Открытое логопедическое занятие по лексической теме «Космос»
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Космос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_kosmos.docx | 21.75 КБ |
puteshestvie_v_kosmicheskie_dali.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе
Цель : Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».
- Уточнять и расширять знания детей о космосе;
- Активизировать словарь по данной теме;
- Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
- Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;
- Развивать интерес к выполнению заданий;
- Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
- Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.
Интеграция образовательных областей:
- « Социально-коммуникативное развитие»;
- «Развитие речи»;
- «Познавательное развитие»;
- «Физическое развитие».
Введение в тематику занятия
Логопед: Ребята, сегодня мы попробуем полететь в космос. Но для начала скажите мне: кто летает в космос? (космонавты) Верно. А какими должны быть космонавты? (сильными, смелыми, храбрыми, внимательными, осторожными…) А кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин) Молодцы! Какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День Космонавтики). Ребята, а вы знаете, что животные тоже летали в космос? (ответы детей)
Рассказ о первых животных в космосе:
Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на «разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы. Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги. Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась. Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля »Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в космос возможен.
Ребята, а хотели бы вы превратиться в настоящих космонавтов и отправиться в космос? (ответы детей). Посмотрите, у вас на столах лежат части от ракеты. Давайте попробуем собрать ракету, на которой мы отправимся в наш полет( дети собирают ракету).
К запуску ракеты приготовиться! ( Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)
Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)
Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).
Д.: Есть, включить контакты!
Логопед: Завести мотор!
Д.: Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).
Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх).
Ребята, смотрите, кто это?(Ответы детей).
Это Громозека. И мне кажется, у него для нас есть какие-то новости (появляется загадочное письмо)
«Ребята, на моей планете случилась беда- куда-то исчезли все жители. И если нам не спасти мою планету, то мне негде будет жить и я погибну.»
Логопед: Ребята, мы поможем Громозеке? (ответы детей). Но для этого нам нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?(ответы детей)
Внимание! Опасность ! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.
Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна.
- Входим в зону турбулентности. Занять свои кресла!(дети садятся). Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.
Упражнение «Четвертый лишний»
Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета , Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет
- Дидактическая игра «Составь предложение».
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим
Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте
- Логопед. Мы пролетаем мимо незнакомой планеты. Рассмотрите внимательно животное, которое живёт здесь. Его части тела напоминают известных нам животных. Давайте составим предложения об этом невиданном звере, которые будут начинаться так: “У этого животного…”
Логопед с помощью инструмента “лупа” выделяет нужную часть тела.
Дети. У этого животного крокодилий хвост.
У этого животного птичьи лапы.
У этого животного поросячий нос.
У этого животного верблюжьи горбы.
У этого животного лошадиные копыта.
- Развитие внимания и связной речи по теме «Космос «
Прекрасная тренировка рассказа — сравнения может происходить с помощью картинок с заданием «Найди отличия»
- Подведение итогов занятия
Источник
Конспект логопедического занятия «Космос» (подготовительная группа)
Мария Наумова
Конспект логопедического занятия «Космос» (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия «Космос» подготовительная группа.
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме, образование однокоренных слов).
Коррекционно-развивающне цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, ориентировки в пространстве, мышления, воображения, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: конверты по количеству детей в которые вложены буквы разной величины, образующие слово «Космос»; портрет Ю. Гагарина, 5 предметных картинок: ракета, космонавт (самая крупная, звезды, солнце, планета; картины космической тематики для оформления группового помещения (звездное небо, космонавт в скафандре, планеты, запуск ракеты, мягкий мяч.
Предварительная работа: Беседа с воспитателем на тему «Космос», о первых космонавтах, о празднике «День космонавтики», рассматривание иллюстраций в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
1. Организационный момент:
Логопед приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
логопед: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть в этот солнечный весенний день! Солнышко уже ласково согревает нас своими лучиками и мне хочется чтобы мы все тоже согрелись добрыми словами. Давайте сегодня назовем друг друга по имени ласково, я начну, а вы продолжите по кругу.
(Дети называют друг друга ласково по цепочке: Юленька, Костенька, Егорушка и т. д.)
логопед: Молодцы! А теперь, садитесь на свои места.
2. Сообщение темы занятия:
логопед: Ребята, посмотрите внимательно на ваши столы, у каждого из вас есть красивый конверт. Откройте конверты и посмотрите, что там?
логопед: Правильно, буквы! Обратите внимание, что все буквы разной величины. Расположите буквы по порядку от самой большой к самой маленькой и когда вы прочитаете получившееся слово, то узнаете о чем мы будем сегодня говорить.
логопед: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о космосе. А что такое космос, как вы думаете?
логопед: Оказывается вы уже очень много знаете о космосе! Космос- это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля.
3. Игра «Открой портрет»
На магнитной доске закреплен портрет Ю. Гагарина который закрыт 5 предметными картинками: ракета, космонавт, звезды, солнце, планета.
логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Открой портрет»!
Посмотрите внимательно на доску, портрет закрыт картинками, чтобы снять каждую картинку нужно подобрать к ней слова-признаки (какой? какая? какие) и тогда мы узнаем кто же изображен на потрете.
логопед: Что изображено в правом верхнем углу?
логопед: Ракета какая?
дети: Быстрая, красивая, космическая. (логопед снимает картинку закрывающую часть портрета)
логопед: Молодцы! Что изображено в нижнем левом углу?
логопед: Солнце какое?
дети: Яркое, горячее, лучистое. (логопед снимает картинку)
логопед: Очень хорошо, не догадались еще кто изображен на портрете?
дети: ответы детей
логопед: Давайте еще откроем картинки. Что изображено в нижнем правом углу?
логопед: Звезды какие?
дети: Далекие, мерцающие, красивые. (убирается картинка)
логопед: Давайте теперь подберем признаки к слову «планета»
дети: Неизвестная, большая, обитаемая. (убирается картинка)
логопед: Очень хорошо, у нас осталась самая большая картинка, кто на ней изображен?
логопед: Космонавт какой?
дети: Смелый, выносливый, сильный.
(логопед убирает последнюю картинку закрывающую потрет Ю. Гагарина)
логопед: Ребята, знаете ли вы кто этот человек?
логопед: Это потрет Ю. Гагарина этот человек первый побывал в космосе. 12 апреля 1961 года впервые совершил полет в космос на космическом корабле-спутнике «Восток-1». В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается праздник «День космонавтики»!
4. Физкультминутка «Астрономическая считалка»
логопед: Что-то мы с вами засиделись, давайте отдохнем! Встаньте рядом со своим местом и задвиньте стульчики, чтобы они вам не мешали.
На Луне жил звездочет, (складываем руки так чтобы получился телескоп, смотрим в него)
Он планетам вел учет. («считаем» указательным пальцем правой руки)
Меркурий – раз, (описываем круг руками)
Венера – два-с, (хлопаем в ладоши)
Три – Земля, (приседаем)
четыре – Марс. (встаем)
Пять – Юпитер, (наклон вправо)
шесть – Сатурн, (наклон влево)
Семь – Уран, (наклон вперед)
восьмой – Нептун, (наклон назад)
Девять – дальше всех – Плутон. (прыжок на месте)
Кто не видит – выйди вон. (развести руки в стороны).
логопед: молодцы! (дети садятся на свои места)
5. Упражнение «Семейка слов» (с мячом)
логопед: Ребята, когда вы мне в начале занятия рассказывали что вы знаете о космосе, вы сказали,что в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам мяч, а вы образовавать слово.
Как можно назвать звезду ласково?
логопед: Правильно! Если на небе много звезд, то оно какое?
логопед: Молодцы! Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова «звезда».
логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это. Вспоминайте считалочку.
логопед: Умники! А как называется явление, когда звезды «падают» с неба?
логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
логопед: Молодцы! Вот видите какая большая «семейка» получилась у нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.
дети: звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
6. Релаксация.
логопед: А теперь ребята, давайте немного пофантазируем! Давайте, сядем ровно на стульчики, и закроем глаза, руки опустим вниз.
Представьте, что вы пассажир космического корабля, который находится в космическом путешествии и в большой иллюминатор вы видите далекие звезды и чудесные планеты, давайте полюбуемся ими.
А теперь мы открываем глаза, потягиваемся и медленно встаем.
Молодцы! Я предлагаю вам в свободное время нарисовать то, что вы увидели во время этого путешествия.
Конспект логопедического занятия «Весна» (подготовительная группа) Цель: закреплять умение детей заучивать стихотворение, опираясь на картинки-символы (Мнемотехника). Задачи: Учить пользоваться.
Конспект занятия «Путешествие в космос» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и обогащать знания детей о космосе. Воспитывать интерес к космосу, строению «Солнечной системы». Материал: планета Солнечной.
Источник
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Космос».
Ольга Тяпугина
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Космос».
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме: «Космос».
1.Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
Упражнять в образовании новых слов.
Согласование существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах;
Расширение тематического словаря: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, планетный, планетарий, инопланетяне
2.Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
Развитие фонематического восприятия;
3.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Ход занятия:
Логопед: Совсем недавно наша страна отметила праздник День космонавтики.
Это праздник всех людей, а особенно космонавтов и людей которые участвуют в создании космических ракет.
— Как называют людей летающих в космос? (космонавты, астронавты, летчики, инженеры)
— Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым)
— Ребята вы любите смотреть на небо ночью? (Да)
— Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды, луну)
— Сколько звёзд на небе? (очень много)
Чтобы наблюдать за звёздами ученые придумали специальные приборы – телескопы. Ученые узнали, что в космосе много разных планет.
— Какие планеты вы знаете? (Земля, Луна, Солнце, Марс)
Первым человеком, который побывал в космосе был наш соотечественник Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первый на планете
Подняться к звёздам смог!
— А вы бы хотели стать космонавтами? (да)
Тогда приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где мы с вами пройдем специальную подготовку. Приглашаю вас в космический класс. Для начала скажем с вами главное правило экипажа.
Дети вместе с логопедом проговаривают:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим.
Дети проходят и садятся за столы.
Л: Космонавты должны быть очень умными, согласны? Поэтому приступим к первому заданию.
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны их угадать.
1. В черном небе до зари
Тускло светят фонари
Меньше, чем комарики. (звезды)
2. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (Солнце)
3. Блин в окошке виден нам
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел
Поделиться не хотел. (Луна)
4. Есть специальная труба,
В ней вселенная видна
Видно звёзд калейдоскоп
Что же это… (Телескоп)
5. Планета голубая,
Она твоя, она моя
И называется…. (Земля)
6. Специальный космический есть аппарат
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд
И как одинокий путник
Летит по орбите (спутник)
7. Кто смотрит всегда в телескоп,
С космосом близко знаком
Обнаруживает черные дыры,
Любуется созвездием Лиры? (астроном)
8. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост —
Понесется до звезд. (ракета)
9. Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету
Дети кто скажите это? (космонавт)
Игра «Один – много»
Следующее задание для вас это игра с метеоритом (мяч). Я буду передавать вам метеорит и называть один предмет, а вы передавать метеорит обратно и называть много предметов.
Слова: звезда, космонавт, спутник, ракета, комета, планета, орбита, станция, метеорит, телескоп, астроном.
Игра «Скажи наоборот»
А теперь я буду передавать вам метеорит и говорить слово, вы должны сказать его противоположное значение.
Чтоб ракетой управлять
Нужно смелым, ловким стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полёт – нелёгкий труд.
Ребята давайте сделаем зарядку космонавтов.
Следующее задание для будущих космонавтов.
Мы должны сфотографировать на Земле определённые места. Подумайте, что мы должны сфотографировать?
Логопед называет два слова, дети отгадывают.
1. яблоня, сад (яблоневый сад)
2. сосна, лес (сосновый лес)
3. глубина, море (глубокое море)
4. топь, болото (топкое болото)
5. густота, лес (густой лес)
6. высота, горы (высокие горы)
7. широко, поле (широкое поле)
8. широко, река (широкая река)
9. чисто, озеро (чистое озеро)
10. снег, вершина (снежная вершина)
Наши глазки немножко устали, давайте сделаем гимнастику для глаз. Внимание на экран.
Игра «Багажное отделение» (деление на слоги).
Следующее задание ждёт вас в багажном отделении. Надо все предметы разложить по полочкам. На верхней полочке должны лежать предметы в названии которых 1 слог, на средней полочке предметы в названии которых 2 слога, на нижней полочке предметы в названии которых 3 слога.
Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку и размещают на необходимой полке.
Игра «Фантастическое животное»
Космонавты пролетали мимо незнакомой планеты и увидели на ней фантастическое животное. У нас есть фотографии частей тела этого животного. Сейчас вы их увидите. Составим предложение об этом невиданном звере,которое будет начинаться так: «У этого животного…»
На экране изображение:
1.(хвост лисы) У этого животного лисий хвост.
2.(нос свиньи) У этого животного поросячий нос.
3.(горб верблюда) У этого животного верблюжий горб.
4.(копыта лошади) У этого животного лошадиные копыта.
5.(глаз кошки) У этого животного кошачьи глаза.
6.(рога барана) У этого животного бараньи рога.
7.(шерсть овцы) У этого животного овечья шерсть.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной в игру «Запрещённое движение».
Дети выходят, становятся в круг, логопед проводит игру.
Дыхательная гимнастика. Логопед предлагает детям подуть в султанчики.
Игра «Подбери признак»
Логопед предлагает детям картинки на выбор. Дети садятся за столы.
Ребята посмотрите на картинки, которые вы выбрали, расскажите какие это предметы.
1 Солнце – яркое, большое, тусклое, горячее, лучистое
2 Луна – большая, холодная, яркая
3 Ракета – большая, быстрая, огромная, крепкая
4 Космонавт – сильный, умный, храбрый, смелый
5 Астроном – умный, внимательный
6 Небо – огромное, темное, звёздное, ночное
7 Звезда – яркая, далёкая
8 Планета – далёкая, незнакомая, голодная
9 Спутник – быстрый, большой
10 Земля – огромная, родная, большая, круглая
11Телескоп – большой, мощный, стеклянный
12 Скафандр – крепкий, прочный
Итог: Ребята вот вы и прошли обучение в космическом классе. Я хочу предложить вам звёздочки с весёлыми и грустными личиками. Если у вам хорошее настроение выберите весёлую звёздочку, если вам грустно тогда грустную. Разместим наши звёзды на облачке и посмотрим каких звёздочек больше.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии» Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Профессии» Ильина Валентина Александровна Детский сад №43 л. Липецк Тема: «Профессии.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Транспорт» Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт» (старшая группа) Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». Задачи:.
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Грибы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» Коррекционно-развивающие цели: Развитие.
Конспект открытого занятия по лексической теме «Посуда» Елена Караганова Лексическая тема «Посуда». Цель: выучить стихотворение о посуде. Задачи: 1. Запомнить стихотворение о посуде, используя.
Конспект открытого занятия по лексической теме «Продукты питания» Цель: формирование лексико-грамматических категорий. Задачи: Коррекционно-образовательные: — Активизировать предметный словарь по теме «Продукты.
Конспект занятия логопедического кружка по лексической теме «Посуда» Конспект занятия логопедического кружка «Говоруша». Лексическая тема «Посуда». Цель: развитие пассивного и активного словарного запаса.
Конспект занятия по лексической теме: «Фрукты» Конспект занятия по лексической теме «Фрукты» Коррекционно-образовательные цели: уточнить и расширить представление о фруктах. Уточнить.
Конспект занятия по лексической теме «Фрукты» Программное содержание: Цель: расширение и активизация словаря. Задачи: 1. Учить образовывать от существительных прилагательные. 2. Учить.
Конспект занятия по лексической теме «Лес. Ягоды» Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация.
Источник