Лексическая тема: «Космос»
материал
Рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos_.docx | 130.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Космос»
космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).
осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться .
первый, космический, межпланетный, звёздное.
Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп .
Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.
— Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики .
— Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты .
— Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции .
— Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
— Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин .
— Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром .
— Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр .
— Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля .
— Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп .
Упражнение «Один — много» на употребление мн. числа существительных в родительном падеже.
Один космонавт — много космонавтов.
Одна ракета — много ракет и т.д.
«Составь предложение из слов».
Ракета, космос, летать, в.
Космонавт, в, летать, космос.
Развитие слухового внимания, памяти.
Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить . «Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду — Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» — решил он. «Что ты, что ты, — заскрипела карета, — мне не выдержать такого длинного путешествия — развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!» Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!» Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: «Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?» «10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве». Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?» Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. «
Вопросы после прочтения:
— Что наблюдал Звездочет ночью?
— Что он наблюдал днем?
— Куда решил полететь Звездочет?
— Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?
— Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
— Сколько времени понадобилось солнечному лучу?
Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5.
1 ракета, 2 ракеты, 3. 4. 5.
1 космический корабль, 2. 3. 4. 5.
1 скафандр, 2. 3. 4. 5.
Словесная игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
На корабле воздушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
У ракеты есть водитель,
А по-русски … (космонавт).
Игра «Скажи наоборот» Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Например:
далёкий — близкий, тесный — . , большой — . , улетать — . , высокий — . , взлетать — . известный — . , включать — . , тёмный — . , подниматься — . , яркий — .
Игра «Сосчитай -ка » Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными). Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита. пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда, .
Одна быстрая ракета, .
Один опытный космонавт, .
Одна далёкая планета, .
Игра «Составь предложение» Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание. Ход игры: Взрослый предлагает ребенку послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной. В. Степанов
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Текст для пересказа
Г. Цыферов ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи ?
Что рассказал о звёздах лягушонок
Совместно со своими детьми посмотрите развивающие документальные фильмы:
1. «Какие есть планеты»
2. «Космос, ракеты и другой космический транспорт»
3. «Планеты солнечной системы»
4. «География для самых маленьких»
5. «Астрономия для самых маленьких»
1.»Пеппа в космосе «Учим планеты солнечной системы»
2. «Увлекательное путешествие в Космос» 1 СЕРИЯ
3. «Увлекательное путешествие в Космос» 2 СЕРИЯ
3. Развивающий мультик для детей «Малыш космонавт»
4. «Панда Кики и Наша солнечная система»
Заучить считалки, с помощью таких считалок дети быстро запомнят порядок расположения планет Солнечной системы.
Светит Солнце, а вокруг
Есть планеты, девять штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас:
Номер «девять» звать Плутон.
Тот, кто лишний, выйди вон!
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Девять — дальше всех Плутон…
Кто не видит — выйдет вон!
Поиграйте в совместные игры:
Ход игры: играющие, делают ласточку и стоят на одной ноге, так, как можно дольше. Кто встал на вторую ногу, выходит из игры. Выигрывает тот, кто простоял на одной ноге дольше всех.
Ход: Ведущий бросает мяч игроку, называя слово по предложенной теме. Игрок ловит мяч и составляет предложение с данным словом, возвращая мяч ведущему. Ведущий посылает мяч следующему игроку с новым словом и т. д.
«Составить предложение из слов»
Космонавт, в, летать, космос.
Ракета, космос, лететь, в.
Луна, земля, меньше.
Луна, вращаться, земля, вокруг.
«Определи, что лишнее и почему»
Солнце, луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Лежит ковер, большой, большой, а не ступишь на него ногой.
По голубому блюду золотое яблочко катится.
Нарисуйте рисунок или изготовьте поделку на тему космоса, для лучшего закрепления материала.
Приятной творческой недели в изучении загадочного космоса совместно со своими малышами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное развитие интегративных качеств детей с ТНР возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работевсех .
Разнообразные и в том числе авторские игровые задания направлены на развитие языкового анализа у детей с нарушением речи помогут родителям и воспитателям в работе по лексической теме «Космос».
Презентация «Загадочный космос».
Материал содержит подборку стихотворений, художественной литературы, загадок, физминуток, конспектов занятий и бесед, дидактических игр по теме «Космос».
Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ.
дети должны знать существительные, глаголы и другие части речи, связанные с темой «Космос».
Дать элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей среднего дошкольного возраста о космосе, звезде Солнце, планете Земля с опорой на ведущие виды деятельности дошкольн.
Источник
Занятие по развитию речи. (Старшая логопедическая группа) Лексическая тема: Космос Космическое путешествие.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Космос всегда притягивал к себе внимание людей. Детям нравится слушать про космос, рассматривать иллюстрации, смотреть познавательные фильмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи.
(Старшая логопедическая группа)
Лексическая тема: Космос
Существительные: космос, космонавт, Гагарин, герой, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полёт, невесомость, планеты, звёзды, созвездия, Земля, Луна, Солнце, конструкторы, орбита и др.
Прилагательные: первый, космический, орбитальный, трудная, межпланетный, солнечный, земной, лунный, искусственный, межзвёздный и др.
Глаголы: осваивать, запускать, летать, выполнять, падать, взлетать, приземляться, прилуняться и др.
В. Ребята, я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие!
Скажите, пожалуйста, на чём мы полетим в космос?
В . А что мы с вами обязательно оденем при полёте в космос?
Упражнение с движениями:
Мы скафандры надеваем,
Чтобы в космос полететь.
Много нового узнаем,
Нужно только захотеть.
— Наш дружный экипаж к полёту готов. Внимание! Внимание! Отправляемся в полёт! (слайды звёздного неба).
В. Посмотрите вокруг, ребята, как много звёзд вокруг! Мир звёзд многообразен. В безоблачный вечер небо усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле, звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Звёзды могут быть разных цветов- голубые, красные, жёлтые, белые. Самые горячие – белые, а холодные_ красные. А также в космосе можно увидеть разные планеты.
Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет. И все вместе они составляют Солнечную систему (слайд солнечной системы).
Послушайте внимательно стихотворение о планетах:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. (Аркадий Хайт)
В. Ребята, пока вы слушали стихотворение, мы оказались на планете Меркурий (показать слайд).
Эта планета находится ближе всех к Солнцу. Она самая маленькая. Давайте ещё раз повторим название планеты.
(Дети выполняют задания на каждой планете).
На Меркурии они отгадывают загадки :
Самый первый в космосе Освещает ночью путь,
Летел с огромной скоростью Звёздам не даёт заснуть,
Отважный русский парень Пусть все спят, ей не до сна
Наш космонавт…(Гагарин) В небе не заснёт…(луна)
У ракеты есть водитель Чтобы глаз вооружить
Невесомости любитель. И со звёздами дружить
По-английски: «астронавт», Млечный путь увидеть чтоб
А по-русски…(космонавт). Нужен мощный…(телескоп)
Планета голубая, Океан бездонный,
Любимая, родная, Океан бескрайний
Она твоя, она моя Безвоздушный, тёмный,
И называется…(Земля) И необычайный,
В нём живут Вселенные,
Звёзды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.(космос)
В. Молодцы, ребята. И мы с вами летим на другую планету. Она называется – Венера (показать слайд). На этой планете очень жарко. Давайте ещё раз повторим название планеты и запомним его.
Для того, чтобы улететь с этой планеты вам надо выполнить некоторые задания.
Игра «Скажи наоборот»:
День –…ночь, Светло –…темно, Улетать –…прилетать, Прилуниться – …приземлиться, Далеко -… близко, Высоко -…низко, Тесно -…свободно.
Игра «Добавь нужное слово»
В космос летает… (космонавт)
В. Очень хорошо, мои дорогие. И мы с вами перелетаем на следующую планету. Она называется – Марс (показать слайд).
Марс планета красного цвета. Её можно увидеть на небе, когда нет туч и тихая погода.
Вы устали. Давайте сделаем с вами космическую физкультминутку:
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(потянуться – руки вверх)
А внизу леса, поля –
(руки развести в стороны)
Ну что, мои хорошие, отдохнули? Наступила пора лететь дальше. Пока мы летим, немного побеседуем:
— Вы знаете, кто был первым космонавтом? (ответы детей)
Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А. Гагарин совершил полёт в космос ( показать слайд). С тех пор наша страна в это день отмечает День космонавтики. Я вам предлагаю послушать стихотворение про Ю.А Гагарина.
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Итак, ребята, посмотрите, мы с вами прилетели на планету, которая называется Юпитер (показать слайд).
На этой планете мы с вами поиграем и полетим дальше:
«Составь предложение, используя картинки».
- Картинка с ракетой. Предложение: Ракета летит в космос.
- …. скафандр Космонавт надевает скафандр.
- …..луна В небе светит луна.
- …. созвездия Из звёзд состоят созвездия.
Игра «Есть – нет» (родительный падеж)
Космонавт – нет космонавта
Спутник – нет спутника
Корабль – нет корабля
Звезда – нет звезды
В. Всё очень хорошо и мы с вами покидаем планету Юпитер и летим на планету Сатурн (показать слайд). Сатурн очень красивая планета. Её окружают кольца. Давайте ещё раз произнесём название этой планеты.
На этой планете вы тоже выполните некоторые задания:
Игра «Один-много» (множественное число)
Ракета – ракеты, комета – кометы, космонавт – космонавты, спутник – спутники, корабль – корабли, космонавт-космонавты, звезда-звёзды, планета-планеты и др.
Игра «Летает – не летает» Послушайте внимательно, если я скажу слово, что летает – вы поднимаете руки. Что не летает – руки поднимать не надо.
— Самолёт летает. Летает
— Космонавт летает. Летает
— Луноход летает. Не летает
— Спутник летает. Летает
— Ракета летает. Летает
— Звезда летает. Не летает и т.д.
В. Вы всё внимательно слушали и правильно делали, и мы с вами летим на следующую планету. Она называется – Уран (показать слайд).
Это седьмая планета по удалённости от Солнца. На ней очень холодно и сухо.
Чтобы нам с вами не замёрзнуть, сделаем несколько физических упражнений.
К полёту мы готовы ( вращают кистями перед грудью и
Заводим мы моторы произносят звук «Р-р!»
Ввысь, ракета, лети, соединяют ладони перед собой, как бы
образуя нос ракеты, и легко бегают
На орбиту выходи. врассыпную по залу.
Вокруг планеты облетели Останавливаются и приседают на колени ,
И опять на землю сели соединённые руки держат над головой.
И немного поиграем.
Одна ракета, две…, три…, четыре…, пять….
Один космонавт, два…, три…, четыре…, пять….
Одна большая звезда, две…, три…, четыре…, пять….
Одна космическая станция, две…, три…, четыре…, пять…
В. Ребята, нам осталось долететь ещё до двух планет. Это Нептун и Плутон. Правда, Плутон перестали считать планетой, но мы всё рано побываем на нём. Это самые дальние планеты и на них тоже очень холодно.
Чтобы согреться, выполняем задания:
Игра «Назови ласково»
Например: Звезда – звёздочка
Самолёт – самолётик и т. д.
Игра «Что лишнее и почему?»
Солнце, Луна, лампа
Звезда, планета, ракета
Прилуниться, припоздниться, приземлиться
Марс, Сатурн, ракета, Меркурий и др.
В. Молодцы, ребята, с заданиями справились. И настало время лететь дальше.
Отгадайте, на какую, планету мы сейчас полетим?
Эта планета — любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живём.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята?
В. Правильно. Это наша прекрасная Земля (показать слайд)
Посмотрите в иллюминаторе, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
Вы знаете, мои хорошие, что у Земли есть свой спутник. Я вам загадаю загадку. Когда вы её отгадаете, узнаем, как он называется.
Только лучше звёзд видна
В небе полная…(луна)
В. Правильно. Ребята к нам с Луны прилетел её житель – Лунтик. И он хочет с вами поиграть.
- Самая большая и горячая звезда Вселенной? (Солнце)
- Человек, который летает в космос? (космонавт)
- Как называется летательный аппарат, в котором летают в космос? (Ракета)
- Как зовут человека, который полетел в космос первым? (Ю. А. Гагарин)
- Кто ещё побывал в космосе кроме людей? (собаки Лайка, Белка, Стрелка, мыши, крысы)
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полёт? («Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики)
- Ты бы хотел стать космонавтом? Почему?
- Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?
Ребята, послушайте стихотворение о нашей прекрасной Земле (слайд поле цветов, лес и др.)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)
В. Ребята, Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам понравилось, запомнилось больше в этом путешествии? (Ответы детей)
Источник