда. Одни шли к Красным, другие к Белым, третьи и вовсе становились бандитами. Оставшиеся в регионе немногочисленные бывшие сослуживцы звали Михаила Дмитриевича то к большевикам, то к белому движению, даже к бандитам Поспелова звали, но таможенник никуда идти не захотел.

Читайте также:  Когда зимой заходит солнце

«Мне за Державу обидно»

Беда пришла откуда не ждали: бандиты ничего не смогли сделать с храбрым пограничником, зато смогли сделать бывшие сослуживцы. Пользуясь хаосом гражданской войны, группа бывших пограничников захотела поквитаться с Михаилом Дмитриевичем за то, что он сам взяток не брал, и другим не позволял. Поспелова заманили в ловушку, избили и посадили в погреб. Правда убить сходу бывшие сослуживцы пограничника не смогли, стали пить водку для храбрости и слишком увлеклись. Все это время таможенник спокойно сидел в подвале. На утро горе-мстители протрезвели и охолонули, большинство разбежалось, а немногие оставшиеся с чувством стыда отпустили Михаила Дмитриевича.

Между тем ситуация на границе становилась все хуже и хуже. По всей бывшей империи хозяйничали банды, красные и белые рубили друг друга, а державы Антанты начали интервенцию в страну Советов. Тогда Михаил Дмитриевич решил, что проблема с бандами в условиях безвластия лечится только одним способом – собственной «бандой»! Поспелов объехал всю округу, собрал неравнодушных местных жителей и оставшихся сослуживцев и сколотил новый пограничный отряд, вооружил и обучил его. После чего принялся наводить в округе порядок: отгонять налетчиков, контрабандистов и басмачей. Изобретать велосипед Поспелов не стал, а просто сформировал несколько старых-добрых и проверенных временем кавалерийских пограничных разъездов.

Спустя некоторое время Гражданская война начала клониться к закату, большевики одерживали победу: белые армии были разгромлены, а интервенты были вышвырнуты из страны, с Германией и Польшей был подписан мир. Тогда-то в регион и пришли Красные. Вверенные под охрану еще при Царе 100 верст границы у Каспия произвели на комиссаров сильное впечатление. Благодаря отрядам Поспелова там был какой-никакой порядок и спокойствие. Поняв, что безвластие закончилось и в истории Отечества начинается новая страница истории, Михаил Дмитриевич не стал долго колебаться и пошел на службу к Красным в ВЧК. В 1921 году царского таможенника назначили командиром 1-го пограничного полка в Ашхабаде. В 1923 году Поспелова сделали начальником учебной приграничной школы, где он обучал офицеров младшего командного звена. С 1925 по 1933 годы в составе ВЧК несгибаемый пограничник принимал активное участие в операциях против басмачества в Средней Азии.

На момент начала Великой Отечественной войны Михаилу Дмитриевичу было 57 лет. Призыву на фронт бывший царский таможенник уже не подлежал. Вместо этого он был переведен на службу в пожарную охрану города Ташкент. Там он прослужил вплоть до своей смерти. Скончался настоящий Верещагин 10 августа 1962 года.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему в ряды Красной армии вступали царские генералы и офицеры.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Оружие в фильме «Белое солнце пустыни»

Навеяно темой про Наш Любимый фильм.

В этом посте я расскажу про оружие в совершенно потрясающем фильме «Белое солнце пустыни» 1970 года. Этот фильм занял прочное место с списке классики отечественного синематографа, а кроме того, его почитают и на Западе, как классику советского истерна.

Классический револьвер для фильмов про Гражданскую войну — Наган обр. 1895 года. И классический ляп — в фильме показаны револьверы модификации 1930х годов, если судить по ступенчатой мушке, на «царских» была мушка овальной формы.

Reichsrevolver M1879, который можно увидеть у Саида и некоторых членов банды (подозреваю, что один и тот же) — нередкий гость в советском кино. Кстати, несмотря на то, что этот револьвер в годы Гражданской войны уже был антиквариатом, его роль вполне оправдана — в Германии даже в 1944-45 годах такими револьвами вооружали народное ополчение Volkssturm

Маузер К96 — еще один образец стрелкового оружия, без которого не обходится ни один фильм про Гражданскую войну . классика.

Читайте также:  Солнце свою сияние светят не только для вас

Маузер и в Азии Маузер..

В большом количестве в фильме встречается трехлинейка (винтовка мосина обр. 1891 года).

1938 года , да и ещё модернизировал его, стреляет без перезарядки.

Врядли.
«В годы Гражданской войны и по ее окончании карабины обр. 1907 г. состояли на вооружении Красной армии, их производство продолжалось до 1938 г., когда на базе модернизированной винтовки Мосина обр. 1891/1930 гг. был создан «7,62 мм карабин обр. 1938 г.». Этот карабин на 5 мм длиннее предыдущего и снабжен прицельными приспособлениями с метрической градуировкой до 1000 м.»
. вот «царский» карабин..

В статических сценах в фильме присутствует Winchester 1894. Правда, эта винтовка за весь фильм ни разу не выстрелила. Тому есть по меньшей мере одна причина — отсутствующий курок.

Отдельная история с пулеметом Льюис, из которого Сухов положил массу бандитов. В некоторых сценах это и в самом деле Льюис, но стреляет Сухов из пулемета ДП-27, загримированного под Льюис. Причина, очевидно, кроется в том, что патронов калибра .303 British в реквизите не было, а вот винтовочных 7,62х54 мм R, которыми питается пулемет Дегтярев — хоть завались. Вот и пришлось «делать Льюис» под советский боеприпас
Здесь Льюис.

И здесь Льюис и куча кремнёвого оружия.

а здесь Дегтярь. с сошками от немецкого МГ-34/42, и фальш накладкой на основной диск

Пулемет красноармейца Сухова хранится на «Ленфильме»

Источник

Смерть на съёмках, клубничка, стычки с бандитами и голодные поклонницы. Как снимали «Белое солнце пустыни»

Лайф нашёл неизвестные факты о том, как снимали всенародно любимый хит.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоказ»

В апреле 1970 года фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» вышел в широкий прокат. За короткое время картина, открывшая в СССР моду на вестерны, стала всенародно любимой и разошлась на цитаты. Чиновники от кино делали всё, чтобы фильм не получил ни премий, ни наград. Однако народная любовь победила, награда нашла своих героев, товарищ Сухов стал секс-символом, а «Белое солнце пустыни» считается культовым фильмом.

Рабочее название первого варианта сценария — «Басмачи». Его написали Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Изначально это была история милицейского отряда, перешедшего на сторону басмачей. В течение фильма красные пытаются вернуть его в свой стан. Комиссии сюжет показался надуманным, его отдали на переработку успешным на тот момент сценаристам Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову. Общаясь с ветеранами Гражданской войны, авторы услышали историю про гарем, который в ходе войны бросил командир басмачей, и узнали много интересного о судьбе брошенных женщин. Вокруг этой истории и закрутился сюжет, будущий фильм получил название «Спасите гарем!».

Искусствовед, инженер и проститутка в роли наложниц

Съёмки проходили в посёлке Мистолово Ленинградской области, в Дагестане, в Таджикистане и Туркменистане. Огромной проблемой было найти девушек на роль наложниц гарема Абдуллы, так как местные жительницы наотрез отказывались от участия в фильме. В результате исполнительниц ролей искали по всему Союзу. Почти все они были непрофессиональными актрисами, за исключением звезды кино и театра Татьяны Ткач. Старшую жену Саида сыграла искусствовед Светлана Сливинская, колоритную девушку с усами Зарину — инженер Алла Лименес, а на роль Зульфии пригласили профессиональную путану из гостиницы «Астория» Зинаиду Рахматову (этот факт, конечно, не афишировался). В процессе съёмок Зинаида поругалась со съёмочной группой и уехала. Её нашли… на рабочем месте в объятиях клиента и уговорили вернуться к съёмкам.

Смерть на съёмочной площадке

Создателям фильма не везло с самого начала. Ещё в подготовительный период режиссёру Владимиру Мотылю пришлось внести в сценарий множество правок. Бюджет фильма был по тем временам скромный — всего 650 тысяч рублей, не хватало необходимого оборудования. К примеру, съёмочный кран пришлось мастерить из подручных средств. В это же самое время снималась эпопея Юрия Озерова «Освобождение», на съёмки которой были брошены почти все кинематографические ресурсы. Во время съёмки сложных конных трюков и вовсе случилась трагедия — из-за несоблюдения правил техники безопасности погиб кавалерист-каскадёр. Самое обидное, что виртуозные трюки, из-за которых он пошёл на риск, так и не вошли в финальный монтаж картины.

Читайте также:  Линзы меняющие цвет от солнца

Пьянство, драки, поножовщина

Каждый съёмочный день начинался в шесть часов утра. Работали плотно, тем не менее организация съёмок хромала (режиссёру дали неопытных ассистентов), к тому же то и дело путали карты погодные условия — то поднималась буря, то становилось пасмурно. Вынужденный простой актёры компенсировали, проводя время в местных кабаках. Николай Годовиков, исполнивший роль Петрухи, и Павел Луспекаев, сыгравший таможенника Верещагина, часто под воздействием алкоголя дрались с местными хулиганами.

Николай Годовиков в роли Петрухи. Фото © Wikipedia

Из-за Николая Годовикова отменили два съёмочных дня, поскольку полученные синяки не позволяли ему присутствовать в кадре. С Павлом Луспекаевым вышла другая история: в один из вечеров в дагестанском ресторане он бросился разнимать двух дерущихся, один из которых ударил его кинжалом в лицо. У актёра была повреждена бровь, и она во время съёмок боя на баркасе постоянно кровоточила. Владимир Мотыль придумал сцену, в которой от выстрела разбивается стекло и осколок ранит героя. Так травма оказалась оправданной в кадре.

Экшен-сцены и обнажёнку вырезать!

Несмотря на все трудности, свалившиеся на режиссёра и съёмочную группу, все работали в поте лица, особенно когда сроки начали поджимать, а бюджет почти иссяк. Но чиновники были настроены решительно, была даже идея положить фильм на полку, а то и вовсе уничтожить отснятую плёнку. «Белое солнце пустыни» дошло до зрителя благодаря счастливому случаю. Леонид Брежнев был большим фанатом американских вестернов, особенно он ценил фильмы с участием актёра Чака Коннорса. Генсеку регулярно поставляли на правительственную дачу новинки. Но в тот период, когда решалась судьба фильма Владимира Мотыля, с поставками вестернов случился перебой, поэтому ему отправили «Белое солнце пустыни». Фильм привёл его в восторг, он похвалил советских кинематографистов и удивлённо спросил, почему фильм ещё не вышел на экраны. Картине дали зелёный свет, уже в апреле её увидели миллионы зрителей. Люди влюбились в героев, фильм разошёлся на цитаты. Лента «Белое солнце пустыни» заняла второе место в прокате 1970 года, уступив эпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Любовницы товарища Сухова

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»

Для прекрасной половины СССР актёр Анатолий Кузнецов, исполнивший роль Сухова, моментально стал главным секс-символом 1970 года — ему писали письма, всеми правдами и неправдами доставали номер его телефона. У Кузнецова был друг, который имел внешнее сходство с актёром. Он пользовался этой привилегией и соблазнял девушек. Однажды Анатолий Кузнецов получил телеграмму от одной из них. Девушка писала, что разводится с мужем, собирает деньги для того, чтобы переехать к Кузнецову в Москву, как «они и договаривались». Актёр же не был с ней знаком и очень удивился. Когда он выяснил, откуда у этой истории ноги растут, то отчитал своего предприимчивого друга.

Счастливый талисман космонавтов

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»

Ещё в советское время картина стала культовой среди космонавтов. Перед каждым полётом в космос экипаж смотрел «Белое солнце пустыни», считая, что картина приносит удачу, а товарищ Сухов заряжает своим мужеством, чувством юмора и оптимизмом и является полноценным членом экипажа. Традиция жива до сих пор. Космонавт Валерий Кубасов в одном из своих интервью поделился, что с того времени, как была заведена эта традиция, ни один из космонавтов не погиб.

Владимир Мотыль стремился сделать советский вестерн (истерн), хотя и отмечал, что у него свои методы, которые отличаются от американской школы. Тем не менее изначально в фильме было больше драк и откровенных сцен. Комиссия на просмотре чернового монтажа картины единогласно решила, что лучше всего у него выходят лирические сцены, а драки часто нелепы. Что касается клубнички, то члены комиссии потребовали её свести к минимуму. Так исчезла сцена, в которой одна из девушек раздевает другую, готовя её ко встрече с Абдуллой, а также сцена, в которой обнажённая красавица кормит Абдуллу виноградом. Владимир Мотыль был расстроен. Он считал, что таким образом он мог показать красивую жизнь бандита, которой его лишил товарищ Сухов.

Источник

Adblock
detector