Лексическая тема: «Космос»
материал
Рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos_.docx | 130.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Космос»
космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).
осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться .
первый, космический, межпланетный, звёздное.
Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп .
Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.
— Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики .
— Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты .
— Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции .
— Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
— Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин .
— Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром .
— Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр .
— Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля .
— Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп .
Упражнение «Один — много» на употребление мн. числа существительных в родительном падеже.
Один космонавт — много космонавтов.
Одна ракета — много ракет и т.д.
«Составь предложение из слов».
Ракета, космос, летать, в.
Космонавт, в, летать, космос.
Развитие слухового внимания, памяти.
Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить . «Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду — Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» — решил он. «Что ты, что ты, — заскрипела карета, — мне не выдержать такого длинного путешествия — развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!» Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!» Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: «Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?» «10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве». Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?» Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. «
Вопросы после прочтения:
— Что наблюдал Звездочет ночью?
— Что он наблюдал днем?
— Куда решил полететь Звездочет?
— Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?
— Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
— Сколько времени понадобилось солнечному лучу?
Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5.
1 ракета, 2 ракеты, 3. 4. 5.
1 космический корабль, 2. 3. 4. 5.
1 скафандр, 2. 3. 4. 5.
Словесная игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
На корабле воздушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
У ракеты есть водитель,
А по-русски … (космонавт).
Игра «Скажи наоборот» Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Например:
далёкий — близкий, тесный — . , большой — . , улетать — . , высокий — . , взлетать — . известный — . , включать — . , тёмный — . , подниматься — . , яркий — .
Игра «Сосчитай -ка » Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными). Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита. пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда, .
Одна быстрая ракета, .
Один опытный космонавт, .
Одна далёкая планета, .
Игра «Составь предложение» Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание. Ход игры: Взрослый предлагает ребенку послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной. В. Степанов
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Текст для пересказа
Г. Цыферов ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи ?
Что рассказал о звёздах лягушонок
Совместно со своими детьми посмотрите развивающие документальные фильмы:
1. «Какие есть планеты»
2. «Космос, ракеты и другой космический транспорт»
3. «Планеты солнечной системы»
4. «География для самых маленьких»
5. «Астрономия для самых маленьких»
1.»Пеппа в космосе «Учим планеты солнечной системы»
2. «Увлекательное путешествие в Космос» 1 СЕРИЯ
3. «Увлекательное путешествие в Космос» 2 СЕРИЯ
3. Развивающий мультик для детей «Малыш космонавт»
4. «Панда Кики и Наша солнечная система»
Заучить считалки, с помощью таких считалок дети быстро запомнят порядок расположения планет Солнечной системы.
Светит Солнце, а вокруг
Есть планеты, девять штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас:
Номер «девять» звать Плутон.
Тот, кто лишний, выйди вон!
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Девять — дальше всех Плутон…
Кто не видит — выйдет вон!
Поиграйте в совместные игры:
Ход игры: играющие, делают ласточку и стоят на одной ноге, так, как можно дольше. Кто встал на вторую ногу, выходит из игры. Выигрывает тот, кто простоял на одной ноге дольше всех.
Ход: Ведущий бросает мяч игроку, называя слово по предложенной теме. Игрок ловит мяч и составляет предложение с данным словом, возвращая мяч ведущему. Ведущий посылает мяч следующему игроку с новым словом и т. д.
«Составить предложение из слов»
Космонавт, в, летать, космос.
Ракета, космос, лететь, в.
Луна, земля, меньше.
Луна, вращаться, земля, вокруг.
«Определи, что лишнее и почему»
Солнце, луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Лежит ковер, большой, большой, а не ступишь на него ногой.
По голубому блюду золотое яблочко катится.
Нарисуйте рисунок или изготовьте поделку на тему космоса, для лучшего закрепления материала.
Приятной творческой недели в изучении загадочного космоса совместно со своими малышами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное развитие интегративных качеств детей с ТНР возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работевсех .
Разнообразные и в том числе авторские игровые задания направлены на развитие языкового анализа у детей с нарушением речи помогут родителям и воспитателям в работе по лексической теме «Космос».
Презентация «Загадочный космос».
Материал содержит подборку стихотворений, художественной литературы, загадок, физминуток, конспектов занятий и бесед, дидактических игр по теме «Космос».
Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ.
дети должны знать существительные, глаголы и другие части речи, связанные с темой «Космос».
Дать элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей среднего дошкольного возраста о космосе, звезде Солнце, планете Земля с опорой на ведущие виды деятельности дошкольн.
Источник
Конспект занятия. Лексическая тема «Космос»
Елена Абашина
Конспект занятия. Лексическая тема «Космос»
Лексическая тема: “Мы космонавты”
10 группа “НЕПОСЕДЫ”
космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический, космодром, станция, спутник, полёт, планета,
планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).
осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.
первый, космический, межпланетный, звёздное.
1. Рекомендуется объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник.Материал для рассказа может быть следующим:12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики.В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Солнечным апрельским утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли? нашим соотечественником Ю. А. Гагариным на борту. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд огромный и таинственный. В нем много неизвестного и загадочного. 2. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
3. Словарная работа.Объясните ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем. 4. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным. 1 космонавт, 2 космонавта, 3, 4, 5. 1 ракета, 2 ракеты, 3., 4., 5. 1 космический корабль, 2., 3., 4., 5. 1 скафандр, 2., 3., 4., 5. 5. Упражнение «Один — много» на употребление мн. числа существительных в род. падеже.
Один космонавт — много космонавтов. Одна ракета — много ракет. И так далее. 6. Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать».
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5. (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе летать. (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
5 – земля, (Дети машут кистями рук, как бы прощаясь)
До свидания друзья!
7. Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
далёкий — близкий тесный —.
8. Игра «Сосчитай-ка»
Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).
Один большой метеорит, два больших метеорита,. , пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда,.
Одна быстрая ракета,.
Одна опытный космонавт,.
Одна далёкая планета,.
9. Игра «Составь предложение»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Предложить детям послушать предложение, в котором все слова
поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
10. Развитие логического мышления. Отгадай загадки.
Сверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в пустоте, Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной…
Эта межзвездная Вечная странница В небе ночном Только–только представится И улетает Надолго потом, Нам на прощанье Мерцая хвостом. (Комета)
Осколок от планеты Средь звезд несется где-то. Он много лет летит-летит, Космический…
Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам…
Ночью с Солнцем я меняюсь И на небе зажигаюсь. Сыплю мягкими лучами, Словно серебром. Полной быть могу ночами, А могу — серпом. (Луна)
Астроном -он звездочет, Знает все наперечет! Только лучше звезд видна В небе полная … (Луна)
Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется… (Земля)
Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает. (Солнце)По темному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит.
(Космонавт)
11. Стихи для чтения и заучивания наизусть
КОСМОНАВТ
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
В котле большом.
А рядом тускло светится
12. Текст для пересказа
ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
—Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё
мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи?
Что рассказал о звёздах лягушонок?
13. Задание “Нарисуй космос”
Фотоотчёт. Тема недели «Космос» Закончилась тематическая неделя «Космос». Беседы, рассматривание иллюстраций в альбомах, экскурсии, изобразительная деятельность, дидактические.
Конспект ОД по окружающему миру, аппликации и физической культуре Тема: «Путешествие в Космос!» Средняя группа Тип занятия: физкультурно-оздоровительный и познавательный. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время» Ход НОД. Загадываю детям загадку: Оно весь век бежит вперёд И никогда не устаёт. (Время) — Правильно отгадали, это время. Оно постоянно.
Конспект занятия по рисованию в младшей группе. Тема: «Чудо-подснежник». Конспект занятия рассчитано на два занятия: первое направлено на познавательное развитие, второе на художественно – эстетическое развитие.
Конспект занятия по рисованию в младшей группе. Тема: «Снегири и синички». Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закрепить навыки рисования,.
Конспект занятия в младшей группе: Тема: «Снегири и синички». Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Продолжать учить соотносить движения.
Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: — уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; — учить детей точно.
ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.
Планирование на неделю. Тема «Космос. Приведем планету в порядок» Планирование на неделю. Тема: «Космос» «Приведем планету в порядок»1 младшая группа Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе.
Тема недели «Этот загадочный космос» в младшей группе В течение недели проводили с детьми беседы о космосе, читали художественную литературу по теме, тем самым расширяли знания о космосе.
Источник