Лексико-грамматические упражнения на тему: « Космос»
Лексико-грамматические упражнения на тему: « Космос»
Логопедические пятиминутки «Космос»
- Артикуляционная гимнастика «Полет в космос»
— Представь, что мы вместе с космонавтами отправляемся в космическое путешествие. Сначала подготовим ракету к полету, почистим моторы (упр-е «Почистим зубки») и уберемся внутри корабля (упр-е «Маляры), теперь продуем турбины (упр-е «»Кто раньше загонит мяч?»). Проверяем подготовку космонавтов: как у них развито дыхание («упр-е «Фокус»), насколько они выносливы (упр-е «Язычок – силач»), как они выдерживают космическую невесомость (упр-е «Качели»). Космонавты к полету готовы! Теперь в космос! Запускаем моторы (упр-е «Барабанщик»). Выходим на орбиту (упр-е «Орешек»). Приземлились на планете Марс, вышли из корабля в открытый космос (упр-я «Лопаточка »). Сделали снимки планеты (упр-е «Лошадка»), возвращаемся на Землю (упр-е «Катушка»).
- БЕСЕДА. Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми.
— Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики.
— Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
— Расскажите ребёнку о первом космонавте –Юрии Гагарине.
— Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.
— Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали:
-Какой праздник отмечают 12 апреля?
-Что такое космос? / Космос –это то, что окружает землю и другие планеты./
-Что люди запускают в космос? \ Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции./
-Как называют человека, который летит на ракете в космос? \ Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом \
.-Кто был первым космонавтом?
-Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? / Это место называется космодром./
-Что надевает космонавт для полёта в космос? \ Космонавт надевает космический скафандр./
-Как называется планета, на которой мы живём?
-Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну и другие планеты? / Телескоп./
Ввести в словарь:
— существительные: космос, планета, звезда, Земля, Луна, Солнце, космонавт, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет;
— прилагательные: первый, космический, искусственный, межзвёздный, лунный, земной, межпланетный;
— глаголы: запускать, лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать
- Пальчиковая гимнастика «Космическое путешествие»
Космонавтом хочешь стать? (ритмично сжимать-разжимать руки в кулаки)
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать. (руки поставить на локти, ладони смотрят друг на друга)
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать. (Выполнять движения по тексту.)
Раз, два, три, четыре, пять – (По одному загибают пальчики на обеих руках.)
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит, (Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»).
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну.
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
- Игра «Скажи наоборот» (антонимы):
далёкий —близкий тесный —. большой —. улетать —. высокий —.
взлетать —. известный —. включать —. тёмный —. яркий —..
( Детям подготовит. группы надо подобрать слово-предмет к каждому из перечисленных слов. Например: известный космонавт )
- Игра «Сосчитай -ка » (согласование сущ. с числ.).
Например: Один (большой) метеорит, два метеорита. пять метеоритов.
Одна (яркая) звезда, . Одна (быстрая) ракета, . Один (опытный) космонавт, . Одна ( далёкая) планета, ..
/ Дети подготов. группы берут словосочетание прилагат.+ сущ./
- Образуй слово: -Какой ветер на Земле? -……. – Какой грунт на Луне? -….-Какие вихри на Солнце? -..
- Физкультминутка«Созвездия».Координация речи с движением
Над Землёю ночью поздней, (руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись за руками вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки сжать в кулаки)
Рядом кажутся они. (руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на часах, (наклон вперед, руки машут: «тик-так»)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (ноги на ширине плеч, руки в стороны, покачаться)
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд, (руки вниз, голову поднять вверх)
Ты увидишь, словно гроздья, (потянулись вверх за руками)
Там созвездия висят. (руками «берём» созвездия)
- Игра «Собери предложение»
Луна, это, Земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Светить, Луна, ночь.
Космонавт, космос, в , летать.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
В, космонавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родная, на, космонавты, Земля, возвращаться.
- Отгадай и выучи загадки:
— Ночью светит нам она — Светит, сверкает, всех согревает. ( Солнце)
Белолицая….( Луна) — Рассыпался горох на тысячи дорог .( Звёзды)
- Игра «Подбери признак» Формировать умение подбирать слова, отвечающие на вопросы:
«Какая? Какое? Какой? Какие?» / Согласов. сущ. с прилаг. /
Источник
Лексико — грамматические игры и задания по теме космос
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Игры и упражнения по теме » Космос» для детей старших и подготовительных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лексико — грамматические игры и упражнения для детей ст. и подгот. гр по теме «Космос» | 167.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель : учитель – логопед Шубина А.И.
Имена существительные : Космос, космонавт, ракета, планета, корабль, спутник, полет, звезда, комета, метеорит, созвездие, луна, солнце, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Венера, Земля;. Команда, галактика, планетарий станция (орбитальная), орбита, вселенная, солнечная система, притяжение, спутник, обсерватория, метеориты
Глаголы: Лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать. Осваивать, запускать, подниматься, выходить; взвешивать
Имена прилагательные : Солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный, первый, орбитальный, галактический, метеоритный, искусственный, небесный, далекий.
Наречия: Старательно, слаженно, умело, аккуратно, культурно, быстро, бережно.
— образование существ. единств. и множественного числа имен. падежа: космонавт – космонавты, спутник – спутники, ракета – ракеты…и т. д.
Источник
Конспект занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос»
Ольга Гончаренко
Конспект занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос»
Конспект занятия на тему: Полет в Космос
Цель: формирование знаний детей о Космосе, Дне Космонавтики.
коррекционно –образовательные: — познакомить детей с праздником — День Космонавтики;
— формировать умение различать правую и левую руку;
коррекционно – развивающие: — развивать знания детей о Космосе, планетах и других космических телах, о первом полете человека в Космос;
-совершенствовать навыки согласования существительных с прилагательными и числительными от 1 до 5;
— формировать умение расшифровать предложения, возвращая им правильный смысл;
— развивать аналитические способности детей (деление слов на слоги, определение количества слов в предложении);
— развивать мелкую моторику пальцев.
коррекционно –воспитательные: — воспитывать у детей интерес к событиям в истории родной страны, воспитывать гордость за страну и ее героев.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование: задание «Найди различия» (тема «Космос», колючие мячики, предметные картинки с изображением планет, космических тел, космонавтом, фотография Ю. А. Гагарина.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Дети здороваются с Топ – Топом, тот предлагает им найти отличия между картинками (на космическую тему).
II. Основная часть.
1. Объявление темы.
— Послушайте стихотворение и расскажите о чем оно.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
— Сегодня на занятии мы поговорим о Космосе, о том, что можно увидеть в Космосе.
2. Вводная беседа.
С давних пор человека интересовало то, что находится в небе. Люди смотрели на небо и гадали, что же находится там, за облаками, у Солнца.
Время шло. Люди узнали, что они живут на планете и называется она Земля. Земля крутится вокруг огромной раскаленной звезды – Солнце. Кроме нашей планеты есть и другие планеты, которые кружатся вокруг Солнца – Венера, Юпитер, Нептун, Марс, Плутон, Меркурий, Сатурн, Уран. Эти планеты разного размера, разного цвета, они состоят из разных частиц. Только на Земле есть жизнь, на Земле живут люди, животные, птицы, насекомые, рыбы.
Люди узнали названия всех планет Солнечной Системы, узнали, что у планет есть спутники, например, у Земли – спутник Луна, которую мы может увидеть ночью. 12 апреля 1961 года впервые человек – Ю. А, Гагарин совершил полет в Космос на космическом корабле «Восток».
3. Развитие лексико – грамматических категорий.
3.1. Игра «Подбери признак».
— Расскажите, какие эти предметы.
Солнце – огромное, яркое, горячее, раскаленное, далекое …
Космонавт –
3.2. Игра «Сосчитай-ка».
— Посчитайте от 1до 5 слова.Например: Одна комета, две кометы, три кометы, четыре кометы, пять комет.
Космонавт
4. Физкультминутка «Полетели!».
(поочередно разгибают большой,, указательный и средний палец на обеих руках)
(большим пальцем на обеих руках «нажимаем» на кнопку)
В космос полетели мы.
(руки опускаем вдоль туловища, ноги ставим вместе)
Полетели на ракета,
(сводят руки над головой)
Оказались на планете.
(рисуют вытянутыми руками круглую планету)
Здесь цветут цветы,
(поочередно загибают пальцы на правой, а потом на левой руке на каждую строчку)
Много здесь воды,
Птицы распевают здесь
Растет здесь дивный лес,
В лесу полно чудес,
Животных самых разных
В лесу не перечесть.
И знает каждый малый,
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
(делают движения указательным пальцем два раза от себя и один раз на себя)
(рисуют круг перед собой)
(разводят руки перед собой)
5. Развитие аналитических способностей, мышления, грамматически правильной речи и словаря.
5.1. Игра «Посчитай количество слогов в слове».
Солнце Луна космонавт
Земля луноход комета
Планета ракета звезды
5.2. Игра «Расшифруй предложение».
— Расшифруйте ошибки Незнайки и посчитайте количество слов в каждом предложении.
Луна прилетела с Лунтика. Земля — это спутник Луны. Планеты учили Мишу. Ночью на звездах сверкает небо. Марс стартовал на ракету. Плутон рисовал Володю.
5.3. Игра «Скажи наоборот» (с колючим мячиком).
— Возьмите мяч в правую руку, повторите за мной слово и подберите слово наоборот, назовите его, переложив мячик в левую руку.
Далекий – близкий высокий —
III. Итог занятия.
— Вспомните, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии. Как называется наша планета? Какие еще планеты вы запомнили? Какой транспорт может полететь в Космос?
Акция «Мирный космос» Цель: познакомить детей с российским праздником — День космонавтики, с первыми космонавтами. План работы. Беседа с детьми «Первые в космосе».
Проект «Космос» — знакомство детей младшей группы с праздником День космонавтики. Проект «Космос»Паспорт проекта: 1. тема проекта: 12 апреля – день космонавтики. 2. Тип проекта: творческий, краткосрочный, групповой. 3.
Источник