Конспект занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос»
Ольга Гончаренко
Конспект занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос»
Конспект занятия на тему: Полет в Космос
Цель: формирование знаний детей о Космосе, Дне Космонавтики.
коррекционно –образовательные: — познакомить детей с праздником — День Космонавтики;
— формировать умение различать правую и левую руку;
коррекционно – развивающие: — развивать знания детей о Космосе, планетах и других космических телах, о первом полете человека в Космос;
-совершенствовать навыки согласования существительных с прилагательными и числительными от 1 до 5;
— формировать умение расшифровать предложения, возвращая им правильный смысл;
— развивать аналитические способности детей (деление слов на слоги, определение количества слов в предложении);
— развивать мелкую моторику пальцев.
коррекционно –воспитательные: — воспитывать у детей интерес к событиям в истории родной страны, воспитывать гордость за страну и ее героев.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование: задание «Найди различия» (тема «Космос», колючие мячики, предметные картинки с изображением планет, космических тел, космонавтом, фотография Ю. А. Гагарина.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Дети здороваются с Топ – Топом, тот предлагает им найти отличия между картинками (на космическую тему).
II. Основная часть.
1. Объявление темы.
— Послушайте стихотворение и расскажите о чем оно.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
— Сегодня на занятии мы поговорим о Космосе, о том, что можно увидеть в Космосе.
2. Вводная беседа.
С давних пор человека интересовало то, что находится в небе. Люди смотрели на небо и гадали, что же находится там, за облаками, у Солнца.
Время шло. Люди узнали, что они живут на планете и называется она Земля. Земля крутится вокруг огромной раскаленной звезды – Солнце. Кроме нашей планеты есть и другие планеты, которые кружатся вокруг Солнца – Венера, Юпитер, Нептун, Марс, Плутон, Меркурий, Сатурн, Уран. Эти планеты разного размера, разного цвета, они состоят из разных частиц. Только на Земле есть жизнь, на Земле живут люди, животные, птицы, насекомые, рыбы.
Люди узнали названия всех планет Солнечной Системы, узнали, что у планет есть спутники, например, у Земли – спутник Луна, которую мы может увидеть ночью. 12 апреля 1961 года впервые человек – Ю. А, Гагарин совершил полет в Космос на космическом корабле «Восток».
3. Развитие лексико – грамматических категорий.
3.1. Игра «Подбери признак».
— Расскажите, какие эти предметы.
Солнце – огромное, яркое, горячее, раскаленное, далекое …
Космонавт –
3.2. Игра «Сосчитай-ка».
— Посчитайте от 1до 5 слова.Например: Одна комета, две кометы, три кометы, четыре кометы, пять комет.
Космонавт
4. Физкультминутка «Полетели!».
(поочередно разгибают большой,, указательный и средний палец на обеих руках)
(большим пальцем на обеих руках «нажимаем» на кнопку)
В космос полетели мы.
(руки опускаем вдоль туловища, ноги ставим вместе)
Полетели на ракета,
(сводят руки над головой)
Оказались на планете.
(рисуют вытянутыми руками круглую планету)
Здесь цветут цветы,
(поочередно загибают пальцы на правой, а потом на левой руке на каждую строчку)
Много здесь воды,
Птицы распевают здесь
Растет здесь дивный лес,
В лесу полно чудес,
Животных самых разных
В лесу не перечесть.
И знает каждый малый,
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
(делают движения указательным пальцем два раза от себя и один раз на себя)
(рисуют круг перед собой)
(разводят руки перед собой)
5. Развитие аналитических способностей, мышления, грамматически правильной речи и словаря.
5.1. Игра «Посчитай количество слогов в слове».
Солнце Луна космонавт
Земля луноход комета
Планета ракета звезды
5.2. Игра «Расшифруй предложение».
— Расшифруйте ошибки Незнайки и посчитайте количество слов в каждом предложении.
Луна прилетела с Лунтика. Земля — это спутник Луны. Планеты учили Мишу. Ночью на звездах сверкает небо. Марс стартовал на ракету. Плутон рисовал Володю.
5.3. Игра «Скажи наоборот» (с колючим мячиком).
— Возьмите мяч в правую руку, повторите за мной слово и подберите слово наоборот, назовите его, переложив мячик в левую руку.
Далекий – близкий высокий —
III. Итог занятия.
— Вспомните, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии. Как называется наша планета? Какие еще планеты вы запомнили? Какой транспорт может полететь в Космос?
Акция «Мирный космос» Цель: познакомить детей с российским праздником — День космонавтики, с первыми космонавтами. План работы. Беседа с детьми «Первые в космосе».
Проект «Космос» — знакомство детей младшей группы с праздником День космонавтики. Проект «Космос»Паспорт проекта: 1. тема проекта: 12 апреля – день космонавтики. 2. Тип проекта: творческий, краткосрочный, групповой. 3.
Источник
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Космическое путешествие» для старшей группы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по формирование лексико- грамматических категорий расчитан для воспитанников старшей группы детского сада. Все поставленные задачи реализуются через игровую ситуацию с хорошо знакомым мультяшным героем «Лунтиком». Детям предлагаетсчя отправится в космическое путешествие через выполнение заданий, упражнений и гимнастик направленных на развитие речи. В ходе путешествия дети выполняют задания как самостоятельно, так и разбиваясь на микро-группы, составляют описательный рассказ о сезонах на планете Земля с опорой на схему. Играют в дидактические игры такие как «Подбери словечко» (учатся употреблять существительные в родительном падеже множественного числа), «Посмотри и назови», выполнятю артикуляционную гимнастику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД для старшей группы по развитию речи, развитию лексико-грамматических категорий «Космическое путешествие» | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космическое путешествие» (старшая группа) .
— закрепить представления детей о космосе ;
-совершенствовать умение составлять описательный рассказ;
-закрепить знания о временах года;
— закрепить умения: подбирать признак к предмету, родственные слова, употреблять сущ. в родительном падеже множественного числа,
— формировать умение работать в микро — группе;
-развивать у детей любознательность, воспитывать у детей самоконтроль за речью, уважительное отношение друг к другу.
Изображение и макет космического корабля – ракеты , космонавта, предметные картинки с изображением космических тел, созвездий и космической техники; картинки с изображением сезонов года: осень, зима, весна, лето; схемы-опоры для составления рассказа, кукла Лунтик.
В: — Здравствуйте ребята! Поздороваемся с нашими гостями. Для того чтобы узнать о чем сегодня мы с вами будем говорить, я предлагаю отгадать загадку.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. ( космос )
Воспитатель: Вы слышали, что это за звук? Как-будто кто упал.(вносит в группу куклу Лунтик).
-Ребята, к нам прибыл гость. Кто же он? А от куда же он, где он живет?( ответы детей )
( Лунтик здоровается с детьми ) Лунтик: — А на какую планету я попал? ( ответы детей) Я никогда не был на земле, она такая красивая, голубая планета. Я ничего не знаю о вашей планете. Не могли бы вы рассказать о ней.
В. : -Конечно, Лунтик, дети с удовольствием расскажут тебе о временах года , которые бывают на нашей планете Земля.
Д.И. «Подбери словечко» (зима какая?, осень какая. )
( дети разбиваются на 4 пары им раздаются картинки с изображением времён года: лето, осень, зима, весна, они составляют рассказ с опорой на схему) « Осень » (Примерный рассказ по схеме) Осенью солнышко светит, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой». Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов. « Зима » Зима — самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. На деревьях лежит иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц — снегири. Люди надевают теплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки. Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый лучший праздник — Новый год. « Весна » Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые. « Лето »….
В: Ребята, Лунтику очень понравились ваши рассказы о временах года, которые бывают на планете Земля, но он говорит, что в космосе можно тоже встретить много интересного и красивого. Он приглашает нас в космическое путешествие. Вы согласны ? (Да)
В : Скажите, а на чем мы полетим? На вертолёте, самолёте…? ( ответы детей )
В : Тогда, давайте его построим.(артикуляционная гимнастика)
Мы ракету мастерим (и-у)
Молоточками стучим (ддддд)
Гайки все мы завинтим (язык по кругу)
Дружно в космос полетим (вверх-вниз)
Как гудит ракета (у-у-у)
Гул стоит на всю страну.
В : Здорово, космический корабль мы построили. Но космический корабль необычный , его нужно заправить. А для этого мы поиграем в игру.
Д.И. «Родственные слова» ( воспитатель показывает картинки, дети подбирают слова родственники к словам: звезда, космос, планета )
В. — но посмотрите на нашу одежду, можно ли в ней отправиться в космос ? ( ответы детей )
В .:- Нет. Нужна специальная одежда, скафандр и космический шлем . Представим, что наша одежда стала космической.
1,2,3,4,5-
Начинаем колдовать!
Наши дети изменились-
В космонавтов превратились!
В. приглашает детей подойти к ракете. Займите свои места. (Дети становятся в круг берутся за руки) Все готовы, закрываем глазки, начинаем обратный отсчет : 5, 4, 3, 2, 1 — пуск! Ну, вот , мыс вами и в космосе.
В : А каким должен быть космонавт ?
Д.И. «Подбери словечко» ( передают массажный мяч «космический камень» и подбирают прилагательные: смелым, сильным, умным, сообразительным, храбрым, отважным, умелым…)
В : Посмотрите в элюминатор и скажите чего в космосе много? (воспитатель каждому раздаёт картинки с изображением звезд, метеоритов, комет, планет и т.д. дети составляют предложения)(Я в космосе вижу много звёзд. Я вижу в космосе много метеоритов….) Употребление сущ. в родительном падеже множественного числа.
В. Ребята, а я вижу красную планету? Как она называется? (марс) Как называют жителей этой планеты? (марсиане), а земли (земляне). А ещё мы пролетаем рядом с удивительной планетой у которой есть кольцо. Как же она называется? (сатурн). А это, что такое?
Лунтик:- Ура, да это же моя любимая луна! Давайте прилунимся, сделаем остановку и разомнёмся.
В.: Давайте вспомним, какие планеты вращаются вокруг солнца.
На луне жил звездочёт — ( «Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт : (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны)
В. – жители луны приготовили нам задания Д.И. «Посмотри и назови» ( Детям раздаются картинки с изображением разных предметов созвездий, ракет, спутников…)
— Возьмите по одной картинке и скажите, сколько предметов на ней нарисовано. (Один спутник, два спутника, пять спутников и т.д.)
В. -Пора нам ребята возвращаться на свою планету. Как же она называется? ( Земля ). Пришла пора прощаться с Лунтиком.
В. –До свидания Лунтик, мы будем скучать и ждать тебя снова в гости! Занимайте места на космическом корабле . 5-4-3-2-1 Пуск.
Вам понравилась наше путешествие? Что мы видели в космосе? Космос какой? ( Подбор прилагательных ответы детей ) Ну вот и пришла пора прощаться с Лунтиком. Спасибо вам, за замечательное путешествие.
Источник
Лексическая тема «Космос».
презентация по логопедии
Развитие лексико-грамматического строя речи, слухового внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.ppt | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Космос. Космос — это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми небесными телами. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостовые кометы, метеориты — всё это и есть Космос .
Космос. 12 апреля — день космонавтики. Первым человеком, покорившим космос, был советский космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин. А это собаки Белка и Стрелка. Они совершили первый успешный полёт с возвращением на Землю. Для полёта в космос люди построили космическую ракету.
Игра «Жадины». (согласование местоимений с существительными в мужском, женском и среднем роде).
Игра «Хвастуны». (Взрослый выбирает левый столбик картинок, а ребёнок — правый. Взрослый говорит, что у него только одна звезда, а ребёнок «хвастется», что у него много звёзд и т.д.)
Игра «Помоги инопланетянину». (Инопланетянин побывал на нашей планете и решил рассказать своим друзьям о том,что увидел. Но он забыл некоторые слова. Помоги ему, исправь его ошибки). Взрослый может произносить предложение по слогам — как инопланетянин . летит на . носит (пожарный костюм). Ночью на небе появляются (фонарики).
Игра «Вредина». (Подбор антонимов. Левый столбик слов говорит взрослый, ребёнок «вредничает», говорит наоборот. Если не может подобрать нужное слово, взрослый помогает). Слова: близкий, тусклый, прилетать, посадка, медленный, финиш. Далёкий Яркий Улетать Взлёт Быстрый Старт
Космос. (Образование прилагательных от существительных). Если луч от солнца, значит он какой? (солнечный) Если это затмение луны, значит оно какое? (лунное) Если на небе много звёзд, значит оно какое? (звёздное)
Игра «хлопни — топни». (Взрослый говорит: «Я буду сейчас говорить слова, а ты, когда услышишь «космическое» слово — хлопни, а когда услышишь другое слово — топни). «космические» — слова, которые связаны с космосом. Космонавт, продавец, скафандр, халат, луноход, снегоход, ракета, комета, планета, конфета, космодром, аэродром, Луна, метла, звёзды, метеорит, созвездие, шлем, шмель, невесомость.
Космос. Презентацию составила учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Петродворцового района «Доверие» Бузлаева И.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме «Домашние животные».
Конспект занятия по лексической теме «Фрукты».
Пальчиковые игры по теме «Времена года». Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето.
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло.
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н.
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую.
Источник